Оценка качества образовательного процесса в высшем учебном заведении и предложения по его совершенствованию (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального
университета)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 6
1.1 Сущность понятия качества образования 6
1.2 Критерии оценки качества образования 12
1.3 Инструменты оценки качества образования 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ФГАОУ ВО
ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 26
2.1 Краткая характеристика ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского
(Приволжского) федерального университета 26
2.2 Анализ внутренних систем оценки качества образования ФГАОУ ВО
Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета 32
2.3 Анализ внешних систем оценки качества образования ФГАОУ ВО Елабужского
института Казанского (Приволжского) федерального университета 37
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 56
3.1 Проблемы качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском
институте Казанского (Приволжского) федерального университета 56
3.2 Рекомендации и мероприятия направленные на совершенствование качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском институте Казанского
(Приволжского) федерального университета 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях активного развития конкуренции среди высших учебных заведений на государственном и международном уровнях, ужесточения требований к информационной открытости и публичности их деятельности, наблюдается острая необходимость высших учебных заведений в оценке. Непосредственно оценка позволяет отвечать потребностям бурного развития, как высших учебных заведений, так и системы высшего образования в целом.
Оценка качества образовательного процесса производится комплексно, позволяя проанализировать высшее учебное заведение по всем направлениям его деятельности. Кроме того, необходимость оценки качества образования определяется в установлении рейтинга образовательной организации в отечественной и мировой образовательных системах, преследуя цель поддерживания и повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения, для определения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, а также для стимулирования повышения позиции университета.
На сегодняшний день проблема высших учебных заведений, связанная с оценкой качества образования, является актуальной не только в России, но и за рубежом. Данной проблеме приурочены работы таких ученных, как С.Е. Шишова [38], В.А. Кальнея [38], А.С. Запесоцкого [20], Г.А. Бордовского[15], А.А.Нестерова [15], С.Ю. Трапицына [15], Л.Н. Давыдовой [18], А.И. Субетто [34], В.М. Полонского [31], В.В. Печатного [29], Т.С. Плачинды [30], Т.С.Еремеевой [19] и многих других. Каждый из вышеупомянутых авторов предлагает свой подход к оценке качества образования. Таким образом, объединение этих подходов, позволит обеспечить должное качество образования. Однако сегодня единая система оценки качества образования высшего учебного заведения так и не определена.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение оценки качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института
Казанского (Приволжского) федерального университета и формирование предложений по его совершенствованию.
Для реализации сформированной цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты оценки качества образования и определить основные направления по организации системы менеджмента качества высшего учебного заведения;
- оценить качество образовательного процесса ФГ АОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета;
- выявить проблемы качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета;
- предложить рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Объектом исследования является ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.
Предметом исследования выступает качество образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском институте Казанского федерального университета.
В ходе исследования использованы такие методы работы как теоретический анализ и обобщение научной литературы, материалов интернет сети; теоретический анализ педагогических идей; исследование и синтез опыта педагогов-новаторов и педагогов-практиков; анализ результатов показателей и полученных данных.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработанные предложения позволят совершенствовать качество образовательного процесса, а внедрение новой системы оценки будет способствовать комплексной оценке качества образования и позволит выявлять проблемы или отклонения от эталонных показателей таких аспектов как качество условий образования и качество образовательного процесса.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании результатов качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, за счет предложенных рекомендаций по ее улучшению.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы оценки качества образования в высшем учебном заведении. Представлена сущность понятия «качества образования», а также изучены подходы к определению критерий оценки качества образования и современные инструменты оценки качества образования в высшем учебном заведении.
Вторая глава посвящена изучению структуры и основных направлений деятельности, а также анализу результатов оценки качества образования ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета и разработан ряд рекомендаций направленный на его совершенствование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Необходимость определения понятия «оценка качества образования» обусловлена укреплением рейтинга образовательной организации в отечественной и мировой образовательных системах, преследуя цель поддерживания и повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения, для определения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, а также для стимулирования повышения позиции университета. В качестве методов по оценке качества образовательного процесса, осуществляемых в ходе контроля за деятельностью высшего учебного заведения, вступают следующие инструменты: самооценка, аудит, государственная аккредитация, оценка, рейтинг, а также мониторинг.
Подходы к оцениванию качества образования подразделяются на внешний и внутренний.
Внешняя оценка качества образования осуществляется государством, производством, обществом и личностью. Заинтересованность государства в оценке качества предоставляемого образования заключается в ответственности за реализацию конституционных прав граждан, стабильность и конкурентоспособность экономики РФ, а также потребности народа, которые связаны с образованием.
Внутренняя система качества образования в вузе осуществляется за счет систем оценки качества образования и позволяет определить уровень сформированности компетенций обучающихся и выпускников, а также провести оценку качества знаний, умений и навыков студентов, и стимулировать их к самостоятельной подготовке.
Одним из наиболее важных значений при проведении оценки качества образовательного процесса являются критерии, отражающие признак степени соответствия системы высшего образования установленным государственным стандартам, которые необходимы для определения позиции образовательной организации и выступают индикаторами качества образования. В большинстве
случаев критериями контроля качества высшего образования являются содержание образования, студенты, выпускники, профессорскопреподавательский, подготовка к осуществлению профессиональной деятельности, финансовое обеспечение, научно-исследовательская деятельность. Данная системы критериев содействует увеличению рейтинга отечественного высшего образования и ее интеграции на международном рынке.
Объектом исследования выступил ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, миссия которого заключается: в научном и методическом обеспечении инновационного
обновления образовательных систем; осознании и решении технических, технологических, социальных и гуманитарных проблем, содействуя прогрессу общества и улучшению жизни людей; внесении вклада в укрепление демократических традиций в обществе, гуманизации общества и обеспечение приоритета прав человека; укреплении своей автономии и самостоятельности; содействии культурному развитию народов России, их взаимодействии; осознании приоритетности общечеловеческих ценностей.
На сегодняшний день высшие учебные заведения отвечающие современным условиям должны располагать системой менеджмента качества, которая в свою очередь отражает требования по совершенствованию качества подготовки обучающихся и выпускников, призванных обеспечить создание инновационной экономики Приволжского федерального округа. Сегодня документально оформлена и находится в рабочем состоянии система менеджмента качества в Елабужском институте Казанского (Приолжского) федерального университета.
Результативность системы менеджмента качества каждый раз совершенствуются в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования».
От оценки зависит достижение высокого уровня качества. Изучив характеристику Елабужского института КФУ, можно отметить, что оценка качества образования студентов данного высшего учебного заведения подразделяется на:
- внутреннюю - внутривузовское компьютерное тестирование (фонд оценочных средств), балльно-рейтинговая система;
- внешнюю - проведение федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования, государственной аккредитации, а также мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.
Был проведен анализ вышеуказанных систем оценки качества образования и наибольшими положительными моментами отмечен мониторинг эффективности деятельности образовательной организации. На основании этого, было принято решение детально рассмотреть показатели данного мониторинга, с помощью сравнительной характеристики Елабужского института с ведущими университетами России. Исследование показало, что комплексная оценка деятельности вуза позволяет оценить деятельность образовательной организации по всем направлениям и предупредить снижение качества образования. Также было отмечено, что данные значений показателей по данному мониторингу позволяют определить уровень конкурентоспособности образовательной организации в той или иной области.
Также в ходе изучения внутренних систем оценки качества было выявлено, что они нацелены лишь на результат качества образования. Это выступает в качестве проблемы для комплексной оценки качества образовательных процессов.
По выявленным недостаткам внутренних систем оценки качества высшего образования были разработаны рекомендации по их усовершенствованию и мероприятия по созданию новых систем оценивания качества образования.
1. «Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета.
2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3. «ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования», 01.01.2013.
4. «Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31402) // Российская газета.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 29.07.2005 N 215 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц (Зарегистрировано в Минюсте России) // Российская газета.
6. Положение об организации и проведении федерального интернетэкзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) (Утверждено НИИ мониторинга качества образования).
7. Устав ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 13 июля 2015 г. № 714.
8. Положение о Елабужском институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Утверждено решение ученого совета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» протокол от 29.09.2015 г. №6).
9. Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения
текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
(Утверждено решение ученого совета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» протокол от 14.12.2015 г. № 0.1.1.67-06/241/15).
10. Регламент о балльно-рейгинговой системе оценки знаний
обучающихся в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский
(Приволжский) федеральный университет» (в редакции принятой Учебнометодическим советом от 27 апреля 2012 года, протокол №2).
11. Приказ № 01—06/383 от 01.09.2011 «О филиале КФУ в г. Елабуга.
12. Руководство по качеству Казанского (Приволжского) федерального университета (Утверждено решение ученого совета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» протокол от 15.12.2012 г.).
Научная и учебная литература:
13. Артемьева, Е.Н. Рейтинг вуза как инструмент оценки качества образования / Е.Н. Артемьева, Е.А. Фролова. - Инноватика и управление качеством, 2010. - с. 351-355.
14. Богдан, Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе / Н.В. Богдан // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2010. - №3 (179). - С. 42-45.
15. Бордовской, Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовской, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
16. Войниленко Н.В. Формирование системы оценивания качества образования на ступени начального общего образования / Н.В. Войниленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №11 (1). - С. 265-269.
17. Гиринская Л.В., Мокашов В.В., Румянцева Н.М. К проблеме внедрения балльно-рейтинговой системы в процессе обучения РКИ (довузовский этап) / Л.В. Гиринская, В.В. Мокашов, Н.М. Румянцева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - 221-229 с.
18. Давыдова, П.Н. Различные подходы к определению качества образования / Л.Н. Давыдова. - М.: Качество. Инновации. Образование, 2005. - 5-8 с.
19. Еремеева Т.С. Теоретико-методологические основы оценки качества современного образования в регионах / Т. С. Еремеева, Н. А. Семенихина // Вестник Амурского государственного университета. - 2012. - №56. - 63-69 с.
20. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2003. - 456 с.
21. Зверева В.И. Самоаттестация школы / В.И. Зверева. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 16-17 с.
22. Клюкина, Л.В. Оценка качества образования как инструмент оценки деятельности вузов / Л.В. Клюкина // Экономика и управление в недропользовании: материалы межд. науч. конф., Екатеринбург, 28-29 апр. - 2014 г. - 695 с.
23. Лаптев, В.В.. Научный подход к построению программ исследования качества образования / В.В. Лаптев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. - с. 3-10.
24. Нигматуллина, Н.М. Рейтинговая система оценки успеваемости студента как фактор повышения качества образования / Н.М. Нигматуллина // Мавлютовские чтения: Всероссийская молодежная конференция: сб. тр. в 5 т. Том 3, УГАТУ. - 2014. - 343-344 с.
25. Медведев Д.Н. Система оценки качества образовательного процесса в вузе: отечественный и зарубежный опыт / Д.Н. Медведев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 9 (125). - С. 88-95.
26. Медведев Д.Н. К вопросу определения «Качества образования» и стратегий его достижения в высшей школе / Д.Н. Медведев // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. - 2013. - № 1 (21). - С. 55-59.
27. Осипов М.Ю. Основные пути повышения качества высшего образования в России / М.Ю. Осипов // АЛЬМА МАТЕР (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3. - С. 36-39.
28. Панасюк, В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса / В.П. Панасюк. - СПб.: дис. Д-ра пед.наук, 1998. - 190 с.
29. Печатнов В.В. Информационно-образовательные системы в управлении региональным качеством образования / В.В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №1 (20). - 151-155 с.
30. Плачинда Т.С. Качество образования как фактор профессиональной подготовки будущих специалистов / Т.С. Плачинда // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4 (15). - С. 144-146.
31. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
32. Поташник, М.М. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 42-48 с.
33. Русанова А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) / А.А. Русанова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №3 / том 7. С. 1-19.
34. Субетто, А.И. Системологические основы образовательных систем / А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1992. - 722 с.
35. Хохлова С.В. Мониторинг школьного образования / С.В. Хохлова. - М.: РГБ, 2003.
36. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 44-49 с.
37. Шарошкина М.К. Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования / М.К. Шарошкина // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 862-868.
38. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.
Электронные ресурсы:
39. Акинфиева Н.В. Сравнительный анализ критериев оценки качества
высшего образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт СГУ имени Н.Г. Чернышевского. - Режим доступа:
http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/akinfieva 0.pdf, свободный. (Дата обращения: 21.11.2017).
40. Арасланова Е.В. Методические рекомендации по организации
внутренней системы оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / авт.-сост. Е.В. Арасланова и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2015. - 40 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526620, свободный. (Дата
обращения: 6.12.2017).
41. Брызгалина Е.В. Проблемы оценки качества образования: теория и практика [Электронный ресурс] / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - Режим доступа: http: //www. chem. msu. su/rus/books/2012/science- education-2012/124.pdf, свободный. (Дата обращения: 9.12.2017).
42. Бутенко Ю.В. Государственная аккредитация в системе оценки
эффективности качества вузов [Электронный ресурс] / Вестник ВолГУ. Серия
6. Вып. 13. 2011-2012. - Режим доступа:
http://www.volsu.rU/upload/medialibrary/f2d/4 Бутенко^к свободный. (Дата обращения: 26.11.2017).
43. Гранты. Фонды. Конкурсы [Электронный ресурс] / Интернет-портал
RSCI.RU (INTELICA). - Режим доступа: http://rsci.ru/grants/grant news/276/241054.php. свободный. (Дата обращения:
25.03.2018) .
44. Елабужский институт (филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" [Электронный ресурс] /
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года - Режим доступа:
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ vpo/inst.php?id=10006527. свободный. (Дата обращения: 11.02.2018).
45. Елабужский институт (филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" [Электронный ресурс] /
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 года - Режим доступа:
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016/ vpo/inst.php?id=10006527, свободный. (Дата обращения: 15.03.2018).
46. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] / Главный информационно-вычислительный центр. - Режим доступа: http: //indicators .miccedu.ru/monitoring/?m=vpo. свободный. (Дата обращения
8.01.2018) .
47. Маслова Л.Д. О системах оценки качества высшего образования
[Электронный ресурс] / Педагогические науки: международный научноисследовательский журнал. 2012. - Режим доступа: http://research-
iournal.org/pedagogy/o-sistemax-ocenki-kachestva-vysshego-ob/. свободный. (Дата обращения: 6.12.2017).
48. Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики» [Электронный ресурс] / Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года - Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ vpo/inst.php?id=1766,
свободный. (Дата обращения: 11.02.2018).
49. Национальный центр профессионально-общественной аккредитации [Электронный ресурс] / Международное сотрудничество. - Режим доступа: http://www.ncpa.ru/index.php?option=com content&view=article&id=118&Itemid= 382&lang=ru, свободный. (Дата обращения: 7.12.2017).
50. Новости науки КФУ [Электронный ресурс] / Официальный сайт К(П)ФУ. - Режим доступа: http: //kpfu.ru/science/novosti-nauki-kfu/the- 209912.html, свободный. (Дата обращения: 19.03.2017).
51. О филиале [Электронный ресурс] / Официальный сайт ЕИ К(П)ФУ. - Режим доступа http://www.kpfu.ru/elabuga, свободный. (Дата обращения:
8.12.2017) .
52. Отчет о результатах самообследования за 2016 г. Елабужского института К(П)ФУ [Электронный ресурс] / Официальный сайт К(П)ФУ. Сведения об образовательной организации. - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F1973546496/Samoobsledovanie.Elabuga.2016.g.Kratkii. variant.pdf, свободный. (Дата обращения: 8.12.17).
53. Оценка качества освоения студентами ООП ВПО [Электронный
ресурс] / МГГУ. Документы. - Режим доступа: http: //www. mshu. edu. ru/oop/l II1И/050100.62/r6/text6. pdf, свободный. (Дата
обращения: 8.12.17).
54. Положение о рейтинговой системе оценки деятельности ППС, кафедр, факультетов [Электронный ресурс] // Госуниверситет-УНПК. 2016. - Режим доступа:
http://guunpk.ru/file/subdivision/ukito/docs/Polozhenie o reytingovoy sisteme deya telnosti PPS.doc, свободный. (Дата обращения: 8.12.2017).
55. Конкурс Академус [Электронный ресурс] / Группа компаний «Инфра-
М». - Режим доступа: http: //infra-m.ru/about/competition akademus/ (дата
обращения: 25.03.2018).
56. Конкурсы и программы РФФИ [Электронный ресурс] / Российский фонд фундаментальных исследований. - Режим доступа: http://www.rfbr.ru/rffi/ru. свободный. (Дата обращения: 25.03.2018).
57. Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского
[Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.vernadsky.ru/news/news/?ELEMENT ID=1190. (Дата обращения:
25.03.2018) .
58. Новости о грантах [Электронный ресурс] / Российский научный фонд.
- Режим доступа: http://rscf.ru/ru/node/2966. свободный. (Дата обращения:
25.03.2018) .
59. Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации образования. Вопросы интернет образования. [Электронный
ресурс]. / - Режим доступа:
http://vio.uchim.info/Vio 22/cd site/articles/art 1 2.htm, свободный. (Дата обращения: 28.10.2017).
60. Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12
[Электронный ресурс] / Калдыбаев С.К., Байтуголова Ж.А. Content analysis of the concept «Learning outcome». - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76038. свободный. (Дата обращения:
08.11.2017) .
61. Сулемова А.А., Куштан А.М. Анализ состояния требований к оценке
качества образовательного процесса в вузах [Электронный ресурс] / Материалы 7 Международной научно-технической конференции, 7-11 декабря 2010 г. - Режим доступа: http://www.conf.mirea.ru/CD2009/pdf/p3/57.pdf, свободный.
(Дата обращения: 6.11.2017).
62. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова" [Электронный ресурс] / Информационно
аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года - Режим доступа:
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ vpo/inst.php?id=1725, свободный. (Дата обращения: 11.02.2018).
63. Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» [Электронный ресурс] / Информационно - аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года - Режим доступа:
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ vpo/inst.php?id=296, свободный. (Дата обращения: 11.02.2018).
64. Федосеева А.И. Роль самооценки организации на примере конкурса по
качеству пензенской области [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. 2014. 15 февр. - 31 март. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/498/1049. свободный. (Дата обращения:
6.11.2017) .
65. Цифры, факты, лица [Электронный ресурс] / Официальный сайт
К(П)ФУ. - Режим доступа:
http://shelly.kpfu.ru/portal/docs/F113147261/buklet kfu.pdf. свободный. (Дата обращения: 8.12.2017).
66. Яценко О.Ю. Модель системы оценивания результатов обучения
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/01/04/model-sistemy- otsenivaniyarezultatov-obucheniya- , свободный. (Дата обращения: 20.11.2017).
67. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://i-exam.ru/. свободный. (Дата обращения: 25.02.2018).
68. L'OREAL - UNESCO "Для женщин в науке" [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://lorealfellowships-russia.org/. свободный. (Дата обращения:
25.03.2018) .
69. SWISS RUSSIAN FORUM [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://swissrussianforum.org/?page id=1834&lang=ru. свободный. (Дата обращения: 25.03.2018).