Оценка качества образовательного процесса в высшем учебном заведении и предложения по его совершенствованию (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 6
1.1 Сущность понятия качества образования 6
1.2 Критерии оценки качества образования 12
1.3 Инструменты оценки качества образования 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ФГАОУ ВО
ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 26
2.1 Краткая характеристика ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского
(Приволжского) федерального университета 26
2.2 Анализ внутренних систем оценки качества образования ФГАОУ ВО
Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета 32
2.3 Анализ внешних систем оценки качества образования ФГАОУ ВО Елабужского
института Казанского (Приволжского) федерального университета 37
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 56
3.1 Проблемы качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском
институте Казанского (Приволжского) федерального университета 56
3.2 Рекомендации и мероприятия направленные на совершенствование качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском институте Казанского
(Приволжского) федерального университета 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 6
1.1 Сущность понятия качества образования 6
1.2 Критерии оценки качества образования 12
1.3 Инструменты оценки качества образования 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ФГАОУ ВО
ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 26
2.1 Краткая характеристика ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского
(Приволжского) федерального университета 26
2.2 Анализ внутренних систем оценки качества образования ФГАОУ ВО
Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета 32
2.3 Анализ внешних систем оценки качества образования ФГАОУ ВО Елабужского
института Казанского (Приволжского) федерального университета 37
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 56
3.1 Проблемы качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском
институте Казанского (Приволжского) федерального университета 56
3.2 Рекомендации и мероприятия направленные на совершенствование качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском институте Казанского
(Приволжского) федерального университета 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях активного развития конкуренции среди высших учебных заведений на государственном и международном уровнях, ужесточения требований к информационной открытости и публичности их деятельности, наблюдается острая необходимость высших учебных заведений в оценке. Непосредственно оценка позволяет отвечать потребностям бурного развития, как высших учебных заведений, так и системы высшего образования в целом.
Оценка качества образовательного процесса производится комплексно, позволяя проанализировать высшее учебное заведение по всем направлениям его деятельности. Кроме того, необходимость оценки качества образования определяется в установлении рейтинга образовательной организации в отечественной и мировой образовательных системах, преследуя цель поддерживания и повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения, для определения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, а также для стимулирования повышения позиции университета.
На сегодняшний день проблема высших учебных заведений, связанная с оценкой качества образования, является актуальной не только в России, но и за рубежом. Данной проблеме приурочены работы таких ученных, как С.Е. Шишова [38], В.А. Кальнея [38], А.С. Запесоцкого [20], Г.А. Бордовского[15], А.А.Нестерова [15], С.Ю. Трапицына [15], Л.Н. Давыдовой [18], А.И. Субетто [34], В.М. Полонского [31], В.В. Печатного [29], Т.С. Плачинды [30], Т.С.Еремеевой [19] и многих других. Каждый из вышеупомянутых авторов предлагает свой подход к оценке качества образования. Таким образом, объединение этих подходов, позволит обеспечить должное качество образования. Однако сегодня единая система оценки качества образования высшего учебного заведения так и не определена.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение оценки качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института
Казанского (Приволжского) федерального университета и формирование предложений по его совершенствованию.
Для реализации сформированной цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты оценки качества образования и определить основные направления по организации системы менеджмента качества высшего учебного заведения;
- оценить качество образовательного процесса ФГ АОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета;
- выявить проблемы качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета;
- предложить рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Объектом исследования является ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.
Предметом исследования выступает качество образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском институте Казанского федерального университета.
В ходе исследования использованы такие методы работы как теоретический анализ и обобщение научной литературы, материалов интернет сети; теоретический анализ педагогических идей; исследование и синтез опыта педагогов-новаторов и педагогов-практиков; анализ результатов показателей и полученных данных.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработанные предложения позволят совершенствовать качество образовательного процесса, а внедрение новой системы оценки будет способствовать комплексной оценке качества образования и позволит выявлять проблемы или отклонения от эталонных показателей таких аспектов как качество условий образования и качество образовательного процесса.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании результатов качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, за счет предложенных рекомендаций по ее улучшению.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы оценки качества образования в высшем учебном заведении. Представлена сущность понятия «качества образования», а также изучены подходы к определению критерий оценки качества образования и современные инструменты оценки качества образования в высшем учебном заведении.
Вторая глава посвящена изучению структуры и основных направлений деятельности, а также анализу результатов оценки качества образования ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета и разработан ряд рекомендаций направленный на его совершенствование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Оценка качества образовательного процесса производится комплексно, позволяя проанализировать высшее учебное заведение по всем направлениям его деятельности. Кроме того, необходимость оценки качества образования определяется в установлении рейтинга образовательной организации в отечественной и мировой образовательных системах, преследуя цель поддерживания и повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения, для определения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, а также для стимулирования повышения позиции университета.
На сегодняшний день проблема высших учебных заведений, связанная с оценкой качества образования, является актуальной не только в России, но и за рубежом. Данной проблеме приурочены работы таких ученных, как С.Е. Шишова [38], В.А. Кальнея [38], А.С. Запесоцкого [20], Г.А. Бордовского[15], А.А.Нестерова [15], С.Ю. Трапицына [15], Л.Н. Давыдовой [18], А.И. Субетто [34], В.М. Полонского [31], В.В. Печатного [29], Т.С. Плачинды [30], Т.С.Еремеевой [19] и многих других. Каждый из вышеупомянутых авторов предлагает свой подход к оценке качества образования. Таким образом, объединение этих подходов, позволит обеспечить должное качество образования. Однако сегодня единая система оценки качества образования высшего учебного заведения так и не определена.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение оценки качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института
Казанского (Приволжского) федерального университета и формирование предложений по его совершенствованию.
Для реализации сформированной цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты оценки качества образования и определить основные направления по организации системы менеджмента качества высшего учебного заведения;
- оценить качество образовательного процесса ФГ АОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета;
- выявить проблемы качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета;
- предложить рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Объектом исследования является ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.
Предметом исследования выступает качество образовательного процесса в ФГАОУ ВО Елабужском институте Казанского федерального университета.
В ходе исследования использованы такие методы работы как теоретический анализ и обобщение научной литературы, материалов интернет сети; теоретический анализ педагогических идей; исследование и синтез опыта педагогов-новаторов и педагогов-практиков; анализ результатов показателей и полученных данных.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработанные предложения позволят совершенствовать качество образовательного процесса, а внедрение новой системы оценки будет способствовать комплексной оценке качества образования и позволит выявлять проблемы или отклонения от эталонных показателей таких аспектов как качество условий образования и качество образовательного процесса.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании результатов качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, за счет предложенных рекомендаций по ее улучшению.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы оценки качества образования в высшем учебном заведении. Представлена сущность понятия «качества образования», а также изучены подходы к определению критерий оценки качества образования и современные инструменты оценки качества образования в высшем учебном заведении.
Вторая глава посвящена изучению структуры и основных направлений деятельности, а также анализу результатов оценки качества образования ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы качества образовательного процесса ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета и разработан ряд рекомендаций направленный на его совершенствование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Необходимость определения понятия «оценка качества образования» обусловлена укреплением рейтинга образовательной организации в отечественной и мировой образовательных системах, преследуя цель поддерживания и повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения, для определения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, а также для стимулирования повышения позиции университета. В качестве методов по оценке качества образовательного процесса, осуществляемых в ходе контроля за деятельностью высшего учебного заведения, вступают следующие инструменты: самооценка, аудит, государственная аккредитация, оценка, рейтинг, а также мониторинг.
Подходы к оцениванию качества образования подразделяются на внешний и внутренний.
Внешняя оценка качества образования осуществляется государством, производством, обществом и личностью. Заинтересованность государства в оценке качества предоставляемого образования заключается в ответственности за реализацию конституционных прав граждан, стабильность и конкурентоспособность экономики РФ, а также потребности народа, которые связаны с образованием.
Внутренняя система качества образования в вузе осуществляется за счет систем оценки качества образования и позволяет определить уровень сформированности компетенций обучающихся и выпускников, а также провести оценку качества знаний, умений и навыков студентов, и стимулировать их к самостоятельной подготовке.
Одним из наиболее важных значений при проведении оценки качества образовательного процесса являются критерии, отражающие признак степени соответствия системы высшего образования установленным государственным стандартам, которые необходимы для определения позиции образовательной организации и выступают индикаторами качества образования. В большинстве
случаев критериями контроля качества высшего образования являются содержание образования, студенты, выпускники, профессорскопреподавательский, подготовка к осуществлению профессиональной деятельности, финансовое обеспечение, научно-исследовательская деятельность. Данная системы критериев содействует увеличению рейтинга отечественного высшего образования и ее интеграции на международном рынке.
Объектом исследования выступил ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, миссия которого заключается: в научном и методическом обеспечении инновационного
обновления образовательных систем; осознании и решении технических, технологических, социальных и гуманитарных проблем, содействуя прогрессу общества и улучшению жизни людей; внесении вклада в укрепление демократических традиций в обществе, гуманизации общества и обеспечение приоритета прав человека; укреплении своей автономии и самостоятельности; содействии культурному развитию народов России, их взаимодействии; осознании приоритетности общечеловеческих ценностей.
На сегодняшний день высшие учебные заведения отвечающие современным условиям должны располагать системой менеджмента качества, которая в свою очередь отражает требования по совершенствованию качества подготовки обучающихся и выпускников, призванных обеспечить создание инновационной экономики Приволжского федерального округа. Сегодня документально оформлена и находится в рабочем состоянии система менеджмента качества в Елабужском институте Казанского (Приолжского) федерального университета.
Результативность системы менеджмента качества каждый раз совершенствуются в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования».
От оценки зависит достижение высокого уровня качества. Изучив характеристику Елабужского института КФУ, можно отметить, что оценка качества образования студентов данного высшего учебного заведения подразделяется на:
- внутреннюю - внутривузовское компьютерное тестирование (фонд оценочных средств), балльно-рейтинговая система;
- внешнюю - проведение федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования, государственной аккредитации, а также мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.
Был проведен анализ вышеуказанных систем оценки качества образования и наибольшими положительными моментами отмечен мониторинг эффективности деятельности образовательной организации. На основании этого, было принято решение детально рассмотреть показатели данного мониторинга, с помощью сравнительной характеристики Елабужского института с ведущими университетами России. Исследование показало, что комплексная оценка деятельности вуза позволяет оценить деятельность образовательной организации по всем направлениям и предупредить снижение качества образования. Также было отмечено, что данные значений показателей по данному мониторингу позволяют определить уровень конкурентоспособности образовательной организации в той или иной области.
Также в ходе изучения внутренних систем оценки качества было выявлено, что они нацелены лишь на результат качества образования. Это выступает в качестве проблемы для комплексной оценки качества образовательных процессов.
По выявленным недостаткам внутренних систем оценки качества высшего образования были разработаны рекомендации по их усовершенствованию и мероприятия по созданию новых систем оценивания качества образования.
Подходы к оцениванию качества образования подразделяются на внешний и внутренний.
Внешняя оценка качества образования осуществляется государством, производством, обществом и личностью. Заинтересованность государства в оценке качества предоставляемого образования заключается в ответственности за реализацию конституционных прав граждан, стабильность и конкурентоспособность экономики РФ, а также потребности народа, которые связаны с образованием.
Внутренняя система качества образования в вузе осуществляется за счет систем оценки качества образования и позволяет определить уровень сформированности компетенций обучающихся и выпускников, а также провести оценку качества знаний, умений и навыков студентов, и стимулировать их к самостоятельной подготовке.
Одним из наиболее важных значений при проведении оценки качества образовательного процесса являются критерии, отражающие признак степени соответствия системы высшего образования установленным государственным стандартам, которые необходимы для определения позиции образовательной организации и выступают индикаторами качества образования. В большинстве
случаев критериями контроля качества высшего образования являются содержание образования, студенты, выпускники, профессорскопреподавательский, подготовка к осуществлению профессиональной деятельности, финансовое обеспечение, научно-исследовательская деятельность. Данная системы критериев содействует увеличению рейтинга отечественного высшего образования и ее интеграции на международном рынке.
Объектом исследования выступил ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, миссия которого заключается: в научном и методическом обеспечении инновационного
обновления образовательных систем; осознании и решении технических, технологических, социальных и гуманитарных проблем, содействуя прогрессу общества и улучшению жизни людей; внесении вклада в укрепление демократических традиций в обществе, гуманизации общества и обеспечение приоритета прав человека; укреплении своей автономии и самостоятельности; содействии культурному развитию народов России, их взаимодействии; осознании приоритетности общечеловеческих ценностей.
На сегодняшний день высшие учебные заведения отвечающие современным условиям должны располагать системой менеджмента качества, которая в свою очередь отражает требования по совершенствованию качества подготовки обучающихся и выпускников, призванных обеспечить создание инновационной экономики Приволжского федерального округа. Сегодня документально оформлена и находится в рабочем состоянии система менеджмента качества в Елабужском институте Казанского (Приолжского) федерального университета.
Результативность системы менеджмента качества каждый раз совершенствуются в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования».
От оценки зависит достижение высокого уровня качества. Изучив характеристику Елабужского института КФУ, можно отметить, что оценка качества образования студентов данного высшего учебного заведения подразделяется на:
- внутреннюю - внутривузовское компьютерное тестирование (фонд оценочных средств), балльно-рейтинговая система;
- внешнюю - проведение федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования, государственной аккредитации, а также мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.
Был проведен анализ вышеуказанных систем оценки качества образования и наибольшими положительными моментами отмечен мониторинг эффективности деятельности образовательной организации. На основании этого, было принято решение детально рассмотреть показатели данного мониторинга, с помощью сравнительной характеристики Елабужского института с ведущими университетами России. Исследование показало, что комплексная оценка деятельности вуза позволяет оценить деятельность образовательной организации по всем направлениям и предупредить снижение качества образования. Также было отмечено, что данные значений показателей по данному мониторингу позволяют определить уровень конкурентоспособности образовательной организации в той или иной области.
Также в ходе изучения внутренних систем оценки качества было выявлено, что они нацелены лишь на результат качества образования. Это выступает в качестве проблемы для комплексной оценки качества образовательных процессов.
По выявленным недостаткам внутренних систем оценки качества высшего образования были разработаны рекомендации по их усовершенствованию и мероприятия по созданию новых систем оценивания качества образования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Система высшего образования и предложения по совершенствованию ее образовательных элементов (на примере ФГАОУ ВО «Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения (на примере Федерального государственного автономного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Повышение конкурентоспособности образовательной организации (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Методические рекомендации по применению технологий развивающего
обучения в преподавании экономических дисциплин в организациях высшего
образования (на примере Елабужского института (филиала) Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЁ МОДЕРНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛЬ 3.0 (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Особенности организации тестового контроля при изучении экономических дисциплин в организациях высшего образования (на примере Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование организационной культуры Елабужского института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Федеральный университет"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



