Грузовой транспорт – одна из важнейших отраслей производственного
комплекса страны. Это значение транспорта определятся объективной
необходимостью перемещения грузов от места производства к месту
потребления.
Спрос на грузовые автомобильные перевозки во многом определяется
динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также
платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики.
Следует учитывать, что экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга.
Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий уровень и
возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и
темпы роста экономики в регионе. Автомобильным транспортом (АТ) в России
перевозится около 80% общего объема грузов, перевозимых всеми видами
транспорта, т. е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена
потребителям без АТ.
Это обуславливается тем, что автомобильный транспорт по сравнению с
другими видами транспорта имеет такие преимущества как:
-высокая маневренность
-большая провозная способность
-быстрота доставки грузов и пассажиров
-меньшая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами
транспорта
Таким образом, автомобильный транспорт является одним из важнейших
факторов в развитии экономики нашей страны
Повышение эффективности и качества перевозок грузов является одной из
важнейших комплексных проблем на автомобильном транспорте. Качество перевозок грузов автомобильным транспортом зависит от совокупности свойств
автотранспортной системы (экономических, технических, организационных,
социальных и экологических параметров и показателей), характеризующих
полезность ее производственных процессов и возможности при их реализации
удовлетворять потребность в перевозках.
Целью дипломного проекта является - повышение эффективности
использования грузового автомобильного транспорта на междугородних
маршрутах на основе выбора подвижного состава.
Задачи проекта:
- исследовать тенденции развития грузовых перевозок на автомобильном
транспорте;
- исследовать условия эксплуатации и произвести выбор подвижного
состава;
- исследовать особенности организации перевозок тарно-штучных грузов;
- оценить работу подвижного состава на маршрутах различной дальности
по технико-эксплуатационным и экономическим критериям.
В ходе выполнения дипломного проекта были решены вопросы, связанные с решением эффективности выбора подвижного состава на междугородних
маршрутах различной дальности, а именно выбран наиболее эффективный
подвижной состав, определены производительность подвижного состава,
себестоимость перевозок, рассчитаны технико-эксплуатационные показатели
транспортного средства и всего парка.
В дипломном проекте были рассмотрены междугородние перевозки
автомобилями КамАЗ-65207-87, МАЗ-6312, КамАЗ 5490 Neo и полуприцеп
Schmitz SPR 24, Man TGX 18.440 и полуприцеп Kogel SN24, МАЗ 5440М9 и
полуприцеп Krone SDP27.
В качестве маршрутов были выбраны: маршрут №1"Набережные Челны -
Елабуга",маршрут №2 "Набережные Челны - Ижевск",№3 "Набережные Челны -
Оренбург". По типу маршрута был выбран маятниковый с обратным холостым
пробегом.
По результатам расчетов себестоимости перевозок, производительности и
других показателей использования подвижного состава на маршруте в качестве
экономически выгодного подвижного состава был выбран следующий подвижной
состав:
среди автопоездов наиболее экономически выгодным оказалось
использование Man TGX 18.440 и полуприцеп Kogel SN24.
среди бортовых автомобилей наиболее экономически выгодным оказалось
использование КамАЗ-65207-87 29.
1. Зарипов И.Р. Обеспечение сохранности скоропортящегося груза при
перевозке грузовым автомобильным транспортом/ И.Р Зарипов, Н.В Зубцова
//Проблемы функционирования систем транспорта : материалы Международной
научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (22–
23 декабря 2017 г.) : в 2 т. / отв. ред. А. В. Медведев. – Тюмень: ТИУ, 2018.C.119-
223.
2. Зарипов И.Р. Оценка эффективности использования подвижного состава на междугородних маршрутах / И.Р. Зарипов, А.А. Бадертдинов //
«Проблемы эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного
транспорта» : Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ. –
Набережные Челны. - 2018
3. Зарипов И.Р. Складская логистика и повышение ее эффективности/И.Р
Зарипов , В.М Нигметзянова //Логистический аудит транспорта и цепей поставок:
Материалы международной научно-практической конференции (26 апреля 2018
г.) / отв. редактор О. Ю. Смирнова. – Тюмень: ТИУ, 2018.С.265-267
4. Общие Правила перевозок грузов автомобильным
транспортом,утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71(с изм., внесенными
решением Верховного Суда РФ от 21.05.2007 N ГКПИ07-257)
5. ПостановлениеГоскомстата России 128.11.1997
6. "ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
7. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 05.06.2017) "Об
утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени
отдыха водителей автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004
N 6094)
8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном
контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об
ответственности за нарушение порядка их выполнения
Используемая литература
1. Аникин Б.А. Логистика: учеб. пособие /Б.А. Аникин [и др.]; под ред.
Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 408 с.
2. Беляев В.М Организация автомобильных перевозок и безопасность
движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. – М.: МАДИ, 2014. – 204 с.
3. Вельможин А.В. "Грузовые автомобильные преревозки": Учебник для
вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б.
Миротин. – Волгоград: Волгогр. гос. техн. ун-т, 2000. – 304с.
4. Гаджинский А.М Логистика: Учебник — 20-е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.
5. Вельможин А.В. Технология, организация и управление грузовыми
автомобильными перевозками: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. /
Под ред. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. – Волгоград: Волгогр. гос.
техн. ун-т, 2000. – 304с.
6. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / А.И. Горев. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2004. – 288с.
7. ГОСТ 10131-93 «Ящики из древесины и древесных материалов для
продукции пищевых отраслей промышленности, сельского хозяйства и спичек.
Технические условия»
8. ГОСТ 13511-2006 Ящики из гофрированного картона для пищевых
продуктов, спичек, табачных изделий и моющих средств. Технические условия
ГОСТ 18251-87 Лента клеевая на бумажной основе. Технические
условия (с Поправкой)
10. ГОСТ 9078-84 «Поддоны плоские. Общие технические условия»
11. ГОСТ 26381-84 «Поддоны плоские одноразового использования.
Общие технические условия»
12. ГОСТ 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие
технические условия (с Поправкой) »
13. Дегтерев Г.Н. Организация и механизация погрузочноразгрузочных работ на автомбильном транспорте: Учебное пособие. - 2 изд.,
перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980. - 264 с.
14. Единая транспортная система: Учебник для вузов/ Под ред. В. Г.
Галабурды. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.
15. Житков В.А. Методы оперативного планирования грузовых
автомобильных перевозок / В.А. Житков, К.В. Ким – М. : Транспорт,1992. – 184с.э
16. Курганов В.М. Логистические транспортные потоки: Учеб.-практ.
пособие / В.М. Курганов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2003. – 418с.
17. Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учебник / Л.Б. Миротин,
И.Э. Табышев, А.Г. Касёнов. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 190 с.
18. Общие Правила перевозок грузов автомобильным
транспортом,утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71(с изм., внесенными
решением Верховного Суда РФ от 21.05.2007 N ГКПИ07-257)
19. ПостановлениеГоскомстата России 128.11.1997
20. "ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ"
21. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 05.06.2017)
"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и
времени отдыха водителей автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.11.2004 N 6094)
22. Терентьев А.В Грузовые перевозки: учебно-методический
комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие) / А.В.
Терентьев - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. - 164 с.
23. Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном
контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об
ответственности за нарушение порядка их выполнения
24. Стоимостный объём рынка автомобильных грузовых перевозок в России
Источник https://marketing.rbc.ru/articles/10153/