ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА 8
1.1 Понятие и признаки государственного заказа 8
1.2 Принципы и способы размещения государственного оборонного заказа 14
1.3 Контроль в сфере размещения и исполнения государственного заказа 23
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ №8 УФСИН ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ 31
2.1 Общая характеристика объекта исследования 31
2.2 Особенности размещения государственного оборонного заказа в учреждении 41
2.3 Анализ выполнения мероприятий государственного оборонного заказа в учреждении 48
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ №8 УФСИН ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ 54
3.1 Проблемы размещения государственного оборонного заказа в учреждении 54
3.2 Предложения по повышению эффективности размещения государственного оборонного заказа 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Государственный (муниципальный) заказ является одним из важных компонентов финансово-бюджетной системы страны. От правильности функционирования данного института во многом зависит рациональность и эффективность использования бюджетных средств.
Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. В России государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, государственные заказы традиционно занимают высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
В условиях развития контрактной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд особенно остро стоит вопрос повышения эффективности исполнения государственных контрактов, что обусловливает необходимость разработки и внедрения в деятельность заказывающих органов регламентов и алгоритмов по управлению процессами. Это позволит повысить качество исполнения контрактных обязательств за счет своевременного выявления и корректировки отклонений от графика работ.
Система закупок товаров, работ и услуг напрямую затрагивает уголовно-исполнительную систему, так как она является заказчиком и потребителем продукции целого ряда отраслей. В целях повышения эффективности выполнения государственного оборонного заказа необходимо обеспечить жесткий контроль за соблюдением порядка и правил определения условий и заключения государственных контрактов, предусмотрев ответственность в данной сфере, включая меры по взысканию в бюджет незаконно потраченных средств
Итак, в связи с актуальностью темы целью данной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности государственного оборонного заказа в РФ на примере исправительной колонии №8 УФСИН по Ямало-Ненецкому автономному округу.
В рамках цели предполагается решить следующие задачи:
− охарактеризовать теоретические аспекты государственного оборонного заказа;
− провести анализ процесса реализации оборонного заказа в исправительной колонии №8 УФСИН по Ямало-Ненецкому автономному округу;
− предложить пути совершенствования размещения государственного оборонного заказа в исправительной колонии №8 УФСИН по Ямало-Ненецкому автономному округу.
В федеральном законодательстве РФ есть определение «государственный оборонный заказ», который представляет собой «установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». Иными словами, законодатель понимает под государственным оборонным заказом определенное государственное задание, что является не вполне правильным, так как в данном контексте одно понятие подменяет другое.
Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ознаменовало новый виток в развитии государственных закупок: были развиты старые институты и появились новые. Так, законодатель существенно доработал систему планирования, подняв прозрачность закупок на новый уровень, ввел механизм нормирования и институт общественного обсуждения, новые процедуры закупок, антидемпинговые меры, ужесточил последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков и т.д.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта Российской Федерации для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в УИС.
В качестве объекта исследования выступило Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу».
1. Конституция РФ (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 05.12.2017.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 05.12.2017.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Справ.-правовая система «Консультант Плюс»: [Электр. ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 20.11.2017.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справ.-прав. система «Консультант Плюс»: [Электр. ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 20.11.2017.
5. Арыкбаев, Р.К. Формирование и развитие контрактной системы размещения государственного заказа в Российской Федерации / Р.К. Арыкбаев // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. – 2015. – № 3(13) – С. 14-18.
6. Балан, А.А., Витичак, В. Государственный финансовый контроль в сфере государственных закупок / А.А. Балан, В. Витичак // Экономика: реалии времени. – 2014. – № 5. – С. 108-114.
7. Башлаков-Николаев, И. В., Кирпичев, М. А. О мерах по совершенствованию законодательства о закупках продукции отдельными видами юридических лиц в сфере государственного оборонного заказа / Материалы третьей Всероссийской научно-практ. конференции, 2015. – 114 с.
8. Белов, В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. – М.: Норма-Инфра-М, 2015. – 304 с.
9. Беляева, О.А. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках контрактной системы / О.А. Беляева // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 11. – С. 36.
10. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А. Н. Борисов, Т. Н. Трефилова. – М., 2013. – 592 с.
11. Борисова, Н.М. Комплексная оценка эффективности системы государственных заказов / Н.М. Борисова // Теория и практика управления – 2016. - №5. - С. 45-47.
12. Булатова, Е.Р. Проблемы совершенствования процесса государственных закупок / Е.Р. Булатова // Финансы Башкортостана. - 2016. - №1(067). - С. 54-57.
13. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
14. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
15. Галанов, В.А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства: учебно-методическое пособие / В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 236 с.
16. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
17. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014. - 464 c.
18. Гущин, А.Ю. Определение эффективности и способы ее оценки в системе государственного заказа / А.Ю. Гущин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 9 (часть 1). - С. 31-33.
19. Доронин, С.Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология. – М.: Инфра-М, 2015. - 232 с.
20. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: ГроссМедиа, 2014. - 256 c.
21. Звонова, Е.А. Финансирование государственных закупок / Е.А. Звонова. – М.: Инфра-М, 2015. - 516 с.
22. Зимина, Л.А. Практика государственных и муниципальных закупок / Л.А. Зимина // Госзаказ – 2016. - № 11 - С. 23-24.
23. Иванова, А. Н. Государственный контракт на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для нужд уголовно-исполнительной системы. – Осинники, 2015. - 84 с.
24. Иванова, О.В. Госзакупки: развитие понятийного аппарата / О. В. Иванова // Известия высших учебных заведений. - 2014. - № 3. - С. 40-43.
25. Индукаев, В.О. Государственный заказ в системе регулирования экономики / В.О. Индукаев // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2016. – №2 (34). – С. 7-14.
26. Кайль, А.Н. Правила размещения государственных и муниципальных заказов. - М.: РОСБУХ, 2016. - 304 с.
27. Калинин, С.В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - № 19. - С. 116-120.
28. Каранатова, Л.Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики / Л.Г. Каранатова. - Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС, 2013. - 214 с.
29. Карпишин, А.В. Повышение эффективности государственных закупок на основе внедрения информационной системы контроля и мониторинга / А. В. Карпишин // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1. - С. 548-550.
30. Киселева, О.В., Антонов, В.И. Эффективность размещения государственного и муниципального заказов: подходы к оценке и перспективы федеральной контрактной системы / О.В. Кисилева, В.И. Антонов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – №21. – С. 37-42.
31. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2016. - 260 c.
32. Ковалева, Е.А. Положительные и отрицательные эффекты института государственных закупок / Е.А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. - № 5. - С. 186.
33. Колышева, И.Б. Нормативно-правовое и информационное обеспечение государственных закупок: российские реалии и зарубежный опыт / И. Б. Колышева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - 2015. - № 1-2. - С. 104-108.
34. Лапин, А.Е., Киселева, О.В., Кумунджиева, Е.Л. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок / А.Е. Лапин, О.В. Кисилева, Е.Л. Кумунджиева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - №1 (34). - С. 30-35.
35. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 c.
36. Морозова, А.И. Основные направления повышения эффективности реализации государственной закупочной политики / А.И. Морозова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - №4. - С. 38-46.
37. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
38. Олейник, Г.С. Финансы и экономика оборонной безопасности Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 2014. – 124 с.
39. Онанко, Н.А. Государственное и муниципальное управление / Н.А. Онанко. - М.: МГИУ, 2013. - 104 c.
40. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2015. - 158 c.
41. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 c.
42. Рыманов, А.Ю. Анализ системы государственных закупок / А.Ю. Рыманов // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 16 (367). – С. 40-44.
43. Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 311 c.
44. Симонова, Е.В., Хамылова, Д.А. Финансовый контроль за осуществлением государственных закупок / Е.В. Симонова, Д.А. Халымова // Экономическая среда. – 2016. – № 1. – С. 123-129.
45. Смирных, Т.А. Эффективность бюджетных расходов в области государственных закупок / Т.А. Смирных // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - №3. - С. 297-300.
46. Смотрицкая, И., Черных, С. Государственные закупки в системе взаимоотношений государства и рынка / И. Смотрицкая, С. Черных // Общество и экономика. - 2016. - №1. - С. 78-87.
47. Сокол, П.В. Изменения в правовом регулировании института размещения заказов для государственных и муниципальных нужд / П.В. Сокол // Законодательство и экономика – 2016. - № 9. - С. 17-19.
48. Тарасов, А.А., Воронина, М.В. Своевременное исполнение контрактов в рамках государственного оборонного заказа в учреждениях УИС / А.А. Тарасов, М.В. Воронина // Вестник Финанс. ун-та. – 2017. - №3. – С. 157-162.
49. Тоичко, Н.Ю. Государственный финансовый контроль в сфере государственных и муниципальных закупок: теория и практика / Н.Ю. Тоичко // Международный студенческий научный вестник. –2016. –№ 4. – С. 488-490.
50. Трофимовская, А.В., Фатин, М.В. Система государственных закупок в России / А.В. Трофимовская, М.В. Фатин // Статистика и Экономика. - 2014. - №6. - С. 114-116.
51. Холопов, В.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Феникс, 2016. - 368 c.
52. Храмкин, А.А. Другое измерение: как регулируется система госзаказа в европейских странах / А.А. Храмкин // Бюллетень оперативной информации «Московские Торги». – 2016. – № 14. – С. 27-32.
53. Чулков, А.С. Анализ проблем и пути повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации / А.С. Чулков // Финансы и кредит, 2016. – № 17. – С. 29-36.
54. Шахова, Г.Я., Крадинов, П.Г. Эффективность бюджетных расходов в сфере государственных закупок / Г.Я. Шахова, П.Г. Крадинов // Финансовый журнал. - 2016. - №3. - С. 15-28.
55. Якушев, А.В. ВПС: Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2014. - 144 c.
56. Яновский, В.В., Кирсанов, С.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: КноРус, 2013. - 200 c.
57. Исправительная колония №8 «Белый медведь» // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://prisonlife.ru/. – (дата обращения: 20.11.2017).
58. УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.89.fsin.su/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 20.11.2017).
59. Федеральная служба исполнения наказаний // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://fsin.su/staff/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 20.11.2017).
60. ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.89.fsin.su/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 20.11.2017).