Введение 3
1. Теоретико - методологические аспекты исследования трудовой миграции .. 9
1.1. Понятийно-терминологический аппарат исследований трудовой миграции 9
1.2. Методология исследования трудовой миграции 17
1.3. Современные исследования трудовой миграции населения 22
2. Пространственная дифференциация факторов трудовой миграции
Республики Татарстан 26
2.1. Экономическая ситуация и уровень жизни населения в РТ 27
2.2. Ситуация на рынке труда и проблемы занятости населения в Республике
Татарстан 36
2.3. Миграционная ситуация в Республике Татарстан 42
2.4. Дифференциация территорий по уровню социально - экономического
развития 49
3. Трудовая миграция населения в Республике Татарстан в конце ХХ - начале
XXI вв 57
3.1. Общая характеристика трудовой миграции населения в Республике
Татарстан 57
3.2. Проблемы развития трудовой миграции населения в Республике Татарстан 65
3.3. Разработка рекомендаций в области развития механизма регулирования
трудовой миграции и занятости населения в Республике Татарстан 68
Заключение 74
Список использованных источников 79
Приложения
Актуальность исследования. Трудовая миграция - особый вид миграции, основной целью которой является перемещение между городами или странами индивида или группы индивидов для поиска рабочего места и оформления трудоустройства. Трудовая миграция стала одним из эффективных способов повышения материального обеспечения населения. Люди по всему миру покидают свой дом как добровольно (по экономическим и иным причинам), так и принудительно (в результате войн, межэтнических конфликтов и др.). Управление людскими потоками является одним из наиболее существенных вызовов как для развитых, так и для развивающихся стран. Различные причины и направления миграции создают дополнительные проблемы для правительств, поскольку необходимо учитывать мотивы, побудившие людей к перемещению.
Не менее важными являются вопросы о характере влияния миграционных потоков на динамику социально-экономического развития территорий, участвующих в обмене населением, и в частности, на текущее и перспективное состояние их рынков труда.
Миграция населения из сел дала основную массу населения городов России за последние 100 лет. Социально -экономические трансформации в России в 1990-х годах привели к расслоению населения и обострению материальных проблем значительного числа домохозяйств, которые пытаются использовать различные возможности для удовлетворения своих потребностей. Неоднозначный эффект воздействия миграционных потоков на совокупность макроэкономических параметров, таких, как размер заработной платы, уровни занятости и безработицы, объем производимого ВРП, инвестиций, нормы накопления и сбережений и др., как минимум, объясняется двойственным влиянием первых на спрос на труд и на его предложение. Переезжая в регион с лучшими условиями, мигрант снижает предложение труда в регионе выбытия, что влечет за собой рост в нем заработной платы. При этом в регионе прибытия наблюдается одновременно рост предложения труда и падение заработной платы. Таким образом, за счет миграции выравниваются региональные уровни занятости, безработицы и заработных плат. С точки зрения воздействия на спрос на труд, оно проявляется через рост спроса на товары и услуги, связанный с притоком мигрантов в регион. Стабилизирующая или дестабилизирующая роль миграции определяется особенностями и историческими реалиями каждой отдельной территории или страны.
Миграционные процессы внутри региона оказывают воздействие не только на локальные рынки труда, но и на безработицу, занятость, уровень оплаты труда. Оптимизация межмуниципального перемещения работающего населения позволит снизить диспропорции на региональном рынке труда в целом.
Проблема миграции становится еще более существенной в городах, поскольку именно там мигранты ищут лучшей жизни. При этом жизнь в городах позволяет в большей мере интегрироваться в общество. Города, помимо этого, обеспечивают достойный уровень жилья, образования, медицины, транспорта и др. Данный отчет фокусируется на состоянии миграции (внутренней и внешней, добровольной и принудительной) и попытках выделить различные типы и причины миграции в современном мире.
Хотя ключевая роль городов в принятии первых мер в ответ на миграцию неоспорима, они в целом далеки от адекватного участия в национальной и международной системе решения проблем миграции. При большом количестве мигрантов, прибывающих в города, руководство городов сталкиваются с проблемой обеспечения жизненно важной городской инфраструктуры и услуг для удовлетворения потребностей мигрантов. Сюда входят доступное и социальное жилье, качественное образование и медицинские услуги, простой доступ к основным коммунальным услугам (вода, электроэнергия и т.д.), надежное и неперегруженное транспортное сообщение и инфраструктура и, наконец, обеспечение интеграции и социальной сплоченности с местным населением.
Миграция населения является постоянным объектом исследования учёных. В последние годы активизировались исследования трудовой миграции, ставшей массовым явлением в России и странах СНГ. Получены первые оценки масштабов выездной деятельности, но при этом остаются неясными следующие вопросы: существуют ли различия в уровне развития трудовой миграции в пределах субъектов РФ, участвуют ли в ней жители периферийных регионов, зависит ли степень их участия от уровня социально -экономического развития территории.
В текущих условиях повышается важность рассмотрения таких проблем территориального движения населения (миграции), как проектирование продуманной и согласованной системы мероприятий по стимулированию потока населения в одни районы и оттока из других. В практике планирования миграции нередко не учитываются ее вторичные последствия. Недостаточно изучены закономерности территориального движения населения, механизм миграционных процессов. Все это свидетельствует о недостаточности сложившихся представлений о регулировании миграции, а также о необходимости всестороннего исследования этого явления с целью определения его влияния на формирование трудовых ресурсов.
Особый интерес представляют теоретические аспекты исследования трудовой миграции, в том числе её классификации. Кроме того, подобные исследования выявили необходимость определения методологии пространственного изучения столь масштабного и многообразного явления. Социально-экономическая дифференциация в Республике Татарстан указывает на необходимость исследования географических особенностей и эффективности трудовой миграции на территориях с различным социально-экономическим положением.
Анализ современного размещения населения Республики Татарстан свидетельствует о неравномерности его распределения между муниципальными районами в силу очевидной тяги к центрам трех сложившихся агломераций: Казанской, Альметьевской, Камской. Простой анализ механического движения населения демонстрирует, что направления миграционных потоков в агломерации неуправляем и вряд ли соответствует интересам самих агломераций: значительная часть трудовых мигрантов вооружена приблизительной информацией о стоимости арендного жилья, дороговизне жизни и наличии вакансий, позволяющих обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни.
В отсутствие методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных образований Республики Татарстан, а также Методики разработки баланса движения населения и трудовых ресурсов Республики Татарстан как информативных инструментов прогнозирования нет возможностей оценить процессы, происходящие на рынке труда, состояние и резервы трудовых ресурсов, давление на рынок труда иностранных мигрантов, масштабы естественной, социальной и трудовой миграции.
Таким образом, актуальность вышеназванных проблем, а также территориальные различия уровня жизни и экономической ситуации, отсутствие и отсутствие достоверной статистики делают трудовую миграцию притягательным объектом исследования. Пространственная дифференциация трудовой миграции в Республике Татарстан обусловила выбор темы диссертационного исследования, определила его цель и задачи.
Целью исследования является выявление факторов и пространственных особенностей трудовой миграции населения Республики Татарстан.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
1) определить основные факторы трудовой миграции населения в Республике Татарстан;
2) исследовать дифференциацию социально-экономических условий на территории Республики Татарстан;
3) выявить пространственные аспекты трудовой миграции населения в Республике Татарстан;
4) разработать рекомендации по развитию трудовой миграции в Республике Татарстан.
Объектом исследования является трудовая миграция населения в Республике Татарстан.
Предмет исследования - географические особенности (пространственные аспекты) трудовой миграции населения в Республике Татарстан.
Научная новизна работы состоит, во-первых, в установлении пространственной дифференциации факторов трудовой миграции - экономической и миграционной ситуации, уровня жизни населения, состояния рынка труда - на нескольких территориальных уровнях, что позволяет провести типологию территорий по уровню социально-экономического положения; во - вторых, в выявлении пространственных особенностей трудовой миграции населения и её воздействия на уровень жизни домохозяйств в республике Татарстан, свидетельствующего об изменении данного процесса в последнее десятилетие в связи с различной эффективностью поездок за пределы России и внутри страны.
Для решения поставленных задач использовались законодательные материалы, труды авторитетных исследователей и ученых, таких как М.М. Бабаев, Б.Д. Бреев, Д.И. Валентей, Я.Н. Гузеватый, М.В. Дараган, Ф.Г. Долгушевский, С.А. Ковалев, А.В. Топилин, Б.С. Хорев, Л.Л. Рыбаковский, Ж.А. Зайончковская, В.А. Ионцев, Н.В. Мкртчян, С. Пирожков, Л.А. Арутюнян, Е.Ю. Садовская и др., нормативно- правовые акты и документы международных организаций, России и её субъектов.
В работе использована совокупность подходов, принципов и методов, позволяющих решить поставленные задачи и обеспечить необходимую достоверность полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации и повышения эффективности трудовой миграции в субъектах Российской Федерации (на государственном и др. уровнях, в отношении нынешних и потенциальных трудовых мигрантов), при разработке законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую миграцию. Составленный теоретико -методологический аппарат диссертации может быть применён при проведении аналогичных исследований в других субъектах и регионах. В заключение сделаны обобщающие выводы, приведён список использованной литературы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, объём работы составляет 85 страницы, в т.ч. 14 рисунков, 3 таблицы, библиографический список из 55 наименований.
На миграционное поведение человека оказывают влияние все факторы, с которыми он так или иначе взаимодействует в повседневной жизни. Это широкая группа факторов социально-экономического состояния и развития, компоненты, определяющие также и качество жизни населения. К ним, прежде всего, относятся демографическая ситуация, доступность жилья и состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства, состояние здравоохранения, качество и доступность образования, уровень развития сферы культуры и отдыха, а также уровень развития инфраструктуры, экологической и общественной безопасности.
Как показало наше исследование, трудовая миграция населения в Республике Татарстан имеет свои пространственные особенности. Основные положения работы представлены следующими результатами и выводами.
На основе проведенного исследования можно сказать, что основными причинами трудовой миграции являются так называемые экономические. Наибольшее внимание уделяется таким факторам трудовой миграции, как экономическая ситуация, уровень жизни населения, ситуация на рынках труда.
В целом Республика Татарстан в последние годы демонстрирует положительную динамику по основным показателям социально - экономического развития. Среди них, преимущественно, макроэкономические показатели - это валовой региональный продукт, производительность труда , инвестиции в основной капитал, дефицит/профицит бюджета в % от ВРП, а также углеродоемкость ВРП, уровень смертности, коэффициент дифференциации доходов.
Отрицательную динамику демонстрируют уровень демографической нагрузки, уровень занятости, реальные денежные доходы населения, уровень бедности и, соответственно, покупательная способность населения, а также по материалам социологического исследования наблюдается усиление разрыва в благосостоянии между различными группами населения.
В целом по республике наблюдается положительная динамика уровня зарегистрированной безработицы. На фоне снижения официального уровня безработицы в республике растут масштабы «серого» рынка труда, и такая тенденция отмечается во всех без исключения муниципальных образованиях.
Если проанализировать динамику миграционных потоков в разрезе муниципальных образований республики, то следует отметить, что за период с 2013 по 2017 годы положительное сальдо миграции сложилось лишь в 10 муниципальных образованиях республики.
Благоприятная экономическая ситуация способствует развитию производства и торговли, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Материальные стимулы выступают главной характеристикой в определении соотношений уровня жизни различных территорий. Население стремится в те регионы, где возможность получения более высокого заработка или дохода шире, нежели по месту его постоянного. Удовлетворение насущной потребности в материальных средствах для поддержания жизни на необходимом уровне требует поиска наиболее эффективных способов реализации такой цели. Поэтому возможность законно и наиболее эффективно реализовать свой трудовой потенциал находится в непосредственной зависимости от ситуации на рынке труда, и проблемы занятости решаются, исходя из его состояния. В результате несбалансированности рынков труда могут формироваться направления трудовой миграции с целью такой реализации. При этом все виды миграции (а трудовая в первую очередь), изменяя баланс спроса и предложения рабочей силы, так или иначе влияют на ситуацию на национальных и локальных рынках труда. Характер миграций на постсоветском пространстве в последнее десятилетие определялся как рассмотренными нами социально-экономическими условиями, так и общественно-политическими - и со стороны государства, и со стороны общества.
В результате на трудовую миграцию, вызывающуюся социальноэкономическими различиями, накладывали свой отпечаток и субъективные факторы, заключающиеся в государственных ограничениях и регулировании, общественных конфликтах и политических потрясениях.
Рассмотренные факторы трудовой миграции - экономическая ситуация, уровень жизни населения, ситуация на рынке труда - являются одними из главных составляющих, характеризующих социально-экономическое положение территорий. Как показали проведенные исследования, все они, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, влияют на развитие трудовой миграции. Установленная типология рассматриваемых стран и регионов по уровню социально-экономического положения может служить средством для выделения потенциальных направлений трудовой миграции на различных территориальных уровнях (с учётом географического положения, при этом они могут наслаиваться друг на друга).
Установлена пространственная дифференциация факторов трудовой миграции - экономической и миграционной ситуации, уровня жизни населения, состояния рынка труда - на нескольких территориальных уровнях (федеральные округа РФ - субъекты ПФО - города и районы Республики Татарстан).
Кластерный анализ позволил выявить территории, значительно отличающиеся по уровню социально-экономического положения, и составить их типологию: неблагополучные территории, являющиеся донорами трудовых мигрантов, и благополучные территории, выступающие как реципиенты и доноры выездных работников. Типология показала, что среди федеральных округов РФ наиболее благополучными территориями оказались Центральный и Уральский округа, опережающие остальные территории, включая Приволжский федеральный округ. Региональный анализ социально-экономического положения в ПФО показал, что Республика Татарстан занимает лидирующее положение между регионами округа.
Установлено, что выбранная в качестве объекта исследования территория - Республика Татарстан - может выступать и как донор, и как реципиент трудовых мигрантов. С учётом географического положения определены потенциальные направления трудовой миграции на РТ: внешняя трудовая миграция в регион может развиваться из большинства государств СНГ, в первую очередь, из стран ближнего зарубежья (Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан); межрегиональная - из РТ в Центральный и Уральский федеральные округа; внутрирегиональная - как из менее благополучных субъектов ПФО (все субъекты округа) в Республику Татарстан, так и из РТ в более благополучные субъекты .
В рамках Республики Татарстан Казань, Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район являются потенциальными центрами притяжения трудовых мигрантов, а Кайбицкий, Дрожжановский и другие районы - потенциальными донорами выездных работников.
Кластерный анализ внутрирегиональных социально-экономических условий позволил выделить три группы городов и районов Республики Татарстан, среди которых были выбраны «ключи» для проведения социологического исследования - территории с полярным социальноэкономическим положением: благополучные - город Казань, Набережные Челны, Альметьевский, Тукаевский, Верхнеуслонский муниципальные районы, неблагополучные - Кайбицкий, Дрожжановсий и другие районы.
Анализ географии мест постоянного жительства опрошенных респондентов позволил установить, что на территориях с неблагополучным социально-экономическим положением трудовая миграция направлена на выезд в другие населённые пункты (при этом существующие предпосылки могут способствовать развитию трудовой миграции на локальном территориальном уровне между отдельными населёнными пунктами в т.ч. в неблагополучных районах). Города и районы с благополучным социально-экономическим положением являются не только реципиентами, но и донорами трудовых мигрантов.
Трудовая миграция оказывает положительное влияние на благосостояние домохозяйств, что особенно важно для стагнирующих малых городов и сельских районов как наиболее типичных категорий территорий региона. Развитие трудовой миграции необходимо поощрять, т.к. она является одним из эффективных средств борьбы с бедностью и позволяет повысить уровень жизни домохозяйств без затрат со стороны государства. К регулированию трудовой миграции надо подходить гибко, не прибегая к запретительным мерам.
Исследование подтвердило необходимость повышенного внимания местных властей к трудовой миграции, актуальность законодательного урегулирования отношений государства, работодателей и трудовых мигрантов, формирования банков вакансий для трудовых мигрантов, создания доступной системы быта и сервиса для выездных работников.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
- создание основы для развития производства, социальной и рыночной инфраструктуры;
- оптимизация роста населения области на основе социальноэкономического развития региона и улучшений условий жизни населения;
- уменьшение оттока населения за пределы региона;
- стабилизация ситуации на региональном рынке труда, решение проблем занятости населения.
- Исходя из сложившейся в регионе социально -экономической и этно - демографической ситуации в программе по регулированию трудовой миграции предлагается выделить ряд обязательных направлений и мероприятий:
- а) Сохранение трудовых ресурсов с высоким образовательным и профессионально - квалификационным уровнем;
- б) Достижение благоприятной ситуации на рынке труда предполагает;
- в) Совершенствование и улучшение социальной защиты населения: сохранение определённого числа детских дошкольных учреждений с минимальной оплатой за содержание детей;
- г) Мониторинг социально- демографических и миграционных процессов.
1. Федеральный закон "О беженцах" от 19.02.1993 N 4528-1-ФЗ (ред. от
22.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://base. garant.ru/10105682/
2. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105693/
3. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11376/
4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 01.05.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/
6. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от
19.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61569/
7. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ "О внесении
изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/688400/
8. Распоряжение Правительства РФ об утверждении плана реализации в 2016-2020 годах Концепции государственной миграционной политики
Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/20219/
9. Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13.06.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244
Книги, монографии
10. Алисов Н.В. Территориальное передвижение населения (миграция) // Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира. - М., 2017. - С.145-158.
11. Зайончковская Ж. Миграции населения России: новейшие
тенденции//Проблемы расселения:история и современность. Сб. статей в честь Г.М. Лаппо/Серия «Россия 90-х:проблемы регионального развития». Вьш.З. - М.: Ваш Выбор. ЦИРЗ, 2007. - С.30-37.
12. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс- Универс, 1992. С.440
13. Магомедова А.Г. Экономико-демографические аспекты внешней миграции в России: сборник статей / гл. ред. В.А. Ионцев. М.: ТЕИС, 2006. - 128 с.
14. Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. - М.: Диполь-М, 2017. - 351 с.
15. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учеб. - М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2009. - 300 с
16. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграции. - М.: Статистика, 2015. - 160 с., с. 102
17. Стокер П. Работа иностранцев. - М.: ACADEMIA, 2011, С. 147
Печатная периодика
18. Абдуллаев Э. Э. Законодательное обеспечение миграционной политики России // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №3. С.292 - 297
19. Алексенко М. А. Миграционное законодательство стран-участниц СНГ: правовой статус и защита прав мигрантов на постсоветском пространстве // Вестник ОГУ. 2016. №9 (197). С.106-112
20. Анализ миграционных процессов и прогноз до 2025 года // Общество и экономика. - 2017. - N 9-10. - С.94-99.
21. Бреев Б.Д. Современные тенденции развития занятости населения / Экономическая наука современной России. 2005. №1. С.82-93.
22. Буховец О.Г. Постсоветское "великое переселение народов": драма в зеркале статистики // Социол. исслед. - 2016. - N 1. - С.82-92.
23. Будалин Е. П. Миграция: проблемы правового регулирования // ARS ADMINISTRANDI. 2017. №1. С.33-43
24. Вакуленко Е.С. Моделирование миграционных потоков на уровне регионов, городов и муниципальных образований. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности: 08.00.13 - Математические и инструментальные методы экономики. - М., 2013. - 239 с.
25. Вакуленко Е.С. Миграционные процессы в городах России: эконометрический анализ // Прикладная эконометрика. - 2012. - № 1. - С. 25-50.
26. Валентей Д.И. О системе демографических знаний. / Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2016. №4. С. 134-148
27. Ибрагимова Л. Р. Институциональные тенденции миграционного законодательства Российской Федерации на современном этапе // ВЭПС. 2018. №1. С.101-104
28. Коломак Е.А. Ресурс урбанизации в России // Пространственная экономика. - 2015. - №4. - с. 59-74
29. Мкртчян Н. Из России в Россию: откуда и куда едут внутренние мигранты / Мир России. T.XII - Социология, Этнология. №2, 2018. с. 151-164
30. Мкртчян Н. Миграция в России: западный дрейф. / Демоскоп Weekly №185-186, 2017.
31. Моисеенко В.М. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России./ Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 124-127.
32. Моисеенко В.М. Внутренняя миграция населения. - М.:
Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004а.
33. Моисеенко В.М.Динамика миграционной активности населения в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2018. - N 4. - С.64- 84.
34. Мукомель В. Методология и методы изучения миграционных процессов. Бюро ЮНЕСКО. Москва. 2007.
35. Мукомель В. Кто приедет в Россию из нового зарубежья? / Демоскоп Weekly №37-38, 2017.
36. Мукомель В.И. Миграционный потенциал и перспективы иммиграции соотечественников из государств СНГ и Балтии // «Этнопанорама», N 3, 2016.
37. Найдёнов А.С., Кривенко И.А. Влияние административных барьеров и институциональной среды на динамику теневого сектора экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 377. - С. 117-122
38. Никонов О.И., Тарасьев А.А., Луценко А.В. Задача моделирования динамики межрегиональных миграционных потоков // Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление. - 2014. - № 2. - с. 141-146
39. Осипенкова О.Ю. Миграционные процессы: методы моделирования и прогнозирования (на примере Московской области) // Вестник Екатерининского института. - 2016. - № 3(35). - с. 79-85
40. Платонов О.А. Оценка качества трудовой жизни // Труд за рубежом. -1991. - №2.-81с., с.79
41. Потуданская В.Ф. Проблемы эффективности труда в условиях перехода к рынку. - М.: Институт Труда, 2008. -188 с., 63 с
42. Ратнер Н.М., Нестеренко О.М., Ятнов В.А., Капустина JI.M. Развитие региона: методический подход. - Екатеринбург.: Уральский экон. Гос. Ун-т, 2011.- 136 с., с.43
43. Шигапова Д.К. Тенденции миграционных процессов в Республике Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4. с. 93
44. Юсупова И.В., Маркова С.В. , Селезнев Д.К. Влияние территориального движения населения (миграции) на формирование трудовых ресурсов (на примере Республики Татарстан) // /И.В. Юсупова, С.В. Маркова, Д.К. Селезнев//Казанский экономический вест-ник. 2017 г. -№ 6 (32) - С.34-39.
45. Юсупова И.В, Титова А.В. Инструменты изучения территориальной подвижности населения и прогнозирования состояния трудовых ресурсов муниципальных образований Республики Татарстан // Казанский экономический вестник - 2018 - № 4 (36) с.40
46. Banerjee B., Kanbur S.M. (1981). On the specification and estimation of macro rural- urban migration functions: with an application to Indian data // Oxford Bulletin of Economics and Statistics 43. 1981. p. 7-29.
47. Sorensen E. Measuring the Employment Effects of Immigrants with Different Statuses on Native Workers / Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996. 427 Storesletten К. Sustaining Fiscal Policy Through Immigration // Journal of Political Economy. 2000 № 2. P. 300-323.
Электронные ресурсы
48. География: традиции и инновации в науке и образовании
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.herzen.spb.ru/img/files/gdalin//Rating_f_geo/publ_1.pdf#16 (дата
обращения: 12.12.2019)
49. Информационно - правовой портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru свободный (дата обращения: 11.05.2019).
50. Ключевые направления политики региона и муниципального
образования в области накопления человеческого капитала [Электронный экономический вестник №3] // Режим доступа:
Ь11р://сре1.1а1аг81ап.ги/Ше/ЕПе/Электронный%20экономический%20веетник%203 -2017(1).pdf ( дата обращения: 10.02.2019)
51. Официальный сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://mtsz.tatrstan.ru (дата обращения: 20.04.2018)
52. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://mert.tatarstan.ru (дата обращения:
25.04.2018)
53. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tatstat.gks.ru, свободный (дата обращения: 04.12.2018).
54. Федеральная государственная информационная система территориального планирования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.ru/, свободный (дата обращения: 09.05.2019).
55. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru ( дата обращения: 07.05.2018)