Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ РОМАНЕ (П.БАРКЕР)

Работа №30816

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Травма как психологический и культурный феномен: теоретический
аспект
Глава II. Изображение травматического опыта в романе П. Баркер
«Возрождение» 15
Глава III. Образ психологической травмы в романе П. Баркер «Дорога
призраков» 25
Заключение 37
Список использованной литературы


В 2014 году мир отметил столетие с момента начала Великой войны, которая считается одной из самых кровавых и жестоких в истории человечества. Она длилась на протяжении четырех лет с 1914 по 1918 год. В ней принимали участие 38 государств, а на фронтах сражалось свыше 74 миллионов человек.
Тема Первой мировой войны стала главной в зарубежной литературе первой половины ХХ века. И она, несомненно, оставила свой след как в литературе Великобритании, так и других стран. Великая война оказала большое влияние на писателей того времени, на эпоху и на развитие литературы и искусства в целом. Ее затрагивали такие писатели, как Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк и многие другие. В их произведениях звучит тема «потерянного поколения». Они пишут про молодых людей, которые отправились на войну еще совсем юными. Молодые парни попали в самую «мясорубку», видели всю ту жестокость, которая происходила на фронтах. Они были сломлены, война выбила их из привычной колеи. А в послевоенное время они уже не смогли вернуться к нормальной жизни.
В XX веке во время Первой мировой войны образ психологически травмированного солдата становится одним из главных в литературе как военного, так и послевоенного периода. У солдат, которых не убили на фронтах, остались болезненные воспоминания о травмирующих событиях, произошедших на войне. И поскольку Первая мировая война во многом отличалась от предыдущих военных конфликтов, лечение психологической травмы было осложнено, так как люди просто не осознавали то, что происходило с этими солдатами, в большинстве случаев они даже не могли им помочь. К данной теме обращались многие писатели, например, В. Вулф «Миссис Деллоуэй» (1925), С. Фолкс «И пели птицы...» (1993), П. Баркер «Возрождение» (1991), «Дорога призраков» (1995) и другие.
В настоящее время проблема травматического опыта обостряется из-за многочисленных войн, террористических атак и многих других жестоких и угрожающих жизни человека явлений, и, соответственно, требует своего изучения. Исследования, касающиеся травматического опыта в целом и его отражения в литературе, становятся все более многочисленными. Особый интерес в области психологии травмы представляют работы Кэти Карут, историка и культуролога. Она является одним из главных современных исследователей психологической травмы, и ее работы послужили основой для других исследователей в этой же области. Мы обратимся к ее работам, так как в своих исследованиях она опирается на работы З. Фрейда, на которые в свою очередь опирается П. Баркер в своих романах. Также стоит упомянуть работу Доминика ЛаКапра «Написание истории, написание травмы» (Writing History, Writing Trauma), который вводит такие понятия как «отыгрывание» и «проработка», и труды А.Уайтхед «Литература о травме» (Trauma Fiction), М. Соколовской-Париж «Переосмысление военного наследия, Великой войны: форматы британской памятной литературы» (Reimagining the War Memorial, Reinterpreting the Great War: The Formats of British Commemorative Fiction), А. Барлоу «Великая война в британской литературе» (The Great War in British Literature), Н. Смелсера «Психологическая травма и культурная травма» (Psychological Trauma and Cultural Trauma), П. Фассела «Великая война и современная память» (The Great War and Modern Memory).
В российском литературоведении исследование травмы начинает набирать популярность благодаря переводу некоторых ключевых статей по теории травмы в сборнике под редакцией С. Ушакина и Е. Трубиной «Травма: пункты»(2009). Позже выходит работа О. Мороз и Е.Сувериной под названием «Trauma studies: История, репрезентация, свидетель». В данной публикации они рассматривают историю травмы, ПТСР (Посттравматический стрессовый синдром), уделяют внимание работам Фрейда, которые некоторые исследователи считают первыми наработками о природе травмы, разбирают понятия, введенные Домиником ЛаКапра, а так же акцентируют внимание на том, что, несмотря на наличие исследований по теории травмы за рубежом, возникает путаница в терминологических понятиях.
Столь высокий интерес к проблеме поствоенной травмы и травматического опыта в целом в современной гуманитарной науке определил актуальность нашего исследования.
Пэт Баркер(1943 - настоящее время) - современная британская писательница, романы которой посвящены теме памяти, восстановления, травмы и выживания.
Трилогия Пэт Баркер «Возрождение», в которую входят романы «Возрождение» (1991), «Eye In the Door» (1993) и «Дорога Призраков» (1995), художественно осмысляет и исследует различные аспекты Первой мировой войны. Ш. Монтейт отмечает, что эти произведения «обеспечивают наиболее полный и сложный взгляд на Первую Мировую войну в литературе конца XX века». [22, c.55] (Перевод источников здесь и далее мой, Э.А). Она также утверждает, что когда роман только вышел, то он стал переломным текстом, ведь она писала о том, что не вспоминают. Благодаря своей трилогии она дала голос тем, кто так долго пытался быть услышанным, и с помощью исторических и выдуманных персонажей она подняла важные вопросы, которые никто до нее не поднимал.
Оригинальность трилогии П.Баркер заключается и в том, что она не описывает напрямую поле боя, разрывающие снаряды. Читатель имеет лишь косвенный доступ к войне через образы главных героев, которые вспоминают войну, свой травматический опыт во время терапевтических сеансов с доктором Риверсом.
Таким образом, П. Баркер фокусируется на внутреннем конфликте персонажей. Как говорит П. Харрис, «Работа Пэт Баркер фокусируется не на снарядах, разрывающихся на поле боя, а на мужчинах, которые пытались соответствовать мужским идеалам перед лицом бессмысленной войны в окопах» [28,с.303]
Первая Мировая война, как отмечает К. Вестман, оставила свой отпечаток на П. Баркер. В своей работе « Трилогия П. Баркер - руководство в помощь читателям» (Pat Barker's Regeneration - A Reader's Guide) пишет, что отец П. Баркер был в военно-морском флоте Великобритании во время Второй Мировой Войны, а дед воевал во время Первой Мировой Войны. Стоит отметить, что книги П. Баркер о войне очень популярны как в Великобритании, так и в США и привлекают внимание исследователей. Наибольший интерес представляют работы - К. Е. Вестман «Руководство в помощь читателям: Пэт Баркер» (A Reader's Guide: Pat Barker's Regeneration), Ш. Монтейт «Пэт Баркер» (Pat Barker), К. П. Кнатсен «Взаимное преследование: Трилогия П. Баркер» (Reciprocal Haunting: Pat Barker's Regeneration Trilogy).
Российские литературоведы фактически не обращаются к творчеству английской писательницы, единственной обнаруженной нами работой является статья О. Е. Швайликовой «Символика изображения травмы в трилогии Пэт Баркер «Возрождение»» в которой исследуются различные приемы символического изображения последствий психологической травмы в романах П. Баркер.
Новизну данной работы определяет то, что творчество Пэт Баркер еще не получило широкого освещения в отечественном литературоведении, а романы «Возрождение» и «Дорога призраков» даже не переведены на русский язык, несмотря на их популярность на Западе.
Объектом данного исследования являются романы Пэт Баркер «Возрождение», «Дорога призраков». Стоит отметить, что в нашей выпускной квалификационной работе мы обратимся лишь к двум романам П. Баркер «Возрождение» и «Дорога призраков», так как, по-нашему мнению, эти произведения более полно отображают изображение психологической травмы.
Предметом данного исследования является отражение проблемы психологической травмы в романах П. Баркер «Возрождение», «Дорога призраков».
Целью данной работы является рассмотрение травматического опыта в литературе на примере произведений П. Баркер «Возрождение» и «Дорога призраков».
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по теме травмы;
- проанализировать образы пациентов в романах для того, чтобы понять, как психологическая травма изображена в повествовании;
- проследить и проанализировать эволюцию образа доктора Риверса в романах;
- проанализировать идейно-художественное содержание романов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мир за последнее столетие пережил невообразимое количество ужасных событий от войн и геноцида до терактов. Катастрофические события и их последствия часто становятся основными темами для писателей, так и романы Пэт Баркер не стали исключением.
Термин «культурная травма» уже несколько последних десятилетий привлекает историков XX века, они заметили, что травмирующие исторические события были своего рода «упущенными переживаниями», которые нужно было переработать. Так поступила и П. Баркер, она попыталась «возродить» Великую войну, написав о ней. П. Баркер в трилогии «Возрождение» выходит за рамки индивидуальных симптомов травмы, она показывает, как Первая мировая война стала культурной травмой для Великобритании не только в прошлом, но и в настоящем, ведь войну нельзя забыть, она никогда не останется в прошлом.
Во многом трилогия П. Баркер пересматривает Первую мировую войну, она фокусируется на вещах и фактах, которые, по ее мнению, были исключены из официальных исторических отчетов о войне. П. Баркер прямо пишет о том, что психологическая травма долгое время считалась лишь причиной для того, чтобы избежать военной службы, а не реальной болезнью, которая мешает жить и существовать не только в военном, но и послевоенном обществе.
Травма стала центральной темой произведения, ведь война, так или иначе, повлияла на жизни всех пациентов госпиталя, и даже на самого Риверса. Солдаты, которых лечит доктор Риверс в Крейглокхарте, переживают заново те ужасные события, они должны рассказывать то, о чем они думают, что им снится, ведь все это часть лечения. Однако их мозг временами блокирует настоящие воспоминания или наоборот они начинают чувствовать страх и опасность, хотя и находятся в безопасности.
П. Баркер пишет о том, что существовало несколько методов лечения психологической травмы в XIX веке. Некоторые специалисты предпочитали использовать электрошоковую терапию, тем самым еще больше травмируя солдат, а такие как Риверс использовали другой более гуманный метод, разработанный Фрейдом.
Эволюция образа доктора Риверса становится очень важной составляющей романа. В самом начале трилогии он лишь врач, которому нужно подлечить солдат для того, чтобы отправить обратно на фронт, однако с приходом Сассуна в госпиталь Крейглокхарт все меняется. Риверс начинается сомневаться не только в смысле войны, но и в своих методах лечения. Когда он видит, как доктор Йелланд относится к своим пациентам, каким зверским способом он пытается заглушить их боль, то он осознает, что в некотором смысле делает то же самое, только более гуманным способом. Именно поэтому в конце первого романа он решает уйти в отставку.
Роман «Дорога призраков» отличается от других частей трилогии не только в плане композиции, но и в повествовании. В этом романе присутствует несколько сюжетных линий, а повествование ведется то от третьего, то от первого, то вновь от третьего лица.
В то время как пациенты борются со своими страхами и пытаются преодолеть свою травму, то Риверс борется со своей. С одной стороны, он пытается найти метод, который не будет еще больше калечить солдат, с другой стороны, он не хочет отправлять их обратно на фронт лишь для того, чтобы они там умерли. Чувство ответственности за их дальнейшую жизнь становится для Риверса первостепенным. Он не хочет подлечить их или помочь им лишь на какой-то определённый период времени, он хочет их вылечить до конца и отправить домой, так как они выполнили свой долг.
Именно поэтому он начинает применять методы лечения, который увидел в Меланезии. Он не заставляет пациентов говорить о своих травмирующих событиях, он просто задает наводящие вопросы, которые впоследствии помогают им самим найти нужный способ бороться со своей травмой. Например, Моффету для того чтобы начать вновь чувствовать ноги, нужно было всего лишь визуально видеть и понимать, что как только линии исчезнут, то он начнет их чувствовать. А Вайнсбек с помощью наводящих вопросов Риверса сам приходит к выводу, что призрак, являющийся к нему, всего лишь проекция его разума.
Внутренний конфликт Риверса, заключавшийся в конфронтации между его долгом как врача и долгом перед государством, разрешается неоднозначно, мы так и не знаем, будет ли Риверс дальше бороться с системой или просто будет жить дальше.



I. Источники:
1. Barker P. Ghost Road. // Viking Press, 1995 - 288p.
2. Barker P. Regeneration. // Penguin Books, 1992 - 251p.
II. Научно-критическая литература:
3. Александр Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / Пер.с англ. Г. К. Ольховникова под редакцией Д.Ю. Куракина. М.: Праксис, 2013.
4. Джумайло О.А. Английский исповедально-философский роман 1980- 2000гг.//Автореферат - Москва 2014
5. Мороз О.В. Культурная травма в российском литературном дискурсе конца XX века // Автореферат - Москва, 2014.
6. Мороз О.В. О «травме» в культурной памяти: фигура свидетеля// Вестник РГГУ №11-12. - М.: РГГУ, 2012. - С.29-37.
7. Новикова В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма // Монография - Нижний Новгород: Из-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. - 231с.
8. Травма: пункты: Сборник статей / Сост. С. Ушакин и Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 936 с.: ил.
9. Фролов Г.А., Хабибуллина Л.Ф. К смене литературных эпох на Западе: теоретический аспект //Филология и культура.2014, №3. С. 187-194.
10. Хабибуллина Л.Ф. Вторая мировая война в современной литературе// Филология и культура.- 2015 -№2. - с.264-270.
11. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины XX века: Содержание и функционирование. - LAP LAMBERT ACADEMIC PUBLISHING, 2011 - 371с.
12. Barlow A. The Great War in British Literature. // Cambridge University Press, 2000. - 128 p.
13. Caruth C. Explorations in Memory // The Johns Hopkins University Press, 1995 - 273p.
14. Caruth C. Unclaimed Experience: Trauma, Narrative and History // The Johns Hopkins University Press, 1996 - 146p.
15. Caruth. C. Recapturing the Past: Introduction // Baltimore: Johns Hopkins UP, 1995. 151 p.
16. Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. // NY.: Taylor & Francis. 1992. - 314 p.
17. Fussel P. The Great War and Modern Memory. // Sterling Publishing Company, Inc., 2009. - 452 p.
18. Jackson J. R. Narrative of Trauma and the Production of Traumatized Narratives as Contexts for Pat Barker's Regeneration Trilogy // The University of Leeds, 2003 - 241p.
19. Knutsen, Karen Patrick. Reciprocal Haunting: Pat Barker's Regeneration Trilogy // Karlstad University Studies. 2008 - 227p.
20. LaCapra, D. Writing History, Writing Trauma // Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2001 - 248p.
21. Leunens D. The Great War and the Apocalypse of Masculinity in Pat Barker's Regeneration Trilogy // Ghent University, 2011 - 80p.
22. Monteith S. Pat Barker // Northcote House, 2002 - 130p.
23. Smelser N.J. Psycological Trauma and Cultural Trauma.// Alexander et al/ 31-59.
24. Sokolowska-Paryz M. Reimagining the War Memorial, Reinterpreting the Great War: The Formats of British Commemorative Fiction. // Cambridge Scholars Publishing, 2012. - 216 p.
25. The Great War and Postmodern Memory: 20th-Century British Fiction (1985-2000).// Bruxelles, Bern, Berlin, Frankfurt am Main, New York, Oxford, Wien, 2013. - 360 p.
26. Thurstance M.A. Looking Beyond The Trenches: The First World
27. War Home Front In Contemporary Fiction // University of Leicester, 2015 - 211p.
28. Westman K. A Reader's Guide: Pat Barker's Regeneration // Bloomsbury Academic, 2001 - 89p.
29. Whitehead A. Trauma Fiction // Edinburgh University Press, 2004 - 184p.
III. Справочная и учебная литература:
30. Ивашева, В.В. Литература Великобритании ХХ века / В.В. Ивашева. - М., 1984. - с.231
31. Фролов Г. А., Несмелова О. О., Хабибуллина Л. Ф., В. Б. Шамина, Шевченко Е. Н., Коновалова Ж.Г. Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе / Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. - 284 с.
32. Фролов Г.А. Зарубежная литература ХХ века. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Филология». - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. - 283 c.
33. Хабибуллина Л.Ф. Основные тенденции развития современного литературного процесса на Западе (1989 - 2014): учебное пособие. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 148 c.
IV. Интернет-ресурсы:
34. Куклин И. Историческая травма как культурное явление // ПостНаука, 2015 // https://postnauka.ru/faq/26580 (дата обращения 07.04.2017)
35. Мороз О. В., Суверина Е. В. Trauma studies: История, репрезентация,
свидетель // НЛО, 2014. №14 //
http://magazines.russ.ru/nlo/2014/125/8m.html. (дата обращения 07.04.2017)
36. Мороз О. Методология изучения коллективной травмы. Культуролог Оксана Мороз о травматическом вокабуляре, методах исследования болезненных событий и носителях страшного опыта. // ПостНаука, 2016 // https://postnauka.ru/video/68725 (дата обращения 07.04.2017)
37. Мороз О. Репрезентации коллективной травмы // ПостНаука, 2017 // https://postnauka.ru/video/72670 (дата обращение 15.03.2018)
38. Федунина Н.Ю., Бурмистрова Е.В. Психическая травма. К истории вопроса // Консультативная психология и психотерапия. 2005. №2//http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3496 (дата обращения 07.04.2017)
39. Швайликова O.E. Символика изображения травмы в трилогии Пэт
Баркер «Возрождение» // Гуманитарные науки. Литературоведение, 2015 - 65-70 с.
№10//http://elib.psu.by:8080/bitstream/123456789/14052/1/%D0%A8%D0 %B2%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B 2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%95.%202015-10%20c%2065-70.pdf (дата обращения 07.04.2017)
40. Smith G.E., Pear T.H. Shell shock and its lessons. // Manchester University Press, England, 1917. // http: //www.gwpda.org/medical/shshock/index.htm (дата обращения 07.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ