ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
|
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……………………………………………………………….7
§ 1. Становление правового регулирования в сфере защиты прав
потребителей в РФ………………………………………………………………...7
§ 2. Общая характеристика правового статуса потребителей………………...13
Глава II. ПРАВО НА КАЧЕСТВО ТОВАРА И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО
НЕСОБЛЮДЕНИЯ…………………………………………………………….23
§1. Правовая характеристика категории качества товаров…………………...23
§2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества…………………..28
§3 Ответственность за нарушение прав потребителей при продаже им
товаров ненадлежащего качества………………………………………………33
Глава III. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО
КАЧЕСТВА….......................................................................................................41
§ 1. Судебная форма защиты прав потребителей……………………………...41
§ 2. Внесудебная форма защиты прав потребителей………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы………………………………………..63
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……………………………………………………………….7
§ 1. Становление правового регулирования в сфере защиты прав
потребителей в РФ………………………………………………………………...7
§ 2. Общая характеристика правового статуса потребителей………………...13
Глава II. ПРАВО НА КАЧЕСТВО ТОВАРА И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО
НЕСОБЛЮДЕНИЯ…………………………………………………………….23
§1. Правовая характеристика категории качества товаров…………………...23
§2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества…………………..28
§3 Ответственность за нарушение прав потребителей при продаже им
товаров ненадлежащего качества………………………………………………33
Глава III. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО
КАЧЕСТВА….......................................................................................................41
§ 1. Судебная форма защиты прав потребителей……………………………...41
§ 2. Внесудебная форма защиты прав потребителей………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы………………………………………..63
Начиная с древнейших времен, в любом обществе, деятельность людей
тесно связана с торговлей, и с производством и потреблением. Независимо от
исторической эпохи, товарно-денежные отношения предполагали неравное
положение участников той или иной сделке. В связи с этим, государство
старалось регулировать данные отношения посредством устоев, обычаев и
законов, в целях защиты производителей (купцы, торговцы) и потребителей,
покупавших товары и пользовавшихся определенными услугами. Иными
словами, еще с давних времен формировалось законодательство, которое
закрепляло права и обязанности участников сделки, при этом учитывая
возникновение юридических последствий, в случае нарушения прав или не
исполнения должным образом обязанностей1.
Развитие рынка и товарооборота – это сложный процесс, который
имеет как положительные, так и отрицательные последствия2. Современная
рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству товаров. В
отечественной и зарубежной практике подтверждение соответствия
продукции, сертификация услуг и систем управления относятся к числу
наиболее эффективных средств повышения их качества и
конкурентоспособности.
В практику многих государств мира давно и прочно вошла защита
государством прав потребителей. В России же впервые Закон РФ «О защите
прав потребителей»3 (далее – Закон о ЗПП) был принят 07.02.1992 г., когда в
стране рыночные отношения еще только начинали формироваться. Но
первоначальная редакция закона о ЗПП была не совсем совершенной, из-за
недостаточного опыта и развития рыночных отношений. По этой причине в
последующем данный Закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данный
1 Гордеев Н.Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом / Н.Г. Гордеев // Вестник института
мировых цивилизаций. 2016. – № 13. – С. 91-101
2 Хисматуллина С.А., Бердегулова Л.А. Злоупотребление правом в рамках закона о защите прав
потребителей. / С.А. Хисматуллина // E-SCIO – №6. – 2017. – Ст. 203-205. – ТУТ ОБЕ ФИО НАДО!
3 О защите прав потребителей: закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 : в ред. от 18.04.2018 // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.4
Закон является основным нормативным актом, регулирующий отношения,
которые возникают между потребителями, производителями, продавцами,
исполнителями и импортерами, при продаже товаров, а также оказании
услуг; который устанавливает права потребителей на приобретение товаров и
пользование услуг, надлежащего качества, и которые являются безопасными
для жизни, здоровья граждан и окружающей среды; который определяет
право на получение достоверной информации о товаре и услугах,
государственную и общественную защиту интересов граждан, вдобавок
определяет механизм реализации этих прав.
Общая проблема в сфере защиты прав потребителей содержится в том,
что в России до конца не сформировалась цивилизованная, грамотная, верная
система отношений между потребителями, продавцами и производителями.
Специалисты все чаще также заявляют о некоторых значимых проблемах,
которые существуют на данный момент. Возможно, для развития данной
отрасли, нужно обратить внимание на практику зарубежных стран,
лидирующих по многим показателям в сфере защиты прав потребителей,
особенно на такие страны.
Одним из наиболее часто встречающихся видов нарушений договора
купли-продажи является нарушение условия о качестве. К сожалению, в
законе не раскрыто понятие ненадлежащего качества товара, но он содержит
такие термины как «недостаток товара», «существенный недостаток товара».
Проблема качества товаров в настоящее время является во всем мире
одной из наиболее актуальных, и интерес к ней с каждым днем только
возрастает. Это тесно связано с тем, что качество продукции определяет
экономическую безопасность государства, обеспечивает сохранение
окружающей среды, здоровья и благополучия человека.
Качество продукции оказывает огромное влияние на решение главной
задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан5
Российской Федерации1. В связи с этим проблема является актуальной,
злободневной и требует новых способов решений. Несмотря на то, что в
последние годы в России проводится достаточно активная политика по
защите прав потребителей2.
Все сказанное ярко иллюстрирует актуальность темы данной работы.
Объектом дипломной работы выступают общественные отношения,
складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с
защитой прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего
качества.
Предметом дипломной работы явились нормы гражданского и иных
отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие
отношения, связанные с защитой прав граждан-потребителей при продаже
им товаров ненадлежащего качества, а также судебная практика,
монографическая и специальная литература, относящиеся к теме
исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в
формировании комплексного представления о защите прав гражданпотребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- рассмотреть становление правового регулирования в сфере защиты
прав потребителей в Российской Федерации;
- дать общую характеристику правового статуса потребителей;
- изучить правовую характеристику категории качества товаров;
- исследовать последствия продажи товара ненадлежащего качества;
- рассмотреть ответственность за нарушение прав потребителей при
продаже им товаров ненадлежащего качества;
- раскрыть судебную форму защиты прав потребителей;
1 Боковикова Т.Н., Кузьмин А.В. Контроль качества товаров и услуг как защита прав потребителей / Т.Ню
Боковикова, А.В. Кузьмин // Научные труды КубГТУ. – 2017. – №1. С. 188-195.
2 Гордеев Н.Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом / Н.Г. Гордеев // Вестник Института
мировых цивилизаций. – 2016. – №13. – С. 91-101.6
- охарактеризовать внесудебную форму защиты прав потребителей.
Теоретическая основа исследования. Изучению института защиты прав
потребителей посвящены работы таких специалистов в области права, как
Абдурахманов Р.Р., БабаевД., Белов В.А., Богдан В.В., Боковикова Т.Н.,
Величко А.С., Галиуллин Р.Р., Гафарова Г.Р., Гордеев Н.Г., Гусева Т.А.,
Гуревич В.А., Дученко А.В., Кораев К.Б., Кондратенко Н.А., Матвиевская
Т.П., Пантелеев В.Ю., Силкина А.В., Усенков И.А., Хисматуллина Г.А.,
Чикин И.Е., Швалева О. В., Шугаибов З.Ш. и другие.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из семи
параграфов, заключения и списка использованной литературы.
тесно связана с торговлей, и с производством и потреблением. Независимо от
исторической эпохи, товарно-денежные отношения предполагали неравное
положение участников той или иной сделке. В связи с этим, государство
старалось регулировать данные отношения посредством устоев, обычаев и
законов, в целях защиты производителей (купцы, торговцы) и потребителей,
покупавших товары и пользовавшихся определенными услугами. Иными
словами, еще с давних времен формировалось законодательство, которое
закрепляло права и обязанности участников сделки, при этом учитывая
возникновение юридических последствий, в случае нарушения прав или не
исполнения должным образом обязанностей1.
Развитие рынка и товарооборота – это сложный процесс, который
имеет как положительные, так и отрицательные последствия2. Современная
рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству товаров. В
отечественной и зарубежной практике подтверждение соответствия
продукции, сертификация услуг и систем управления относятся к числу
наиболее эффективных средств повышения их качества и
конкурентоспособности.
В практику многих государств мира давно и прочно вошла защита
государством прав потребителей. В России же впервые Закон РФ «О защите
прав потребителей»3 (далее – Закон о ЗПП) был принят 07.02.1992 г., когда в
стране рыночные отношения еще только начинали формироваться. Но
первоначальная редакция закона о ЗПП была не совсем совершенной, из-за
недостаточного опыта и развития рыночных отношений. По этой причине в
последующем данный Закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данный
1 Гордеев Н.Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом / Н.Г. Гордеев // Вестник института
мировых цивилизаций. 2016. – № 13. – С. 91-101
2 Хисматуллина С.А., Бердегулова Л.А. Злоупотребление правом в рамках закона о защите прав
потребителей. / С.А. Хисматуллина // E-SCIO – №6. – 2017. – Ст. 203-205. – ТУТ ОБЕ ФИО НАДО!
3 О защите прав потребителей: закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 : в ред. от 18.04.2018 // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.4
Закон является основным нормативным актом, регулирующий отношения,
которые возникают между потребителями, производителями, продавцами,
исполнителями и импортерами, при продаже товаров, а также оказании
услуг; который устанавливает права потребителей на приобретение товаров и
пользование услуг, надлежащего качества, и которые являются безопасными
для жизни, здоровья граждан и окружающей среды; который определяет
право на получение достоверной информации о товаре и услугах,
государственную и общественную защиту интересов граждан, вдобавок
определяет механизм реализации этих прав.
Общая проблема в сфере защиты прав потребителей содержится в том,
что в России до конца не сформировалась цивилизованная, грамотная, верная
система отношений между потребителями, продавцами и производителями.
Специалисты все чаще также заявляют о некоторых значимых проблемах,
которые существуют на данный момент. Возможно, для развития данной
отрасли, нужно обратить внимание на практику зарубежных стран,
лидирующих по многим показателям в сфере защиты прав потребителей,
особенно на такие страны.
Одним из наиболее часто встречающихся видов нарушений договора
купли-продажи является нарушение условия о качестве. К сожалению, в
законе не раскрыто понятие ненадлежащего качества товара, но он содержит
такие термины как «недостаток товара», «существенный недостаток товара».
Проблема качества товаров в настоящее время является во всем мире
одной из наиболее актуальных, и интерес к ней с каждым днем только
возрастает. Это тесно связано с тем, что качество продукции определяет
экономическую безопасность государства, обеспечивает сохранение
окружающей среды, здоровья и благополучия человека.
Качество продукции оказывает огромное влияние на решение главной
задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан5
Российской Федерации1. В связи с этим проблема является актуальной,
злободневной и требует новых способов решений. Несмотря на то, что в
последние годы в России проводится достаточно активная политика по
защите прав потребителей2.
Все сказанное ярко иллюстрирует актуальность темы данной работы.
Объектом дипломной работы выступают общественные отношения,
складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с
защитой прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего
качества.
Предметом дипломной работы явились нормы гражданского и иных
отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие
отношения, связанные с защитой прав граждан-потребителей при продаже
им товаров ненадлежащего качества, а также судебная практика,
монографическая и специальная литература, относящиеся к теме
исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в
формировании комплексного представления о защите прав гражданпотребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- рассмотреть становление правового регулирования в сфере защиты
прав потребителей в Российской Федерации;
- дать общую характеристику правового статуса потребителей;
- изучить правовую характеристику категории качества товаров;
- исследовать последствия продажи товара ненадлежащего качества;
- рассмотреть ответственность за нарушение прав потребителей при
продаже им товаров ненадлежащего качества;
- раскрыть судебную форму защиты прав потребителей;
1 Боковикова Т.Н., Кузьмин А.В. Контроль качества товаров и услуг как защита прав потребителей / Т.Ню
Боковикова, А.В. Кузьмин // Научные труды КубГТУ. – 2017. – №1. С. 188-195.
2 Гордеев Н.Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом / Н.Г. Гордеев // Вестник Института
мировых цивилизаций. – 2016. – №13. – С. 91-101.6
- охарактеризовать внесудебную форму защиты прав потребителей.
Теоретическая основа исследования. Изучению института защиты прав
потребителей посвящены работы таких специалистов в области права, как
Абдурахманов Р.Р., БабаевД., Белов В.А., Богдан В.В., Боковикова Т.Н.,
Величко А.С., Галиуллин Р.Р., Гафарова Г.Р., Гордеев Н.Г., Гусева Т.А.,
Гуревич В.А., Дученко А.В., Кораев К.Б., Кондратенко Н.А., Матвиевская
Т.П., Пантелеев В.Ю., Силкина А.В., Усенков И.А., Хисматуллина Г.А.,
Чикин И.Е., Швалева О. В., Шугаибов З.Ш. и другие.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из семи
параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Институт защиты прав потребителя берет начало ещѐ в глубокой
древности, где источниками древнерусского права были, содержащие нормы
защиты прав потребителей, Уставы древнерусских князей, Русская правда и
другие, и постепенно он развивается.
В СССР были созданы законопроекты, которые явились моделью,
фундаментом для первого Закона о ЗПП, также основой для формирования
законодательства РФ и выработкой политики в области защиты прав
потребителей явились Руководящие принципы, которые были приняты ООН
9 апреля 1985 года резолюцией 39/2481.
Но первоначальная редакция Закона РФ о ЗПП была не совсем
совершенной, из-за недостаточного опыта и развития рыночных отношений.
По этой причине в последующем данный Закон неоднократно изменялся и
дополнялся. В том числе: были установлены границы содержания генномодифицированных организмов, было изменено понятие «существенный
недостаток», введение возложения обязанности на продавца указывать цены
на товары (услуги и работы) только в рублях, изменения в положении о
возврате технически сложных товаров, были устранены противоречия с
Гражданским кодексом в части определения цены при расчетах с
потребителем в случаях приобретения им товаров ненадлежащего качества и
другие.
Законом более высокого уровня, который регулирует отдельные
вопросы защиты прав потребителей, является Гражданский кодекс РФ.
Нормы, защищающие права потребителей, могут содержаться и в других
федеральных законах, и в, принимаемых в соответствии с ними, иных
нормативно правовых актах.
Нужно отметить, что согласно разъяснениям, которые содержатся в п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О
1 Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г.: принята 9 апреля 1985 г. на 106-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс».57
рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей1», если отдельные виды отношений с участием потребителей
регулируются и специальными законами Российской Федерации, которые
содержат нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из
таких договоров, Закон о ЗПП применяется в части, не урегулированной
специальными законами2.
Потребитель – это гражданин, который имеет намерение заказать или
приобрести любо который заказывает, приобретает или использует товары
(услуги и работы) исключительно для личных, домашних, семейных и иных
нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Вместе с тем, потребителем является гражданин, пользующийся
услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд.
Также под «потребителем» понимается не только гражданин,
непосредственно приобретший товар или заказавший работу (услугу), но и
гражданин, который пользуется ими.
Потребитель имеет право на свободный выбор товара исходя из своих
потребностей, а также возможностей. Также потребитель имеет право на
информацию об изготовителе (продавце) и о товарах, на безопасность товара
и на просвещение в области защиты прав потребителей. Закон о ЗПП
устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора
купли-продажи.
Товар – это вещь (вещи), определенная либо родовыми (числом, весом,
мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенная для продажи
или иного введения в гражданский оборот.
Согласно п.1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ, продавец должен
передать покупателю товар, качество которого соответствует договору
1 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 // Российская газета. – 2012. – № 156.
2 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 2017г.: утв. Президиумом
Верховного Суда РФ 16.02.2017 г. // СПС «КонсультантПлюс».58
купли-продажи1. В договоре качество товара определяется через указание
технических регламентов, образца и (или) описания, которым должно
соответствовать качество товара, документов в области стандартизации, или
же показателей его качества, то есть качественных характеристик товара,
безопасности, надежности, экологических, эстетических, эргономических и
других показателей. Если в договоре отсутствуют условия о качестве
товаров, то продавец обязан передать потребителю товар, который пригоден
для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Продавец
обязан передать покупателю товар, который будет пригоден для
использования в соответствии с целями, о которых продавец был поставлен в
известность при заключении договора.
Если потребителем были обнаружены в товаре недостатки и эти
недостатки не были обговорены продавцом, то он имеет право по своему
выбору: потребовать замены на товар этой же марки (артикула или модели);
потребовать замены на такой же товар другой марки (артикула или модели),
но с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать
соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного и
безвозмездного устранения недостатков товара или же потребовать
возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим
лицом; а также он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи
и потребовать возврата той суммы, которая была уплачена за товар с
недостатками. Потребитель вместо предъявления всех этих требований
может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать
возврата денежной суммы, которая была уплачена за товар. По требованию
продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При всем этом потребитель имеет право потребовать также полного
возмещения убытков, которые были причинены ему в результате продажи
товара ненадлежащего качества.
1 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 18.04.2018] // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.59
Изготовитель (продавец) несет ответственность за нарушение прав
потребителей, предусмотренную законом или договором. Убытки, которые
были причинены потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх
неустойки (пени), которая была установлена договором или законом. За
каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении
недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о
возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора куплипродажи (возвратом товара), о предоставлении товара в пользование на
время ремонта или замены продавец должен уплатить потребителю
неустойку в размере 1% цены товара.
Закон РФ о ЗПП предусматривает имущественную ответственность
изготовителя (исполнителя, продавца) за вред, причиненный в результате
недостатков товара. Ответственность за вред, причиненный в результате
недостатков товара, могут нести изготовитель и продавец. Если говорить о
соотношении ответственности изготовителя и продавца, то следует отметить,
что они несут ответственность перед потребителем солидарно, то есть
каждый из них должен удовлетворить требования потребителя о возмещении
вреда в полном объеме, если такие требования будут предъявлены к нему.
Потребитель имеет право по своему выбору предъявить требования к
любому из них.
Вред, который был причинен жизни, здоровью или имуществу
потребителя, подлежит возмещению, если вред был причинен в течение
установленного срока службы или срока годности товара.
Также Законом предусмотрена возможность компенсации морального
вреда, который был причинен потребителю вследствие нарушения
продавцом (изготовителем) прав потребителя.
Механизм защиты прав потребителей, в том числе и судебный,
закреплен Законом о ЗПП1. Норма о судебной защите прав потребителей,
1 Машукова Г.А. Судебная защита прав потребителей: отдельные проблемы правоприменительной
практики. / Г.А. Машукова // Юридический факт. – № 21. – 2017. – Ст. 35-38.60
которая закреплена в Законе о ЗПП, основана на конституционном
положении о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и
свобод.
Защита прав потребителей осуществляется путем рассмотрения дела в
порядке искового судопроизводства1.
Обязательный претензионный порядок урегулирования споров, до
подачи искового заявления в суд, в общем порядке не предусмотрен (он
предусмотрен только в исключительных случаях).
Следует обратить внимание, что особенностью судебной защиты прав
потребителей является то, что потребители и иные истцы освобождаются от
уплаты госпошлины, по искам, которые связаны с нарушением прав
потребителя.
На продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации
или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) лежит
бремя доказывания обстоятельств, которые освобождают от ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
При обращении в суд потребитель имеет полное право потребовать
полного возмещения убытков и уплаты неустойки, а также компенсации
морального вреда.
Нужно отметить, что суду предоставлена возможность уменьшения
размера неустойки в исключительных случаях, если подлежащая уплате
неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и
только если есть заявление ответчика о таком уменьшении.
При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни,
здоровью или имуществу потребителя, в результате недостатков товара суд
учитывает, что такой вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем
либо импортером) в полном объеме2 независимо от его вины (кроме случаев,
1 Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие (издание пятое, переработанное и дополненное)
/ под ред. З.М. Фаткудинова //М.: "Юстицинформ" – 2018. – С. 492.
2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 18.04.2018] // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.61
предусмотренных законодательством) и независимо от того, состоял ли
потерпевший с ним в договорных отношениях.
Установленный факт нарушения прав потребителя является
достаточным условием для удовлетворения, при решении судом вопроса о
компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда,
которая присуждается потребителю, в каждом конкретном случае
определяется судом с учетом характера причиненных потребителю
нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и
справедливости1.
Также особенностью судебной защиты является то, что суд взыскивает
с ответчика в пользу потребителя штраф вне зависимости от того, было ли
заявлено вообще такое требование потребителем суду.
Но кроме судебной защиты предусматривается и внесудебная защита
потребителями своих нарушенных прав.
Потребитель согласно Закону о ЗПП вправе обратиться в
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (его
территориальный орган), или в иные федеральные органы исполнительной
власти (их территориальные органы). Обращение в данные органы за
защитой своих нарушенных прав потребитель может осуществить через
письменное обращение или путем личного приема. Срок рассмотрения
обращений граждан составляет тридцать дней от даты поступления, если
возникает необходимость, этот срок может быть продлен.
Для защиты своих прав граждане имеют право объединяться в
общественные объединения потребителей, права таких объединений
закреплены в ст. 45 Закона о ЗПП.
Также существует способ самозащиты потребителей, то есть
потребитель имеет право лично предъявить требование о защите своих
нарушенных правах продавцу или изготовителю. Потребитель по своему
1 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 // Российская газета. – 2012. – № 156.62
усмотрению может предъявить претензию о защите нарушенного права
продавцу (изготовителю) или же обратиться в суд с исковым заявлением,
предварительно не предъявив требований продавцу (изготовителю).
Предъявление претензии к продавцу не лишает потребителя подать исковое
заявление в суд, если продавец откажется добровольно удовлетворять
требования потребителя полностью или частично.
древности, где источниками древнерусского права были, содержащие нормы
защиты прав потребителей, Уставы древнерусских князей, Русская правда и
другие, и постепенно он развивается.
В СССР были созданы законопроекты, которые явились моделью,
фундаментом для первого Закона о ЗПП, также основой для формирования
законодательства РФ и выработкой политики в области защиты прав
потребителей явились Руководящие принципы, которые были приняты ООН
9 апреля 1985 года резолюцией 39/2481.
Но первоначальная редакция Закона РФ о ЗПП была не совсем
совершенной, из-за недостаточного опыта и развития рыночных отношений.
По этой причине в последующем данный Закон неоднократно изменялся и
дополнялся. В том числе: были установлены границы содержания генномодифицированных организмов, было изменено понятие «существенный
недостаток», введение возложения обязанности на продавца указывать цены
на товары (услуги и работы) только в рублях, изменения в положении о
возврате технически сложных товаров, были устранены противоречия с
Гражданским кодексом в части определения цены при расчетах с
потребителем в случаях приобретения им товаров ненадлежащего качества и
другие.
Законом более высокого уровня, который регулирует отдельные
вопросы защиты прав потребителей, является Гражданский кодекс РФ.
Нормы, защищающие права потребителей, могут содержаться и в других
федеральных законах, и в, принимаемых в соответствии с ними, иных
нормативно правовых актах.
Нужно отметить, что согласно разъяснениям, которые содержатся в п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О
1 Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г.: принята 9 апреля 1985 г. на 106-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс».57
рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей1», если отдельные виды отношений с участием потребителей
регулируются и специальными законами Российской Федерации, которые
содержат нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из
таких договоров, Закон о ЗПП применяется в части, не урегулированной
специальными законами2.
Потребитель – это гражданин, который имеет намерение заказать или
приобрести любо который заказывает, приобретает или использует товары
(услуги и работы) исключительно для личных, домашних, семейных и иных
нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Вместе с тем, потребителем является гражданин, пользующийся
услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд.
Также под «потребителем» понимается не только гражданин,
непосредственно приобретший товар или заказавший работу (услугу), но и
гражданин, который пользуется ими.
Потребитель имеет право на свободный выбор товара исходя из своих
потребностей, а также возможностей. Также потребитель имеет право на
информацию об изготовителе (продавце) и о товарах, на безопасность товара
и на просвещение в области защиты прав потребителей. Закон о ЗПП
устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора
купли-продажи.
Товар – это вещь (вещи), определенная либо родовыми (числом, весом,
мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенная для продажи
или иного введения в гражданский оборот.
Согласно п.1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ, продавец должен
передать покупателю товар, качество которого соответствует договору
1 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 // Российская газета. – 2012. – № 156.
2 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 2017г.: утв. Президиумом
Верховного Суда РФ 16.02.2017 г. // СПС «КонсультантПлюс».58
купли-продажи1. В договоре качество товара определяется через указание
технических регламентов, образца и (или) описания, которым должно
соответствовать качество товара, документов в области стандартизации, или
же показателей его качества, то есть качественных характеристик товара,
безопасности, надежности, экологических, эстетических, эргономических и
других показателей. Если в договоре отсутствуют условия о качестве
товаров, то продавец обязан передать потребителю товар, который пригоден
для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Продавец
обязан передать покупателю товар, который будет пригоден для
использования в соответствии с целями, о которых продавец был поставлен в
известность при заключении договора.
Если потребителем были обнаружены в товаре недостатки и эти
недостатки не были обговорены продавцом, то он имеет право по своему
выбору: потребовать замены на товар этой же марки (артикула или модели);
потребовать замены на такой же товар другой марки (артикула или модели),
но с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать
соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного и
безвозмездного устранения недостатков товара или же потребовать
возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим
лицом; а также он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи
и потребовать возврата той суммы, которая была уплачена за товар с
недостатками. Потребитель вместо предъявления всех этих требований
может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать
возврата денежной суммы, которая была уплачена за товар. По требованию
продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При всем этом потребитель имеет право потребовать также полного
возмещения убытков, которые были причинены ему в результате продажи
товара ненадлежащего качества.
1 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 18.04.2018] // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.59
Изготовитель (продавец) несет ответственность за нарушение прав
потребителей, предусмотренную законом или договором. Убытки, которые
были причинены потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх
неустойки (пени), которая была установлена договором или законом. За
каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении
недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о
возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора куплипродажи (возвратом товара), о предоставлении товара в пользование на
время ремонта или замены продавец должен уплатить потребителю
неустойку в размере 1% цены товара.
Закон РФ о ЗПП предусматривает имущественную ответственность
изготовителя (исполнителя, продавца) за вред, причиненный в результате
недостатков товара. Ответственность за вред, причиненный в результате
недостатков товара, могут нести изготовитель и продавец. Если говорить о
соотношении ответственности изготовителя и продавца, то следует отметить,
что они несут ответственность перед потребителем солидарно, то есть
каждый из них должен удовлетворить требования потребителя о возмещении
вреда в полном объеме, если такие требования будут предъявлены к нему.
Потребитель имеет право по своему выбору предъявить требования к
любому из них.
Вред, который был причинен жизни, здоровью или имуществу
потребителя, подлежит возмещению, если вред был причинен в течение
установленного срока службы или срока годности товара.
Также Законом предусмотрена возможность компенсации морального
вреда, который был причинен потребителю вследствие нарушения
продавцом (изготовителем) прав потребителя.
Механизм защиты прав потребителей, в том числе и судебный,
закреплен Законом о ЗПП1. Норма о судебной защите прав потребителей,
1 Машукова Г.А. Судебная защита прав потребителей: отдельные проблемы правоприменительной
практики. / Г.А. Машукова // Юридический факт. – № 21. – 2017. – Ст. 35-38.60
которая закреплена в Законе о ЗПП, основана на конституционном
положении о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и
свобод.
Защита прав потребителей осуществляется путем рассмотрения дела в
порядке искового судопроизводства1.
Обязательный претензионный порядок урегулирования споров, до
подачи искового заявления в суд, в общем порядке не предусмотрен (он
предусмотрен только в исключительных случаях).
Следует обратить внимание, что особенностью судебной защиты прав
потребителей является то, что потребители и иные истцы освобождаются от
уплаты госпошлины, по искам, которые связаны с нарушением прав
потребителя.
На продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации
или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) лежит
бремя доказывания обстоятельств, которые освобождают от ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
При обращении в суд потребитель имеет полное право потребовать
полного возмещения убытков и уплаты неустойки, а также компенсации
морального вреда.
Нужно отметить, что суду предоставлена возможность уменьшения
размера неустойки в исключительных случаях, если подлежащая уплате
неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и
только если есть заявление ответчика о таком уменьшении.
При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни,
здоровью или имуществу потребителя, в результате недостатков товара суд
учитывает, что такой вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем
либо импортером) в полном объеме2 независимо от его вины (кроме случаев,
1 Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие (издание пятое, переработанное и дополненное)
/ под ред. З.М. Фаткудинова //М.: "Юстицинформ" – 2018. – С. 492.
2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 18.04.2018] // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.61
предусмотренных законодательством) и независимо от того, состоял ли
потерпевший с ним в договорных отношениях.
Установленный факт нарушения прав потребителя является
достаточным условием для удовлетворения, при решении судом вопроса о
компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда,
которая присуждается потребителю, в каждом конкретном случае
определяется судом с учетом характера причиненных потребителю
нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и
справедливости1.
Также особенностью судебной защиты является то, что суд взыскивает
с ответчика в пользу потребителя штраф вне зависимости от того, было ли
заявлено вообще такое требование потребителем суду.
Но кроме судебной защиты предусматривается и внесудебная защита
потребителями своих нарушенных прав.
Потребитель согласно Закону о ЗПП вправе обратиться в
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (его
территориальный орган), или в иные федеральные органы исполнительной
власти (их территориальные органы). Обращение в данные органы за
защитой своих нарушенных прав потребитель может осуществить через
письменное обращение или путем личного приема. Срок рассмотрения
обращений граждан составляет тридцать дней от даты поступления, если
возникает необходимость, этот срок может быть продлен.
Для защиты своих прав граждане имеют право объединяться в
общественные объединения потребителей, права таких объединений
закреплены в ст. 45 Закона о ЗПП.
Также существует способ самозащиты потребителей, то есть
потребитель имеет право лично предъявить требование о защите своих
нарушенных правах продавцу или изготовителю. Потребитель по своему
1 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 // Российская газета. – 2012. – № 156.62
усмотрению может предъявить претензию о защите нарушенного права
продавцу (изготовителю) или же обратиться в суд с исковым заявлением,
предварительно не предъявив требований продавцу (изготовителю).
Предъявление претензии к продавцу не лишает потребителя подать исковое
заявление в суд, если продавец откажется добровольно удовлетворять
требования потребителя полностью или частично.
Подобные работы
- Договор розничной купли-продажи и защита прав граждан-
потребителей в торговом обслуживании
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - РОЗНИЧНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА И ЗАЩИТА
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Последствия продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав потребителя при продаже товара ненадлежащего качества
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Потребитель в договорных правоотношениях: проблемы теории и практики (Южно-Уральский государственный университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2023 - Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Субъективные права потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Потребитель в договорных правоотношениях (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



