Введение 3
Глава I. Использование информационных технологий в образовательном процессе среднего общего образования
1.1. Понятие информационные технологии и сферы их применения в
процессе обучении истории 7
1.2. Приемы и методы использования ИКТ на уроках в школе 12
1.3. Зарубежный опыт использования ИКТ в учебном процессе 15
Глава II. Методические приемы использования информационных технологий на уроках истории в системе среднего общего образования
2.1. Типы уроков истории с применением компьютерных технологий 21
2.2. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации
проектной деятельности 28
2.3. Педагогический опыт использования ИКТ на уроках истории в 10
классе 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы
Приложение
Актуальность исследования. Сегодня современный мир невозможно представить без использования рецентных технологий, так как мы крайне зависимы от них. Информационные технологии находят применение во всех сферах повседневной жизни. Компьютер стал неотъемлемой частью нашего бытия, незаменным помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он огородил человека от рутинного труда, облегчил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к образованию нового типа культуры - информационной. Свое отражение она находит с самого раннего возраста.
Школьное образование должно соответствовать веяниям времени, а учитель - в совершенстве владеть компьютером, используя его в своей педагогической деятельности. Информационные технологии служат необходимым условием урока по истории в школе.
Наиболее актуальные задачи школьного обучения заключаются в подготовке школьника к скоростному уяснению и переработке огромных объемов информации, вооружении его современными средствами и приемами работы с ними, а также выработке информационной культуры.
Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, позволяет организовать дифференцированное обучение.
Современная подготовка специалистов в области образования не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Степень изученности проблемы. Нужно отметить, что проблема применения компьютерных технологий разрабатывается в педагогике совсем недавно. Поэтому и исследовательской литературы по данной проблеме немного. Вопросом использования информационных технологий в процессе обучения истории занимались следующие методисты: Захарова И.Г. , Трефилова Н.П. , Короткова М.В. , Калуцкая Е.К.
Особое внимание заслуживает работа М.Т. Студеникина . В своей работе он подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения.
Не менее интересен подход В.И. Боголюбова , который в своей статье "Инновационные технологии в педагогике" отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.
Э.А. Шевченко в статье " Использование новых информационных технологий на уроке истории " подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников.
Был обобщен педагогический опыт учителей истории Рась В.В ., Жерлыгиной С.П ., Сафрыгина Б.Б ., Коршуновой Е.А . и Лищук О.С . Их работы были использованы в качестве описания примеров в ходе применения информационных технологий обучения истории в школе.
Объект исследования: система исторического образования в Российской Федерации.
Предмет исследования: формы и методы применения различных видов ИКТ в преподавании истории.
Цель исследования: выявить влияние применения ИКТ на эффективность и результативность учебной деятельности учащихся в преподавании истории.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие информационные технологии и выявить сферы их применения.
2. Рассмотреть основные приемы и методы эффективного использования ИКТ в процессе обучения истории.
3. Рассмотреть зарубежный опыт использования информационных технологий в школе.
4. Обосновать влияние применения ИКТ на эффективность результативность работы учащихся на уроках истории.
Научная новизна исследования заключается в использовании собственного опыта применения информационных технологий в преподавании истории в 10 классе. В попытке адаптировать возможности информационных технологий под процесс обучения истории.
Гипотеза исследования: применение компьютерных технологий на уроках истории позволит активизировать познавательные возможности учащихся, повысить интерес к предмету и эффективность усвоения изучаемого материала.
Методы исследования:
Теоретическое изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; синтез, классификация и систематизация идей исследования.
Изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических и методологических основ исследуемой проблемы.
Применение диагностических методов для оценивания результатов деятельности детей.
Практическая значимость исследования заключается в представлении методики применения информационных технологий в процессе обучения истории. Оно может быть использовано студентами ВУЗов, слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учителями школ, лицеев и гимназий для повышения профессиональных компетенций.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Подводя итоги по изучению повседневной жизни горожан Вятской губернии в XIX веке, можно сказать, что это помогло понять уровень жизни городских слоев, их нравы, культурные традиции и менталитет.
В ходе изучения повседневной жизни горожан нами были достигнуты поставленные задачи. Основную массу городских жителей губернии составляли мещане, в повседневной жизни которых преобладал традиционный уклад жителей села, так как мещане были выходцами из сельской местности. Это выражалось в соблюдении народных традиций, обычаев и сбережении культурных ценностей.
Представители купеческого сословия Вятской губернии на протяжении всего XIX века были главными фигурами в преобразовании городской жизни. Наиболее важными заслугами были: модернизирование городов, повышение уровня городской жизни, развитие экономических связей и привнесение новых культурных традиций. В купеческой семье XIX века крепки были патриархальные отношения, но уже прослеживалось влияние столичной и западной культуры. Это отразилось в появлении различного рода театров, клубов и общественных собраний. Повседневность купцов была во многом похожа на обыденность мещанского сословия, но отличалась высоким материальным положением и стремлением к столичному образу жизни.
Характерной чертой повседневного уклада офицерства и чиновничества было однообразие городской жизни. Государственные служащие большую часть жизни проводили на работе. Разбавляли трудовые будни званые обеды, балы, посещение театров и ресторанов, но, как правило, позволить их могли себе лишь материально обеспеченные слои чиновничества. Несмотря на всю строгость, крепкими оставались традиционные народные черты, присущие всем городским жителям Вятской губернии XIX века.
В ходе исследования удалось проследить развитие экономических отношений городских обитателей. Если в начале XIX века основой экономики была периодическая торговля, как правило, купеческого сословия, то середина XIX века ознаменовалась активным развитием предпринимательских отношений.
Следующим этапом исследования стало изучение социокультурной среды городских слоев Вятской губернии. Существенные изменения произошли после «великих реформ», проведенных Александром I. Система образования вышла на новый уровень: появилось большое количество народных школ, училищ и публичных библиотек, предназначенных для всех сословий, что стало главным фактором повышения образования в губернии.
В культурной сфере наблюдалось развитие архитектуры, проявлявшееся в использовании новых строительных материалов и архитектурных стилей. В целом культурная жизнь горожан XIX века претерпевала многочисленные изменения, выражавшиеся в появлении новых народных промыслов, театрального искусства и аристократических клубов.
Таким образом, повседневная жизнь городских слоев Вятской губернии XIX века вышла на новый уровень. По-прежнему сильна была связь с народной культурой, но все-таки появляются новые черты в жизненном укладе горожан.
1.1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999- 2000 гг. - М. - 2000. - 168 с.
1.2. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - С.67.
1.3. Коршунова Е.А. Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию. // https://nsportal.ru (Дата обращения: 18.12.2017).
1.4. Лищук О.С. Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников // https://nsportal.ru (Дата обращения: 11.12.2017).
1.5. Порубина М.А. Практическое применение компьютерных технологий на уроках истории и обществознания. // https://infourok.ru (Дата обращения: 03.12.2017).
1.6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015)"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") // http://www.consultant.ru (Дата обращения: 6.04.2018)
1.7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413(ред. от 29.06.2017)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" // "Российская газета", N 139, 21.06.2012.
1.8. Рась В.В. Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания. // https://nsportal.ru (Дата обращения:17.12.2017).
1.9. Сафрыгин Б.Б. Применение информационно-компьютерных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения истории. // https://nsportal.ru (Дата обращения: 16.12.2017).
1.10. Трефилова Н.П. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в обучении истории // 11П[.^:7урок.р(|) (Дата обращения: 03.12.2017).
1.11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
1.12. Шевченко Э.А. Использование новых ин(ормационных технологий на уроке истории. // https://nsportal.ru (Дата обращения: 18.12.2017).
1.13. Яценко Т.В. Урок с использованием ИКТ. // https://docviewer.yandex.ru (Дата обращения: 18.12.2017).
II. Литература
2.1. Computers & Education. An International Journal. // http://www.journals.elsevier.com/computers-andeducation. (Дата обращения: 08.04.2018).
2.2. Аппарович Н.А.,Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе . - М.:Просвещение, 1982. - С.63.
2.3. Белова А.Г. Зарубежный опыт применения ин(ормационных и коммуникационных технологий в образовании. // http://100-bal.ru (Дата обращения: 08.04.2018).
2.4. Белякова Л.Н. Метод проектов на уроках истории и обществознания. // https://nsportal.ru (Дата обращения: 08.04.2018).
2.5. Боголюбов, В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1. - С.44.
2.6. Буцик С.В. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СИНГАПУРА. // Открытое образование. 2012, - №1, - С.81.
2.7. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2003.
2.8. Железняк О.С. О трех реформах образования в Японии. // https://eurekanext.livejournal.com (Дата обращения: 08.04.2018).
2.9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. - С.47.
2.10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ // https://refdb.ru (Дата обращения: 08.04.2018г.).
2.11. Калуцкая, Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - С.4
2.12. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. // http://festival.1september.ru (Дата обращения: 08.04.2018).
2.13. Колесникова Е.В. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: Учебное пособие. Томск: ТГПУ, - 2003г., - С.50.
2.14. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - С.3.
2.15. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека. // М.: Медицина, 2004. - С.315.
2.16. Мисан С.А. Использование информационных технологий в образовательном процессе. // https://www.o-detstve.ru (Дата обращения: 18.12.2017).
2.17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.128.
2.18. Осина Е.Б. Использование новых информационных технологий на уроках истории. // https://infourok.ru (Дата обращения: 03.12.2017).
2.19. Полат Е.С. «Интернет в гуманитарном образовании» - М.: Владос, 2001. - 316с.