ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО
РОСТА 6
1.1. Подходы к понятию личностного роста, его характеристика и
содержание 6
1.2. Особенности развития потребности личностного роста в
подростковый период 12
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития
потребности личностного роста у подростков 28
2.2. Коррекционно-развивающая программа развития потребности
личностного роста у подростков 35
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов жизни человека, периодом формирования ценностей. Именно в данном возрасте происходит подготовка и создание «фундамента» для развития основных значимых качеств его личности. По мнению Л.С. Выготского центральное личностное новообразование этого периода - возникновение и становление нового уровня самосознания и развитие эгоидентичности по Э. Эриксону, Я - концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость [11, с.102].
Период подростковости характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд - «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном [41, с.406]. Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и развивать в себе определенные качества. На протяжении всего этого возрастного периода подросток, проходя через психологические барьеры, противоречия, сильнейшие эмоциональные переживания, набирая опыт через собственные осознания, многочисленные сопротивления окружающего мира, собственные внутренние противоречия, «создаёт образ себя» - всё это способствует личностному росту подростка, ведь на всём протяжение этого нелёгкого пути он интенсивно развивается во всех сферах собственной жизни [50, с.252].
Проблемы становления и развития личности, человека как самоценности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации отражены в работах известных зарубежных авторов, таких как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Ф.Перлз, В.Франкл. Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. В современной отечественной психологии личностный рост трактуется исследователями, исходя из принципа саморазвития, которое понимается как специфический вид внешней и внутренней деятельности человека по созданию нового в своих переживаниях, отношениях и поведении при помощи социально-психологических средств, в этом направлении работали А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и С.Л. Рубинштейн [6, с.75; 32, с.462; 37, с.215].
Цель исследования: выявить у подростков проявления потребности личностного роста.
Объект исследования: подростки в возрасте от 13 до 14 лет
Предмет исследования: потребность личностного роста подростков Задачи:
-изучить теоретические материалы по проблеме личностного роста: его понятие, содержание, потребность личностного роста у подростков
-подобрать и определить выборку для проведения эмпирического исследования;
-определить проявления потребности личностного роста у подростков;
-провести эмпирическое исследование развития потребности личностного роста подростков;
- обработать результаты исследования и интерпретировать их.
Методы исследования: теоретические, эмпирические.
Теоретическая значимость: на основе анализа литературы в данной работе подробно рассматриваются особенности потребности личностного роста у подростков.
Практическая значимость заключается в разработке коррекционно-развивающей программы групповых занятий личностного роста для подростков, а также данные, полученные в ходе исследования могут быть полезны для классного руководителя и педагога-психолога школы в котором проводилось исследование.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум глава, заключения, списка литературы и приложения.
Данное исследование посвящено проблеме развития потребности личностного роста у подростков. Подростковый возраст - период кардинальных изменений во всех сферах жизни ребёнка - как в физиологии, так и в психических процессах и психологии. Центральным новообразованием в этом возрасте является развитие самосознания. Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и развивать в себе определенные качества - всё это способствует личностному росту подростка, ведь на всём протяжение этого нелёгкого пути он интенсивно развивается во всех сферах собственной жизни.
Проделанная нами работа позволяет сделать ряд выводов:
1. Существует множество подходов к понятию личностного роста, оно является широким и неоднозначным. Обобщая можно сказать, что понятие «Личностный рост» означает процесс качественных изменений личностного потенциала, во течении которого успешно решаются жизненные задачи и открываются богатые жизненные перспективы. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами - динамику его самосознания.
2. Основными тенденциями в личностном развитии подростков являются: осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность; наличие новых интересов, увлечений; расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых; развитие и активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества; появление идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.
3. Эмпирическое исследование показало, что: после проверки данных исходной и повторной диагностики при помощи t-критерия Стьюдента были обнаружены статистически значимые различия по 3 критериям личностного роста - «Отношение подростка к своему телесному «Я»» (p=0,04), «Отношение подростка к своему душевному «Я»» (p=0,004), и «Отношение подростка к своему духовному «Я»» (p=0,04). Это позволяет говорить о том, что проделанная нами работа по реализации коррекционно-развивающая программы развития потребности личностного роста у подростков была эффективна. По всем 3 критериям проявления личностного роста наблюдается положительная динамика, что является свидетельством повышением потребности у подростков совершенствоваться и развиваться.
Таким образом, в ходе исследования, поставленные нами задачи были решены, цель исследования достигнута.
Практическая значимость заключается в разработке коррекционно-развивающей программы групповых занятий личностного роста для подростков, а также данные, полученные в ходе исследования могут быть полезны для классного руководителя и педагога-психолога школы в котором проводилось исследование.
1. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека - М.: Академический проспект, 2017. - 113-114 с.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоц. и коррекц.- реабилитац. работы, 1995. № 3 - С. 54-67.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1980. - 124 с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 98 с.
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. - С. 426-433.
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984. - 75 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. - 236 с.
8. Бодалев А.А. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1988. - 60-63 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. СПб.: Питер, 2014. - 261-265 с.
10. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии //Психологические проблемы самореализации личности. - 1997. - С. 38-46.
11. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учеб. пособие. М.: МПА, 2001. - 102 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. Давыдова В.В - М.: Педагогика, 2014. - 150 с.
13. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Феникс, 2005. - 417 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб.пособие для высш.учеб.заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 112 с.
15. Зиглер Д., Хьел Л. Теории личности - СПб: Питер, 2017. - 608 с.
16. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011. - 75с.
17. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия, 2-е издание / под редакцией - СПб.: Питер, 2005. - 819 с.
18. Краковский А. П. О подростках:(Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка).
- М.: Педагогика, 1970. - 11-18 с.
19. Кругликов В.Н. Методы активного обучения. - СПб: ВИТУ, 2014.
- 92 с.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл психологии человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Юрайт, 2010. - 146 с.
21. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - 110с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 2012. - 199 с.
23. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 503 с.
24. Маклаков А.В. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
25. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Издат. группа «Евразия», 2006. - 430 с.
26. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.
27. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 2007. - 223 с.
28. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. труды. М.: Логос, 2006. - 280 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2009. - 411-413 с.
30. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. - 101 с.
31. Немов Р.С. Психология. Книга 1. - М.: Владос, 2013. - 303 с.
32. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2006. - 462 с.
33. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. 2-е изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. - С. 189-202.
34. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. - 73 с.
35. Папура А.А. Формирование уверенности в себе у подростков / А.А. Папура // Вестник ТГПУ. Вып. 5(95), 2010. - С. 110-114.
36. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект-пресс, 2001. - 47 с.
37. Петровский А.В. Психология: учебник для студ.высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Академия, 2008. - 215с.
38. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 347 с.
39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: «Академия», 2000. - 143 с.
40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Издательский дом «Питер», 2010. - 312 с.
41. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 406с.
42. Сериков В.В. Образование и личность. - М.: Смысл, 2014. - 28 с.
43. Слотина Т.В. Психология личности:учеб.пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 172с.
44. Смаргович И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие . - Минск: БГУКИ, 2013. - 121 с.
45. Спижевой Г.А. Личностный рост. - Издательство «Диля», 2015. - 12 с.
46. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология и педагогика». - М.: Академия, 2004. - 159 с.
47. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 2002. - 129 с.
48. Челышева И.Б. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста / Научный поиск, 2012. № 2. - С. 28-31.
49. Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология: учеб.-метод. комплекс / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. - Самара: Изд-во Универс-групп, 2007. - 124 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 252с.
51. Швалб Ю.М., Муханова И.Ф. Возрастная психология. - Донецк: Норд-Пресс, 2015. - 199 с.
52. Щукина М.А. Психология саморазвития личности. - СПб.: Питер, 2017. - 78-79 с.