МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕМЕНТОВ
АВТОМАТИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 История возникновения и развития проектного метода обучения в
системе образования 6
1.2 Проектная деятельность как средство формирования и развития
творческих способностей обучающихся 11
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМАТИКИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 20
2.1 Разработка учебно-методического обеспечения занятий в рамках элективного курса (факультатива) «Электротехника и элементы автоматики»... .20
2.2 Конструирование учебной модели с элементами автоматики 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Современный период развития общества связан с широким использованием информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Ввиду этого изучение элементов электротехники на уроках технологии в школе - одно из требований Государственного образовательного стандарта. Это связано с тем, что каждый выпускник общеобразовательной школы должен обладать некоторым минимумом знаний и умений в области автоматики и электротехники.
Однако существует достаточно серьезная проблема изучения элементов электротехники в школе. Она вытекает из того, что существуют определенные противоречия, касающиеся, главным образом, определения содержания учебного материала в этой области, а также отсутствием соответствующих методических пособий для учителей. Необходимо также отметить тот факт, что современное состояние дидактического и материально-технического обеспечения занятий по технологии в области основ электротехники и автоматики не в полной степени соответствует настоящему уровню развития данной сферы.
Как известно, содержание учебного материала определяется соответствующей учебной программой. В настоящее время в практике работы общеобразовательных организаций используется главным образом программа, разработанная коллективом авторов под руководством А.Т. Тищенко и Н.В. Синица. Предлагаемый в ней вариант содержания учебного материала по электротехнике и элементам автоматики, представлен так или иначе практически в каждом разделе рабочей программы учебного предмета «Технология» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.). Однако основное содержание учебного материала по электротехнике и элементам автоматики, представлено в разделе «Технологии в области электроники», изучаемому в 9 классе в объеме 6 часов. В связи с тем, что предмет «Технология» практически исчез из учебного плана общеобразовательной школы в 9-11 классах, актуализируется задача разработки определенных методических комментариев и разъяснений по обучению учащихся основам электротехнике и элементам автоматики.
Изучение основ электротехники и автоматики в общеобразовательной школе возможно в двух вариантах:
1) в 8 классе в соответствии с учебной программой по технологии для этого класса;
2) в 9-11 классах в рамках элективных курсов, программы которых необходимо либо разрабатывать, либо руководствоваться в этом случае программой по технологии для 9-11 классов по разделу «Автоматика и цифровая электроника», которая теперь практически не используется.
Хотя прошло достаточно много времени с того момента, когда эта программа была рекомендована для применения в школах, но и сегодня для работы по этой программе в рамках элективных курсов необходимы соответствующие методические разработки, которые должны помочь учителю технологии в организации и проведении занятий по изучению основ электротехники и автоматики.
В связи с изменением в последние годы содержания учебного плана для общеобразовательных школ в 8 классе на изучение технологии отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год. В 9-11 классах технологию рекомендуется изучать факультативно, например, посредством введения элективных курсов технологического профиля.
Перечисленные обстоятельства актуализируют проблему разработки нового варианта методики изучения основ электротехники и автоматики в общеобразовательной школе с учетом указанных условий.
Все вышесказанное предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методика организации проектной деятельности школьников по изучению электротехники и элементов автоматики на уроках технологии в общеобразовательной школе».
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения технологии.
Предмет исследования: методика изучения основ электротехники и автоматики на уроках технологии.
Цель исследования - разработать методические рекомендации проведения занятий по основам электротехники и автоматики на уроках технологии на основе использования проектного метода обучения.
Задачи исследования:
1. провести анализ учебно-методической литературы и передового педагогического опыта в области методики преподавания основ электротехники и автоматики в контексте технологической подготовки учащихся в общеобразовательных организациях.
2. Выявить психолого-педагогические основы методики преподавания основ электротехники и автоматики по предмету «Технология» в школе.
3. Разработать содержание занятий по изучению основ электротехники и автоматики в общеобразовательной школе на уроках технологии на основе проектного метода обучения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили психолого-педагогические и научно-методические исследования в области технологического образования школьников А.Н. Богатырева, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, Т.В. Кудрявцева, М.И. Махмутова, В.А. Полякова.
Использованные методы исследования: изучение литературных источников, педагогическое наблюдение учебного процесса по технологии, изучение опыта работы учителей технологии, моделирование и конструирование учебного процесса.
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её результаты могут быть использованы учителями технологии в практике своей работы по новому учебному плану.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе изучения технологии в школе учащемуся необходимо приобрести определенные знания в области основ автоматики и электротехники. Для этого учителю технологии необходимо иметь для проведения уроков, на которых изучаются элементы автоматики и электротехники, соответствующую материально-техническую базу. В частности, это могут быть плакаты, действующие модели, учебные стенды и реальные автоматические устройства. В связи с этим существует проблема создания такой материально-технической базы, так как промышленностью в настоящее время она для школ практически не выпускается, либо имеет достаточно высокую стоимость.
Наше внимание больше всего привлекают действующие учебные модели и стенды, которые позволяют методически правильно изучить то или иное автоматическое устройство как с точки зрения принципа его действия, так и с точки зрения его устройства и эксплуатации.
Исходя из имеющейся элементной базы объектом для конструирования учебных моделей могут быть герконовые реле, модели охранных устройств, реле времени, модели цифровых устройств.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы в целом выполнены: выявлены психолого-педагогические основы методики преподавания основ электротехники и автоматики по технологии в школе, разработано содержание занятий по технологии в 8-9 классах общеобразовательной школы для элективного курса (факультатива), на которых могут быть изучены некоторые основы автоматики на основе использования проектного метода обучения.
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её результаты могут быть использованы учителями технологии в практике своей работы по организации и проведению занятий по элективному курсу (факультативу) «Электротехника и элементы автоматики».
1. Башарин С.А. Теоретические основы электротехники: Теория электрических цепей и электромагнитного поля: учеб. пособие для студ. высш. учеб. учреждений. - 4-е изд., перераб. и доп. / С.А.Башарин. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
2. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности / А. Бедов // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 202-207.
3. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография / ЗименковаФ.Н. - М.: Прометей, 2013. - 94 с.
4. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
5. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
6. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
8. Дружилов С. А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов технических вузов / С. А. Дружилов. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2013. - 240 с.
9. Дьюи, Дж. Демократия и образование /Дж. Дьюи. - М.: Педагогика- Пресс, 2000, 329 с.
10. Жаворонков М.А. Электротехника и электроника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / М.А. Жаворонков - М.: Академия, 2011. - 400 с.
11. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
12. История педагогики: Учебное пособие / Капранова В. А., 4-е изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2015. - 240 с.
13. Капустин В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методические рекомендации для учителей технологии / В. С. Капустин. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000. - 95 с.
14. Капустин, В.С. Курсовое проектирование по основам творческо- конструкторской деятельности: Методическое пособие для студентов технолого-экономического факультета / В. С. Капустин, А. Б. Сергеева. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ. - 10 с.
15. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. Попова В.В., - 5-е изд., (эл.) - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 322 с.
16. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 480с.
17. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
18. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
19. Маркелов, С.Н. Электротехника и электроника: учеб. пособие / С.Н. Маркелов, Б.Я. Сазанов. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
20. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1972. - 551 с.
21. Методика преподавания технологии : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с.
22. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
23. Оганесян Н. Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Н. Т. Оганесян. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 134 с.
24. Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 427 с.
25. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 405 с.
26. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
27. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
28. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
29. Поляков, В. А. Электротехника: Учеб. пособие для учащихся 9 и 10 кл. / В. А. Поляков. - М.: Просвещение, 1982. - 239 с.
30. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс; под ред. В. А. Кальней. - М.: Дрофа, 2006. -105 с.
31. Психология : учеб. пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА- М, 2017. — 275 с.
32. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 381 с.
33. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2015. - 332 с.
34. Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.: Дашков и К, 2017. - 520 с.
35. Серебренников Л. Н. Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 308 с.
36. Современная автоматика в системах управления технологическими процессами: Учебное пособие / Ившин В.П., Перухин М.Ю. - М.:НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 400 с.
37. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. - 108 с.
38. Теоретические основы электротехники: Учебник / Е.А. Лоторейчук. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
39. Технологии организации профориентационной работы в школе : практич. пособие / С.Н. Козловская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 176 с.
40. Технология: рабочая программа : 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
41. Электротехника и электроника : учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 480 с.