ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
Глава 1. Общая характеристика аудиторской деятельности в Российской
Федерации…………………………………………………………………………...8
§.1. Понятие аудиторской деятельности и этапы ее развития ……………….…..8
§.2. Система источников правового регулирования аудиторской
деятельности………………………………………………………………………..21
§.3. Субъекты и объекты аудиторской деятельности……………………………31
Глава 2. Современное состояние правового регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации………………………………………..41
§.1. Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ………...41
§.2. Саморегулирование аудиторской деятельности в РФ………………………51
Глава 3. Перспективы развития правового регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации………………………………………..64
§.1 Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования
аудиторской деятельности…………………………………………………………64
§.2. Проблемы и перспективы внедрения международных стандартов аудита в
Российскую практику…………………………………………………...………….74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ,
МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Общая характеристика аудиторской деятельности в Российской
Федерации…………………………………………………………………………...8
§.1. Понятие аудиторской деятельности и этапы ее развития ……………….…..8
§.2. Система источников правового регулирования аудиторской
деятельности………………………………………………………………………..21
§.3. Субъекты и объекты аудиторской деятельности……………………………31
Глава 2. Современное состояние правового регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации………………………………………..41
§.1. Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ………...41
§.2. Саморегулирование аудиторской деятельности в РФ………………………51
Глава 3. Перспективы развития правового регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации………………………………………..64
§.1 Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования
аудиторской деятельности…………………………………………………………64
§.2. Проблемы и перспективы внедрения международных стандартов аудита в
Российскую практику…………………………………………………...………….74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ,
МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования правового регулирования аудиторской
деятельности обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, аудит необходим государству для принятия решений в
области экономики и налогообложения, что в свою очередь предопределяет
дальнейшее социально-экономическое развитие нашего государства, однако в
современной юридической литературе не уделяется должного внимания
теоретическим вопросам правового регулирования аудиторской деятельности.
Имеет быть место недостаточность исследований касающихся вопросов
определения правовой природы аудиторской деятельности. Требует научного
обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере аудита.
Во-вторых, расширение сферы аудита определяется возрастающими
потребностями отдельных пользователей в получении достоверной
информации о финансовом положении контрагентов («Due diligence»). Все это
требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных
норм.
В связи с этим, представляется актуальным углубленное изучение
правового регулирования аудиторской деятельности.
Возникновение аудита, как одного из важнейших социальноэкономических институтов обусловлено экономическими преобразованиями,
происходящими в Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI вв.
Известно, что до перехода России к рыночной экономике, контрольноревизионными функциями обладало лишь государство, проверка бухгалтерской
отчетности осуществлялась бухгалтерами других предприятий и именовалась
«ревизией», а аудит в его классическом понимании отсутствовал. Указанное
обстоятельство накладывало заметный отпечаток на дальнейшее развитие
данного института в России.6
Поэтому развитие аудиторской деятельности происходило поэтапно и к
настоящему времени, очевидно, что законодателем принята концепция
смешанного регулирования аудиторской деятельности.
Вместе с тем, Закон об аудите 2008 года не разрешил все проблемы,
имеющиеся в рассматриваемой сфере общественных отношений.
«19» декабря 2015 года вышло Поручение Президента РФ, которое стало
толчком для дальнейшего развития аудиторской деятельности в стране.
Во исполнение вышеуказанного поручения, «23» июня 2016 года,
Министерство Финансов РФ принимает Проект Концепции развития
аудиторской деятельности в РФ который определяет основные проблемы, цели,
задачи и приоритетные направления развития правового регулирования
аудиторской деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием
отношений в сфере аудиторской деятельности занимались такие специалисты
предпринимательского права, финансового права как Аганина Р.Н., Андреев
В.К., Арзуманова Л.Л., Архарова З.П., Битюкова Т.А., Булгакова Л.И.,
Данилевский Ю.А., Ерофеева В.А., Колбасин В.И., Мерзликина Е.М.,
Михайлов А.В., Никольская Ю.П., Нитецкий В.В., Пискунов В.А., Подольский
В.И., Соколова Е.С., Степашин С.В., Столяров Н.С., Челышев М.Ю., Шохин
С.О. и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в сфере правового регулирования аудиторской деятельности.
Предмет магистерской диссертации выступили нормы, регулирующие
аудиторскую деятельность.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе исследования
действующего законодательства России, судебной практики, доктрины
сформировать целостное представление о специфике правового регулирования
аудиторской деятельности на современном этапе и представить перспективы
его развития.
Для достижения поставленных целей ставятся такие задачи, как:7
1. Дать определение понятия «аудиторская деятельность»;
2. Проиллюстрировать основные этапы развития правого
регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;
3. Отразить систему источников правового регулирования
аудиторской деятельности в Российской Федерации.
4. Дать понятие субъектов и объектов аудиторской деятельности и
раскрыть их содержание.
5. Выявить особенности государственного регулирования
аудиторской деятельности;
6. Определить особенности саморегулирования аудиторской
деятельности;
7. Выявить проблемы совершенствования правового регулирования
аудиторской деятельности и отразить решения этих проблем, предложенные
Концепцией развития аудиторской деятельности.
8. Отразить проблемы и перспективы внедрения в практическую
деятельность международных стандартов аудита
Теоретическую систему исследования составили научные труды
отечественных ученых-правоведов Аганиной Р.Н., Андреева В.К., Арзумановой
Л.Л., Архаровой З.П., Битюковой Т.А., Булгаковой Л.И., Данилевского Ю.А.,
Ерофеевой В.А., Ершовой И.В., Ершова А.А., Колбасина В.И., Мерзликиной
Е.М., Михайлова А.В., Никольской Ю.П., Нитецкого В.В., Пискунова В.А.,
Подольского В.И., Соколовой Е.С., Степашина С.В., Столярова Н.С., Челышева
М.Ю., Шохина С.О. и других.
По вопросам правового регулирования аудиторской деятельности также
были исследованы публикации зарубежных ученых, в том числе Адамса Р.,
Робертсона Д. К.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной
практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, обзоров практики
Верховного Суда РФ по экономическим и налоговым спорам, Федеральных
арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов.
деятельности обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, аудит необходим государству для принятия решений в
области экономики и налогообложения, что в свою очередь предопределяет
дальнейшее социально-экономическое развитие нашего государства, однако в
современной юридической литературе не уделяется должного внимания
теоретическим вопросам правового регулирования аудиторской деятельности.
Имеет быть место недостаточность исследований касающихся вопросов
определения правовой природы аудиторской деятельности. Требует научного
обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере аудита.
Во-вторых, расширение сферы аудита определяется возрастающими
потребностями отдельных пользователей в получении достоверной
информации о финансовом положении контрагентов («Due diligence»). Все это
требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных
норм.
В связи с этим, представляется актуальным углубленное изучение
правового регулирования аудиторской деятельности.
Возникновение аудита, как одного из важнейших социальноэкономических институтов обусловлено экономическими преобразованиями,
происходящими в Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI вв.
Известно, что до перехода России к рыночной экономике, контрольноревизионными функциями обладало лишь государство, проверка бухгалтерской
отчетности осуществлялась бухгалтерами других предприятий и именовалась
«ревизией», а аудит в его классическом понимании отсутствовал. Указанное
обстоятельство накладывало заметный отпечаток на дальнейшее развитие
данного института в России.6
Поэтому развитие аудиторской деятельности происходило поэтапно и к
настоящему времени, очевидно, что законодателем принята концепция
смешанного регулирования аудиторской деятельности.
Вместе с тем, Закон об аудите 2008 года не разрешил все проблемы,
имеющиеся в рассматриваемой сфере общественных отношений.
«19» декабря 2015 года вышло Поручение Президента РФ, которое стало
толчком для дальнейшего развития аудиторской деятельности в стране.
Во исполнение вышеуказанного поручения, «23» июня 2016 года,
Министерство Финансов РФ принимает Проект Концепции развития
аудиторской деятельности в РФ который определяет основные проблемы, цели,
задачи и приоритетные направления развития правового регулирования
аудиторской деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием
отношений в сфере аудиторской деятельности занимались такие специалисты
предпринимательского права, финансового права как Аганина Р.Н., Андреев
В.К., Арзуманова Л.Л., Архарова З.П., Битюкова Т.А., Булгакова Л.И.,
Данилевский Ю.А., Ерофеева В.А., Колбасин В.И., Мерзликина Е.М.,
Михайлов А.В., Никольская Ю.П., Нитецкий В.В., Пискунов В.А., Подольский
В.И., Соколова Е.С., Степашин С.В., Столяров Н.С., Челышев М.Ю., Шохин
С.О. и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в сфере правового регулирования аудиторской деятельности.
Предмет магистерской диссертации выступили нормы, регулирующие
аудиторскую деятельность.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе исследования
действующего законодательства России, судебной практики, доктрины
сформировать целостное представление о специфике правового регулирования
аудиторской деятельности на современном этапе и представить перспективы
его развития.
Для достижения поставленных целей ставятся такие задачи, как:7
1. Дать определение понятия «аудиторская деятельность»;
2. Проиллюстрировать основные этапы развития правого
регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;
3. Отразить систему источников правового регулирования
аудиторской деятельности в Российской Федерации.
4. Дать понятие субъектов и объектов аудиторской деятельности и
раскрыть их содержание.
5. Выявить особенности государственного регулирования
аудиторской деятельности;
6. Определить особенности саморегулирования аудиторской
деятельности;
7. Выявить проблемы совершенствования правового регулирования
аудиторской деятельности и отразить решения этих проблем, предложенные
Концепцией развития аудиторской деятельности.
8. Отразить проблемы и перспективы внедрения в практическую
деятельность международных стандартов аудита
Теоретическую систему исследования составили научные труды
отечественных ученых-правоведов Аганиной Р.Н., Андреева В.К., Арзумановой
Л.Л., Архаровой З.П., Битюковой Т.А., Булгаковой Л.И., Данилевского Ю.А.,
Ерофеевой В.А., Ершовой И.В., Ершова А.А., Колбасина В.И., Мерзликиной
Е.М., Михайлова А.В., Никольской Ю.П., Нитецкого В.В., Пискунова В.А.,
Подольского В.И., Соколовой Е.С., Степашина С.В., Столярова Н.С., Челышева
М.Ю., Шохина С.О. и других.
По вопросам правового регулирования аудиторской деятельности также
были исследованы публикации зарубежных ученых, в том числе Адамса Р.,
Робертсона Д. К.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной
практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, обзоров практики
Верховного Суда РФ по экономическим и налоговым спорам, Федеральных
арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов.
Настоящая магистерская диссертация посвящена теме исследования
современного состояния и перспективах дальнейшего развития правового
регулирования аудиторской деятельности. В ходе проведенного исследования
были сделаны следующие выводы.
Раскрывая определение «аудиторская деятельность», автор приходит к
выводу, что данная деятельность – это ничто иное, как совокупность
систематических действий по проведению аудита и оказанию сопутствующих
аудиту услуг, осуществляемых профессиональными субъектами -
аудиторскими организациями и индивидуальными предпринимателями и
направленных на выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, а также получение прибыли.
Прийти к данному выводу автора подтолкнул не только анализ
дефиниций, содержащихся в законе, но также и толкование данное судами и
учеными-юристами.
Исторический аспект исследования показал, что аудиторская
деятельность неразрывна связана с экономической и политической обстановкой
в стране и по мере осложнения общественных отношений, становления и
формирования рыночной экономики, происходит ее поэтапное развитие. Без
государственной воли такой вид деятельности не получил бы право на
легальное существование. Закономерностью правового регулирования
аудиторской деятельности является ее корреляция с развитием экономической
и политической ситуации в стране.
До современного состояния, правовое регулирование аудиторской
деятельности прошло три этапа развития.
Первый этап развития (период с 1987 года по 1993 гг.) можно описать
директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным83
зарождением аудиторской деятельности. Второй (декабрь 1993 г. – август 2001
г.) - появлением первых нормативных правовых актов, регулирующие
аудиторскую деятельность. Третий этап (август 2001 г. – декабрь 2008 г.)
ознаменовал собой окончательное становление аудита в Российской
Федерации, в современном его понимании, был осуществлен переход к
саморегулированию этой деятельности. Кроме того, на этом этапе производятся
шаги по пути к интеграции отечественного аудита в международную
аудиторскую систему.
Система нормативно - правового регулирования аудиторской
деятельности является пятиуровневой и состоит из нескольких групп
нормативно-правовых актов и локальных актов: международных договоров,
законов, подзаконных нормативно-правовых актов, локальных актов
саморегулируемых организаций. Такое иерархическое построение источников
правового регулирования аудиторской деятельности является привычным для
нашей правовой системы, так как зависит от юридической силы каждого
отдельного акта.
Автор отмечает, что среди всех этих источников особую роль занимают
локальные нормативные акты саморегулируемых организаций аудиторов, а
именно стандарты и правила. Принятие таких стандартов вытекает из сущности
саморегулирования. Между тем принимаемые стандарты и правила не только
подчиняются правилам императивности (и их положения не могут
противоречить законам и международным стандартам аудиторской
деятельности), но также и правилам диспозитивности (то есть могут содержать
дополнительные требования), при условии, что они не создают препятствия
осуществлению аудиторской деятельности.
Автор обращает внимание на то, что сфера аудиторской деятельности
включает в себя несколько групп общественных отношений. Это как
вертикальные (автономия воля сторон), так и горизонтальные отношения
(власть и подчинение), в связи с этим в круг субъектов включаются84
аудиторские организации (аудиторы), аудируемые лица, а также
саморегулируемые организации и государство.
Объектом аудиторской деятельности является информация о финансовохозяйственной деятельности аудируемого лица, представляемая аудиторами в
результате их деятельности.
Характеризуя особенности государственного регулирования аудиторской
деятельности на современном этапе развития, автор выделил следующее.
Несмотря на отмену лицензирования, государственное регулирование
аудиторской деятельности в Российской Федерации в настоящее время имеет
весомое значение и сводится к тому, что государство задает общий вектор
государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Минфин РФ, как
уполномоченный орган, осуществляет как правовые, так и организационные
формы государственного регулирования аудиторской деятельности, делегируя
часть своих полномочий Совету по аудиторской деятельности и
саморегулируемым организациям.
По сути, государство, перешло к двухзвенной системе контроля,
позволяющей освободить государственные органы от ряда функций, а
аудиторское сообщество – от излишнего административного давления. Об этом
говорит и создание при Совете по аудиторской деятельности рабочих органов,
в состав которого с превалирующим большинством входят субъекты
профессионального сообщества. В дальнейшем, решения, принятые этим
рабочими органами, проходят соответствующее согласование, в самом Совете,
но самое важное, что при принятии решения учитываются не только интересы
самих аудиторов, но также интересы общества в целом. Такое регулирование
ориентировано на мировую практику, которая показала, что без
государственного надзора общественное регулирование не может в должной
мере обеспечить надлежащий контроль за профессиональной деятельностью.
Такое положение вещей видится оправданным и соответствует рыночной
природе аудита.
Касательно аспектов саморегулирования аудиторской деятельности автор85
приходит к выводу, что на сегодняшний же день в Российской Федерации
можно говорить о первичном формировании саморегулирования аудиторской
деятельности. Вобрав в себя частные и публичные начала саморегулирование
способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и
значимости профессии аудитора. Указанный вид регулирования органично
вписывается в реалии рыночной экономики, а передача некоторых
регулирующих, контрольных и обеспечительных функций от государства
профессиональному сообществу способствует повышению качества
оказываемых аудиторами услуг.
Несмотря на это, институту саморегулирования предстоит тернистый
путь развития и от проводимой государством политики зависит будет ли он
отвечать, как профессиональным, так и публичным интересам. Принятая
Правительством Концепция саморегулирования сформировала единую модель
развития, но приведет ли это к существенной трансформации всего института
покажет лишь время.
Анализ Концепции саморегулирования показал, что он направлен на
оптимизацию регулирования внутренних и внешних отношений
саморегулируемых организаций. Среди основных направлений развития,
указанных в документе, можно выделить следующие: (а) детализация
принципов института саморегулирования; (б) повышение эффективности
контроля за членами саморегулируемых организаций, в том числе путем
совершенствования механизмов обеспечения имущественной ответственности
субъектов и стандартов деятельности; (в) совершенствование нормативноправового регулирования вопросов административной ответственности
саморегулируемых организаций за нарушения обязательных требований,
выявленные при государственном контроле (надзоре); (г) стимулирование к
созданию и развитию добровольного саморегулирования.
Стоит признать, что последние нововведения в законодательстве об
аудите носят неоднозначный характер. Тенденция уменьшения числа
саморегулируемых организаций может способствовать существенному86
ограничению конкуренции и созданию административных барьеров для новых
участников рынка, что несомненно может сказаться на качестве оказываемых
услуг и в свою очередь негативным образом повлиять на рынок аудиторских
услуг.
Говоря о проблемах и путях совершенствования государственного
регулирования аудиторской деятельности, автор исходит из принятой
Минфином РФ Концепции развития аудиторской деятельности.
В указанном документе обобщены все те проблемы, которые встают
перед аудиторским сообществом, в том числе: нестабильная ситуация на
рынке аудиторских услуг, несовершенство системы источников аудиторской
деятельности, внутриинституциональные проблемы, низкий уровень
профессиональной квалификации аудиторов, невысокий уровень
вовлеченности в международную деятельность.
В Концепции развития аудиторской деятельности обозначены цели и
задачи дальнейшего развития правового регулирования. Главной целью, по
утверждению Минфина РФ является повышение доверия экономических
субъектов к результатам оказания аудиторских услуг. Среди основных задач
выделено следующее: 1) повышение качество услуг; 2) повышение
конкурентоспособности; 3) повышение престижа аудиторской профессии.
Для достижения указанной цели и задач Минфином РФ выбрано шесть
приоритетных направлений развития, а именно: 1) совершенствование основ
функционирования рынка аудиторских услуг; 2) совершенствование системы
регулирования; 3) развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского
рынка; 4) совершенствование системы профессиональной аттестации и
непрерывного повышения квалификации аудиторов; 5) развитие системы
мониторинга, надзора в аудиторской деятельности, а также мер
ответственности; 6) повышение уровня вовлеченности российской аудиторской
профессии в международную деятельность.
По мнению автора, положения Концепции, носят весьма декларативный
характер, она не содержат достаточного анализа причин негативных явлений,87
сложившихся в регулировании аудиторской деятельности и адекватных путей
их преодоления. В тексте Концепции содержатся абстрактные рассуждения об
«общеэкономических условиях в РФ», не отражена проблема отсутствия
ответственности за формирование недостоверной бухгалтерской отчетности,
явно занижены требования к профессиональной подготовленности лиц, ее
формирующих.
В ней не обозначены проблемы наличия значительного количества
избыточных функций по государственному регулированию аудиторской
деятельности, не разграничиваются функции государственного регулирования
и саморегулирования. Отсутствуют упоминания про повышение роли
института саморегулирования, как ведущего инструмента управления
развитием рынка аудиторских услуг.
Говоря про перспективы и проблемы внедрения международных
стандартов аудита, автор хочет обратить внимание на следующее.
Внедрение международных стандартов аудита в реалии российской
экономики показала некоторые недостатки технического характера, а именно:
(а) ошибки в переводе стандартов на другие языки, есть необходимость
упростить их чтение для неанглоговорящих пользователей; (б) сложность
содержания стандартов и их структура; (в) частота, объем и сложность
изменений, вносимых в стандарты; (г) трудность использования малыми и
средними аудиторскими, а также бухгалтерскими фирмами; (д) потенциальная
нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты; (е) непривязанность
МСА к системе правового регулирования в российском законодательстве.
Несмотря на наличие этих проблем, умелое использование
международных стандартов аудита становится неотъемлемым условием
повышения профессионального уровня аудиторов и аудиторских фирм. А
состоявшийся переход России к таким стандартам следует рассматривать как
основу для реформирования уже имеющейся системы. Соблюдение в России
единых требований, предъявляемых к бухгалтерской профессии, должно
способствовать развитию российской экономики и повышению88
инвестиционной привлекательности нашей страны за рубежом. Для уверенного
выхода на международные рынки капитала международные стандарты аудита
должны стать эффективным инструментарием, также новым комплексным
подходом к формированию финансовой информации.
Применение же международных стандартов аудита реализуются
достижением следующих целей: (а) международные стандарты способствуют
развитию профессии в странах-участниках; (б) унифицируется система
источников правового регулирования аудиторской деятельности; (в)
повышается доверие к профессии аудитора на международном уровне.
современного состояния и перспективах дальнейшего развития правового
регулирования аудиторской деятельности. В ходе проведенного исследования
были сделаны следующие выводы.
Раскрывая определение «аудиторская деятельность», автор приходит к
выводу, что данная деятельность – это ничто иное, как совокупность
систематических действий по проведению аудита и оказанию сопутствующих
аудиту услуг, осуществляемых профессиональными субъектами -
аудиторскими организациями и индивидуальными предпринимателями и
направленных на выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, а также получение прибыли.
Прийти к данному выводу автора подтолкнул не только анализ
дефиниций, содержащихся в законе, но также и толкование данное судами и
учеными-юристами.
Исторический аспект исследования показал, что аудиторская
деятельность неразрывна связана с экономической и политической обстановкой
в стране и по мере осложнения общественных отношений, становления и
формирования рыночной экономики, происходит ее поэтапное развитие. Без
государственной воли такой вид деятельности не получил бы право на
легальное существование. Закономерностью правового регулирования
аудиторской деятельности является ее корреляция с развитием экономической
и политической ситуации в стране.
До современного состояния, правовое регулирование аудиторской
деятельности прошло три этапа развития.
Первый этап развития (период с 1987 года по 1993 гг.) можно описать
директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным83
зарождением аудиторской деятельности. Второй (декабрь 1993 г. – август 2001
г.) - появлением первых нормативных правовых актов, регулирующие
аудиторскую деятельность. Третий этап (август 2001 г. – декабрь 2008 г.)
ознаменовал собой окончательное становление аудита в Российской
Федерации, в современном его понимании, был осуществлен переход к
саморегулированию этой деятельности. Кроме того, на этом этапе производятся
шаги по пути к интеграции отечественного аудита в международную
аудиторскую систему.
Система нормативно - правового регулирования аудиторской
деятельности является пятиуровневой и состоит из нескольких групп
нормативно-правовых актов и локальных актов: международных договоров,
законов, подзаконных нормативно-правовых актов, локальных актов
саморегулируемых организаций. Такое иерархическое построение источников
правового регулирования аудиторской деятельности является привычным для
нашей правовой системы, так как зависит от юридической силы каждого
отдельного акта.
Автор отмечает, что среди всех этих источников особую роль занимают
локальные нормативные акты саморегулируемых организаций аудиторов, а
именно стандарты и правила. Принятие таких стандартов вытекает из сущности
саморегулирования. Между тем принимаемые стандарты и правила не только
подчиняются правилам императивности (и их положения не могут
противоречить законам и международным стандартам аудиторской
деятельности), но также и правилам диспозитивности (то есть могут содержать
дополнительные требования), при условии, что они не создают препятствия
осуществлению аудиторской деятельности.
Автор обращает внимание на то, что сфера аудиторской деятельности
включает в себя несколько групп общественных отношений. Это как
вертикальные (автономия воля сторон), так и горизонтальные отношения
(власть и подчинение), в связи с этим в круг субъектов включаются84
аудиторские организации (аудиторы), аудируемые лица, а также
саморегулируемые организации и государство.
Объектом аудиторской деятельности является информация о финансовохозяйственной деятельности аудируемого лица, представляемая аудиторами в
результате их деятельности.
Характеризуя особенности государственного регулирования аудиторской
деятельности на современном этапе развития, автор выделил следующее.
Несмотря на отмену лицензирования, государственное регулирование
аудиторской деятельности в Российской Федерации в настоящее время имеет
весомое значение и сводится к тому, что государство задает общий вектор
государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Минфин РФ, как
уполномоченный орган, осуществляет как правовые, так и организационные
формы государственного регулирования аудиторской деятельности, делегируя
часть своих полномочий Совету по аудиторской деятельности и
саморегулируемым организациям.
По сути, государство, перешло к двухзвенной системе контроля,
позволяющей освободить государственные органы от ряда функций, а
аудиторское сообщество – от излишнего административного давления. Об этом
говорит и создание при Совете по аудиторской деятельности рабочих органов,
в состав которого с превалирующим большинством входят субъекты
профессионального сообщества. В дальнейшем, решения, принятые этим
рабочими органами, проходят соответствующее согласование, в самом Совете,
но самое важное, что при принятии решения учитываются не только интересы
самих аудиторов, но также интересы общества в целом. Такое регулирование
ориентировано на мировую практику, которая показала, что без
государственного надзора общественное регулирование не может в должной
мере обеспечить надлежащий контроль за профессиональной деятельностью.
Такое положение вещей видится оправданным и соответствует рыночной
природе аудита.
Касательно аспектов саморегулирования аудиторской деятельности автор85
приходит к выводу, что на сегодняшний же день в Российской Федерации
можно говорить о первичном формировании саморегулирования аудиторской
деятельности. Вобрав в себя частные и публичные начала саморегулирование
способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и
значимости профессии аудитора. Указанный вид регулирования органично
вписывается в реалии рыночной экономики, а передача некоторых
регулирующих, контрольных и обеспечительных функций от государства
профессиональному сообществу способствует повышению качества
оказываемых аудиторами услуг.
Несмотря на это, институту саморегулирования предстоит тернистый
путь развития и от проводимой государством политики зависит будет ли он
отвечать, как профессиональным, так и публичным интересам. Принятая
Правительством Концепция саморегулирования сформировала единую модель
развития, но приведет ли это к существенной трансформации всего института
покажет лишь время.
Анализ Концепции саморегулирования показал, что он направлен на
оптимизацию регулирования внутренних и внешних отношений
саморегулируемых организаций. Среди основных направлений развития,
указанных в документе, можно выделить следующие: (а) детализация
принципов института саморегулирования; (б) повышение эффективности
контроля за членами саморегулируемых организаций, в том числе путем
совершенствования механизмов обеспечения имущественной ответственности
субъектов и стандартов деятельности; (в) совершенствование нормативноправового регулирования вопросов административной ответственности
саморегулируемых организаций за нарушения обязательных требований,
выявленные при государственном контроле (надзоре); (г) стимулирование к
созданию и развитию добровольного саморегулирования.
Стоит признать, что последние нововведения в законодательстве об
аудите носят неоднозначный характер. Тенденция уменьшения числа
саморегулируемых организаций может способствовать существенному86
ограничению конкуренции и созданию административных барьеров для новых
участников рынка, что несомненно может сказаться на качестве оказываемых
услуг и в свою очередь негативным образом повлиять на рынок аудиторских
услуг.
Говоря о проблемах и путях совершенствования государственного
регулирования аудиторской деятельности, автор исходит из принятой
Минфином РФ Концепции развития аудиторской деятельности.
В указанном документе обобщены все те проблемы, которые встают
перед аудиторским сообществом, в том числе: нестабильная ситуация на
рынке аудиторских услуг, несовершенство системы источников аудиторской
деятельности, внутриинституциональные проблемы, низкий уровень
профессиональной квалификации аудиторов, невысокий уровень
вовлеченности в международную деятельность.
В Концепции развития аудиторской деятельности обозначены цели и
задачи дальнейшего развития правового регулирования. Главной целью, по
утверждению Минфина РФ является повышение доверия экономических
субъектов к результатам оказания аудиторских услуг. Среди основных задач
выделено следующее: 1) повышение качество услуг; 2) повышение
конкурентоспособности; 3) повышение престижа аудиторской профессии.
Для достижения указанной цели и задач Минфином РФ выбрано шесть
приоритетных направлений развития, а именно: 1) совершенствование основ
функционирования рынка аудиторских услуг; 2) совершенствование системы
регулирования; 3) развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского
рынка; 4) совершенствование системы профессиональной аттестации и
непрерывного повышения квалификации аудиторов; 5) развитие системы
мониторинга, надзора в аудиторской деятельности, а также мер
ответственности; 6) повышение уровня вовлеченности российской аудиторской
профессии в международную деятельность.
По мнению автора, положения Концепции, носят весьма декларативный
характер, она не содержат достаточного анализа причин негативных явлений,87
сложившихся в регулировании аудиторской деятельности и адекватных путей
их преодоления. В тексте Концепции содержатся абстрактные рассуждения об
«общеэкономических условиях в РФ», не отражена проблема отсутствия
ответственности за формирование недостоверной бухгалтерской отчетности,
явно занижены требования к профессиональной подготовленности лиц, ее
формирующих.
В ней не обозначены проблемы наличия значительного количества
избыточных функций по государственному регулированию аудиторской
деятельности, не разграничиваются функции государственного регулирования
и саморегулирования. Отсутствуют упоминания про повышение роли
института саморегулирования, как ведущего инструмента управления
развитием рынка аудиторских услуг.
Говоря про перспективы и проблемы внедрения международных
стандартов аудита, автор хочет обратить внимание на следующее.
Внедрение международных стандартов аудита в реалии российской
экономики показала некоторые недостатки технического характера, а именно:
(а) ошибки в переводе стандартов на другие языки, есть необходимость
упростить их чтение для неанглоговорящих пользователей; (б) сложность
содержания стандартов и их структура; (в) частота, объем и сложность
изменений, вносимых в стандарты; (г) трудность использования малыми и
средними аудиторскими, а также бухгалтерскими фирмами; (д) потенциальная
нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты; (е) непривязанность
МСА к системе правового регулирования в российском законодательстве.
Несмотря на наличие этих проблем, умелое использование
международных стандартов аудита становится неотъемлемым условием
повышения профессионального уровня аудиторов и аудиторских фирм. А
состоявшийся переход России к таким стандартам следует рассматривать как
основу для реформирования уже имеющейся системы. Соблюдение в России
единых требований, предъявляемых к бухгалтерской профессии, должно
способствовать развитию российской экономики и повышению88
инвестиционной привлекательности нашей страны за рубежом. Для уверенного
выхода на международные рынки капитала международные стандарты аудита
должны стать эффективным инструментарием, также новым комплексным
подходом к формированию финансовой информации.
Применение же международных стандартов аудита реализуются
достижением следующих целей: (а) международные стандарты способствуют
развитию профессии в странах-участниках; (б) унифицируется система
источников правового регулирования аудиторской деятельности; (в)
повышается доверие к профессии аудитора на международном уровне.
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовой статус субъектов аудиторской деятельности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ РИЭЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Инвестиционный банкинг и перспективы его развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



