Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа с источниками и документами при изучении Древнего Востока на уроках истории в школе

Работа №30735

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Научно-педагогические основы применения источников и документов при изучении истории в основной школе 10
1.1. Классификации источников и документов в отечественной методике
обучения истории. 10
1.2. Интерактивные приемы изучения источников и документов в курсе
истории основной школы. 14
Глава 2. Учебник истории как источник изучения истории и средство формирования критического мышления учащихся 22
2.1. Методические требования к современному учебнику истории 22
2.2. История Древнего Востока как объект изучения в основное школе 28
2.3. Работа с учебником истории при изучении Древнего Востока в основной
школ (из опыта работы) 33
Глава 3. Личностно-ориентированный подход при изучении документов по истории Древнего Востока в основной школе 40
3.1. Понятие личностно-ориентированного и деятельностного подходов 41
3.2. Интерактивные приемы работы с документами при изучении истории
Древнего Востока 46
Заключение 51
Литература

Актуальность проблемы исследования. Современная
информационная среда и стремительное ее обновление предъявляет школе ряд вызовов. Среди них - необходимость формирования критического мышления учащихся, как признак информационно-коммуникационной компетентности личности. Противоречивая и разнообразная информация, получаемая современным школьников из различных СМИ и социума в целом, подчас оказывает негативное воздействие на формирование личности. Это обстоятельство следует учитывать при изучении предметов общественно-гуманитарного цикла в школе, особенно истории. Специфика изучения истории связана с необходимостью усвоения как объективированного компонента истории, куда относится знание фактов, так и субъективированного, включающего их толкование и интерпретацию. Умение правильной интерпретации фактов, извлекаемых из источников и документов - важнейшее универсальное учебное действие. В этой связи, умения, направленные на работу с различными источниками и документами, играют важную роль в формировании критического мышления учащихся и создании реальных условий в социализации личности школьника. Все выше сказанное подтверждает тему выбранного исследования.
Обзор литературы. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовалась разнообразная литература. Теоретические и методические основы проблемы изучения источников и документов в процессе обучения истории рассмотрены в работах ряда отечественных методистов. Историко-педагогические основы проблемы исследования содержатся в работах А.А.Вагина , В.Н.Бернадского и др. Данные исследователи еще в опыте советской школы, подчеркивая значение этого направления в опыте работы учителя истории, пропагандировали такие направления работы с документом, как использование документа в изложении учителя, предлагали приемы работы над текстом, разработали приемы самостоятельной работы над письменными источниками, не потерявшими актуальности и в наши дни. В совместной работе методистов советской школы Ежовой С.А., Лебедевой И.М., Дружковой А.В. рассмотрены роль применения исторических источников, основные виды документального материала, используемого в обучении истории и приемы работы с ними .
Среди современных исследований в данной области стоит отметить работы ряда известных ученых - методистов. Вопросы классификации источников и документов рассматривались в трудах Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. , Степанищева А.Т . Коротковой М.В ., Студеникина М.Т. и др. .
Использование источников и документов способствует формированию исторического, критического мышления школьников. Одна из первых работ по формированию исторического мышления принадлежит И.Я. Лернеру . Им охарактеризованы общее понятие мышления и его специфика в историческом познании, дидактические предпосылки обучения истории и развития мышления. Специальная глава посвящена исследованию процесса развития мышления при предъявлении новой информации. Обстоятельно рассмотрен процесс формирования умений и установок в области мышления. Особое внимание уделено развитию творческого мышления на уроках истории. Особый интерес в наши дни вызывают предложенные автором способы конструирования проблемных задач как приемы формирования исторического мышления и способы обучения решению познавательных задач.
В наши дни актуальным является формирование критического мышления. В исследованиях Заир-Бек С.И., Загашева И.В и Муштавинской И.В. рассматриваются признаки критического мышления, современные приемы его формирования. Развитие критического мышления на уроке выдвигается как одна из актуальных задач современной школы, процесс формирования которого непосредственно связан с формированием универсальных учебных действий . Асмолов А.Г., анализируя данный аспект и процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) дает характеристику системы универсальных учебных действий, выделяя группы личностных, познавательных, регулятивно - практических универсальных учебных действий, рассматривая их психологическое содержание и условия их развития. В упомянутой работе предложены типовые вопросы и задания, способствующие формированию УУД . Они предполагают работу с источниками.
Особую роль в работе над источниками и документами играет современный учебник истории, являясь основным носителем знаний по истории и навигатором в организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. В статье Орловского А.Я. «Учебники истории в школах России:1861 - 1917» на страницах журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» поднимается проблема современного учебника по истории. Подчеркивается, что главной его функцией в советское время была информационная. Учебник должен был содержать комплекс знаний по теме . Наиболее популярным в советское время было пособие Грицевского И.М. «Работа с учебником при подготовке к уроку» .
Однако, в современных условиях роль учебника претерпевает существенные изменения. Данная проблема получила обстоятельную разработку в исследованиях Вяземского Е.Е и Стреловой О.Ю. Они рассматривают современный учебник как социокультурное и педагогическое явление начала XXI века, как ценностный ориентир в понимании прошлого и настоящего, характеризуют электронный учебник, зарубежные модели школьных учебников по истории, опыт которых используется в современной практике создания учебно-методической литературы по истории. Подчеркивается мысль о том, что именно учебник должен содержать необходимый и достаточный документально - методический материал, способствующий формированию у учащихся специальных исторических умений .
В ходе исследования был проанализирован инновационный опыт использования источников и документов в процессе изучения истории Древнего мира. В частности, обобщен опыт учителей Висягиной Н.Г. и Игнатовой О.М. . Это позволило выявить ряд интерактивных приемов работы с документальным материалом на уроке и дома.
Объект исследования - процесс обучения истории в современной школе.
Предмет исследования - интерактивные приемы изучения источников и документов при изучении истории «Древнего Востока» в основной школе.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать методические пути использования интерактивных приемов работы над источниками и документами в современной основной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать историко-педагогические основы изучения источников и документов в школе.
2. Выявить педагогическое значение и роль источников в формировании критического мышления учащихся.
3. Выделить наиболее развернутые классификации источников и документов в отечественной методике обучения истории.
4. Определить наиболее эффективные методические пути изучения источников и документов при изучении истории «Древнего Востока» в основной школе.
Методы исследования включают следующие:
- научно-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение инновационного опыта изучения письменных документов в современной школе;
- апробация выявленных методических приемов изучения источников и документального материала.
Рабочая гипотеза: работа с источниками и документами при изучении истории «Древнего Востока» в пятом классе будет способствовать формированию критического мышления учащихся, если учитель будет опираться на приемы интерактивного обучения.
Научная новизна исследования состоит в целенаправленном, комплексном рассмотрении применения интерактивных приемов обучения истории на материале истории древнего Востока в основной школе.
Практическая значимость исследования: полученные результаты выполненного исследования могут быть использованы в массовой практике обучения истории в пятом классе, теоретические выводы могут стать предметом дальнейших научных исследований в области рассмотрения роли документально-методического материала в процессе формирования критического мышления учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы: выполненная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное исследование по изучению работы учителя источниками и документами при изучении Древнего Востока на уроках истории в основной школе позволяет сделать следующие выводы. Рассмотрение научно-педагогических основ применения источников и документов при изучении истории в школе позволило выявить педагогическое значение применения источников и документов в школе при изучении истории, сложившиеся классификации источников и документов в отечественной методике обучения истории. Применение документального материала способствует формированию ярких и точных образов прошлого, адекватно реконструировать изучаемую эпоху, но и способствует, что очень важно в современных условиях, развитию критического мышления учащихся в процессе обучения истории.
Проблема формирования критического мышления учащихся - одна из актуальных в современной методике обучения истории. Полученные данные показывают, что процесс его формирования естественным образом согласуется с процессом формирования универсальных учебных действий, которые и составляют важнейшие его признаки.
Сложившиеся в отечественной методике обучения истории классификации документов и источников выявили главным образом два вида документов: описательно - повествовательного характера и актового характера. Сложились традиционные приемы изучения документов. В современной образовательной практике общего исторического образования особое внимание обращается на интерактивные приемы изучения источников и документов в курсе истории основной школы, способствующие усилению познавательной активности учащихся.
Рассмотрена роль учебника истории как источник изучения истории и средство формирования критического мышления учащихся, методические требования к современному учебнику истории. Выявление общетеоретических вопросов позволило нам осуществить структурно-
функциональный анализ учебно-исторического материала темы «Древний Восток» в пятом классе. История Древнего Востока проанализирована как объект изучения в основное школе. Изучение и анализ инновационного опыта учителей истории позволило выявить как традиционные приемы работы с учебником как важнейшим источников знаний по истории, так и интерактивные приемы организации учебной деятельности.
В ходе исследования предмета исследования особое внимание обращалось на методические пути реализации в современных условиях школьного исторического образования деятельностного, личностно - ориентированного подхода. По нашему убеждению, потенциал интерактивных приемов изучения истории Древнего Востока в основной школе достаточно велик. Сюда мы главным образом относим вопросы и задания проблемного характера, различные логические задания, игровые технологии, проектные задания и т.д.
Таким образом, в ходе исследования была доказана рабочая гипотеза.
В целом, цель и задачи исследования реализованы. В ходе дальнейшего исследования следует особое внимание обратить на перечень дополнительных источников и документов, разработку вопросов и заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий и критического мышления учащихся.


1. Бернадский В.М. Методы преподавания истории в старших классах. - Л.: Просвещение. - 1939.- 431с.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение - 1968. С.276.
3. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина, О.С.Сорока - Цюпы. 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. - 2011. - 160с.
4. Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 2006. - 234с.
5. Вяземский Е.Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. - М.: Просвещение, 2015. - 78с.
6. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. -192С.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства - М.: Владос, 2000. - 160с.
8. Вяземский Е.Е.И Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. - 2-еизд. - М.: Просвещение, 2000. - 112с.
9. Грицевский И.М. «Работа с учебником при подготовке к уроку» - М.: Просвещение. - 1987.
10. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В Методика преподавания истории в средней школе - М.: Просвещение, 1986. -272С.
11. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
12. Богатенкова Л. Г. и Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения» - СПб: СПб ГУПМ, 2001. - 213с.
13. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.
14. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
15. Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современные технологии гражданского образования. Самара, 2000
16. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения « Школа 2000.». Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон - М.: АПК НПРО, ЦУМС «Школа 2000.», 2010. - С.37.
17. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах описаниях: Практ. пособие для учителей. - М.:Гуманит. Изд.центр. ВЛАДОС, 1999. - С.75.
18. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб: СПб ГУПМ, 2003.
19. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся а процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191с.
20. Орловский А.Я. Учебники истории в школах России:1861 - 1917. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. -№10.
21. Рябцев Ю.С. « О критериях качества школьного учебника истории» - преподавание истории и обществознания в школе - 2017.№6.С.19.
22. См. Уколова В.И. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Уколова, Л.П. Маринович; под ред.А.О.Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 320с.
23. Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории . Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - Ч.2. - 208с.
24. Стрелова ОЮ. Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. -М.: 2006. - глава14. - 189с.
25. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учеб. Для студ.высш.учеб. заведений. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С.134.
26. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. -1999. -№1.
27. Троицкий Ю.Л. Рабочие тетради по истории // История.: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1997. -№47.
28. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. - М.:Просвещение,2013.- 159с.
Интернет - источники
1. Висягина Н.Г. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ngv-24 (дата обращения 25.01.2018).
2. Игнатова О.М. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ngv-24 (дата обращения 25.01.2018).
3. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. http://www.fgos- kurgan.narod.ru/norm_federal. htm (дата обращения 25.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ