Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития
конструкторских способностей детей дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования
1.1 Понятие конструкторских способностей в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Актуальность ЛЕГО-конструирования в современном детском саду 18
1.3 Психолого-педагогические условия развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы. Констатирующий этап эксперимента 33
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития конструкторских
способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования 45
2.3 Итоги экспериментальной работы развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования 51
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 70
Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, научается анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения. Дошкольник способен увидеть главное, заметить скрытые связи и закономерности.
В это время формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в школе. Развиваясь, как личность ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы, и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
ФГОС ДОО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.
Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором ЛЕГО, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
В связи с этим мы считаем актуальным использования ЛЕГО - конструирование в развитии конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.
Сегодняшним детям дошкольного возраста предстоит работать по профессиям, которых еще нет. Решать задачи, о которых можно только догадываться, использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO должно быть в каждом детском саду.
Необходимость использования ЛЕГО - конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из ЛЕГО -деталей - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Таким образом, всё вышесказанное указывает на необходимость и возможность внедрения ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволяет создать благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.
Идея сделать ЛЕГО -конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности детей дошкольного возраста, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.
Анализируя психолого-педагогическую, педагогическую, методическую литературу нами были определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и выдвинута гипотеза.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструкторских способностей детей дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования.
Объект исследования: процесс развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструкторских способностей детей дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования.
Гипотеза исследования: конструкторские способности детей дошкольного возраста будет развиваться более эффективно средствами ЛЕГО -конструирования при следующих психолого-педагогических условиях:
- создание ЛЕГО -конструирующей среды, направленной на осуществление игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- подбора системы дидактических игр, направленных на развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста;
- повышение педагогической грамотность родителей в аспектах развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, доказать возможность развития конструкторских способностей дошкольников в процессе использования конструкторов ЛЕГО.
2.Обосновать положения гипотезы и проверить эффективность психолого-педагогических условий.
3. Создать подборку игр и занятий для детей дошкольного возраста, направленных на развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста в процессе использования конструкторов ЛЕГО.
4. Разработать методические рекомендации для родителей по использованию ЛЕГО - конструирования.
Для реализации цели и задач исследования, проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ),
- эмпирические (наблюдение, изучение продуктов детской деятельности;
- методы математической статистики (математические и статистические методы обработки данных для проверки выдвигаемой гипотезы).
Экспериментальной базой исследования является МАДОУ « Детский сад № 213» комбинированного вида. В исследовании приняли участие: 30 детей, 3 педагога и 57 родителей.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение 2017-2018 г. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (январь - май 2017 г.) - констатирующем - определялись методологическая основа и теоретическая база, осуществлялось её обоснование, проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме. На этом этапе были сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (июнь 2017 - июнь 2018 г.) - формирующем - проводилась подборка диагностических методик на выявления конструкторских способностей детей дошкольного возраста и внедрение психолого-педагогических условий.
На третьем этапе (сентябрь - октябрь 2018 г.) - обобщающем - определялась эффективность условий по развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста; проводилась обработка, анализ, обобщение результатов работы с использованием методов математической статистики; формулировались выводы по итогам результатов исследования; проводилось формирование диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования:
- получила дальнейшее развитие и обогащение проблема разработки путей развития конструкторских способностей;
- раскрыта педагогическая сущность процесса развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО - конструирования и обоснована роль ЛЕГО - конструирования в качестве важного условия развития конструкторских способностей.
- разработаны методические рекомендации по развитию конструкторских способностей детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: материал может быть использован в практике работы ДОО
Мы посвятили свое исследование теме развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста средствами конструкторов ЛЕГО. Рассматривая в первой главе теоретические основы проблемы формирования конструкторских способностей в психолого-педагогической литературе, мы выяснили, что в процессе конструирования у дошкольников формируются конструкторские способности, которые имеют значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности. Процесс формирования конструкторских способностей происходит в самых разнообразных видах конструирования: конструирование из бумаги, конструирование из природных материалов, конструирование из деталей конструктора. Здесь важна мотивация детей старшего дошкольного возраста и его понимание, для чего нужна эта работа. Самой эффективной техникой, в которой формируются конструкторские способности, является ЛЕГО - конструирование.
В процессе ЛЕГО - конструирования дети старшего дошкольного возраста осваивают новые техники и технологии работы с конструктором, которые впоследствии можно использовать в самостоятельной деятельности, таким образом позволяя создавать благоприятные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.
Кроме того, ЛЕГО - конструирование развивает творчество детей старшего дошкольного возраста, подталкивает их реализовать свои фантазии в реальности. Ребёнок получает возможность выполнять изделия не только по образцу, показанному воспитателем, а также по своему собственному замыслу, опираясь на умения, сформированные на занятиях.
Наши исследования были направлены на поиск и изучение психологопедагогических условий формирования конструкторских способностей в процессе ЛЕГО - конструирования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выдвинули соответствующую гипотезу, в которой утверждалось, что создание ЛЕГО - конструирующей среды, выбор интересных и доступных объектов для конструирования, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными техниками и использование методики сотворчества педагогов, детей и родителей в процессе конструкторской деятельности будет способствовать развитию конструкторских способностей у дошкольников.
Для определения уровня сформированности констатирующих умений детей старшего дошкольного возраста на момент начала исследования мы провели констатирующий эксперимент, для которого выбрали соответствующие методики. По результатам, полученным в ходе проведения этих методик, мы провели анализ уровня сформированности конструкторских способностей у детей контрольной и экспериментальной групп. Этот анализ показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста конструкторские способности не сформированы или сформированы на низком уровне.
Оценка эффективности использования серии дидактических игр по конструированию из ЛЕГО - конструктора выявила положительную динамику в развитии конструкторских способностей у детей экспериментальной группы, в контрольной группе результаты почти не изменились и остались на прежнем уровне, по сравнению с констатирующим экспериментом.
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что произошло повышение уровня сформированности конструкторских способностей. Дети старшего дошкольного возраста стали активнее включаться в конструктивную деятельность, повысилась их творческая направленность, стремление к самостоятельному выполнению работы. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Это означает, что гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: Сфера, 2009. - 128с.
2. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2012. - 245 с.
3. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - С. 52-58.
4. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 678-681.
5. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова/Детский сад от А до Я. - 2009. - №4. - С. 23-35.
6. Асмолов А.Г., Атемаскина Ю.В., Бурим Н. В. Инструктивнометодическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. - Белгород: - 2014.
7. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 82 - 85.
8. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 124132.
9. Болонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П. Педология. - М., 2000. - С. 89-119.
10. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12 - С. 28-33.
11. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
12. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
13. Копцева Т.А. Я и мир искусства. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. - М.: Дрофа, 2014. - 168 с.
14. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 259 с.
15. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.
16. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 с.
17. Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М.: 2009. - 271c.
18. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2010. - 175 с.
19. Лукьянова С. А., Сосункевич О. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61.
20. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. —
2014. — №2. — С. 785-787.
21. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб.пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,
2013. — 208 с.
22. Моляко В.А. Проблема психологии творчества и разработка
подходов к изучению одаренности. // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20-21 мая 2013 г. - Спб.: 2013. - С. 54-61.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
24. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. - М.: Кронос, 2010. - 301 с.
25. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду / И.В. Новикова. - М.: Академия, 2009. - С. 56-58.
26. Павлова О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность // Подготовительная группа. Комплексные занятия. / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2014. - 188 с.
27. Пак Т.С. Педагогическая психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 96 с.
28. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Парамонова . - М.: Сфера, 2014. - 115 с.
29. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования. // Дошкольное образование. - 2008. - №17, 18 (233). - С. 78
85.
30. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. - М.: Олма Медиа Групп, 2015. - 944 с.
31. Петровская А.В. Общая психология: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия»,
2008. - 462 с.
32. Погудина С. Теория и методика развития детского творчества. - 2010.
130 с.
33. Полушина Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой. // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,
2013. — С. 51-53.
34. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года).
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
36. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: КРОНОС, 2009. - 272 с.
37. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О.Скворцова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 224 с.
38. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного
возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/625394/.
39. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного
возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/625394/.
40. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психолог / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2015. - 304 с.
41. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста конструированию. // Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду. / Сост. Т.Н. Доронова - М.: 2008. - Просвещение, 2008. - 192 с.
42. Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика. / Под ред. Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. - 290 с.
43. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
44. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций. // Молодой ученый. — 2015. — №20(1). — С. 33-35.
45. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников. / Р.С.Ушакова. - М.: Сфера, 2014. - 176 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 11(55).
47. Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
48. Федина Н.В. О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех». / Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 6-12.
49. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
50. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения. // Монография. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - 204 с.
51. Яковлева И. А. Педагогическая система руководства строительноконструктивными играми. / И. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 82-85.