Введение 3
1. Теоретические основы налогового планирования в организациях 7
1.1. Сущность налогового планирования на микроуровне 7
1.2. Методы, принципы и задачи налогового планирования в организациях .... 16
1.3. Налоговые риски налогового планирования: понятие, сущность 21
2. Анализ организации налогового планирования в коммерческих организациях 30
2.1. Анализ налогового режима, налоговой нагрузки и налоговой дисциплины
организации 30
2.2. Анализ методов и форм налогового планирования и налоговых рисков по
косвенным и прямым налогам, уплачиваемым организацией 38
2.3. Анализ методов и форм налогового планирования и налоговых
рисков налогов, связанных с выплатами физическим лицам 46
3. Совершенствование налогового планирования в коммерческих организациях 54
3.1. Проблемы налогового планирования в организации и минимизация
налоговых рисков 54
3.2. Рекомендации по совершенствованию налогового планирования в
организации 61
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложение
Современный период функционирования организаций в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе промышленности (прежде всего со стороны иностранных и созданных с привлечением иностранных инвестиций компаний) и увеличении давления со стороны естественных монополистов, социальной сферы (как находящейся на балансе предприятий, так и в муниципальной собственности), государственных органов,— характеризуется наличием высоких транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей, что, в свою очередь, требует формирования адекватной налоговой политики со стороны предпринимательских кругов, направленной на нивелирование рестрикционной составляющей налоговой системы.
Действительно, если проанализировать величину налоговой нагрузки, приходящуюся на промышленный сектор экономики, которая по некоторым оценкам достигает 60% добавленной в продукт предприятием стоимости, и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие), то становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае должна вестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей — налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсе снизить институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Кроме того, налоговое планирование способно стать не только одним из самых ценных и перспективных орудий, находящихся в арсенале менеджера, оно уже сейчас оказывает глубокое воздействие на инвестиционную политику, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Особенно наглядно данное утверждение проявляется при анализе принятия инвестиционных решений за рубежом, т.к. в западных корпорациях основным показателем, на основе которого судят о перспективности инвестиционного проекта, является показатель чистой приведенной стоимости (Net Present Value), в расчете которого планирование налогов занимает ведущее место; а, учитывая то обстоятельство, что в последнее время проблема привлечения иностранных ресурсов в РФ (как денежных, так, что не менее важно, и технологических) является одной из острейших и актуальнейших, то становится очевидным, что для улучшения инвестиционной привлекательности российских промышленных предприятий, помимо изменения инвестиционного климата на макро уровне, необходима кардинальная перестройка системы управления российскими предприятиями, в том числе и в области планирования налогов, в соответствии с существующими в западных странах стандартами и принципами.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы настоящей работы.
Многие иностранные государства имеют продуманное налоговое законодательство и законодательство, регулирующее образование и деятельность групп предприятий, многие положения которого выверены длительной правоприменительной практикой. К сожалению, в налоговом праве, заимствование и использование в нормотворчестве зарубежного опыта идет, в основном, по пути внедрения лишь тех институтов, которые позволяют увеличить сбор налогов. Мало внимания уделяется законодателем совершенствованию методики налогообложения и юридической техники налогового законодательства. Кроме того, при переносе, на российскую правовую почву некоторых таких правил или норм, законодатель часто «забывает» о том, что для эффективного применения таких норм в России требуется разработка специальных правил налогообложения и развитие гражданского законодательства.
Теоретической базой выпускной квалифиционной работы явились труды российский ученых и практиков, в том числе, таких как Брызгалин В.А., Витрянский В.В., Гаджиев Г.А., Герасименко С.А., Гуреев В.И., Захарова Р.Ф., Козырин А.Н., Пепеляев С.Г., Петрова Г.В., Слом В.И., Топорнин Б.Н. и других. Следует также отметить работы Васильева Е.А., Глушецкого А.А., Кашина В.А. и Кулагина М.И., посвященные вопросам создания и деятельности групп предприятий как сложного субъекта правовых отношений.
Много актуальных, вопросов связанных с реализацией прав налогоплательщиков в их спорах с налоговыми органами по применению налогового законодательства стали предметов отдельных работ и статей, опубликованных Витрянским В.В., Захаровой Р.Ф., Карташовой Г.Н., Козыриным А.Н., Курбатовым А.Я., Пансковым В.Г., Пепеляевым С.Г., Сломом В.И., Тимофеевым Е.В., Топорниным Б.Н. и многими другими авторами.
Вопросы налогового планирования исследовались такими учеными- экономистами, как: Агарков М.М., Гензель П.П., Грибанов В.П., Кулишер И.М., Озеров И.Х., Покровский И.А. и прочие.
Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными причинами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды (например, изменение спроса на продукцию предприятия), внутренние структурные перестройки в организации.
Объект изучения - организация налогового планирования в организациях России. Предмет изучения - принципы и методы налогового планирования.
Цель работы - изучить принципы и методы налогового планирования на современном этапе и пути его совершенствования. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность налогового планирования;
- изучить методы, принципы и задачи налогового планирования в организациях;
- определить налоговые риски налогового планирования, их понятие и сущность;
- провести анализ налогового режима, налоговой нагрузки и налоговой дисциплины на примере ООО «Хороший день»;
- провести анализ методов и форм налогового планирования и налоговых рисков по косвенным и прямым налогам, уплачиваемым ООО «Хороший день»;
- провести анализ методов и форм налогового планирования и налоговых рисков налогов, связанных с выплатами физическим лицам на примере ООО «Хороший день»;
- определить проблемы налогового планирования в организации и минимизация налоговых рисков;
- выработать рекомендации по совершенствованию налогового планирования в организации.
Структура работы состоит из введения, трех последовательно изложенных глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Первая глава посвящена изложению теоретических основ налогового планирования в организациях. Во второй главе проведен анализ организации налогового планирования в коммерческих организациях. Третья глава описывает совершенствование налогового планирования в коммерческих организациях.
Налоговое планирование играет важную роль в системе управления организацией. В условиях рыночной экономики (под влиянием налоговых органов) процесс налогового планирования постоянно усложняется, что связывается в первую очередь с совершенствованием методик налогового контроля, наличие несогласованности законодательства, смещения границ между законной и незаконной налоговой оптимизацией. В свою очередь, под налоговым в данном случае необходимо понимать комплексную систему, позволяющую оптимизировать систему налогообложения и спланировать налоговые расходы коммерческой организации.
Как правило, среди этапов планирования выделяются следующие: постановка цели и выявления проблем налогообложения в действующей системе, поиск инструментов оптимизации налогообложения, разработка схемы оптимизации налогообложения, внедрение применения разработанной схемы, контроль внедрения разработанной схемы.
Вопросы, которые напрямую связаны с оптимизацией налогообложения на сегодняшний момент являются одними из самых сложных. Налоги - это основная часть доходов бюджета. При этом они являются принудительными, обязательными и безвозмездными платежами, ввиду чего представители бизнеса всегда стремятся изыскать различные способы с целью снижения налогов. С другой стороны, налоговые органы сегодня ведут широкомасштабную работу по случаям уклонения от налогов и применения нелегальных схем, снижающих налоговую нагрузку, ужесточая практику осуществления схем ухода от налогов. Поэтому оптимизация налогов должна осуществляться в меру и в полном соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Практические аспекты налогового планирования были рассмотрены на примере ООО «Хороший День», занимающейся услугами красоты и продажей мебели широкого профиля для парикмахерских и салонов красоты.
Организация применяет общую систему налогообложения и выступает плательщиком: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущества, страховых взносов. Согласно анализу налоговой нагрузки предприятия, она за анализируемый период практически не изменилась, но составила величину большую, чем в среднем по отрасли.
При этом в рамках анализа рисков привлечения внимания налоговых органов к деятельности организации нами было выявлено, что она не выполняет ряд критериев по критериям оптимальности деятельности. Во- первых, замечено, что ООО «Хороший День» принимает достаточно большую сумму вычетов, доля которых в общей сумме налога к уплате колеблется от 90,9% до 92,7%, что довольно много превышает предельное значение 89%. Кроме этого, предприятие осуществляет выплаты сотрудникам заработной платы, несколько ниже, чем по среднерыночным показателям.
Налоговое планирование в обществе отсутствует, ввиду чего было рекомендовано разработать систему налогового планирования на предприятии. Это позволит ООО «Хороший День» снизить налоговые риски, суммы пени и штрафов по итогам налогового контроля, тем самым увеличив долю оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятия, которые могут быть использованы с целью дальнейшего развития деятельности.
Для определения рекомендаций в целях развития налогового планирования, в ходе выпускной квалификационной работы были проанализированы методы и формы налогового планирования и налоговых рисков по всем налогам и взносам, уплачиваемым организацией. Было выявлено, что ввиду отсутствия четко установленной системы налогового планирования, а также отсутствия ответственных по ненадлежаще оформленным документам, предприятие вынуждено завышать собственную базу по налогу на прибыль, а также платить штрафы и пени по НДС, что дополнительно отвлекает из оборота предприятия важные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на развитие деятельности. Аналогичная ситуация с налогами, связанными с выплатами физическим лицам.
По итогам анализа нами были рассмотрены проблемы налогового планирования в ООО «Хороший День» и минимизация налоговых рисков. В рамках этого, по основным видам налогов (налог на прибыль, НДС и страховые взносы) нами сформированы конкретные рекомендации по оптимизации налогооблагаемой базы, которые характеризуются низким налоговым риском. Кроме этого, определены рисковые операции общества, которые будут совершены в течение 2019 года и в целях недопуска увеличения налогооблагаемой базы по НДС и прибыли предложены конкретные решения, которые с низким налоговым риском позволят правомерно оптимизировать налоговую базу ООО «Хороший День».
Мероприятия, предлагаемые в рамках оптимизации налоговых платежей в ООО «Хороший День» следующие:
1) для оптимизации НДС и налога на прибыль: использование в целях розничной торговли специального режима налогообложения ЕНВД; использование методик оптимизации НДС и налога на прибыль по приобретаемых и передаваемых образцов продукции;
2) для оптимизации страховых взносов: использование аутсорсинга; замена части годовой премии материальной помощью и расходами на медицинское обслуживание сотрудников.
Также можно порекомендовать следующие меры, способствующие снижению налогового риска:
• повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;
• регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;
• разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;
• управление выполнением налоговых обязательств;
• создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве меры самострахования;
• применение способа переплаты;
• мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок)
По каждому виду оптимизации и совершенствования налогооблагаемых баз по налогам и взносам был рассчитан экономический эффект от применения мероприятий по налоговому планированию. В частности, согласно налоговому планированию ООО «Хороший День» может оптимизировать собственную налогооблагаемую базу на 25,48%. В частности, при сохранении результатов предыдущего года предприятие сможет сократить: сумму налога на
добавленную стоимость на 2 083 тыс. руб. или на 33,22%; сумму налога на прибыль на 1 640 тыс. руб. или на 32,11%; сумму страховых взносов на 358 тыс. руб. или на 13,29%.
Кроме того, налоговая нагрузка предприятия после проведенных мероприятий составила значение ниже на 0,91%, то есть предложенные в ходе настоящей работы мероприятия налогового планирования в конечном итоге эффективно повлияют на деятельность общества путем сокращения налоговых платежей. Также важно, что сокращение налоговой нагрузки происходит в пределах допустимой величины и не являются ниже нормы, установленной налоговыми органами для отрасли торговли.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018).
2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 № 2118-1.
3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» от 22.12.1992 г. № 4178-1.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 16.05.2007 № 75-ФЗ
5. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 22.07.2008 №142-ФЗ.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.09.2013 № 269-ФЗ.
7. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.02.2016 № 34-ФЗ.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
9. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
от 27.11.2017 № 335-ФЗ.
10. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации» от 23.11.2015 № 323-ФЗ.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.08.2018 №301-ФЗ.
12. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.11.2014 № 366-ФЗ
13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 07.07.2003 № 117-ФЗ.
14. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 27.11.2010 № 306-ФЗ.
Книги, монографии
15. Бюджетная система российской Федерации: учебник для
бакалавров / под ред. Г.Б. Поляка - М.: Проспект, 2015. С. 166.
16. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2013. - С.34.
17. Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: МИИР, 2014. - 235с.
18. Иванова, С.А. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / С.А. Иванова. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 80 с.
19. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С.15.
20. Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. И. А. Майбуров.
- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. - С. 21.
21. Налоговая политика России: проблемы и перспективы /Под ред. И. В. Г орский. - М.: Финансы и статистика, 2003 - С.11.
22. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков -3-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2013.- С. 48.
23. Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. Пособе /Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - 2 изд., перераб. И доп. - М.: Дело и Сервис, 2011. - С. 33.
24. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Д.Г. Черник и др.; под ред. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012 -С. 28.
Печатная периодика
25. Козаева О.Т., Сугарова И.В. Косвенные налоги в России и перспективы их развития // Terra Economicus.- 2013. - Том 11. - №3. - Часть 3. - С.42-45.
26. Кцоева А.Э., Дзокаева Л.А. Проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации // Научные известия. - 2016. - №5. - С.79-83.
27. Тегетаева О.Р. Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов // Terra Economicus.- 2012. - Том 10. - №2. - Часть 2.- С.60-64
28. Павленко, Ю.Н. Гармонизация целей государственной налоговой политики и социальной политики (на примере косвенного налогообложения) / Ю.Н. Павленко, М.М. Левкевич // Сибирская финансовая школа. - 2015. - №3.
- С. 41-43.
29. Турбина Н.М., Федорова А.Ю. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Том 11. - №7. - С 41-47. http://www.kemrsl.ru/predmet/975744
Электронные ресурсы
30. Налоговая аналитика Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru- RU.htm
31. Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Проект Министерства финансов