Преемственность систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.: историко-педагогический аспект
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 9
1.1. Основные этапы истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг 9
1.2. Эволюция содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 17
Глава 2. Программные требования к системе общего образования России 25
2.1. Анализ документов, регламентирующих систему общего
образования в России в период 1991 - 2017 гг 25
2.2. Модернизация российского образования на современном этапе 30
Глава 3. Практическое исследование историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 39
3.1. Анализ требований к структуре урока истории в системах общего
образования России в период 1991 - 2017 гг 39
3.2. Проведение современного урока истории в средней школе с
учетом преемственности систем общего образования России 45
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 9
1.1. Основные этапы истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг 9
1.2. Эволюция содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 17
Глава 2. Программные требования к системе общего образования России 25
2.1. Анализ документов, регламентирующих систему общего
образования в России в период 1991 - 2017 гг 25
2.2. Модернизация российского образования на современном этапе 30
Глава 3. Практическое исследование историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 39
3.1. Анализ требований к структуре урока истории в системах общего
образования России в период 1991 - 2017 гг 39
3.2. Проведение современного урока истории в средней школе с
учетом преемственности систем общего образования России 45
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Приложение
Начало XXI столетия ознаменовалось возникновением целого ряда проявлений модернизационных процессов в отечественном общем образовании, содержащих принципиально новый, по сравнению с существовавшим на тот момент, подход к вопросу организации и определения его содержания.
Изменения, характерные для современного российского общего образования, требуют от педагога постоянного совершенствования приемов и методов, использующихся в его практической деятельности, целью которого становится объединение задач освоения обучающимися образовательной программы и формирование у них активной жизненной позиции. Учитель сегодня должен руководствоваться в своей деятельности личностно-гуманной ориентацией, свободно ориентироваться в своей области, обладать способностью системного восприятия реальности и владеть инновационными педагогическими технологиями, направленными на повышение качества школьного образования. В то же время, использование в работе педагога тех или иных теорий и концепций обучения невозможно без изучения их психологических оснований, механизмов преемственности в развитии систем общего образования Российской Федерации в предшествующие годы.
Именно поэтому изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования, функционировавших на территории нашей страны в течение последних десятилетий, позволяет нам глубже проникнуть в сущность процессов, происходящих в российском образовании сегодня, понять их глубинные основания, повысить эффективность педагогического взаимодействия с учащимися и всего образовательно-воспитательного процесса в целом. Все это обусловливает актуальность избранной нами проблематики, определяя значимость и необходимость осуществления анализа различных аспектов развития общего образования в нашей стране.
Объектом исследования является процесс развития системы общего образования в России. Предмет исследования - историко-педагогический аспект преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.
Целью исследования является изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.
Задачи исследования:
- выделить основные этапы истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг.;
- проанализировать эволюцию содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.;
- провести анализ документов, регламентирующих систему общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.;
- выявить особенности модернизации российского образования на современном этапе;
- провести анализ требований к структуре урока истории в системах общего образования России в период 1991 - 2017 гг.;
- провести и описать урок истории в средней школе с учетом преемственности систем общего образования России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2017 гг., то есть от возникновения Российской Федерации как суверенного государства после распада Советского Союза и до настоящего времени.
Характеристика источников. Основными источниками, на материалах которых возможно построить изучение проблемы преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. являются законодательные акты, регулирующие функционирование данной сферы: Законы об образовании 1992 г.1 и 2012 г. , а также стандарты в сфере общего образования, действовавшие в нашей стране до введения ФГОС и непосредственно сами ФГОС нового поколения .
Кроме того, источниками по проблеме исследования являются труды основоположников системно-деятельностного подхода, ориентация на положения которого стала основной тенденцией развития системы образования в нашей стране в последние десятилетия: В.В. Давыдова , Л.В. Занкова , А.Н. Леонтьева , а также различные официальные материалы, представленные на сайте Министерства Образования Российской Федерации и касающиеся различных аспектов процесса развития современного общего образования.
Степень изученности проблемы в научной литературе. Проблема преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг., на наш взгляд, недостаточно разработана в современной научной литературе. В историко-педагогических исследованиях достаточно подробно рассмотрен процесс эволюции общего образования в Советское время (М.В. Богуславский , Б.Л. Вульфсон , Н.Ю. Налетова , Н.В. Петровская , Н.В. Стукалова и другие), однако вопросы его дальнейшего развития в постсоветский период практически не исследуются современными авторами. Отдельные аспекты изучаемой проблематики представлены в трудах таких ученых как В.И. Беляев , М.В. Богуславский , С.Л. Данильченко , Э.Д. Днепров, З.Н. Хисматуллина и других авторов. Довольно большое внимание уделяется проблемам проектирования современного урока в контексте требований ФГОС - различные аспекты данной проблемы изучены в работах С.Г. Бариновой, С.Н. Букреевой , И. Логвиновой , Г.В. Пискуновой , В.В. Помазкова , Е.Е. Соколовской и других.
Однако, как показал проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования, целостной картины происходящих изменений на сегодняшний день все еще нет. Данное обстоятельство и обусловило проблему проведенного исследования.
Методологическую базу исследования составили принципы междисциплинарного подхода к изучению предмета исследования, общенаучные методы познания: классификации, анализа и синтеза, дедукции; концептуальные положения современной истории и педагогики; о диалектическом единстве процессов развития системы образования; о воспитательном потенциале современной школы.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлена попытка систематизации имеющихся взглядов на эволюцию систем общего образования в нашей стране в аспекте их преемственности, реализация комплексного подхода к историко-педагогическому аспекту изучения данной проблематики.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов системы общего образования с целью формирования у них более глубокого понимания сущности происходящих в данной сфере процессов; в занятиях со студентами педагогический специальностей на базе высших учебных заведений России.
Структура работы состоит из введения, трех глав («Теоретические аспекты изучения историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.», «Программные требования к системе общего образования России», «Практическое исследование историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.»), заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Изменения, характерные для современного российского общего образования, требуют от педагога постоянного совершенствования приемов и методов, использующихся в его практической деятельности, целью которого становится объединение задач освоения обучающимися образовательной программы и формирование у них активной жизненной позиции. Учитель сегодня должен руководствоваться в своей деятельности личностно-гуманной ориентацией, свободно ориентироваться в своей области, обладать способностью системного восприятия реальности и владеть инновационными педагогическими технологиями, направленными на повышение качества школьного образования. В то же время, использование в работе педагога тех или иных теорий и концепций обучения невозможно без изучения их психологических оснований, механизмов преемственности в развитии систем общего образования Российской Федерации в предшествующие годы.
Именно поэтому изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования, функционировавших на территории нашей страны в течение последних десятилетий, позволяет нам глубже проникнуть в сущность процессов, происходящих в российском образовании сегодня, понять их глубинные основания, повысить эффективность педагогического взаимодействия с учащимися и всего образовательно-воспитательного процесса в целом. Все это обусловливает актуальность избранной нами проблематики, определяя значимость и необходимость осуществления анализа различных аспектов развития общего образования в нашей стране.
Объектом исследования является процесс развития системы общего образования в России. Предмет исследования - историко-педагогический аспект преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.
Целью исследования является изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.
Задачи исследования:
- выделить основные этапы истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг.;
- проанализировать эволюцию содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.;
- провести анализ документов, регламентирующих систему общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.;
- выявить особенности модернизации российского образования на современном этапе;
- провести анализ требований к структуре урока истории в системах общего образования России в период 1991 - 2017 гг.;
- провести и описать урок истории в средней школе с учетом преемственности систем общего образования России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2017 гг., то есть от возникновения Российской Федерации как суверенного государства после распада Советского Союза и до настоящего времени.
Характеристика источников. Основными источниками, на материалах которых возможно построить изучение проблемы преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. являются законодательные акты, регулирующие функционирование данной сферы: Законы об образовании 1992 г.1 и 2012 г. , а также стандарты в сфере общего образования, действовавшие в нашей стране до введения ФГОС и непосредственно сами ФГОС нового поколения .
Кроме того, источниками по проблеме исследования являются труды основоположников системно-деятельностного подхода, ориентация на положения которого стала основной тенденцией развития системы образования в нашей стране в последние десятилетия: В.В. Давыдова , Л.В. Занкова , А.Н. Леонтьева , а также различные официальные материалы, представленные на сайте Министерства Образования Российской Федерации и касающиеся различных аспектов процесса развития современного общего образования.
Степень изученности проблемы в научной литературе. Проблема преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг., на наш взгляд, недостаточно разработана в современной научной литературе. В историко-педагогических исследованиях достаточно подробно рассмотрен процесс эволюции общего образования в Советское время (М.В. Богуславский , Б.Л. Вульфсон , Н.Ю. Налетова , Н.В. Петровская , Н.В. Стукалова и другие), однако вопросы его дальнейшего развития в постсоветский период практически не исследуются современными авторами. Отдельные аспекты изучаемой проблематики представлены в трудах таких ученых как В.И. Беляев , М.В. Богуславский , С.Л. Данильченко , Э.Д. Днепров, З.Н. Хисматуллина и других авторов. Довольно большое внимание уделяется проблемам проектирования современного урока в контексте требований ФГОС - различные аспекты данной проблемы изучены в работах С.Г. Бариновой, С.Н. Букреевой , И. Логвиновой , Г.В. Пискуновой , В.В. Помазкова , Е.Е. Соколовской и других.
Однако, как показал проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования, целостной картины происходящих изменений на сегодняшний день все еще нет. Данное обстоятельство и обусловило проблему проведенного исследования.
Методологическую базу исследования составили принципы междисциплинарного подхода к изучению предмета исследования, общенаучные методы познания: классификации, анализа и синтеза, дедукции; концептуальные положения современной истории и педагогики; о диалектическом единстве процессов развития системы образования; о воспитательном потенциале современной школы.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлена попытка систематизации имеющихся взглядов на эволюцию систем общего образования в нашей стране в аспекте их преемственности, реализация комплексного подхода к историко-педагогическому аспекту изучения данной проблематики.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов системы общего образования с целью формирования у них более глубокого понимания сущности происходящих в данной сфере процессов; в занятиях со студентами педагогический специальностей на базе высших учебных заведений России.
Структура работы состоит из введения, трех глав («Теоретические аспекты изучения историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.», «Программные требования к системе общего образования России», «Практическое исследование историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.»), заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Период с 1991 по 2017 гг. является наиболее противоречивым периодом как в истории нашей страны в целом, так и в развитии системы общего образования, так как именно в это время в Российской Федерации произошли коренные перемены во всех сферах общественной жизни, вызванные, в первую очередь, геополитическими изменениями, произошедшими вследствие распада СССР.
В настоящее время изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период с 1991 по 2017 гг. обусловлено особой ролью, которую играет в жизни общества школа, представляющая собой основу образовательной системы в нашей стране. Именно в этом общественном институте человек приобретает необходимые базовые знания и умения. От школы во многом зависит судьба отдельного человека и общества в целом, поскольку именно она выполняет важнейшие функции по воспитанию и образованию гражданина государства.
Проведенное нами исследование предполагало изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. посредством последовательного решения ряда задач. Первой из них стала задача выделения основных этапов истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг. Мы обнаружили, что в данный период была во многом подготовлена почва для дальнейших глубоких изменений, произошедших в течение 1991 - 2017 гг. В результате на базе советского образования в 1990 - 2000 гг. произошел отход от принципа унификации в школьном образовании, а в 2010 - 2017 гг. были осуществлены реформы, связанные с необходимостью определить стратегические направления развития общего образования в нашей стране.
Второй задачей исследования стала необходимость проанализировать эволюцию содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. Мы обнаружили, что в течение 1993 - 1999 гг. осуществлялась разработка временных образовательных стандартов, которые все еще были ориентированы на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а с 2009 г. началось внедрение ФГОС второго поколения, который определял содержание основного образования в соответствии с целевой установкой на формирование в процессе обучения компетенций учащихся.
Следующая задача исследования состояла в том, чтобы провести анализ документов, регламентирующих систему общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. Изучение данного аспекта развития системы общего образования позволило обнаружить, что в законе «Об образовании» отразилась организационно-правовая сторона такого развития, в то время как изменения содержания общего образования было связано с новыми государственными образовательными стандартами, которые, в отличие от действующих ранее, теперь не регламентируют напрямую содержание школьного образования, а включают требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ общего образования, на основе которых школа может самостоятельно определять конкретное содержание образования.
Далее, нам было необходимо выявить особенности модернизации российского образования на современном этапе. В данном отношении, проведенное изучение источников и литературы позволило говорить о том, что этот процесс предусматривает формирование в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и задачам современной действительности, создавать новые образовательные институты и модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между государством и обществом, поддерживая новый демократический тип взаимодействия в сфере общего образования на основе механизмов гражданского общества.
Следующая задача работы состояла в том, чтобы провести анализ требований к структуре урока истории в системах общего образования России в период 1991 - 2017 гг. ы показали, что в течение 90-х гг. ХХ века урок проводился в соответствии со следующей последовательностью этапов: организация начала урока; проверка домашнего задания; постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала; изучение нового материала; закрепление; обобщение и систематизация знаний и умений; подведение итогов и результатов урока; задание на дом. Структура же урока, организуемого и проводимого в соответствии с требованиями ФГОС, включает следующие этапы: мотивирование учащихся на учебную деятельность; актуализация знаний; целеполагание, постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; выполнение практических заданий; решение проблемы; коррекция; самостоятельная работа с использованием полученных знаний; систематизация знаний; объяснение домашнего задания; оценивание, рефлексия учебной деятельности.
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести и описать урок истории в средней школе с учетом преемственности систем общего образования России. С точки зрения подготовки урока, различия были обнаружены в определении его типа, в постановке целей урока, в определении планируемых результатов, построении конспекта и технологической карты урока, определении этапов его проведения.
В целом, нами был сделан вывод о том, что развитие систем общего образования в России в течение 1992 - 2017 гг. обусловило современное состояние данной сферы, когда происходит выработка стратегий наиболее эффективного развития системы общеобразовательных учреждений и взаимодействия ее субъектов.
Преемственность систем общего образования, сохраняющаяся в ходе непрерывного развития нашей страны, позволила повысить эффективность функционирования образовательной системы России, сделать ее конкурентоспособной, обеспечить возможность формирования в современной школе личности человека, способного успешно противостоять вызовам окружающей действительности, быстро изменяющегося информационного общества.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что поставленные задачи были решены, а цель исследования - достигнута.
В настоящее время изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период с 1991 по 2017 гг. обусловлено особой ролью, которую играет в жизни общества школа, представляющая собой основу образовательной системы в нашей стране. Именно в этом общественном институте человек приобретает необходимые базовые знания и умения. От школы во многом зависит судьба отдельного человека и общества в целом, поскольку именно она выполняет важнейшие функции по воспитанию и образованию гражданина государства.
Проведенное нами исследование предполагало изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. посредством последовательного решения ряда задач. Первой из них стала задача выделения основных этапов истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг. Мы обнаружили, что в данный период была во многом подготовлена почва для дальнейших глубоких изменений, произошедших в течение 1991 - 2017 гг. В результате на базе советского образования в 1990 - 2000 гг. произошел отход от принципа унификации в школьном образовании, а в 2010 - 2017 гг. были осуществлены реформы, связанные с необходимостью определить стратегические направления развития общего образования в нашей стране.
Второй задачей исследования стала необходимость проанализировать эволюцию содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. Мы обнаружили, что в течение 1993 - 1999 гг. осуществлялась разработка временных образовательных стандартов, которые все еще были ориентированы на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а с 2009 г. началось внедрение ФГОС второго поколения, который определял содержание основного образования в соответствии с целевой установкой на формирование в процессе обучения компетенций учащихся.
Следующая задача исследования состояла в том, чтобы провести анализ документов, регламентирующих систему общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. Изучение данного аспекта развития системы общего образования позволило обнаружить, что в законе «Об образовании» отразилась организационно-правовая сторона такого развития, в то время как изменения содержания общего образования было связано с новыми государственными образовательными стандартами, которые, в отличие от действующих ранее, теперь не регламентируют напрямую содержание школьного образования, а включают требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ общего образования, на основе которых школа может самостоятельно определять конкретное содержание образования.
Далее, нам было необходимо выявить особенности модернизации российского образования на современном этапе. В данном отношении, проведенное изучение источников и литературы позволило говорить о том, что этот процесс предусматривает формирование в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и задачам современной действительности, создавать новые образовательные институты и модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между государством и обществом, поддерживая новый демократический тип взаимодействия в сфере общего образования на основе механизмов гражданского общества.
Следующая задача работы состояла в том, чтобы провести анализ требований к структуре урока истории в системах общего образования России в период 1991 - 2017 гг. ы показали, что в течение 90-х гг. ХХ века урок проводился в соответствии со следующей последовательностью этапов: организация начала урока; проверка домашнего задания; постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала; изучение нового материала; закрепление; обобщение и систематизация знаний и умений; подведение итогов и результатов урока; задание на дом. Структура же урока, организуемого и проводимого в соответствии с требованиями ФГОС, включает следующие этапы: мотивирование учащихся на учебную деятельность; актуализация знаний; целеполагание, постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; выполнение практических заданий; решение проблемы; коррекция; самостоятельная работа с использованием полученных знаний; систематизация знаний; объяснение домашнего задания; оценивание, рефлексия учебной деятельности.
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести и описать урок истории в средней школе с учетом преемственности систем общего образования России. С точки зрения подготовки урока, различия были обнаружены в определении его типа, в постановке целей урока, в определении планируемых результатов, построении конспекта и технологической карты урока, определении этапов его проведения.
В целом, нами был сделан вывод о том, что развитие систем общего образования в России в течение 1992 - 2017 гг. обусловило современное состояние данной сферы, когда происходит выработка стратегий наиболее эффективного развития системы общеобразовательных учреждений и взаимодействия ее субъектов.
Преемственность систем общего образования, сохраняющаяся в ходе непрерывного развития нашей страны, позволила повысить эффективность функционирования образовательной системы России, сделать ее конкурентоспособной, обеспечить возможность формирования в современной школе личности человека, способного успешно противостоять вызовам окружающей действительности, быстро изменяющегося информационного общества.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что поставленные задачи были решены, а цель исследования - достигнута.



