Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 9
1.1. Основные этапы истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг 9
1.2. Эволюция содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 17
Глава 2. Программные требования к системе общего образования России 25
2.1. Анализ документов, регламентирующих систему общего
образования в России в период 1991 - 2017 гг 25
2.2. Модернизация российского образования на современном этапе 30
Глава 3. Практическое исследование историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг 39
3.1. Анализ требований к структуре урока истории в системах общего
образования России в период 1991 - 2017 гг 39
3.2. Проведение современного урока истории в средней школе с
учетом преемственности систем общего образования России 45
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Приложение
Начало XXI столетия ознаменовалось возникновением целого ряда проявлений модернизационных процессов в отечественном общем образовании, содержащих принципиально новый, по сравнению с существовавшим на тот момент, подход к вопросу организации и определения его содержания.
Изменения, характерные для современного российского общего образования, требуют от педагога постоянного совершенствования приемов и методов, использующихся в его практической деятельности, целью которого становится объединение задач освоения обучающимися образовательной программы и формирование у них активной жизненной позиции. Учитель сегодня должен руководствоваться в своей деятельности личностно-гуманной ориентацией, свободно ориентироваться в своей области, обладать способностью системного восприятия реальности и владеть инновационными педагогическими технологиями, направленными на повышение качества школьного образования. В то же время, использование в работе педагога тех или иных теорий и концепций обучения невозможно без изучения их психологических оснований, механизмов преемственности в развитии систем общего образования Российской Федерации в предшествующие годы.
Именно поэтому изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования, функционировавших на территории нашей страны в течение последних десятилетий, позволяет нам глубже проникнуть в сущность процессов, происходящих в российском образовании сегодня, понять их глубинные основания, повысить эффективность педагогического взаимодействия с учащимися и всего образовательно-воспитательного процесса в целом. Все это обусловливает актуальность избранной нами проблематики, определяя значимость и необходимость осуществления анализа различных аспектов развития общего образования в нашей стране.
Объектом исследования является процесс развития системы общего образования в России. Предмет исследования - историко-педагогический аспект преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.
Целью исследования является изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.
Задачи исследования:
- выделить основные этапы истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг.;
- проанализировать эволюцию содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.;
- провести анализ документов, регламентирующих систему общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.;
- выявить особенности модернизации российского образования на современном этапе;
- провести анализ требований к структуре урока истории в системах общего образования России в период 1991 - 2017 гг.;
- провести и описать урок истории в средней школе с учетом преемственности систем общего образования России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2017 гг., то есть от возникновения Российской Федерации как суверенного государства после распада Советского Союза и до настоящего времени.
Характеристика источников. Основными источниками, на материалах которых возможно построить изучение проблемы преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. являются законодательные акты, регулирующие функционирование данной сферы: Законы об образовании 1992 г.1 и 2012 г. , а также стандарты в сфере общего образования, действовавшие в нашей стране до введения ФГОС и непосредственно сами ФГОС нового поколения .
Кроме того, источниками по проблеме исследования являются труды основоположников системно-деятельностного подхода, ориентация на положения которого стала основной тенденцией развития системы образования в нашей стране в последние десятилетия: В.В. Давыдова , Л.В. Занкова , А.Н. Леонтьева , а также различные официальные материалы, представленные на сайте Министерства Образования Российской Федерации и касающиеся различных аспектов процесса развития современного общего образования.
Степень изученности проблемы в научной литературе. Проблема преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг., на наш взгляд, недостаточно разработана в современной научной литературе. В историко-педагогических исследованиях достаточно подробно рассмотрен процесс эволюции общего образования в Советское время (М.В. Богуславский , Б.Л. Вульфсон , Н.Ю. Налетова , Н.В. Петровская , Н.В. Стукалова и другие), однако вопросы его дальнейшего развития в постсоветский период практически не исследуются современными авторами. Отдельные аспекты изучаемой проблематики представлены в трудах таких ученых как В.И. Беляев , М.В. Богуславский , С.Л. Данильченко , Э.Д. Днепров, З.Н. Хисматуллина и других авторов. Довольно большое внимание уделяется проблемам проектирования современного урока в контексте требований ФГОС - различные аспекты данной проблемы изучены в работах С.Г. Бариновой, С.Н. Букреевой , И. Логвиновой , Г.В. Пискуновой , В.В. Помазкова , Е.Е. Соколовской и других.
Однако, как показал проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования, целостной картины происходящих изменений на сегодняшний день все еще нет. Данное обстоятельство и обусловило проблему проведенного исследования.
Методологическую базу исследования составили принципы междисциплинарного подхода к изучению предмета исследования, общенаучные методы познания: классификации, анализа и синтеза, дедукции; концептуальные положения современной истории и педагогики; о диалектическом единстве процессов развития системы образования; о воспитательном потенциале современной школы.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлена попытка систематизации имеющихся взглядов на эволюцию систем общего образования в нашей стране в аспекте их преемственности, реализация комплексного подхода к историко-педагогическому аспекту изучения данной проблематики.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов системы общего образования с целью формирования у них более глубокого понимания сущности происходящих в данной сфере процессов; в занятиях со студентами педагогический специальностей на базе высших учебных заведений России.
Структура работы состоит из введения, трех глав («Теоретические аспекты изучения историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.», «Программные требования к системе общего образования России», «Практическое исследование историко-педагогического аспекта преемственности общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.»), заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Период с 1991 по 2017 гг. является наиболее противоречивым периодом как в истории нашей страны в целом, так и в развитии системы общего образования, так как именно в это время в Российской Федерации произошли коренные перемены во всех сферах общественной жизни, вызванные, в первую очередь, геополитическими изменениями, произошедшими вследствие распада СССР.
В настоящее время изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период с 1991 по 2017 гг. обусловлено особой ролью, которую играет в жизни общества школа, представляющая собой основу образовательной системы в нашей стране. Именно в этом общественном институте человек приобретает необходимые базовые знания и умения. От школы во многом зависит судьба отдельного человека и общества в целом, поскольку именно она выполняет важнейшие функции по воспитанию и образованию гражданина государства.
Проведенное нами исследование предполагало изучение историко-педагогического аспекта преемственности систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. посредством последовательного решения ряда задач. Первой из них стала задача выделения основных этапов истории развития общего образования в России в период 1917 - 2017 гг. Мы обнаружили, что в данный период была во многом подготовлена почва для дальнейших глубоких изменений, произошедших в течение 1991 - 2017 гг. В результате на базе советского образования в 1990 - 2000 гг. произошел отход от принципа унификации в школьном образовании, а в 2010 - 2017 гг. были осуществлены реформы, связанные с необходимостью определить стратегические направления развития общего образования в нашей стране.
Второй задачей исследования стала необходимость проанализировать эволюцию содержания общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. Мы обнаружили, что в течение 1993 - 1999 гг. осуществлялась разработка временных образовательных стандартов, которые все еще были ориентированы на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а с 2009 г. началось внедрение ФГОС второго поколения, который определял содержание основного образования в соответствии с целевой установкой на формирование в процессе обучения компетенций учащихся.
Следующая задача исследования состояла в том, чтобы провести анализ документов, регламентирующих систему общего образования в России в период 1991 - 2017 гг. Изучение данного аспекта развития системы общего образования позволило обнаружить, что в законе «Об образовании» отразилась организационно-правовая сторона такого развития, в то время как изменения содержания общего образования было связано с новыми государственными образовательными стандартами, которые, в отличие от действующих ранее, теперь не регламентируют напрямую содержание школьного образования, а включают требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ общего образования, на основе которых школа может самостоятельно определять конкретное содержание образования.
Далее, нам было необходимо выявить особенности модернизации российского образования на современном этапе. В данном отношении, проведенное изучение источников и литературы позволило говорить о том, что этот процесс предусматривает формирование в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и задачам современной действительности, создавать новые образовательные институты и модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между государством и обществом, поддерживая новый демократический тип взаимодействия в сфере общего образования на основе механизмов гражданского общества.
Следующая задача работы состояла в том, чтобы провести анализ требований к структуре урока истории в системах общего образования России в период 1991 - 2017 гг. ы показали, что в течение 90-х гг. ХХ века урок проводился в соответствии со следующей последовательностью этапов: организация начала урока; проверка домашнего задания; постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала; изучение нового материала; закрепление; обобщение и систематизация знаний и умений; подведение итогов и результатов урока; задание на дом. Структура же урока, организуемого и проводимого в соответствии с требованиями ФГОС, включает следующие этапы: мотивирование учащихся на учебную деятельность; актуализация знаний; целеполагание, постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; выполнение практических заданий; решение проблемы; коррекция; самостоятельная работа с использованием полученных знаний; систематизация знаний; объяснение домашнего задания; оценивание, рефлексия учебной деятельности.
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести и описать урок истории в средней школе с учетом преемственности систем общего образования России. С точки зрения подготовки урока, различия были обнаружены в определении его типа, в постановке целей урока, в определении планируемых результатов, построении конспекта и технологической карты урока, определении этапов его проведения.
В целом, нами был сделан вывод о том, что развитие систем общего образования в России в течение 1992 - 2017 гг. обусловило современное состояние данной сферы, когда происходит выработка стратегий наиболее эффективного развития системы общеобразовательных учреждений и взаимодействия ее субъектов.
Преемственность систем общего образования, сохраняющаяся в ходе непрерывного развития нашей страны, позволила повысить эффективность функционирования образовательной системы России, сделать ее конкурентоспособной, обеспечить возможность формирования в современной школе личности человека, способного успешно противостоять вызовам окружающей действительности, быстро изменяющегося информационного общества.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что поставленные задачи были решены, а цель исследования - достигнута.
1. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
2. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istmat.info/node/31601(11.04.2018).
3. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета
Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21905(24.04.2018).
4. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/(15.04.2018).
5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 1990. - 494 с.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М.: Смысл, 2001. - 511 с.
7. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии
системы народного образования в СССР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm/
(13.04.2018).
8. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html(16.04.2018).
9. Основные принципы единой трудовой школы РСФСР. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://narodnoe.org/old/lib/Science/Lunach/Lunacharskiy_AV_Main_prin cipels_of_united_labour_School.htm (11.04.2018).
10. Постановление ВС СССР от 12.04.1984 N 13-XI. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=45818(15.04.2018).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (1-4 кл.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D1%82%D1%8B/922 (15.04.2018).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (5-9 кл.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938(15.04.2018).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (10-11 кл.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365
(15.04.2018).
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(15.04.2018).
II. Литература
15. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. -
2014. - № 7. - С. 19 - 25.
16. Баринова С.Г. Современный урок, ориентированный на введение федеральных государственных образовательных стандартов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 5. - С. 44 - 47.
17. Беляев В.И. Эволюция образования в России в конце ХХ - начале XXI в. // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 3. - С. 132 - 139.
18. Богуславский М.В. Взаимодействие власти и общества в проведении
образовательных реформ XIX - ХХ вв. // Образование и общество. - 2008. - № 5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1768740/(13.04.2018).
19. Богуславский М.В. Модернизация российского образования в контексте современных стратегий его развития // Вестник Брянского государственного ун-та. - 2014. - № 4. - С. 125 - 129.
20. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст) // Проблемы современного образования. - 2010. - № 1. - С. 33 - 45.
21. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования.-2006.-№ 3.- С. 5-21.
22. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 738 - 740.
23. Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения // Перспективы науки и образования. - 2014. - №7. - С. 189 - 194.
24. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания общего образования: компаративистский контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 5 - 22.
25. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. - М.: Просвещение, 2009. - 287 с.
26. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век». 8 класс. - М.: Просфещение, 2014. - 144 с.
27. Данильченко С.Л. Состояние и перспективы образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 3. - С. 21 - 35.
28. Дворянский Е.В. Стандартизация в образовании // Концепт. - 2015. - № 3. - С. 101 - 104.
29. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования. - М.: Гос. ун-т, ВШЭ, 2004. - 104 с.
30. Иркутская В.И. Развитие системы образования в России (настоящее и будущее) // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 10. - С. 31 - 33.
31. Камалетдинова Г.Р. Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos(29.04.2018).
32. Логвинова И., Копотева Г. Технологическая карта урока - способ формирования универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 5. - С. 12 - 18.
33. Мамкина И.Н. Развитие системы общего образования Восточной Сибири в условиях модернизации во второй половине XIX - начале ХХ вв.: дис. ... докт. ист. наук. - Иркутск, 2017. - 482 с.
34. Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 106 - 111.
35. Мугутдинова Н.Ш., Магомедова Р.М., Алиев А.М. Реформа общеобразовательной школы и основные направления по их осуществлению в республике Дагестан (1984 г. ) // Известия ДГПУ. -2015. - № 1. - С. 7 - 11.
36. Налетова Н.Ю. Моделирование процессов развития отечественного образования на примере православного образования в России (X - начало XXI в.) // Вестник ПСТГУ. - 2016. - № 1. - С. 87 - 95.
37. Петровская Н.В. Истоки современного общего образования // Социосфера. - 2016. - № 4. - С. 36 - 39.
38. Петрунько А.В. Стандарты второго поколения. Найди пять отличий // Учитель Приморья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk- 1/standarty- vtorogo-pokolenia-najdi-pat-otlicij (16.04.2018).
39. Пискунова Г.В. Конструирование урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. - 2015. - С. 141 - 144.
40. Платонова С.М. Технологическая карта урока в системе работы над универсальными учебными действиями // Царскосельские чтения. - 2015. - Т.1. - С. 82 - 85.
41. Помазков В.В. Проектирование современного урока с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 1. - С. 3 - 6.
42. Саламова И.М. Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС // Россия и Европа: Связь культуры и экономики. - 2015. - С.195 - 197.
43. Соколовская Е.Е. Опыт подготовки к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Актуальные вопросы образования и науки. - 2014. - Т. 1. - С. 126 - 127.
44. Состояние и тенденции развития общего образования в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/279.doc(23.04.2018).
45. Стефанова Н.Ю. Сравнительный анализ ГОС и ФГОС 2 поколения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/19/statya- sravnitelnyy-analiz-gos-i-fgos-2-pokoleniya(28.04.2018).
46. Стукалова Н.В. Исторические аспекты развития системы образования и воспитания в России, 1917-1999 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2000. - 187 с.
47. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 3 - 27.
48. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №4. - С. 397 - 401.
49. Чепарина О.А. Новый закон Об образовании в Российской Федерации // Ученые записки Казанского ун-та. - 2014. - Т. 156. - С. 139 - 144.
50. Шутова Г. Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos(28.04.2017).