Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЕТОЛЕКСЕМЫ И ИХ ФУНКЦИИ В ДИСКУKTIBHOM ПРОСТРАНСТВЕ РЕКЛАМЫ ИНТЕРЬЕРА

Работа №30716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
574
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Свето-цветовая картина мира. Понятие о свете и цвете 6
1.2 Понятие о рекламе и аспекты ее изучения 10
1.3 Понятие об «интерьере» в его соотнесенности с базовыми понятиями
уют, дом 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 23
ГЛАВА II. СЕМАНТИКА И СОЧЕТАЕМОСТЬ СВЕТОЛЕКСЕМ В РЕКЛАМЕ ИНТЕРЬЕРА 24
2.1 Содержательная характеристика светолексем и их сочетаемость
с именами прилагательными 24
2.2 Глаголы с семантикой света 34
2.3. Аспекты взаимодействия семантики света с ценностно¬
оценочными лексемами 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ

Современный этап развития лингвистической мысли отличается повышенной нацеленностью на семантику, в том числе и на светолексемы в рекламе интерьера.
Реклама - это особый мир коммуникации со своими законами, символикой и языковым пространством, который активизировался за счет социальных факторов, стимулирующих внутрикультурное и межкультурное взаимодействие народов.
Рекламные тексты как объект исследования интересуют лингвистов, психологов, социологов, культурологов и других специалистов самых разных профилей. Иными словами, сознательный отбор языковых средств с целью управления общественным сознанием представляет в современных условиях особый интерес в связи с оптимизацией пропагандистского воздействия с помощью средств массовой коммуникации. В связи с этим возникает проблема исследования формирования определенной эмоционально¬оценочной нагрузки текстов рекламных сообщений, анализ содержательной структуры которых возможен лишь в процессе коммуникации.
Центром внимания языковедческого изучения рекламы является ее описание с точки зрения базовой парадигмы «текст - дискурс». В этом направлении написано значительное количество работ, характеризующих рекламный текст в целом, а также его составляющие (Н.В. Лазовская «Языковая игра в рекламном дискурсе (на материале русско-и англоязычной рекламы)», А.А. Дедюхин «Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы (на материале английских и русских текстов рекламы автомобилей)», И.Я. Балабанова «Семантика и прагматика рекламного дискурса (на материале французского и русского языков)» и др.).
Целый ряд работ посвящен изучению рекламы, связанной с характером представленного товара (медицинского, парфюмерии и косметики, автомобилей, интерьера и т. д. Для нашего исследования интерес представляют диссертационное сочинение Ф.Ф. Насибуллиной «Колоративная лексика и ее функционирование в рекламах интерьера», в котором рассматриваются цветолексемы и их функции и отмечается связь цвета со светом, и статья Х. Кудлиньской «Моделирующий концепт свет в современном русском и польском рекламном дискурсе», освещающей лингвокультурологический аспект проблемы. Однако полное изучение светолексем в пространстве рекламного дискурса отсутствует, что обусловливает необходимость дальнейших изысканий в этой области.
Актуальность ВКР стимулируется тем, что впервые светолексемы и их функция рассматриваются на материале рекламных текстов интерьера.
Объектом изучения служат рекламные тексты в области интерьера.
Предметом исследования является содержательно-функциональный статус светолексем в рекламах интерьера.
Цель ВКР заключается в полиаспектном изучении семантики и функционирования светообозначений в рекламах интерьера.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
1) выявить сущностные характеристики понятия «реклама»;
2) разработать классификацию светообозначений в области интерьера;
3) проанализировать особенности сочетания светолексем в пространстве рекламы интерьера;
4) установить основные функции светолексем в рекламе интерьера.
Материалом для исследования послужили тексты реклам интерьера, полученные методом сплошной выборки из журналов «1кеа», «Мой уютный дом», «Красивые квартиры», «Дизайн вашей квартиры», «Интерьерный вопрос», «Добрые советы», «Интерьеры + идеи домой», а также листовки и Интернет-данные ведущих фирм-производителей, рекламные каталоги, буклеты, проекты в области интерьера т. п.
Специфика исследуемого материала потребовала применения комплекса методов исследования:
1) метод синхронного лингвистического описания;
2) метод дефиниционного и компонентного анализа слова;
3) метод дискурсивно-контекстуального анализа и элементы полевого подхода;
4) статистический подход.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды лингвистов в области значения слова (А.А. Потебня, В. Гумбольдт, Д.Ю. Апресян и др.) и основополагающие труды в области теории рекламной деятельности (А. Дейян, В.Г. Костомаров, Н.Н. Кохтев, Р.И. Мокшанцев и др.).
Научная новизна ВКР состоит в том, что в ней впервые осуществлено полиаспектное исследование световых лексем в области интерьера.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выполнено в опоре на современную парадигму изучения языка - функционально-коммуникативную, что позволило представить новое осмысление и истолкование содержательной структуры рекламных текстов.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее материалов при составлении пособий по языку массовой информации и коммуникации, на занятиях по изучению стилистики в средних учебных заведениях и на факультативах по русскому языку. Некоторые наблюдения представляют интерес в общекультурном плане, так как реклама во многом формирует ориентиры современного социума.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей более ста наименований общетеоретической и справочной литературы, электронных и словарных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило прийти к следующим выводам.
Во-первых, даны определения таких понятий, как «реклама», «рекламный текст»; описана структура рекламных текстов, их особенности, виды; представлена классификация рекламных текстов, основанная на следующих критериях: рекламируемый объект; целевая аудитория; СМИ - рекламоноситель.
Типология рекламного текста строится в зависимости:
1) от его лексического наполнения и использования стилистических приемов синтаксического и семасиологического уровней (третий тип - смешанный);
2) от формы рекламной коммуникации и набора структурно-семантических компонентов (вербально-коммуникативный, вербально-визуальный, аудио-вербальный, коммуникативный, мультимедийный).
В первой главе охарактеризованы структурные составляющие текста: слоган (или рекламный лозунг), заголовок, подзаголовок, основной рекламный текст, подписи и комментарии и рекламный лозунг - и рассмотрены функции рекламы.
Во второй главе нами охарактеризована лексема «свет», которая является словесной доминантной с положительным оценочным значением.
Мы установили, что в дискурсивном пространстве рекламы интерьера лексема «свет» выступает наряду с однокоренными словами (поДсветка, освещение, светильники, свеча).
Рассмотренные лексемы (блеск, ультраблеск, отблеск, блики, сияние и мерцание) достаточно широко представлены в нашем материале и находятся в синонимических отношениях со словом «свет».
Определена сочетаемость соответствующих лексем в атрибутивных отношениях. Проанализированы имена прилагательные с семантикой света и их сочетаемость с именами существительными. В нашем материале самыми частотными прилагательными являются лексемы рассеянный, отраженный, точечный, фоновый (основной), которые конкретизируют изучаемые субстантивы. Наряду с этим, в роли определения выступают причастия (нередко трансформирующиеся в прилагательные), как правило, получающие оценочное значение (блестящий, блистающий, мерцающий, сияющий).
В рекламе интерьера семантическое поле «свет» представлено и другими структурными типами лексем, главным образом глаголами. Глаголы в своих основных и переносные значениях называют процессы, служащие реализации понятия «свет» (светиться - светить; блестеть - блистать - сиять; мерцать - переливаться; излучать - лучиться; приставочные посветить - поДсветить - осветить - озарить).
Реклама интерьера насыщена оценочной лексикой, при этом значительную долю в ее составе занимают общеоценочные лексемы, которые подчеркивают в высшей степени положительную оценку товара. С другой стороны, широко представлена оценочность, нацеленная на адресата и обозначенная такими понятиями, как уют, комфорт, удобство, радость, настроение, роскошь, при этом сопровождаемыми эмоционально-экспрессивными характеристиками.



Ватерман Г. Дизайн Вашей квартиры // перевод с нем. яз. Т.А. Набатниковой. - М.: Изд-во «Кристина и КО», 1996. - 127 с.
Журнал «Интерьерный вопрос». - М.: ОАО «КПКПС» - 2009.
Журнал «Кухни и ванные вашей квартиры», 2009.
Журнал «Мой уютный дом» - №1, 3, 4, 5. - 2010, №7, 8. - 2009, № 9. -2008.
Журнал «Идеи Вашего дома», 2010
Каталог «Шатура», 2010.
Каталог «Ремонт близко», 2010.
Журнал «Добрые советы». - №6, №7 - 2006.
Журнал «Красивые квартиры». - №3, №10. - 2008.
Журнал «Интерьеры + идеи домой». - №10. - 2008, №7-8. - 2009.
Журнал «Лиза» - №6. - 2006, №22. - 2007, №10, №12, №29, № 40. - 2008.
ЛИТЕРАТУРА
Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурологическое содержание понятия «дискурс» в современной когнитивной лингвистике // Русское слово в мировой культуре: X конгресс МАПРЯЛ. / Н.Ф. Алефиренко. - СПб.: Политехника. - Т. 1. - 2003. - С. 9-18.
Алямская Н.В. К проблеме семантических функций качественных и об относительных прилагательных: сб. Вопросы романо-германской филологии / Н.В. Алямская. - Л.: ЛГУ, 1972. - С. 48-55
Андрамонова Н.А. Функциональная семантика оценочности и сфера реляционных значений // Ученые записки Казанского гос. ун-та / Н.А. Андрамонова. - Казань: Унипресс, 1998. - С. 18-24.
Андрамонова Н.А. Н.В. Крушевский и проблема синтагматики речи // Крушевский: научное наследие и современность: материалы междунар. научной конференции / Н.А. Андрамонова. - Казань: ЗАО «Новое знание»,2002. - С. 35-42.
Апресян Ю.Д. Синонимические средства языка. Избранные труды / Ю.Д. Апресян- М: Наука, 1995. - Т. 1. - С. 349-372.
Андреева Ю.В. Психология имиджа и рекламы / Ю.В Андреева. - Казань: ЦИТ, 2006. - С. 356.
Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка: Ментальные действия / Н.Д. Арутюнова. - М., 1993. - С. 3-5.
Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1984. - С. 5-23.
Бодуэн де Куртенэ И. А. Количественность в языковом мышлении // Избранные труды по общему языкознанию / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 2. - С. 311-324.
Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте / А.П. Ваcилевич. - М.: Наука, 1987. - 140 с.
Ваcилевич А.П. Пурпур: к истории цвета и слова / А.П. Ваcилевич, Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. - Изд. РАН. Сер. лит. и яз. - Т. 62. - № 1. -2003.- С. 55-59.
Ватерман Г. Дизайн Вашей квартиры // перевод с нем. яз. / Т.А. Набатникова. - изд-во «Фалкен» (ФРГ), 1991-1992. - М.: Изд-во «Кристина и Ко», 1996. - 128 с.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 416 с.
Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 2001. - 272 с.
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М.В. Всеволодова. - М.: МГУ, 2000. - 502 с.
Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М.: Наука, 1985. - 228 с.
Всеволодова М.В., Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке / М.В. Всеволодова, Е.Ю. Владимирский. - М., 1982.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г.Д. Гачев.- М., 1995.
Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и Рекомендации / Л.Ю. Гермогенова. - М: Рус партнёр, 1994. - 252с.
Гольман И. Реклама плюс. Реклама минус / И. Гольман. - М.: ООО «Гелла-Принт», 2000. - 40 с.
Гуревич Ж.Ю. Концепт света и тьмы в русской и английской языковых картинах мира: автореф. дисс. канд. филол. Наук / Ж.Ю. Гуревич. - Махачкала, 2005. - 24 с.
Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация / Ван. Т.А. Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
Дейян А. Реклама / А. Дейян. - М.: Прогресс Универс, 1993. - 176 с.
Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования) / В.А. Евстафьев. - М.: ИМА-Пресс, 2001. - 263 с.
Зализняк А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. статей / А.А. Зализняк. - М.: 2005. - 544 с.
Замалетдинов Р.Р. Языковые реализации концептов материального мира и их национальная специфика (на примере ей и йорт в татарском языке) // Вопросы филологии / Р.Р. Замалетдинов - М.: 2004. - № 2 (17). - С. 71-73.
Зарубина Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Н.Д. Зарубина. - М.: Наука. - 1979. - С. 103-112.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 165 с.
Кеворков В.В. Слоган? Слоган! Слоган... / В.В. Кеворков. - М.: Рип- Холдинг, 1996. - 94 с.
Келлер В. Свет в архитектуре // пер. с нем. арх. В.Г. Калиша / В. Келлер, В. Лукхард. - М., 1961. - 183 с.
Клушина Н.И. Восприятие рекламы / Н.И. Клушина // Русская речь,
2001. - №1. - С. 65-66.
Клушина Н.И. Увещевательная коммуникация в СМИ // Русская речь,2002. - №6. - С. 59-61.
Клушина Н.И. Искусство обольщения // Русская речь, 2001. - №4. - С. 62-64.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие / Е.В. Клюев. - М.: ПРИОР, 1998. - 224 с.
И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 332 с.
Корнилова Е.Е. Слово и изображение в рекламе / Е.Е. Корнилова, Ю.А. Гордеев. - Воронеж: Кварта, 2001. - 217 с.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 248 с.
Кохтев Н.Н. Слово в рекламе / Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. - М.: Экономика, 1978. - 78 с.
Кравченко А.В. Когнитивные структуры пространства и времени в естественном языке // Известия РАН. Серия литературы и языка / А.В. Кравченко. - 1996., - Т. 55, №3. - С 9.
Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для вузов / М.А. Кронгауз. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 399 с.
Кубрякова Е.С. Виды пространства, текста и дискурса // категоризация мира: пространство и время: материалы науч. Конференции / Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова. - М.: Диалог-МГУ, 1997. - С. 19-20.
Кудлиньска X. Моделирующий концепт света в современном русском и польском рекламном дискурсе // Ученые записки / X. Кудлиньска. - Казань, гос. ун-та. - Т. 148. Кн. 3. - 2006. - С. 101-109.
Леви Ю.Э. Вербальные и невербальные средства воздейственности рекламных текстов: автореферат дис... канд. филол. наук / Ю.Э. Леви. - М.,2003. - 21с.
Матанцев А.Н. Эффективность рекламы / А.Н. Матанцев. - М.: Финпресс, 2002. - 270 с.
Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. - М.: Аспект-пресс, 1996. - С. 7-29.
Мещерякова О.А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дисс. канд.филол.наук / О.А. Мещерякова. - Орел, 2002. - 24 с.
Моисеева А.П. Основы коммуникации: учебное пособие / Том. Политех. ун-т / А.П. Моисеева. - Томск, 2004. - 128 с.
Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учебное пособие / Р.И. Мокшанцев. - М.: Инфра-М, Новосибирск: Новосибирское соглашение, 2000. - С. 129-131.
Насибуллина Ф.Ф. Колоративная лексика и ее функционирование в рекламах интерьера на русском и немецком языках / Ф.Ф. Насибуллина. - К.: 2010.
Пирогова Ю.К. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова. - М.: 2000. - С. 77- 104.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер». -2001. - 656 с.
Солганик Г.Я. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник Московского|университета: Сер. 10. Журналистика, №3, 2000. - С. 31-38.
Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Ф. де. Соссюр. - М.: Прогресс, 1990. - 280 с.
Спирчагова Т.А. Функционально-коммуникативные особенности рекламного дискурса: автореф. дисс. канд. филол. Наук / Т.А. Спирчагова. - Казань, 2008. - 26 с.
Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи / И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. - 171с.
Шидо К.В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов: автореф. дис. канд. филол. Наук / К.В. Шидо. - Саратов, 2002. - 22 с.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М.: «Мысль», 1980.
Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. - М.: 1973. - 280 с.
СЛОВАРИ
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 607 с.
Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.
Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 2001. - 1536 с. 1990. - 682 с.
В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина Русский толковый словарь . - М.: 2006
Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с.
Реклама от А до Я. - Казань: изд-во «Казань», 1992. - 145 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.acmedecor.ru
http://www.akossta.ru
http://www.mebsite.ru
http://www.mebelny.ru
http://www.domidea.ru[открытый доступ] http://www.mego-resoft.ru[открытый доступ] http://www.textyl.ru[открытый доступ]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ