Введение 3
Глава 1. Общая характеристика дорожно-транспортных преступлений по уголовному праву России 9
1.1. История развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 9
1.2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 17
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 28
2.1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 28
2.2. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 46
Глава 3. Вопросы квалификации и практика применения состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 56
3.1. Квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 56
3.2. Вопросы разграничения и квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 65
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Приложения
Актуальность темы. В настоящее время существенно изменился характер транспортной системы страны, появились новые виды транспорта, и как следствие угрозы аварийности значительно трансформировались. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что исследование вопросов квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта приобретает более фундаментальное значение
Отметим, что в последние годы наблюдается тенденция к некоторому снижению количества ДТП. За последние три года (с 2014 по 2016 гг.) совершено 621 356 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 82 587 . Тенденция к снижению количества ДТП сохранились и в 2017 году . Между тем, приведенные цифры являются крайне неприемлемыми.
Время от времени происходят случаи, вызывающие широкий общественный резонанс и дискуссии относительно совершенства законодательства. Так, в феврале 2017 года в Германии произошел нашумевший случай, который вновь поднял оживленную дискуссию вокруг безопасности дорожного движения в нашей стране. Земельный суд Берлина приговорил к пожизненному заключению двух стритрейсеров, которые устроили нелегальные гонки по городу, в результате их действий погиб один человек. Столь суровый приговор в Германии по такой статье выносился впервые. Стоит учесть и то, что суд признал отсутствие прямого умысла в действиях подсудимых, и в их действиях была преступная небрежность к возможным последствиям . Резонанс в нашей стране был большим, в том числе и ввиду того, что несколько подобных случаев произошли в Москве (в том числе, дело Мары Багдасарян), Казани и других крупных городах России, некоторые из которых со смертельным исходом. Многие задались
вопросом о возможности переноса данного опыта на почву российского законодательства.
В силу ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Таким образом, государство обязано принимать исчерпывающие меры к устранению мер, угрожающих их жизни и здоровью. Однако, достаточно часто к виновным необоснованно применяется условное наказание, даже при нарушении правил, повлекших смерть потерпевшего. В этой связи следственно-судебная практика нуждается в тщательном анализе и корректировке. Отдельные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 9 декабря 2008 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» не в полной мере вносят ясность в практику применения ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации , нуждаются в дополнительных аргументах и тщательном толковании объективные и субъективные признаки данного преступления.
Степень научной разработанности темы. Нельзя сказать, что проблема ответственности за преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является слабо разработанной. За последние годы отечественными авторами выполнено значительное количество исследований по проблемным вопросам привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Выделим труды Н.С. Алексеева, С.И. Гирько, В.И. Жулева, Е.А. Ишутина, С.М. Корабельникова, А.И. Коробеева, А.Куринова, Н.И. Пикурова, А.И. Чучаева, Н.В. Якубенко. Однако динамика развития отечественного законодательства и, зачастую, противоречивая судебная практика, складывающаяся по делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных, актуализируют перманентный интерес к современным мерам борьбы с рассматриваемыми негативными проявлениями.
Вышеизложенное предопределяет объективную актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правового регулирования и предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования выступают положения Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, другие положения уголовного и иного законодательства РФ, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; международное законодательство; теоретические и прикладные основы, юридическая и иная литература, касающаяся вопросов предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, судебная практика применения законодательства об ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель магистерской диссертационной работы - осуществить комплексный анализ уголовно-правовых аспектов ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также сформулировать практические рекомендации по совершенствованию законодательства об ответственности за указанное преступление.
Для достижения сформулированной цели в работе сделана попытка решения следующих основных задач:
1) рассмотреть историю развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
2) изучить виды дорожно-транспортных преступлений, их характеристика;
3) раскрыть объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4) проанализировать субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
5) охарактеризовать квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
6) обобщить вопросы разграничения и квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Методологическая основа исследования. С целью получения максимально объективных данных об исследуемом предмете мы базировали свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, применялись сравнительно-правовой, историко¬правовой, формально-логический, комплексный, диалектический, системного анализа, метод правового моделирования и другие методы.
Теоретическая основа исследования состоит в основном из трудов российских современных ученых-юристов: Р.А. Базаров, П.П. Гамаюнов, Ф.Х. Ермаков, П.В. Замосковцев, Н.Ю. Исаев, А. Каллистов, В.И. Касышок, А.С. Квитчук, В.В. Климкин, А.В. Козун, А.И. Коробеев, Б.А. Куринов, В.В. Питецкий, А.И. Чучаев, А.А. Шапкин и др.
Нормативная правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, международно-правовых актов, действующих и отмененных российских и советских законодательных и иных нормативно-правовых актов: Уголовного кодекса Российской Федерации, иных кодексов Российской Федерации, конституционного, уголовного, административного законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств. Для некоторых выводов и рекомендаций анализируются нормы зарубежного законодательства - нормативно-правовые акты компетентных органов иностранных государств.
Эмпирическая база исследования состоит из анализа судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов общей юрисдикции, а также материал, представленный в сети Интернет и в средствах массовой информации.
Научная новизна магистерской диссертации заключается ряде выводов теоретического характера, достигнутых в результате исследования всего комплекса практических и теоретических вопросов ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Следует признавать в преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств смешанную форму вины (умысел - по отношению к нарушению правил дорожного движения либо эксплуатации транспортных средств и неосторожность - по отношению к наступившим последствиям), в связи с чем необходимо конкретизировать в диспозициях соответствующих статей Уголовного кодекса РФ содержание неправомерных действий субъекта, дифференцируя ответственность за умышленное (злостное) пренебрежение правилами и за неосторожные действия.
2. Целесообразно ввести в Уголовный кодекс РФ уголовную ответственность за вмешательство пассажиров, находящихся в транспортном средстве, в действия водителя по управлению автотранспортным средством во время движения, если оно повлекло тяжкие последствия. Кроме того, следует дополнить ст. 264 УК РФ, определением содержащим понятие транспортного средства: «Под транспортным средством в ст. 264 УК РФ и иных статьях настоящей главы понимается механическое устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, приводимое в движение двигателем объемом более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также иные самоходные средства, независимо от способа изготовления».
3. Транспортные преступления, предусмотренные ст. 263, 263.1, 268, 269 УК РФ, имеющие схожие признаки объективной стороны и механизма причинения вреда объекту преступления с деянием, предусмотренным ст. 264 УК РФ, связаны именно с нарушением специальных правил безопасности на транспорте. При этом последние тенденции законодательной политики, которые являются своего рода вектором развития законодательства, показывают, что формулирование признаков состава транспортного преступления обусловлено именно отношениями транспортной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны. Предлагаем изменить состав признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, изложив их путем прямого указания на нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это решение позволит придать системе данных транспортных деяний внутреннюю завершенность и стройность; признакам, образующим объективную сторону, - общественную опасность; составу преступления - в целом логическую последовательность и искомую правовую природу.
4. По нашему мнению в сфере безопасности дорожного движения, одной из основных проблем уголовного законодательства о дорожно¬транспортных преступлениях является их бланкетный характер. Это, например, законы: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон «О транспортной безопасности»; кодексы: Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; подзаконные нормативно-правовые акты: Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения». Но в самой диспозиции ст. 264 не дается какого-либо перечня этих правил. А правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут содержаться в самых различных документах, что составляет проблему в их нахождении и ознакомлении для участников дорожного движения. Поэтому, учитывая избыточную информацию, содержащуюся в подзаконных нормативных актах, считаем целесообразным избавить подзаконные акты от такой избыточности, сгруппировать их нормы, имеющие прямое отношение к дорожно-транспортному правонарушению в Правилах дорожного движения, представив их в нем в концентрированном виде. Выделение уголовно-правовых и административно-правовых норм, действующих в сфере обеспечения дорожного движения, их систематизация в значительной степени облегчит правоприменительную практику следователей и судей.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Детерминантный комплекс (причины и условия) дорожно-транспортных преступлений как массового негативного явления включает детерминанты как объективного, так и субъективного характера. Соотношение объективных и субъективных детерминант изменчиво, причем детерминанты отдельных транспортных преступлений в большей степени, чем в массовом явлении (а в определенных ситуациях и преимущественно), субъективны. Классификация ситуаций конкретных дорожно-транспортных преступлений содержит в себе ситуации, связанные с виновным поведением и личностью субъекта дорожно-транспортного преступления, и криминологические ситуации, вызванные виктимогенными факторами.
2. Основным объектом преступных посягательств, инкриминируемых ст. 264 УК РФ, выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как часть общественной безопасности и общественного порядка. Вместе с тем возможно причинение вреда и иным правоохраняемым объектам - жизни и здоровью человека.
К субъективным признакам преступления (состава преступления) относятся субъект преступления и субъективная сторона преступления (состава преступления). Вопрос о разграничении умысла и неосторожности в действиях водителя представляет определённую сложность. Длительная дискуссия в литературе, по поводу формы вины в дорожно-транспортных преступлениях, а также анализ законодательства и материалов следственной и судебной практики приводит нас к выводу, что в рассматриваемых преступлениях при умышленном отношении виновного лица к своему деянию и его неосторожном отношении к его тяжким последствиям имеет место неосторожное преступление.
3. В условиях построения правового государства и в целях дальнейшего укрепления законности требуется абсолютно точное отграничение составов статьи 264 УК РФ от смежных и иных составов преступлений. Кроме того, одним из важнейших вопросов является понимание отличий дорожно-транспортного преступления от других видов правонарушений, совершаемых на автотранспорте.
В следственной и судебной практике имеет место неверная квалификация преступных деяний, имеющих внешние (поверхностные) признаки дорожно-транспортных преступлений ст. 264 УК РФ, но по сути являющихся преступлениями против жизни и здоровья ст. 109 и ст. 118 УК РФ; оставлением в опасности ст. 125 УК РФ, нарушением правил охраны труда ст. 143 УК РФ, нарушением правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ ст. 216 УК РФ. Особыми случаями являются использование транспортного средства в виде орудия совершения преступления, используя которое наносится умышленный тяжкий вред здоровью (ст. 111 УК РФ) или совершается умышленное убийство (ст. 105 УК), нередко маскируя его под дорожно-транспортное преступление (ст. 264 УК).
С проблемой отграничения состава преступления тесно связана и проблема правильной квалификации преступного деяния, что в конечном результате имеет определяющее значение для установления ответственности за содеянное. Для правильной квалификации преступления и отграничения его от смежных и иных преступлений необходимо верно определить характер происшествия: связано ли оно с дорожным движением или имеет иную природу, выполнялась ли транспортная функция или речь идет о нарушении правил безопасности дорожного движения, или же происшествие связано с производством сельскохозяйственных, строительных работ, выполнением других технологических операций, не связанных с движением транспортного средства, регулируемых правилами техники безопасности, другими нормами. От этого зависит и первичная квалификация преступления, и последующее направление расследования.
4. Следует признавать в преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств смешанную форму вины (умысел - по отношению к нарушению правил дорожного движения либо эксплуатации транспортных средств и неосторожность - по отношению к наступившим последствиям), в связи с чем необходимо конкретизировать в диспозициях соответствующих статей УК РФ содержание неправомерных действий субъекта, дифференцируя ответственность за умышленное (злостное) пренебрежение правилами и за неосторожные действия.
5. В целях совершенствования уголовного законодательства и практики его применения в деле противодействия нарушениям правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств мы считаем, что будут целесообразными следующие меры.
5.1. Следует признавать в преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств смешанную форму вины (умысел - по отношению к нарушению правил дорожного движения либо эксплуатации транспортных средств и неосторожность - по отношению к наступившим последствиям), в связи с чем необходимо конкретизировать в диспозициях соответствующих статей УК РФ содержание неправомерных действий субъекта, дифференцируя ответственность за умышленное (злостное) пренебрежение правилами и за неосторожные действия.
5.2. Целесообразно ввести в УК РФ уголовную ответственность за вмешательство пассажиров, находящихся в транспортном средстве, в действия водителя по управлению автотранспортным средством во время движения, если оно повлекло тяжкие последствия. Кроме того, следует дополнить ст. 264 УК РФ, определением содержащим понятие транспортного средства: «Под транспортным средством в ст. 264 УК РФ и иных статьях настоящей главы понимается механическое устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, приводимое в движение двигателем объемом более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также иные самоходные средства, независимо от способа изготовления».
5.3. Транспортные преступления, предусмотренные ст. 263, 263.1, 268, 269 УК РФ, имеющие схожие признаки объективной стороны и механизма причинения вреда объекту преступления с деянием, предусмотренным ст. 264 УК РФ, связаны именно с нарушением специальных правил безопасности на транспорте. При этом последние тенденции законодательной политики, которые являются своего рода вектором развития законодательства, показывают, что формулирование признаков состава транспортного преступления обусловлено именно отношениями транспортной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны. Предлагаем изменить состав признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, изложив их путем прямого указания на нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это решение позволит придать системе данных транспортных деяний внутреннюю завершенность и стройность; признакам, образующим объективную сторону, - общественную опасность; составу преступления - в целом логическую последовательность и искомую правовую природу.
5.4. По нашему мнению в сфере безопасности дорожного движения, одной из основных проблем уголовного законодательства о дорожно¬транспортных преступлениях является их бланкетный характер. Это, например, законы: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон «О транспортной безопасности»; кодексы: Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; подзаконные нормативно-правовые акты: Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения». Но в самой диспозиции ст. 264 не дается какого-либо перечня этих правил. А правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств мо-гут содержаться в самых различных документах, что составляет проблему в их нахождении и ознакомлении для участников дорожного движения. Поэтому, учитывая избыточную информацию, содержащуюся в подзаконных нормативных актах, считаем целесообразным избавить подзаконные акты от такой избыточности, сгруппировать их нормы, имеющие прямое отношение к дорожно-транспортному правонарушению в Правилах дорожного движения, представив их в нем в концентрированном виде. Выделение уголовно-правовых и административно-правовых норм, действующих в сфере обеспечения дорожного движения, их систематизация в значительной степени облегчит правоприменительную практику следователей и судей
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237; 2014. - №163.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954; 2017. - №31 (ч. I). - Ст. 4799.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195- ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г.] // Российская газета. - 2001. - №2868; 2017. - №172.
4. О безопасности дорожного движения: [федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ: по состоянию на 20 декабря 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4873
5. О транспортной безопасности: [федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ: по состоянию на 6 июля 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.
6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: [федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: [федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 1 (часть I). - Ст. 81.
8. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: [постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522: по состоянию на 17 ноября 2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 35. - Ст. 4308.
9. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: [постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475: по состоянию на 10 сентября 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 27. - Ст. 3280.
10. Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека: [постановление Правительства РФ от 20.09.2012 № 950] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 39. - Ст. 5289.
11. Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации: [приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. № 7] // Российская газета. - 2014. - №6408 (136).
12. О правилах дорожного движения: [постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090: по состоянию на 12 декабря 2017 г.] // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 47. - Ст. 4531.
II. Основная и специальная литература:
1. Алтухов С.А., Бохан А.П. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / С.А. Алтухов и др. - Ростов-на- Дону, 2017. - 364 с.
2. Базаров Р.А. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дисс. к.ю.н. / Р.А. Базаров. - М., 2012. - 225 с.
3. Белокобыльский Н.Н. Виды и характер преступлений против безопасности движения и эксплуатации тарнспорта в уголовном законодательстве России / Н.Н. Белокобыльский // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2017. - № 3. - С. 28-32.
4. Бражник Ф.С. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. Практиум / Ф.С. Бражник. - М.: Инфра-М, 2014. - 731 с.
5. Вашкевич А.В. Формирование системы безопасного поведения на дорогах как социально-педагогическая проблема А.В. Вашкевич // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (45). - С.79-83.
6. Войтенков Е.А. Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения в сфере безопасности дорожного движения в советском законодательстве: историко-правовой анализ и особенности правоприменительной практики / Е.А. Войтенков // Российский следователь. - 2013. - №16. - С.23-27.
7. Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Чучаев А.И. Новый вид транспортного преступления как модифицированный вариант хорошо забытого старого / Ю.В. Грачева и др. // Lex russica. - 2015. - № 4. - С. 71-75.
8. Гуринская Л.Л. Уголовная политика как политика безопасности: вызовы современности // Уголовное право в эпоху финансовоэкономических перемен: Материалы IX Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29-30 мая 2014 г. / А.Л. Гуринская. - М.: Юрлитинформ, 2014. - С. 260-264.
9. Гусаров Н.А. Квалификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств / Н.А. Гусаров // В сборнике: Свобода и право Сборник статей XVI Международной научной конференции. - 2017. - С.5-8.
10. Егоркин В.В. О некоторых проблемах квалификации преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. -2017. - №1(28). - С. 35-38.
11. Ермаков Ф.Х. Проблемы установления непосредственной причинной связи в дорожно-транспортных происшествиях / Ф.Х. Ермаков // Российская юстиция. - 2015. - № 6. - С. 62-66.
12. Желудков М.А.Некоторые аспекты применения понятий
«потерпевший», «жертва», «заявитель» при расследовании
преступлений / М.А. Желудков // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2017. - № 1. - С. 65-69.
13. Желудков М.А.Развитие системы криминологического обеспечения защиты личности и общества от корыстных преступлений против собственности: диссертация доктора юрид. наук / М.А. Желудков. - М,
2012. - 224 с.
14. Жулев В.И. Транспортные преступления / В.И. Жулев. - М.: Норма, 2001. - 372 с.
15. Замосковцев П.В., Коробеев А.И. Квалификация транспортных преступлений органами внутренних дел. Учебное пособие / П.В. Замосковцев и др. - Хабаровск: Изд-во Хабар. ВШ МВД СССР, 1988. - 347 с.
16. Зворыгина С.А. Актуальные вопросы уголовноправовой оценки субъектов дорожно-транспортных преступлений / С.А. Зворыгина // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 3 (17). - С. 66-70.
17. Исаев Н.Ю. Особенности квалификации нарушения правил дорожного движения, ответственность за которое предусмотрена ст.264 УК РФ / Н.Ю. Исаев // Российский криминологический взгляд. - 2014. - №3. - С.295-299.
18. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Научно¬практическое пособие / Под ред. Н.Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2011. - 360 с.
19. Истомин А.Ф. Уголовное право: учебник. 4-е изд., испр. и доп. / А.Ф. Истомин. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - 695 с.
20. Каллистов А. Оценка причинных связей по делам об автотранспортных преступлениях / А. Каллистов // Законность. - 2012. - № 4. - С. 38-41.
21. Кауфман М.А. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник 2¬е изд., перераб. и доп. / М.А. Кауфман. - М.: Норма, 2008. - 810 с.
22. Климкин В.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, и квалификация / В.В. Климкин. - М.: Московский университет МВД РФ, 2004. - 328 с.
23. Козун А.В. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.
264 УК РФ) / А.В. Козун // Законодательство и практика. - Омск: РИО Омской академии МВД России. - 2015. - № 2 (27). - С. 34-39.
24. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. - 844 с.
25. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. / Отв.ред. А.А. Чекалин; Под ред. В.Т.Томина, В.С. Устинова, В.В. Сверчкова. - 2-е изд. - М.: Юрист-издат. 2016. - 776 с.
26. Коробеев А.И. Транспортные преступления / А.И. Коробеев. - СПб.: Питер, 2003. - 325 с.
27. Кудрявцев В.Л. Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта/ В.Л. Кудрявцев // Вестник ЮУПИ. - 2012. - № 2(8). - С.41-44.
28. Кудрявцев В.Н. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Н. Кудрявцев. - М.: Юристъ, 2004. - 551 с.
29. Кузовкин П.С. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / П.С. Кузовкин. - СПб.: Питер, 2014. - 293 с.
30. Линкевич А.Е. Некоторые спорные аспекты конструирования и квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта / А.Е. Линкевич // Евразийская адвокатура. - 2017. - № 2 (27). - С. 26-30.
31. Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений / В.В. Лукьянов. - М.: Юрид. лит., 1979. - 319 с.
32. Маландин И.Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на автотранспорте в СССР. Автореферат докт. диссертации. Л., 1965. - 47 с.
33. Маханек А.Б., Мешков В.М., Тарасова В.И. Дорожно-транспортные преступления: монография / Под общ. ред.: Мешков В.М. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 287 с.
34. Миргород М.Ю. История развития уголовного законодательства за преступления в сфере безопасности дорожного движения / М.Ю. Миргород // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2015. - Т. 2. - С. 62-67.
35. Михалева Т.И., Пахомова О.Н. Актуальные вопросы уголовной ответственности за преступное управление транспортным средством / Т.И. Михалева и др. // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (42). - С. 23¬27.
36. Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2: Особенная часть. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 564 с.
37. Оганесян С.М. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и критерии их классификации / С.М. Оганесян // Мир юридической науки. - 2015. - № 1-2. - С. 29-33.
38. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений / Н.И. Пикуров. - М.: РАП, 2011. - 312 с.
39. Питецкий В.В. Актуальные проблемы установления вины за вред, причиненный при управлении транспортным средством / В.В. Питецкий // Российская юстиция. - 2013. - №3. - С. 55-38.
40. Пожарский А.Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие): дис. ... канд. юрид. наук / А.Ю. Пожарский. - М., 2016. - 229 с.
41. Романов Н.С. Установление причинной связи по делам о дорожно-транспортных происшествиях / Н.С. Романов // Государство и право. -
2013. - № 5. - С. 100-104.
42. Романова Л.И., Шишкина О.Е. Проблемы развития уголовноправовой и административноделиктной политики в современной России / Л.И. Романова и др. // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2013. - № 2 (7). - С. 234-238.
43. Скрипченко Н.Ю. Анализ правоприменительной практики судебной оценки состояния опьянения как обстоятельства, отягчающего наказание / Н.Ю. Скрипченко // Российская юстиция. - 2015. - № 12. - С 28-30.
44. Смирнов Д.В. Уголовно правовая и криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дис. ... канд. юрид. наук / Д.В. Смирнов. - М., 2004. - 230 с.
45. Таций В.Я. Объект и предмет преступления в уголовном праве. - М.: Контракт, 2013. - 252 с.
46. Телегина Е.Г., Екимова О.В. Проблемы правоприменительной практики в вопросах квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Бюллетень науки и практики. - 2017. - №6(19). - С.276-281.
47. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / И.М. Тяжкова. - СПб.: Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2002. - 261 с.
48. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Контракт, 2013. - 498 с.
49. Усманов, У.А. Новое уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие / У.А. Усманов. - М.: Проспект, 2015. - 475 с.
50. Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / А.И. Чучаев. - Ульяновск, 1997. - 313 с.
51. Яцеленко Б.В. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2013. - 504 с.
III. Материалы судебной практики:
1. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: [постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25: по сост. на 24 мая 2016 г.] // Российская газета. - 2008. - №4822.
2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2009 г. (по уголовным делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 9 июня 2009 г.) // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2009. - № 4.
3. Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 24 июля 2012 г. по делу № 22-5548 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.vs.tat.sudrf.ru.
4. Апелляционное Постановление Московского городского суда от 02.12.2015 г. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. Дата обращения: 24.12.2017.
5. Приговор Выксунского городского суда Нижегородской обл. от 2 ноября 2011 г. по делу № 1-210/2011 // Судебная практика РФ.
[Электронный ресурс]. - Доступ: www.rospravosudie.com. Дата обращения: 24.12.2017.
6. Приговор судьи судебного участка № 35 Карасунского
внутригородского округа г. Краснодара от 20 октября 2016 г. по делу № 1-11/2016 // Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. - Доступ: www.sudakt.ru. Дата обращения: 24.12.2017.
7. Архив Головинского районного суда г. Москвы за 2013 год. Дело № 1¬
1438/13 [электронный ресурс]. - Доступ: www.golovinsky.msk.sudrf.ru
8. Архив Кировского районного суда г. Казани за 2011 год. Дело № 1¬
365/11 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.kirovsky.tat.sudrf.ru.
9. Архив Советского районного суда г. Казани за 2015 год. Дело № 1¬
1438/15 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.sovetsky.tat.sudrf.ru.
10. Архив Ново-Савиновского районного суда г. Казани за 2010 год.
Дело № 1-428/10 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.novo- savinsky.tat.sudrf.ru.
11. Архив Кировского районного суда г. Казани за 2013 год. Дело № 1¬851/13 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.kirovsky.tat.sudrf.ru.
12. Архив Московского районного суда г. Казани за 2014 г. Дело № 1¬
208/14 [электронный ресурс]. - Доступ: www.moskovsky.tat.sudrf.ru
13. Архив Советского районного суда г. Казани за 2015 год. Дело № 1¬
1438/15 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.sovetsky.tat.sudrf.ru
14. Архив Вахитовского районного суда г. Казани за 2015 год. Дело № 1¬771/15 [электронный ресурс]. - Доступ: www.vahitovsky.tat.sudrf.ru.
15. Архив Кировского районного суда г. Казани за 2015 год. Дело № 1¬169/15 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.kirovsky.tat.sudrf.ru.
16. Архив Приволжского районного суда Казани за 2016 год. Дело № 1¬
193/16 [электронный ресурс]. - Доступ: www.privolzhsky.tat.sudrf.ru.
17. Архив Кировского районного суда г. Казани за 2016 год. Дело № 1¬924/16 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.kirovsky.tat.sudrf.ru.
IV. Электронные ресурсы:
1. Официальный сайт ГИБДД [электронный ресурс]. - Доступ:
www.gibdd.ru. Дата обращения: 23.12.2017.
2. Сообщение Правительства РФ о результатах совершенствования нормативно-правовой базы в части оказания своевременной помощи пострадавшим на месте ДТП [электронный ресурс]. - Доступ: http://government.ru/orders/21167. Дата обращения: 23.12.2017.