Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №30697

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
896
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 7
1.1 Анализ проблемы развития творческих способностей учащихся в
психолого-педагогической науке 7
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития творческих
способностей учащихся в технологическом образовании 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.. .20
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса по развитию творческих
способностей учащихся на уроках технологии 20
2.2 Теоретико-методологические аспекты разработки методического
обеспечения занятий по развитию творческих способностей учащихся 25
2.3 Экспериментальная работа по диагностике развития творческих
способностей учащихся в процессе обучения технологии 31
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ


Современные условия хозяйствования, сформировавшиеся в процессе социально-политических и экономических изменений в стране, определили спрос на конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, способных быстро решать возникающие проблемы, понимающих и принимающих всю меру ответственности за свои решения. Ответом системы образования на запросы общества явилось обновление системы подготовки школьников к жизни и будущей профессиональной деятельности. Выпускник общеобразовательной школы, согласно целевым ориентирам, должен обладать не просто определенной суммой знаний, но и, прежде всего, владеть способами действия этими знаниями.
Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся в системе профильного обучения охватывая, в том числе и технологический профиль.
Проблема развития творческих способностей и изучения основных факторов, определяющих это развитие, является чрезвычайно актуальной для общества. В то же самое время проблема эта достаточно сложна для исследования.
Сложность проблемы определяется наличием большого числа разноплановых факторов, влияющих на развитие творческих способностей. В настоящее время признается и их социальная обусловленность, и их природная организация. Достаточно четкого понимания сущности творческих способностей не существует. Они определяются и как способности к творчеству, и как способность производить новый продукт, и как личностная особенность.
Проблема формирования творческой личности, также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др.
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся были выявлены в исследованиях психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. Эти исследования показали, что творческие способности развиваются на протяжении всей жизни человека.
Образовательная область «Технология» в современном виде уделяет большое внимание формированию творческих способностей учащихся. Данная область в современных условиях характеризуется блочно-модульной структурой построения, дифференцированным, вариативным подходом к реализации содержания технологической подготовки школьников, использованием в обучении метода проектов.
Содержание технологического образования знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках технологии.
Объект исследования — творческая учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения технологии.
ПреДмет исследования - методические условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. провести психолого-педагогический анализ состояния проблемы развития творческих способностей учащихся в контексте технологической подготовки;
2. выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология»;
3. разработать методическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на уроках технологии (на примере раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»);
4. на основе экспериментальной проверки методического обеспечения выработать рекомендации по практическому использованию организационно-методических материалов по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности и роли трудовой деятельности в воспитании и развитии творческой личности; концепции деятельности, развития, мышления, изложенные в научных работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Краевского, В.Д. Шадрикова; разработки личностно-ориентированного подхода В.А. Сухомлинского, И.С. Якиманской и др.; работы о деятельностном подходе, утверждающие человеческую деятельность в качестве основы развития преобразующего мышления, творческих способностей В.И. Андреева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, П.И. Пидкасистого; основные положения о проектном подходе в образовательных системах - Дж. Дьюи, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по обучению технологии в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ передового отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии на примере раздела «Технологии художественно¬прикладной обработки материалов» рабочей программы по технологии.
Структура работы: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образовательная область «Технология» в современном виде уделяет большое внимание формированию творческих способностей учащихся. Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Вместе с тем образовательная область «Технология», как область, наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся, должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества.
Теоретический анализ психологической сущности творческих способностей показал, что их следует рассматривать не только как состоявшуюся действительность, но и как потенциальные возможности человека, в структуру которых входят задатки. Способности развиваются в деятельности на основе внутренних условий и внешних воздействий и обусловливают формирование ее индивидуального стиля. Обобщенная структура творческих способностей должна включать восприятие художественных образов, пространственное и образное мышление, творческое воображение, свойства зрительной памяти, ассоциативное мышление, эмоциональное отношение к деятельности, оригинальность мышления и другие способности и качества личности, без которых нельзя продуктивно развивать учебную деятельность.
Развитию таких качеств творческих способностей как гибкость мышления, находчивость, изобретательность, стремление к открытиям способствует применение в учебном процессе таких приемов и способов как:
- создание проблемных ситуаций и привлечение учащихся к поискам решения возникающих проблем, предоставление им возможности без стеснения предлагать свои способы;
- организация заданий по разработке способов усовершенствования приборов, технических установок, своих вариантов постановки опытов и т.д.;
- предложение учащимся поиска различных способов решения одной и той же задачи, сравнительный анализ различных способов решения.
Одним из основных методов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии является выполнение проектов.
Наряду с выполнением проектов для формирования и развития творческих способностей учащихся могут использоваться внеклассные, внеурочные формы работы с учащимися.
Проведенная экспериментальная работа, позволяет утверждать, что технологии художественно-прикладной обработки материалов рассматриваемые в образовательной области «Технология», имеют огромный потенциал для развития творческих способностей учащихся при грамотном построении учебных занятий.



1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Антонов А.А. Технологическое образование школьников: перспективы развития / А.А. Антонов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. № 45. С. 121-125.
3. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности / А. Бедов // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 202-207.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия,
2002. - 320 с.
5. Боровкова Т.И. Технологии открытого образования: Учебное пособие / Т.И. Боровкова. - М.: Инфра-М, 2015. - 173 с.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
7. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 128 с.
8. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография / ЗименковаФ.Н. - М.: Прометей, 2013. - 94 с.
9. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80-84.
10. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М.Галямова, В.В.Выгонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с.
11. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
12. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
13. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
14. Градусова Л. В. Гендерная педагогика [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / Л. В. Градусова. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 176 с.
15. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
16. Дружилов С. А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов технических вузов / С. А. Дружилов. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2013. - 240 с.
17. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект,
2003. - 304 с.
18. Заенчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. Учебник для студентов высших учебных заведений. / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
19. Зеер Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в профессиональной школе / Э.Ф. Зеер, О.С. Попова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 2. - С. 58-62.
20. Капустин В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методич. Пособие / В.С. Капустин. - Елабуга: Изд-во Елабужского педагогич. ин-та, 2000. - 96 с.
21. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. Попова В.В., - 5-е изд., (эл.) - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 322 с.
22. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 480с.
23. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
24. Лемберг Б. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление / Б. Лемберг. - СПб.: Вектор, 2014. - 160 с.
25. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
26. Муравьёв Е.М. О проектировании содержания технологического обучения // Е.М. Муравьёв // Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 3-7.
27. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
28. Оганесян Н. Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Н. Т. Оганесян. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 134 с.
29. Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 427 с.
30. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 405 с.
31. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
32. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
33. Психология : учеб. пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М,
2017. — 275 с.
34. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 381 с.
35. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
36. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с.
37. Серебренников Л. Н. Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 308 с.
38. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. - 108 с.
39. Тамарова, З.А. Методическая подготовка будущих учителей к развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии / З.А. Тамарова. - Ульяновск, 1997. - 202 с.
40. Технологии организации профориентационной работы в школе : практич. пособие / С.Н. Козловская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М,
2018. — 176 с.
41. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ