РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 7
1.1 Анализ проблемы развития творческих способностей учащихся в
психолого-педагогической науке 7
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития творческих
способностей учащихся в технологическом образовании 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.. .20
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса по развитию творческих
способностей учащихся на уроках технологии 20
2.2 Теоретико-методологические аспекты разработки методического
обеспечения занятий по развитию творческих способностей учащихся 25
2.3 Экспериментальная работа по диагностике развития творческих
способностей учащихся в процессе обучения технологии 31
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 7
1.1 Анализ проблемы развития творческих способностей учащихся в
психолого-педагогической науке 7
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития творческих
способностей учащихся в технологическом образовании 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.. .20
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса по развитию творческих
способностей учащихся на уроках технологии 20
2.2 Теоретико-методологические аспекты разработки методического
обеспечения занятий по развитию творческих способностей учащихся 25
2.3 Экспериментальная работа по диагностике развития творческих
способностей учащихся в процессе обучения технологии 31
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные условия хозяйствования, сформировавшиеся в процессе социально-политических и экономических изменений в стране, определили спрос на конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, способных быстро решать возникающие проблемы, понимающих и принимающих всю меру ответственности за свои решения. Ответом системы образования на запросы общества явилось обновление системы подготовки школьников к жизни и будущей профессиональной деятельности. Выпускник общеобразовательной школы, согласно целевым ориентирам, должен обладать не просто определенной суммой знаний, но и, прежде всего, владеть способами действия этими знаниями.
Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся в системе профильного обучения охватывая, в том числе и технологический профиль.
Проблема развития творческих способностей и изучения основных факторов, определяющих это развитие, является чрезвычайно актуальной для общества. В то же самое время проблема эта достаточно сложна для исследования.
Сложность проблемы определяется наличием большого числа разноплановых факторов, влияющих на развитие творческих способностей. В настоящее время признается и их социальная обусловленность, и их природная организация. Достаточно четкого понимания сущности творческих способностей не существует. Они определяются и как способности к творчеству, и как способность производить новый продукт, и как личностная особенность.
Проблема формирования творческой личности, также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др.
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся были выявлены в исследованиях психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. Эти исследования показали, что творческие способности развиваются на протяжении всей жизни человека.
Образовательная область «Технология» в современном виде уделяет большое внимание формированию творческих способностей учащихся. Данная область в современных условиях характеризуется блочно-модульной структурой построения, дифференцированным, вариативным подходом к реализации содержания технологической подготовки школьников, использованием в обучении метода проектов.
Содержание технологического образования знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках технологии.
Объект исследования — творческая учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения технологии.
ПреДмет исследования - методические условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. провести психолого-педагогический анализ состояния проблемы развития творческих способностей учащихся в контексте технологической подготовки;
2. выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология»;
3. разработать методическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на уроках технологии (на примере раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»);
4. на основе экспериментальной проверки методического обеспечения выработать рекомендации по практическому использованию организационно-методических материалов по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности и роли трудовой деятельности в воспитании и развитии творческой личности; концепции деятельности, развития, мышления, изложенные в научных работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Краевского, В.Д. Шадрикова; разработки личностно-ориентированного подхода В.А. Сухомлинского, И.С. Якиманской и др.; работы о деятельностном подходе, утверждающие человеческую деятельность в качестве основы развития преобразующего мышления, творческих способностей В.И. Андреева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, П.И. Пидкасистого; основные положения о проектном подходе в образовательных системах - Дж. Дьюи, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по обучению технологии в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ передового отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии на примере раздела «Технологии художественно¬прикладной обработки материалов» рабочей программы по технологии.
Структура работы: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся в системе профильного обучения охватывая, в том числе и технологический профиль.
Проблема развития творческих способностей и изучения основных факторов, определяющих это развитие, является чрезвычайно актуальной для общества. В то же самое время проблема эта достаточно сложна для исследования.
Сложность проблемы определяется наличием большого числа разноплановых факторов, влияющих на развитие творческих способностей. В настоящее время признается и их социальная обусловленность, и их природная организация. Достаточно четкого понимания сущности творческих способностей не существует. Они определяются и как способности к творчеству, и как способность производить новый продукт, и как личностная особенность.
Проблема формирования творческой личности, также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др.
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся были выявлены в исследованиях психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. Эти исследования показали, что творческие способности развиваются на протяжении всей жизни человека.
Образовательная область «Технология» в современном виде уделяет большое внимание формированию творческих способностей учащихся. Данная область в современных условиях характеризуется блочно-модульной структурой построения, дифференцированным, вариативным подходом к реализации содержания технологической подготовки школьников, использованием в обучении метода проектов.
Содержание технологического образования знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках технологии.
Объект исследования — творческая учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения технологии.
ПреДмет исследования - методические условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. провести психолого-педагогический анализ состояния проблемы развития творческих способностей учащихся в контексте технологической подготовки;
2. выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология»;
3. разработать методическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на уроках технологии (на примере раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»);
4. на основе экспериментальной проверки методического обеспечения выработать рекомендации по практическому использованию организационно-методических материалов по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности и роли трудовой деятельности в воспитании и развитии творческой личности; концепции деятельности, развития, мышления, изложенные в научных работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Краевского, В.Д. Шадрикова; разработки личностно-ориентированного подхода В.А. Сухомлинского, И.С. Якиманской и др.; работы о деятельностном подходе, утверждающие человеческую деятельность в качестве основы развития преобразующего мышления, творческих способностей В.И. Андреева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, П.И. Пидкасистого; основные положения о проектном подходе в образовательных системах - Дж. Дьюи, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по обучению технологии в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ передового отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии на примере раздела «Технологии художественно¬прикладной обработки материалов» рабочей программы по технологии.
Структура работы: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Образовательная область «Технология» в современном виде уделяет большое внимание формированию творческих способностей учащихся. Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Вместе с тем образовательная область «Технология», как область, наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся, должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества.
Теоретический анализ психологической сущности творческих способностей показал, что их следует рассматривать не только как состоявшуюся действительность, но и как потенциальные возможности человека, в структуру которых входят задатки. Способности развиваются в деятельности на основе внутренних условий и внешних воздействий и обусловливают формирование ее индивидуального стиля. Обобщенная структура творческих способностей должна включать восприятие художественных образов, пространственное и образное мышление, творческое воображение, свойства зрительной памяти, ассоциативное мышление, эмоциональное отношение к деятельности, оригинальность мышления и другие способности и качества личности, без которых нельзя продуктивно развивать учебную деятельность.
Развитию таких качеств творческих способностей как гибкость мышления, находчивость, изобретательность, стремление к открытиям способствует применение в учебном процессе таких приемов и способов как:
- создание проблемных ситуаций и привлечение учащихся к поискам решения возникающих проблем, предоставление им возможности без стеснения предлагать свои способы;
- организация заданий по разработке способов усовершенствования приборов, технических установок, своих вариантов постановки опытов и т.д.;
- предложение учащимся поиска различных способов решения одной и той же задачи, сравнительный анализ различных способов решения.
Одним из основных методов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии является выполнение проектов.
Наряду с выполнением проектов для формирования и развития творческих способностей учащихся могут использоваться внеклассные, внеурочные формы работы с учащимися.
Проведенная экспериментальная работа, позволяет утверждать, что технологии художественно-прикладной обработки материалов рассматриваемые в образовательной области «Технология», имеют огромный потенциал для развития творческих способностей учащихся при грамотном построении учебных занятий.
Вместе с тем образовательная область «Технология», как область, наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся, должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества.
Теоретический анализ психологической сущности творческих способностей показал, что их следует рассматривать не только как состоявшуюся действительность, но и как потенциальные возможности человека, в структуру которых входят задатки. Способности развиваются в деятельности на основе внутренних условий и внешних воздействий и обусловливают формирование ее индивидуального стиля. Обобщенная структура творческих способностей должна включать восприятие художественных образов, пространственное и образное мышление, творческое воображение, свойства зрительной памяти, ассоциативное мышление, эмоциональное отношение к деятельности, оригинальность мышления и другие способности и качества личности, без которых нельзя продуктивно развивать учебную деятельность.
Развитию таких качеств творческих способностей как гибкость мышления, находчивость, изобретательность, стремление к открытиям способствует применение в учебном процессе таких приемов и способов как:
- создание проблемных ситуаций и привлечение учащихся к поискам решения возникающих проблем, предоставление им возможности без стеснения предлагать свои способы;
- организация заданий по разработке способов усовершенствования приборов, технических установок, своих вариантов постановки опытов и т.д.;
- предложение учащимся поиска различных способов решения одной и той же задачи, сравнительный анализ различных способов решения.
Одним из основных методов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии является выполнение проектов.
Наряду с выполнением проектов для формирования и развития творческих способностей учащихся могут использоваться внеклассные, внеурочные формы работы с учащимися.
Проведенная экспериментальная работа, позволяет утверждать, что технологии художественно-прикладной обработки материалов рассматриваемые в образовательной области «Технология», имеют огромный потенциал для развития творческих способностей учащихся при грамотном построении учебных занятий.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей школьников на примере изготовления изделий из металла
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие творческих способностей на уроках литературы (Шадринский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2013 - Развитие творческих способностей школьников в проектной деятельности на занятиях по технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019



