Введение 3
Глава 1. Государственная политика России и деятельность общественных организаций по реформированию школы и образования XIX века.
1.1 Политика Министерства Народного просвещения по реформированию системы начального и среднего образования.
1.2 Совершенствование системы высшего образования.
1.3 Наука в Российской империи.
Глава 2. Система и методы обучения тем, связанных с наукой и образованием на уроках истории в средней школе XIX века.
2.1 Урок, его методика. Самостоятельная работа учащихся.
2.2 Повторение и наглядность в обучении
2.3 Работа с учебником и характеристика учебной литературы
Заключение
Список использованных источников и литературы
В нынешних обстоятельствах развития становится все более явным, то, что экономическое, социальное, общественно-политическое, культурное развитие государства, конкурентоспособность страны в мировом пространстве, во многом будет находиться в зависимости от уровня подготовленности подрастающего поколения к будущей зрелой жизни. Возникновение в последнее время России ряда планов и проектов, нацеленных на модернизацию, улучшение системы образования, свидетельствует о том, что и государство обеспокоено современным состоянием народного образования. Идут активные поиски более приемлемых для нынешних обстоятельств форм и методов образования и воспитания. Достаточно интересных и многообещающих методик преподавания заимствуется с Запада. Но никак не следует забывать, то что исторический опыт родной страны в ряде случаев способен быть никак не менее полезен, нежели западный опыт.
Нынешнее российское образование уже применяет несколько интересных педагогических наработок дореволюционного обучения подрастающего поколения. Тут мы можем говорить и о частных школах, и о гимназиях и лицеях. В большинстве случаев современные преподаватели применяли в основном название и в какой-то степени единый дух дореволюционных школ. Нет необходимости подражания дореволюционной концепции преподавания. Время не стоит на месте и нужны новые поиски, находки в образовании. И все же, скорее всего, необходимо лучше приглядеться как к позитивному, таким образом и к отрицательному опыту, который был накоплен в дореволюционной школе, для того чтобы не повторять тех же ошибок. Необходимо более основательно исследовать эти три направляющих силы, которые либо встречаются между собою, либо проходят в одном течении. Речь идет о том, каким образом государство, социум и сами непосредственные члены образовательного процесса (ученики и учителя), могут взаимодействовать между собою, добиваясь наилучшего результата в сфере образования.
Сегодня не менее актуальным становится вопрос о доступности полного образования, способного сопоставляться с действительной практической жизнью. Снова и снова в обществе поднимаются подобные крайне важные вопросы как компетенция нынешних преподавателей, финансовая помощь общеобразовательных школ, формирование необходимых бытовых условий для эффективного функционирования школы, установление более гибких, а также эффективных связей между школой и семьей, сопоставление молодежной субкультуры с задачами образовательного процесса, формирование в среде нынешних подростков такого понятия как «престиж образования». Достаточно много говорится на сегодняшний день и о социальном партнерстве, о привлечении к функционированию школ самых разных субъектов начиная от представителей родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных и педагогических сообществ, вплоть до научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.
На сегодняшний день предприниматели, политические деятели, представители разных конфессий, общественных организаций по собственной воле, безвозмездно вкладывают средства в сферу образования. Набирает собственную силу попечительское движение. Совместно с тем гражданские институты, выступая в роли заказчиков и потребителей, обретают и реальные рычаги управления в области образования. Они имеют все шансы осуществлять реальное участие в формировании и реализации образовательной политики, выработке стратегий и программ образования, гражданского заказа на содержание и качество образования. Формирование ресурсной основы, бюджета системы образования и осуществление контроля за его эффективным управлением, осуществление общественного контроля качества образовательных услуг — все это свидетельствует о превращении
сферы образования из традиционно государственной в поистине государственно-общественную.
Все без исключения приведенные выше моменты в становлении современного образования не новые явления в истории школы. Столетие назад почти эти 4 же проблемы тревожили как государство, так и общество. К 1917 г. российской школой был проделан огромный путь в поисках подходящей системы среднего образования, были как свершения, так и ошибки. Не делаем ли мы и сегодня тех же ошибок, может быть нужно обратиться к собственному историческому опыту, для того чтобы исключить их, а возможно в нашем минувшем найти и решения этих вопросов, которые стоят пред средним образованием на сегодняшний день.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью современной школы и педагогики в непредвзятом, критическом и креативном осмыслении педагогического опыта средней школы XIX века; в восстановлении исторической справедливости в отношении идеологически интерпретированного принижения положительного педагогического опыта средней школы того периода; в расширении историко-педагогических познаний о разных явлениях преподавательской деятельности, позволяющих вносить поправки и прогнозировать педагогический опыт; в научно-теоретическом обосновании решения создания на современном этапе системы вариативного образования и последующего её развития в нашем государстве.
Степень изученности проблемы. Большое количество отечественных авторов, педагогов, начиная со второй половины XIX в. и до сегодняшнего времени, выпускало свои труды о преподавании истории в средней школе, о развитии всей системы образования в целом и формировании научной жизни. Отсюда можно выделить три этапа, в каждом из которых проявление интереса к изучению этого вопроса выражался по-разному.
Так первые научные исследования по данной теме, рассмотренной нами, появились еще во второй половине XIX в., в дореволюционную эпоху Российской империи. К этому периоду можно отнести Ф.С. Заболотного, Н.В. Стасовой , С.П. Шевырева , В.П. Быкова .
Среди них следует отметить публикацию учителя того времени Ф.С. Заболотного «Воспоминания об учительской семинарии». Автор в своей работе рассказывает настоящие реалии семинарий того времени, раскрывает негативные и положительные стороны преподавательской работы и самого учебного заведения. Он также выкладывает на страницах не только свои воспоминания и впечатления, но и делится свои опытом.
Также следует выделить и работу Н.В. Стасовой «Воспоминания и очерки». Она, являясь деятельницей женского движения в России, принимало активное участие в организации и деятельности воскресных школ в годы революционной ситуации 1859—1861. В свое книге она рассказывает об этом и в общем об организации женского обучения. Книга является важным источником при рассмотрении истории среднего образования XIX в.
В целом дореволюционными исследователями был собран широкий подлинный материал и создана база для предстоящего исследования по истокам не только среднего образования, но и высшего, а также различных научных открытий. Данные труды сохраняют свое научное значение и в настоящее время.
Другим периодом исследовательской литературы является советский. В это время активно занимались изучением данной проблемы, начался новый период в истории страны, и прошлому стало отводиться особое внимание, а также и современной методике обучения истории. Так необходимо отметить труды Ш.И. Ганелина , Ю. Емельянова , Ю.Б. Зотова, И.Я. Лернера, И.М. Виноградова.
Все они сделали существенный вклад в изучение образования и науки. Но отдельно следует выделить Ю.Б. Зотова, который в своей книге рассмотрел проблему организации урока — основного звена учебно-воспитательного процесса. В данной работе направление идей автора отражает современные тенденции повышения качества обучения школьников.
Также можно отметить труд И.Я. Лернера. Он в своей книге говорит о важности исторических первоисточников при изучении истории, при этом особую роль автор им отводит при рассмотрении тем связанных с наукой и образованием. Также он пишет и важности изобразительных источников, о том, что они благоприятно влияют на учебный процесс.
Следующим этапом характеристики литературы является современный. К нему следует отнести таких авторов, как Е.Е. Вяземский , А.Т. Степанищев , М.Т. Студеникин , Б.Д. Богоявленский .
Среди них стоит выделить М.Т. Студеникина, который в своем научном труде приводит теоретический и практический материалы, также раскрывает методику деятельности школьного учителя, которая основывается на практическом применении богатого опыта преподавания истории предыдущих лет. Так там приводятся следующие методики: блочная система обучения, обучение с применением схематической наглядности и познавательных игр. Также раскрывается опыт применения индивидуальной, групповой и фронтальной работы учеников в классе. Даются конкретные рекомендации по подготовке к уроку.
Таким образом, историографический обзор литературы позволяет сделать вывод, что опыт подготовки педагогов в разные временные периоды был на достаточно высоком уровне, а также что проблема преподавания истории затронула без исключения весь образовательный процесс, что в советский период, что в современный. Благодаря опыту этих двух временных рамок складывается обширный педагогический базис по методике обучения истории и конкретно отдельных тем, связанных с наукой и образованием XIX века, что, конечно, благоприятно сказывается на образовании в целом и помогает на современном этапе каждому учителю. Но не стоит забывать и об источниках раннего периода, которые позволили сформировать представление о состоянии среднего образования, а также высшего и науки в целом.
Объект: объектом исследования является система среднего образования в России.
Предмет: предметом же выступают методы и приемы преподавания тем по истории России в средней школе, связанных с наукой и образованием XIX в.
Методологическая база: Методологическую основу диссертации составило сочетание формационного и цивилизационного подхода к истории, что обусловлено спецификой темы. Так нами был использован историко-генетический метод, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории образования в России. Он позволил раскрыть причинно-следственные связи в вопросе о влиянии демократических реформ 60-х г. XIX века на общественное мнение России, на изменение государственной политики в области исторического образования под влиянием различных факторов. Также применили описательные методы, которые позволили сформировать представление об учебном процессе в современной школе, дать обзор педагогической деятельности выдающихся историков России. Методологической основой работы является диалектический метод и принципы историзма, научной объективности.
Цель: целью исследования является описание и анализ процесса обучения в средней школе при изучении тем, связанных с российской наукой и образованием XIX века, на уроках истории.
Задачи: к задачам можно отнести следующее:
1. определить степень научной разработки проблемы
2. показать состояние исторического образования (школьного) в России.
3. проанализировать содержание исторического образования на основе школьных программ и учебников по истории
4. показать влияние методологических взглядов историков на содержание исторического образования
5. установить ведущие методы, которые применяются учителями истории на уроках
Научная новизна исследования: Научная новизна работы заключается в том, что государственная политика в области исторического образования и преподавание истории в средних учебных заведениях именно конкретной темы впервые рассмотрены в полном объеме. Подвергнуты многостороннему анализу динамика количества школ в тесной связи с политическими процессами, происходящими в государстве в XIX веке. На основе анализа источников, их проблематики, получены новые знания об общественных настроениях интеллигенции, ученых гуманитариев революционной эпохи, о развитии науки, научной проблематики, истории школьного образования, процессов, сопряженных с исследованием образования и науки на стадиях учебной деятельности в средней школе.
Практическая значимость исследования: обусловлена тем, что материалы нашего исследования могут быть использованы при чтении общего курса по отечественной истории, специальных курсов по истории России, истории культуры, также полезны могут быть и при постановки методов преподавания урока. В педагогических вузах результаты исследования могут стать основой для специального или основного курса по истории образования.
Структура дипломной работы: Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Исследование состоит из Введения, трех глав, которые поделены на параграфы, Заключения и Списка использованных источников и литературы.
В течение всего периода своего развития данная система рассматривалась нами как система научных проблем, в которой воплотилось диалектическое единство закономерностей формирования самой науки и воздействия на неё социально-политической реальности. Все без исключения преобразования в этой отрасли образования в той или другой степени были объектом конфликта различных слоев общества и политической борьбы. Из-за чего исследуемый вопрос предстает в виде одного из элементов механизма социогенеза. Через эту систему в то же время реализовываются тенденции к сохранению и изменению самой системы образования.
Исторический опыт реформирования сводился к поискам сочетания подходящих концепций построения исторического образования с достижениями науки и государственной идеологии, снабжая тем самым национальную концепцию содержания исторического образования. В процессе поиска его национальных ориентиров правительство, как правило, оказывалось перед альтернативой: либо быть проводником политической идеологии и тем самым применять развивающее назначения предмета с целью создания «угодной личности»; либо заняться процессом возведения такого рода системы или же концепции, которая несомненно помогла бы любому человеку отыскать себя, определить в себе нравственные ориентиры и личный взгляд на события минувшего и настоящего. От выбора в данной ситуации зависело место школьного исторического образования в обществе и всей системы в целом. В первом случае истории как школьному предмету отводится роль « прислужницы», а в втором, гарантирует развитие системы и общества. Данный выбор и предопределял направления реформ. При этом необходимо выделить тот факт, что формирование изучения истории в средней школе совершалось в условиях проникновения в русскую систему образования разных европейских идей, программ и течений, из-за чего в критические моменты исторического развития всего государства остро поднимался вопрос об ориентации на изначально русские педагогические устои.
Исследование позволило раскрыть основные как положительные, так и отрицательные тенденции формирования исторического образования в современном периоде. Так к положительным тенденциям следует отнести: утверждение в концепции и методологии исторического образования методологического плюрализма исторической науки; взаимообогащение содержания школьных курсов истории новейшими пластами актуального фактического материала; трансформация от линейной к концентрической структуре, у которой образовательные возможности в обстоятельствах информативного общества значительно выше; формирование нового поколения учебников и учебно-методических комплексов по истории на базе достижений педагогики и психологии, методики и преподавательского опыта; развитие издательствами целостных предметно-методических направлений школьных учебников и пособий по абсолютно всем курсам истории; в целом результативные усилия создать концепцию критериев для экспертизы учебной литературы и использовать их на практике; введение в школьную практику исторического образования новейших преподавательских технологий, в том числе основанных на применении ресурсов сети интернет.
Исследование историко-педагогического процесса развития и формирования школьного исторического образования в России как образовательной системы разрешило нам раскрыть его основную тенденцию - постепенное приспособление системы к ценностям и условиям рыночной экономики, первоначального этапа развития демократического общества, специфике многонационального государства.
1.1. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. - СПб., 1900.
1.2. Аврус А.И. История российских университетов. Курс лекций. - Саратов, 1998.
1.3. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. - М.: Знак, 2009.
1.4. Белозерский Н. Записки учителя. - СПб., 1905.
1.5. Богоявленский Б.Д. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии // Преподавание истории в школе. 1995. № 5.
1.6. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX в. 10 кл. М., 1997.
1.7. Буланова-Трубникова О. К. Три поколения. - М., Л., 1929.
1.8. Булич Н. Н. Из первых лет Казанского университета (1805-1819): Рассказы по архивным документам. Изд. 2. - СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1904.
1.9. Быкова В. П. Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг. — СПб., 1898.
1.10. Визев В.Ю. Русские мореплаватели. - М.: Детгиз, 1953.
1.11. Виноградов И. М. Математика и научный прогресс, в книге: Ленин и современная наука, кн. 2. - М., 1970.
1.12. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники 1870- 1917, учебное издание - М., 1989.
1.13. Водовозова Е. Н. На заре жизни, Т. 1. — М., 1964.
1.14. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. - М.: ВШ, 1991.
1.15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.М., 1997.
1.16. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России. - М., 1950.
1.17. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. - М., 1954.
1.18. Джуа М. История химии. - М., 1975.
1.19. Дроздов В.Г. Отечеству полезным быть. - Владивосток. Книжное изд-во. 1987.
1.20. Емельянов Ю. Московский университет в воспоминаниях современников. - М.: Современник, 1989.
1.21. Ефимов А.В. Из истории великих географических открытий. - М.: Наука, 1971.
1.22. Заболотный Ф.С. Воспоминания об учительской семинарии / / Русский начальный учитель. - 1899. - № 11.
1.23. Зверев Н.М. Практическая дидактика для учителя. - М.,
Педагогическое общество России, 2001 г.
1.24. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М., «Просвещение», 1984 г.
1.25. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // ПИШ., 1999., № 2.
1.26. Карцов В. Г. Очерки методики обучения истории СССР в VII-X классах: Из опыта работы. - М., 1955.
1.27. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе: пособие для учителя к учебнику Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова «История России.
VIII-XV вв.». М., 1997.
1.28. Китенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 5-11 кл. М., 1996.
1.29. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003.
1.30. Коменский Я. А. Великая дидактика/Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.
1.31. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1998.
1.32. Лебедева И. М. Организация и проведение исторических олимпиад в 9 классах: Из опыта работы: Книга для учителя. - М., 1990.
1.33. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968.
1.34. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М., 1982.
1.35. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., Просвещение, 1986.
1.36. Очерки истории Ленинграда. Т.2. М.; - Л., 1957.
1.37. Очерки истории Санкт-Петербургского университета. СПб,2000.
1.38. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Кн. 1 и 2, ч. 1 и 2. - М., 1998.
1.39. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.
1.40. Соловьев И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. - СПб, 1914.
1.41. Соломонов В.А. Императорский Николаевский Саратовский университет. История открытия и становления (1909-1917). - Саратов, 1999.
1.42. Стасова Н. В. Воспоминания и очерки. - СПб., 1899.
1.43. Степанищев А.Т. Методика преподавания истории: В 2 ч. Ч. 2. - М., 2002.
1.44. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала XX в. - М.: Изд-во Прометей, 2016.
1.45. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш.учеб.заведений. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000.
1.46. Сысоева Е. К. Народная школа. -М., 2011
1.47. Труды высочайше утвержденной комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе. - СПб., 1900. - Вып. 1, 3.
1.48. Фальборк Г.,Чарнолуский В. Народное образование в России. - СПб., 1900.
1.49. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов 19 века. - М., 1912.
1.50. Шевырев. С.П. История императорского Московского университета. - М., 1855.
1.51. Шнейберг Я.А. Василий Владимирович Петров. - М.: Наука, 1985.
1.52. Яковкина Н. И. История русской культуры XIX век. - СПб., 2002.
1.53. Яроцкий А.В. Борис Семенович Якоби. - М.: Наука, 1988.
II. Источники
2.1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984.
2.2. Аспекты модернизации российской школы: Научно¬методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВШЭ,2001.
2.3. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. В 2 ч. М., 1978.
2.4. Памятная книжка Тенишевского училища в Санкт-Петербурге за 1900-1901 учебный год. - СПб., 1902.
2.5. Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864г. - СПб., 1876.- Т. 3.
2.6. Послание обратное сиречь ответ студентов Дерптского Университета профессору Воейкову// Русский архив, 1892. — Кн. 1. — Вып. 2.
2.7. Правила о церковно-приходских школах 1884г. - СПб., 1894.
2.8. Программно-методические материалы. История 5-9 классы. М., 1999.
2.9. Пятидесятилетие Одесской 2-й гимназии. - Одесса, 1898.
2.10. Пятидесятилетие Санкт-Петербургской пятой гимназии. - СПб., 1896.
2.11. Сборник материалов по подпрограмме «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования развития системы образования, ч. 1, 2, -М., 2000
2.12. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства МНП. - СПб., 1874.
2.13. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1899. - Т. IV.
2.14. Современные подходы к преподаванию истории. Материалы международного семинара. — С.-Пб., 1996.
2.15. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков по модернизации общего образования. М.: НПФК, 2001.
2.16. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864г. - СПб., 1876.- Т. 3.
2.17. Устав Государственного учреждения «Федеральный экспертный совет» Министерства образования Российской Федерации.
2.18. Федеральный закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования до 2000 2005 года» № 51-ФЗ от 10.04.2000.
2.19. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (материалы заочного круглого стола). Вопросы философии. —1995. - №11.
2.20. Циркуляр Министерства народного просвещения о программах по истории для мужских гимназий // Журнал Министерства народного просвещения, 1913.- № 11.