ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования читательской компетентности у учащихся с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с общим
недоразвитием речи 6
1.2 Определение понятия «читательские компетенции» 11
1.3 Способы развития читательских компетенций у младших школьников...17
Выводы по I главе 25
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию читательской компетентности младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1 Исследование читательских компетенций у младших школьников с
общим недоразвитием речи 26
2.2 Определение эффективности формирования читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 37
Выводы по II главе 48
Глава III. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи 49
Выводы по III главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования читательской компетентности у учащихся с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с общим
недоразвитием речи 6
1.2 Определение понятия «читательские компетенции» 11
1.3 Способы развития читательских компетенций у младших школьников...17
Выводы по I главе 25
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию читательской компетентности младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1 Исследование читательских компетенций у младших школьников с
общим недоразвитием речи 26
2.2 Определение эффективности формирования читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 37
Выводы по II главе 48
Глава III. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи 49
Выводы по III главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность темы. В основе федерального государственного образовательного стандарта начальной школы лежит системно¬деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной сотрудничать, общаться, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это возможно при условии овладения всеми учащимися читательской культурой.
У учащихся с нарушениями речи данный процесс проходит еще тяжелее. В силу имеющегося дефекта вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает педагогов на необходимость решения важных задач: формирование читательских компетенций и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Чтение в начальной школе выступает универсальным учебным действием, а в основной и старшей школе становится инструментом самообучения, важнейшим источником личностного развития, средством познания мира и себя в этом мире. Деятельностный подход к обучению (И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Дьюи и др.) дает возможность получить представление о сформированности чтения как совокупности действий, лежащих в основе компетенций индивида. Для решения задачи формирования читательских компетенций Бондаренко и Л.А. Концевая; Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская; В.А. Левин; Р.Н. Бунеев и О.В. Чиндинова и др. разрабатываются системы обучения чтению, создаются учебно-методические комплекты. В связи с этим особое значение приобретают вопросы развития читательских компетенций детей с речевыми нарушениями, требующие дополнения в содержании логопедической работы.
Цель исследования: выявить особенности логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи; разработать комплекс занятий и проверить его эффективность.
Объект исследования: формирование читательских компетенций у учащихся 2-х классов.
Предмет исследования: динамика читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи в ходе логопедической работы.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи должна включать такие направления, как развитие навыков чтения, развитие мотивации к чтению, развитие умения извлекать информацию из текста, умение размышлять над прочитанным, формирование способности определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования читательской компетентности у учащихся с общим недоразвитием речи
2) Изучить уровень сформированности читательских
компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
3) Провести логопедическую работу по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
4) Определить эффективность разработанных заданий по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
5) Проанализировать имеющиеся программы развития читательских компетенций и на их основе разработать комплекс упражнений
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого¬педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование;
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной [23] об уровнях речевого недоразвития, теория А.Ф. Ануфриева [1] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, положение М.С. Васильевой [4] о проблемах обучения чтению, концепция Н.Ю. Киселевой [11] о развитии читательской деятельности у младших школьников, теория А.В. Хуторского [33] о компетенциях, концепция М.Н. Русецкой [27] о нарушениях процесса чтения, концепция И.В. Шулера [37] на развитие читательских компетенций учащихся.
Практическая значимость: подготовлен комплекс упражнений по развитию читательских компетенций на логопедических занятиях с учащимися второго класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 38 отечественных источников и приложения.
У учащихся с нарушениями речи данный процесс проходит еще тяжелее. В силу имеющегося дефекта вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает педагогов на необходимость решения важных задач: формирование читательских компетенций и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Чтение в начальной школе выступает универсальным учебным действием, а в основной и старшей школе становится инструментом самообучения, важнейшим источником личностного развития, средством познания мира и себя в этом мире. Деятельностный подход к обучению (И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Дьюи и др.) дает возможность получить представление о сформированности чтения как совокупности действий, лежащих в основе компетенций индивида. Для решения задачи формирования читательских компетенций Бондаренко и Л.А. Концевая; Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская; В.А. Левин; Р.Н. Бунеев и О.В. Чиндинова и др. разрабатываются системы обучения чтению, создаются учебно-методические комплекты. В связи с этим особое значение приобретают вопросы развития читательских компетенций детей с речевыми нарушениями, требующие дополнения в содержании логопедической работы.
Цель исследования: выявить особенности логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи; разработать комплекс занятий и проверить его эффективность.
Объект исследования: формирование читательских компетенций у учащихся 2-х классов.
Предмет исследования: динамика читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи в ходе логопедической работы.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи должна включать такие направления, как развитие навыков чтения, развитие мотивации к чтению, развитие умения извлекать информацию из текста, умение размышлять над прочитанным, формирование способности определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования читательской компетентности у учащихся с общим недоразвитием речи
2) Изучить уровень сформированности читательских
компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
3) Провести логопедическую работу по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
4) Определить эффективность разработанных заданий по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
5) Проанализировать имеющиеся программы развития читательских компетенций и на их основе разработать комплекс упражнений
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого¬педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование;
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной [23] об уровнях речевого недоразвития, теория А.Ф. Ануфриева [1] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, положение М.С. Васильевой [4] о проблемах обучения чтению, концепция Н.Ю. Киселевой [11] о развитии читательской деятельности у младших школьников, теория А.В. Хуторского [33] о компетенциях, концепция М.Н. Русецкой [27] о нарушениях процесса чтения, концепция И.В. Шулера [37] на развитие читательских компетенций учащихся.
Практическая значимость: подготовлен комплекс упражнений по развитию читательских компетенций на логопедических занятиях с учащимися второго класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 38 отечественных источников и приложения.
Таким образом, нами была раскрыта тема по формированию читательских компетенций у младших школьников с ОНР.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетического оформления речи, а также трудности усвоения информации, не умение выражать свои мысли, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, нарушение слухоречевой памяти, что сказывается на качестве письма и чтения.
Компетенция — это набор знаний, умений и навыков, а компетентность — это качество владения ими, то, каким образом, компетенция проявляется в деятельности.
Читательская компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
К читательским компетенциям относятся: репродуктивная,информационно-познавательная и рефлексивная компетенции.
Для формирования читательских компетенций необходимо:
- достаточное развитие навыков чтения
- высокая мотивация к чтению
- сформированность умения извлекать информацию из текста,
- сформированность умения размышлять над прочитанным,
- развитие способности определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Поэтому нами было проведено специальное исследование, которое показало, что для детей 21,4% детей с ОНР характерен высокий уровень сформированности навыка чтения, для 28,6% детей — средний, эти дети владеют навыком чтением в достаточной мере: понимают прочитанное,
умеют составить пересказ, только у детей со средним уровнем сформированности чтения отмечаются незначительные ошибки при пересказе грамматического характера, а также чтение носит характер послогового. У 50% детей с ОНР наблюдается низкий уровень сформированности чтения, это является показателем того, что дети недостаточно владеют навыком чтения, допускают ошибки при чтении, не понимают прочитанного и не могут составить пересказ. Таким образом, исследование показало, что у младших школьников, имеющих нарушение речи, отмечается нарушение в овладении чтением.
Исследование читательских компетенций показало, что у детей с ОНР отмечаются трудности в формулировании собственных мыслей, в оценке прочитанного, в выделении основной мысли текста, языковых средств, рефлексивная, информационно-познавательная и репродуктивная компетенции не развиты у 78,6% детей. У 21,4% детей трудности зафиксированы только при диагностике рефлексивной компетенции, дети не смогли сделать выводы, показать свое отношение к прочитанному без помощи экспериментатора.
Исследование мотивации показало, что для большинства младших школьников с ОНР характерен низкий уровень развития мотивации к чтению: дети не любят читать, не знают многих авторов произведений, не проявляют интереса к чтению.
Для формирования читательских компетенция была подготовлена и проведена система логопедической работы, которая включала формирование навыка чтения, начитанность, умение работать с книгой, навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова. Данная работа проводилась с половиной младших школьников с ОНР, по окончании которой мы отметили улучшение в развитии читательских компетенций:
- достаточное развитие навыков чтения
- высокий уровень мотивации чтения
-сформированность умения извлекать информацию из текста, размышлять над прочитанным, определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетического оформления речи, а также трудности усвоения информации, не умение выражать свои мысли, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, нарушение слухоречевой памяти, что сказывается на качестве письма и чтения.
Компетенция — это набор знаний, умений и навыков, а компетентность — это качество владения ими, то, каким образом, компетенция проявляется в деятельности.
Читательская компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
К читательским компетенциям относятся: репродуктивная,информационно-познавательная и рефлексивная компетенции.
Для формирования читательских компетенций необходимо:
- достаточное развитие навыков чтения
- высокая мотивация к чтению
- сформированность умения извлекать информацию из текста,
- сформированность умения размышлять над прочитанным,
- развитие способности определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Поэтому нами было проведено специальное исследование, которое показало, что для детей 21,4% детей с ОНР характерен высокий уровень сформированности навыка чтения, для 28,6% детей — средний, эти дети владеют навыком чтением в достаточной мере: понимают прочитанное,
умеют составить пересказ, только у детей со средним уровнем сформированности чтения отмечаются незначительные ошибки при пересказе грамматического характера, а также чтение носит характер послогового. У 50% детей с ОНР наблюдается низкий уровень сформированности чтения, это является показателем того, что дети недостаточно владеют навыком чтения, допускают ошибки при чтении, не понимают прочитанного и не могут составить пересказ. Таким образом, исследование показало, что у младших школьников, имеющих нарушение речи, отмечается нарушение в овладении чтением.
Исследование читательских компетенций показало, что у детей с ОНР отмечаются трудности в формулировании собственных мыслей, в оценке прочитанного, в выделении основной мысли текста, языковых средств, рефлексивная, информационно-познавательная и репродуктивная компетенции не развиты у 78,6% детей. У 21,4% детей трудности зафиксированы только при диагностике рефлексивной компетенции, дети не смогли сделать выводы, показать свое отношение к прочитанному без помощи экспериментатора.
Исследование мотивации показало, что для большинства младших школьников с ОНР характерен низкий уровень развития мотивации к чтению: дети не любят читать, не знают многих авторов произведений, не проявляют интереса к чтению.
Для формирования читательских компетенция была подготовлена и проведена система логопедической работы, которая включала формирование навыка чтения, начитанность, умение работать с книгой, навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова. Данная работа проводилась с половиной младших школьников с ОНР, по окончании которой мы отметили улучшение в развитии читательских компетенций:
- достаточное развитие навыков чтения
- высокий уровень мотивации чтения
-сформированность умения извлекать информацию из текста, размышлять над прочитанным, определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Методы обучения младших школьников с дислексией
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020



