Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования читательской компетентности у учащихся с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с общим
недоразвитием речи 6
1.2 Определение понятия «читательские компетенции» 11
1.3 Способы развития читательских компетенций у младших школьников...17
Выводы по I главе 25
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию читательской компетентности младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1 Исследование читательских компетенций у младших школьников с
общим недоразвитием речи 26
2.2 Определение эффективности формирования читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 37
Выводы по II главе 48
Глава III. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи 49
Выводы по III главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность темы. В основе федерального государственного образовательного стандарта начальной школы лежит системно¬деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной сотрудничать, общаться, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это возможно при условии овладения всеми учащимися читательской культурой.
У учащихся с нарушениями речи данный процесс проходит еще тяжелее. В силу имеющегося дефекта вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает педагогов на необходимость решения важных задач: формирование читательских компетенций и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Чтение в начальной школе выступает универсальным учебным действием, а в основной и старшей школе становится инструментом самообучения, важнейшим источником личностного развития, средством познания мира и себя в этом мире. Деятельностный подход к обучению (И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Дьюи и др.) дает возможность получить представление о сформированности чтения как совокупности действий, лежащих в основе компетенций индивида. Для решения задачи формирования читательских компетенций Бондаренко и Л.А. Концевая; Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская; В.А. Левин; Р.Н. Бунеев и О.В. Чиндинова и др. разрабатываются системы обучения чтению, создаются учебно-методические комплекты. В связи с этим особое значение приобретают вопросы развития читательских компетенций детей с речевыми нарушениями, требующие дополнения в содержании логопедической работы.
Цель исследования: выявить особенности логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи; разработать комплекс занятий и проверить его эффективность.
Объект исследования: формирование читательских компетенций у учащихся 2-х классов.
Предмет исследования: динамика читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи в ходе логопедической работы.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи должна включать такие направления, как развитие навыков чтения, развитие мотивации к чтению, развитие умения извлекать информацию из текста, умение размышлять над прочитанным, формирование способности определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования читательской компетентности у учащихся с общим недоразвитием речи
2) Изучить уровень сформированности читательских
компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
3) Провести логопедическую работу по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
4) Определить эффективность разработанных заданий по формированию читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
5) Проанализировать имеющиеся программы развития читательских компетенций и на их основе разработать комплекс упражнений
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого¬педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование;
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной [23] об уровнях речевого недоразвития, теория А.Ф. Ануфриева [1] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, положение М.С. Васильевой [4] о проблемах обучения чтению, концепция Н.Ю. Киселевой [11] о развитии читательской деятельности у младших школьников, теория А.В. Хуторского [33] о компетенциях, концепция М.Н. Русецкой [27] о нарушениях процесса чтения, концепция И.В. Шулера [37] на развитие читательских компетенций учащихся.
Практическая значимость: подготовлен комплекс упражнений по развитию читательских компетенций на логопедических занятиях с учащимися второго класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 38 отечественных источников и приложения.
Таким образом, нами была раскрыта тема по формированию читательских компетенций у младших школьников с ОНР.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетического оформления речи, а также трудности усвоения информации, не умение выражать свои мысли, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, нарушение слухоречевой памяти, что сказывается на качестве письма и чтения.
Компетенция — это набор знаний, умений и навыков, а компетентность — это качество владения ими, то, каким образом, компетенция проявляется в деятельности.
Читательская компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
К читательским компетенциям относятся: репродуктивная,информационно-познавательная и рефлексивная компетенции.
Для формирования читательских компетенций необходимо:
- достаточное развитие навыков чтения
- высокая мотивация к чтению
- сформированность умения извлекать информацию из текста,
- сформированность умения размышлять над прочитанным,
- развитие способности определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Поэтому нами было проведено специальное исследование, которое показало, что для детей 21,4% детей с ОНР характерен высокий уровень сформированности навыка чтения, для 28,6% детей — средний, эти дети владеют навыком чтением в достаточной мере: понимают прочитанное,
умеют составить пересказ, только у детей со средним уровнем сформированности чтения отмечаются незначительные ошибки при пересказе грамматического характера, а также чтение носит характер послогового. У 50% детей с ОНР наблюдается низкий уровень сформированности чтения, это является показателем того, что дети недостаточно владеют навыком чтения, допускают ошибки при чтении, не понимают прочитанного и не могут составить пересказ. Таким образом, исследование показало, что у младших школьников, имеющих нарушение речи, отмечается нарушение в овладении чтением.
Исследование читательских компетенций показало, что у детей с ОНР отмечаются трудности в формулировании собственных мыслей, в оценке прочитанного, в выделении основной мысли текста, языковых средств, рефлексивная, информационно-познавательная и репродуктивная компетенции не развиты у 78,6% детей. У 21,4% детей трудности зафиксированы только при диагностике рефлексивной компетенции, дети не смогли сделать выводы, показать свое отношение к прочитанному без помощи экспериментатора.
Исследование мотивации показало, что для большинства младших школьников с ОНР характерен низкий уровень развития мотивации к чтению: дети не любят читать, не знают многих авторов произведений, не проявляют интереса к чтению.
Для формирования читательских компетенция была подготовлена и проведена система логопедической работы, которая включала формирование навыка чтения, начитанность, умение работать с книгой, навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова. Данная работа проводилась с половиной младших школьников с ОНР, по окончании которой мы отметили улучшение в развитии читательских компетенций:
- достаточное развитие навыков чтения
- высокий уровень мотивации чтения
-сформированность умения извлекать информацию из текста, размышлять над прочитанным, определять смысл и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2005. - 229 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред А. Г. Асмолова. М.: Просвещение,2011.- 159 с.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.— М.: МПСИ, 2011. — C. 7—20.
4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская // Педагогика. — 2014. - №3. — С.23¬36
5. Гращенкова Е.Л. Мой круг чтения. Ребенок как субъект собственной читательской деятельности / Е.Л. Гращенкова // Школьный психолог.2012. № 2 С. 34— 37.
6. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов // Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.: Айрис- пресс, 2007. — 176с.
7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. — М.: Академия педагогических наук, 2013. — 264с.
8. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е.В. Заика // Вопросы психологии. — 2010, № 5. - С.44-54
9. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5— 11.
10. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Н.С. Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М.:ВЛАДОС, 2015. - 134с.
11. Киселева Н.Ю. Изучение структуры социального интеллекта у учащихся с несформированностью читательской деятельности / Н.Ю. Киселева // Специальное образование. - Екатеринбург. - 2011. - № 3 (23). - C.44-49.
12. Кольчикова Н.Л. Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования / Н.Л. Кольчикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4(132). - С.177-180
13. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Гиппократ, 2015. - 330с.
14. Костомаров В.Г. Рассуждение о формах текста в общении / В.Г. Костомаров. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 96 с.
15. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352 c.
16. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедикотова. - СПб.: Союз, 2003 г. - 280 с.
17. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - Спб, 1998. - 188с.
18. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2005. - 123с.
19. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
20.Обучение русскому языку: учеб.пособие для студентов пед. вузов / под ред. Е.А. Быстровой. М.: ВЛАДОС, 2007. - 240 c.
21.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: АРКТИ, 2009. - 160с.
22.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э.А. Орлова. М.:МЦБС, 2008. — 122с.
23.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.Просвещение, 1968. — 234с.
24 . Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — С. 166-213.
25. Пешенец М.В. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов / М.В. Пешенец. - Томск «Пеленг», 2009. — 98с.
26. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов / С.В. Решетникова // Начальная школа. — 2006, № 2. - С.61-65
27. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М.Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007.-192с.
28. Русова Н.Ю. Внедрение общенаучной методологической парадигмы в практику литературного образования / Н.Ю. Русова // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. М., 2005. - 204 c.
29. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. —2005. Т 26. - №26. - С. 24 —32
30. ФГОС: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: Сфера, 2015. — 96с.
31. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2017. — 224 с.
32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008. - 234с.
33. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. 2004. - № 4.- С. 60.
34. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-240 с.
35. Шехтман Н.А. Понимание речевого произведения и гипертекст / Н.А. Шехтман. - М.: Высшая школа, 2009. - 159 с.
36. Шулер И.В. Психолого-педагогические механизмы развития
читательской культуры личности в процессе обучения в вузе / И.В. Шулер // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. № 8 (87). - С. 131-145
37. Шулер И.В. Развитие читательской культуры личности в новых информационных условиях / И.В. Шулер // Инновационные направления в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2009 г.). Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2009. С.229-233.
38. Яструбиннская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е.А. Яструбинская // Логопедия-2014. - №2. - с.60-70.