Введение 4
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы нетрадиционных форм обучения в современной школе 10
§ 1. Понятие нетрадиционной формы проведения урока в
современной школе 10
§ 2. Характеристика основных видов нетрадиционной формы
обучения 18
ГЛАВА II. Методологические аспекты организации урока по истории
Древнего мира при реализации нетрадиционных форм обучения в школе 26
§ 1. Методика подготовки и проведения нетрадиционного урока в
современной школе 26
§ 2. Опыт российских учителей в использовании нетрадиционных
форм обучения на уроке истории 32
ГЛАВА III. Урок по истории Древнего мира в современной школе: анализ учебного материала и практическое применение нетрадиционных форм обучения 37
§ 1. Отражение курса истории Древнего мира в учебнике Н.В.
Загладина и Н.А. Симония «Всеобщая история с древнейших времен до
конца XIX в.» 37
§ 2. Авторская модель проведения урока истории «Становление
крупных государств античности» 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Актуальность. На сегодняшний день в Федеральных государственных образовательных стандартах для основного общего и среднего (полного) общего образования процесс обучения должен выстраиваться так, чтобы развивать у обучающихся универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия представляют собой совокупность умений и навыков, способствующих возможности обучающихся к самостоятельному поиску знаний, то есть умению учиться.
Если основой традиционного урока является знаниево- ориентированная модель обучения, то урок по ФГОС становится направленным на практико-ориентированное обучение . Обучающиеся должны изучать и развивать определенные компетенции. В связи с этим меняется и роль обучающихся на уроке. Вместо объекта обучения, ученик становится активным участником образовательного процесса (ученик учителю, ученик ученику). В этом случае учитель выступает не как носитель и передатчик знаний, а как лицо, организующее процесс познавательной деятельности обучающихся.
Исходя из этого, организация современного подхода к построению урока требует альтернативной формы организации учебной деятельности обучающихся. Единственной альтернативой традиционному уроку выступает нетрадиционная форма организации урока. По своей сути данная форма урока предполагает отход от традиционного подхода и включает в себя множество различных видов организации урока. Одной из главных тенденций развития образования на сегодняшний день - применение различных моделей урока, методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.
Применение нетрадиционных форм обучения на уроках истории может быть обусловлено характерными особенностями школьного курса:
• междисциплинарность исторического знания. Спецификой истории является изучение человеческого общества на различных этапах его развития, соответственно происходит и изучение всех сфер жизни общества, учитываются географические и культурные особенности. В данном случае появляется необходимость в выработке метапредметных навыков.
• большой объем изучаемой фактологической информации. Продуктивнее изучать исторический материал, заранее поделив его между всеми участниками учебного процесса. Обучающийся, переработав сложный текст в простой язык, может объяснить его своим одноклассникам. При этом учителем эффективнее распределяется время урока.
• повторное изучение всего курса в старших классах. В неформальной обстановке актуализировать уже имеющиеся знания и перевести их на новый уровень.
Одним из начальных этапов изучения школьного курса истории в 5 классе является история Древнего мира (далее - ИДМ). Изучение ИДМ предполагает усвоение обучающимися основных понятий: частная собственность, иерархия, религия, государство, формы правления и т.п. Так как это является базой всего последующего исторического развития человечества, то материал школьного учебника переработан на доступный легкий язык для восприятия пятиклассников. Простота изложения исторического материала должна заинтересовать обучающихся, увлекая их в последующее изучение истории. Для того, чтобы материал был интересным и легко запоминающимся учитель использует нетрадиционную форму урока.
Обзор теоретических работ. Базовой основой для настоящего исследования выступает литература по методике преподавания истории. Авторами этих трудов изложены теоретические и практические основы методики преподавания истории в школе. Для полноценного анализа затрагиваемой нами тематики были использованы работы М.А. Данилова и Б.П. Есипова, Г.В. Селевко, О.В. Трофимовой, И.П. Подласого , в которых рассматриваются основные дидактические понятия, а так же основные положения, связанные с понятием «нетрадиционный урок». В них же производится сравнительный анализ традиционной и нетрадиционной форм урока, их соотношение в педагогической практике в современной школе. Помимо перечисленных методистов в работе использовались статьи учителей истории, содержащие в себе практику и их опыт по применению нетрадиционных приемов и форм организации работы обучающихся на уроке истории . Труды перечисленных методистов весьма актуальны и представляют собой ценную базу для разработки и изучений нашей темы.
В нашей работе были использованы следующие виды источников. Нормативно-правовая база представлена ФГОС среднего полного образования, где содержаться метапредметные результаты усвоения образовательной программы. Они предполагают, что в рамках нетрадиционной формы обучения ученики самостоятельно ведут поиск информации, ее интерпретацию; умение преобразовывать учебный материал, знаки и символы; на основе получаемой информации уметь высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. Учебник Н.В. Загладина по Всемирной истории выступал как основа составления нетрадиционного урока по истории Древнего мира1. На основе анализа учебника по истории были составлены авторские модели уроков по истории Древнего мира в 10 классе, с последующей апробацией в общеобразовательном учреждении .
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения истории Древнего мира в 10 классе, предметом - применение нетрадиционной формы обучения на уроках истории.
Цель данного исследования состоит в исследовании эффективности и целесообразности применения нетрадиционных приемов обучения на уроках истории в школе при изучении курса Древнего мира. Для достижения поставленной нами цели необходимо решение следующих задач:
1. определить понятие нетрадиционной формы урока и его отличительные особенности;
2. охарактеризовать основные виды нетрадиционных форм обучения на уроке;
3. рассмотреть методику проведения нетрадиционного урока по истории;
4. изучить практический опыт учителей в проведении нетрадиционных уроков по истории;
5. проанализировать учебный материал по курсу истории Древнего мира;
6. разобрать собственный опыт организации и проведения урока по истории в нетрадиционной форме.
Методологическую (научно-теоретическую) основу работы составляют:
- концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
- деятельностный подход;
- дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и его творческую самореализацию в ходе обучения.
Основными методами, использованными нами при проведении исследования, являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы;
- для ознакомления с современными подходами по рассматриваемой теме нами были анализированы работы преподавателей и учителей;
- апробация экспериментальной модели (приемов) обучения.
Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что использование нетрадиционной формы организации урока по истории Древнего мира в 10 классе будет способствовать лучшему усвоению информации, формированию умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, складыванию исторического мышления у учащихся и, самое главное, выработке личной оценки изучаемых исторических событий, явлений, процессов.
Научная новизна проделанной работы заключается в том, что нами была разработана собственная методика организации изучения крупных античных государств в старших классах с применением нетрадиционных методик на уроке.
Практическая значимость работы. Результаты и данные проведенного нами научного исследования можно использовать в общих исследованиях по изучению вопроса организации и применения нетрадиционных приемов работы на уроках истории, а также непосредственно при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории Древнего мира в средней школе.
Структура работа обусловлена поставленной целью и задачами. Исследование состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения.
ФГОС второго поколения дал толчок в развитии отечественной
педагогики. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях:
традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть
вниманием современных учащихся, прежде всего надо их удивить,
заинтересовать. Последние годы ознаменовались активными поисками и
широким использованием методики, позволяющей значительно повысить
эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так
называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.
Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения.
В педагогике до сих пор идет дискуссия по проработке самого термина
«нетрадиционная форма урока». Многие педагоги разных лет дают
различные понятия относительно нетрадиционных форм обучения. При этом,
каждый из видов нетрадиционных форм обучения имеют следующие общие
черты:
1) субъект-субъектная позиция в системе учитель-ученик;
2) активные методы обучения;
3) личностно-ориентированный подход.
Методика подготовки и проведения нетрадиционной формы урока
имеет свои особенности, в отличии от традиционного урока. На первый план
выходят организаторские и творческие способности преподавателя, его
знакомство с особенностями класса в целом и обучающихся в отдельности.
Выделение этапов подготовки нетрадиционного урока позволяет оценить
сложность и масштабы их применения. Существует несколько вариантов
подготовки и проведения нетрадиционного урока, но общими для каждого из
них является этап подготовки. Именно на данном этапе необходимо
продумать тему, объем материала, подобрать вид нетрадиционного урока,
обозначить форму работы в классе, учесть особенности и целесообразность
применения.46
Изучение опыта учителей-практиков по проведению нетрадиционных
уроков привело к выявлению эффективности применения нетрадиционной
формы урока, однако, педагогами подчеркивается необходимость
систематического подхода к проведению нетрадиционных уроков, их
обязательных связей с предыдущими темами.
Цель нашей работы состояла в исследовании эффективности и
целесообразности применения нетрадиционных приемов обучения на уроках
истории в школе.
Рабочая гипотеза заключалась в том, что использование
нетрадиционной формы организации урока по истории будет способствовать
лучшему усвоению информации, формированию умений и навыков
самостоятельной исследовательской работы, складыванию исторического
мышления у обучающихся и, самое главное, выработке личной оценки
изучаемых исторических событий, явлений, процессов. Следует отметить,
что рабочая гипотеза подтвердилась. Обучающимся было интересно работать
в условиях урока-исследования.
Что касается рекомендаций при использовании нетрадиционных форм
обучения, то главным требованием является тщательная подготовка к уроку,
а также применение методик в соответствии с возрастными особенностями
учеников. Учителю следует помнить так же то, что применение
нетрадиционных форм в большей степени способствует развитию
компетенций. На наш взгляд, именно данное условие должно служить
ориентиром при постановке целей и задач урока.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29.06.2017) //
http://base.garant.ru/70188902/ (Дата обращения: 10.12.2017)
2. Барабанов В.В. История как учебный предмет в современной
социокультурной ситуации России // Universum: Вестник Герценовского
университета. – 2010. – № 3. – С. 64-71
3. Васяева, М. Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание
истории в школе. – 2001.- №6. – С. 70
4. Вяземский, Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории
в школе/ Е.Е. Вяземский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 174 с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации
учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. Пособие. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –160 с.
6. Гулая Р.В. Современный урок и его особенности //
Инновационная наука. – 2015. – №1-2. – С. 196-197
7. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М.
Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад.
пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – М.: Изд-во Акад. пед.
наук, 1957. – 517 с.
8. Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и
принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории
как способ формирования культурного самосознания, социальной и
гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной
Сибири. – 2016. – № 3. – С. 52-57
9. Добряков Р.Е. Развитие коммуникативной компетенции
обучающихся на уроках истории // Вестник БГУ. – 2011. – № 15. – С. 115-11948
10. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших
времен до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений. – М.: Русское слово. – 2012. – 432 с.
11. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках
истории. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 г. – 256 с.
12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок:
Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов
педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – М.: Дидактика
Плюс, 2011. – 288 с.
13. «Становление крупных государств античности» // Личный архив
Фоминых А.М.
14. Махова А.В., Рыбкин А.Д. Программа развития креативности
личности учащихся в рамках дисциплины «История Древнего мира» //
Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 5/1. – С. 202-
207
15. Методика проведения классических и инновационных типов
уроков //
https://vuzlit.ru/723716/metodika_provedeniya_klassicheskih_innovatsionnyh_tip
ov_urokov (Дата обращения: 20.12.2017)
16. Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков
в нетрадиционной форме // http://pandia.ru/text/78/250/74598.php (Дата
обращения: 29.04.2018 г.)
17. Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм
развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС //
https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/4313/ (Дата обращения: 23.04.2018)
18. Надобнова М.Л., Джишкариани Т.Д. Нетрадиционные уроки как
активная форма обучения в школе (на примере преподавания истории в 5
классе) // Материалы V Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум». – 2013 г. – С. 1-649
19. Петрашов С.В. Дискуссия на уроке как форма повышения
качества знаний и пробуждения интереса к изучению истории и
обществознания // http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/diskussiia-nauroke-kak-forma-povysheniia-kachestva-znanii-i-probuzhdeniia-interesa-kizucheniiu-istorii-i-o.html (Дата обращения: 20.12.2017)
20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Кн. 1. – М.: 1999. – 576
с.
21. Пряжникова О.В. Урок-суд: «Иван Грозный кровавый тиран или
выдающийся правитель?» // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №
2. – С. 56-62
22. Розин Д.А. Традиционный урок: сущность и структура //
https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/32548/Tradicionnyj_urok_sushchnost_i_s
truktura.pdf?sequence=1 (Дата обращения: 16.12.2017)
23. Сапожникова Т.Б. Дискуссия на уроках истории //
открытыйурок.рф/статьи/551118 (Дата обращения: 15.12.2017)
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
25. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность,
признаки, типология, функции // Вестник РГУ им. И. Канта. – 2008. – № 11. –
С. 109-112.
26. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2002. – 240 с.
27. Студеникин М.Т. Проблемы методики преподавания истории и
современные задачи // pish.ru/blog/archives/2912 (Дата обращения: 20.12.2017)
28. Телепенко Ю.А. Современный урок: каким ему быть? //
https://interactive-plus.ru/e-articles/166/Action166-12282.pdf (Дата обращения:
19.02.2018)50
29. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация
учащихся // Преподавание истории и обществознания в шк. – 2003. - №1. – С.
16-22
30. Усольцев А.П., Антипова Е.П. О конструктах уроков по ФГОС //
Образование и наука. – 2017. – №5. – С. 55-71