ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА НАЦИОНАЛИЗМА В РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
|
Введение 3-8
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению революции и национализма.
§1. Теоретико-методологические подходы к изучению революции 9-28
§2. Теоретико-методологические подходы к изучению национализма 29-41
Глава II. Национально-революционные движения в Латинской Америке §1. Революционная и идеологическая практика Движения национального освобождения Тупамарос 42-55
§2. Революционная и идеологическая практика Сапатистской армии национального освобождения (САНО) 56-64
Заключение 65-68
Список использованной литературы 69-74
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению революции и национализма.
§1. Теоретико-методологические подходы к изучению революции 9-28
§2. Теоретико-методологические подходы к изучению национализма 29-41
Глава II. Национально-революционные движения в Латинской Америке §1. Революционная и идеологическая практика Движения национального освобождения Тупамарос 42-55
§2. Революционная и идеологическая практика Сапатистской армии национального освобождения (САНО) 56-64
Заключение 65-68
Список использованной литературы 69-74
Приложения
Актуальность исследования. Национальный вопрос в современной мировой политике является одним из главных в судьбе большинства народов и государств, находясь в тесной взаимосвязи с проблемами оптимизации общественно-политических институтов, национальный вопрос оставляет заметный след в различных сферах общества. Прежде всего, речь идет о государственной политике регулирования и обеспечения прав латиноамериканского населения с учетом их специфических этнических характеристик, а также о конфликтности внутренней и внешней национальной политики внутри стран латиноамериканского региона. Условия развития национальной политики напрямую связаны с историческими, идеологическими, социальными особенностями региона, немаловажную роль играет идеологическая составляющая, иллюстрирующая портрет латиноамериканского народа.
В последние годы регион латиноамериканского субконтинента занимает приоритетное положение во внешней политике Российской Федерации. В связи с этим, предоставляется возможным изучить широкий спектр вопросов, так или иначе, связанных с национальными особенностями. На сегодняшний день Латинская Америка представляется сложным и неоднозначным направлением, претерпевающим внутренние и внешние конфликты на национальной почве. Победа Кубинской революции 1959 года придало сильный импульс для становления большого количества идеологических течений, революционных движений преимущественно социалистического характера. Латиноамериканские народы начали активно бороться за защиту национального суверенитета, приобретение экономической самостоятельности, а также выхода из статуса панамериканской изоляции. Одной из основных форм борьбы стали идеологические движения, руководящие революционными событиями, революции и массовые выступления выступали инструментом защиты национальных интересов.
Актуальность в изучении данной тематики вопроса состоит в том, что революционные движения национального характера иллюстрируют состояние важных сфер государства, погружают в культуру идеологического разнообразия, описывают взаимоотношения с соседними государствами, а главное, отражают уровень жизни народов, проживающих в данном регионе. Учитывая разнообразие и многогранность явления национализма, революционные движения требуют отдельного изучения с учетом индивидуальных особенностей региона, классификации революционных движений в совокупности с националистическими идеологиями латиноамериканского народа.
Степень научной разработанности. Взаимосвязь и взаимовлияние национализма и революции представляет собой малоизученный аспект в исследовании этих феноменов. К идее их тесной взаимосвязи нас подводит соображение ряда исследователей национализма, относящих его возникновение к XVII-XVIII вв. Мысль о том, что революционное движение в Европе в XIX в. было практической реализацией идеологии национализма, высказывалась в свое время Х. Коном; роль национализма в революциях 1830 и 1848гг. рассматривали Э. Хобсбаум.
О тесной взаимосвязи либерализма, как освободительного движения, и национализма писал Р. Дарендорф. Кроме того, эта мысль высказывалась Э. Кедури в его лекциях по национализму, а также Х. Арендт в ее работе «О революции». Тем не менее, дальнейшего воплощения и последующего изучения она не получила.
В тоже время, стоит отметить, что проблема взаимодействия национализма и революции продолжает сохранять свою актуальность. Связь национализма и революции прослеживается не только на протяжении XVIII-XIX вв., она находит отражение в виде идеологии и практике ряда национально- освободительных движений и в ХХ в. Примером этого могут служить, в частности, Ирландская республиканская армия (ИРА) в Ирландии, революционное движение в ходе гражданской войны в Китае, национально-освободительные войны в странах Азии, Африки и Латинской Америки (Алжир, Мексика и т.д.).
Отдельного внимания заслуживает взаимосвязь национализма и революционных движений Латинской Америки. Изучение революционных движений в Латинской Америке изучается в контексте общественно¬политических наук, а именно в практической деятельности так называемого «левого поворота», одним из широких платформ научно-исследовательской базы является Институт Латинской Америки. Среди исследователей можно выделить таких ученых как А.В. Кузнецова, С.А. Сергеев , Н.Н.Холодков, Н.А.Школяр, Е.Б.Павлова, Карлос Санта Мариа, В.Л.Хейфец, В.С.Кузнецов, А.А.Манухин, Л.С.Окунева и т.д. При написании данной магистерской диссертации были проанализированы статьи и публикации А.В Кузнецовой, С.А. Сергеева, в центре внимания их исследования стоит вопрос о характере отношений национализма и революции, о специфике идеологических течений латиноамериканского региона. Более того, А.В. Кузнецова , С.А. Сергеев приводят хронологическую структуру взаимосвязи центральных явлений, выделяют этапы их взаимоотношения, аргументируя доводы на примере кейсов стран Латинской Америки, в том числе и Мексики .
Большего и узконаправленного внимания требует к себе практические меры, применяемые в ходе революции, например, партизанское группа или городская герилья, преодолевающая препятствия путем применения военной силы, среди ученых изучавших эту специфику можно выделить Г.И. Коларова, Н. Котева, И.Л. Морозова.
Объектом исследования данной исследовательской работы является взаимосвязь и взаимовлияние национализма в революционных движениях Латинской Америке.
Предмет исследования заключается в изучении и выделении идеологических и практических особенностей Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике.
Целью исследования является показать взаимосвязь революционного движения и идеологии национализма (на примере Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике.
В связи с этим исследователю представляется необходимым решение следующих задач:
-описать методологию изучения революционных движений, обозначить их хронологический порядок;
-проанализировать основные подходы к изучению национализма, выявив их различие и сходства;
-рассмотреть идеологические особенности революционного движения Тупамарос в Уругвае, изучить практику национализма внутри движения;
-показать влияние Сапатистского Освободительного движения в Мексике на общественно-политические условия жизни мексиканского народа, в частности коренного индейского населения;
-провести исследование практических форм реализации революционных преобразований движения Тупамарос в Уругвае и Сапатистов в Мексике;
-выявить взаимосвязь национализма с революционными событиями во второй половине XX века, а также трансформации власти левых и правых сил.
Методологической основой диссертационной работы являются сравнительно-исторические методы, применяемые в исследовании политических процессов, такие как - исторического описания, конкретного анализа, проблемно-хронологический, а также системный, ориентирующий на комплексное изучение революционных движений в контексте идеологии национализма. Относительно значения революции в национально¬освободительном движении применялась теория инструментального подхода, апеллирующая тем, что национализм является инструментом достижения политических и иных целей.
Изучение и применение подходов относительно национализма подводит к применению различных методов, таких как примордиализм, функционализм, инструментализм, конструктивизм, модернизм, этно-символизм, перениализм. Такое количество применяемых подходов обусловлено сложностью, многоликостью явления национализм, поэтому, в теоретической части нашей исследовательской работы приведены основные подходы изучения национализма. В данном исследовании национализм, в первую очередь, анализируется в политико-идеологическом контексте. Во-вторых, изучение идеологии национализма не заканчивается на ее теоретическом описании, также имеет место быть ее практическая значимость, роль в политико-социальной сфере жизни латиноамериканского населения.
Научно-практическая значимость для исследователей заключается в том, что данный исследовательский труд посвящен узкой научно-исследовательской тематике, требующих специфического анализа с учетом определенных региональных особенностей. Исследователям латиноамериканского региона предоставляется возможным учитывать совокупность национализма с революционными движениями, которые иллюстрируют богатый спектр общественно-политических, культурных и экономических особенностей. Проведенное исследование описывает особенности развития революционных движений, выделяет специфику их образования на южноамериканском континенте, также определяет социальную и идеологическую основу движений. Революционные события, идеологические течения в Латинской Америке отражают политические, социально¬экономические трансформации во внутренней, так и во внешней политике латиноамериканских государств.
Научная новизна. Конечной точкой магистерской диссертационной работы стало установление итогового заключения, выводов на основе анализа кейсов Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике. На основе выводов можно выделить научную новизну исследования, впервые были изучены аспекты взаимодействия революции и национализма, на примере конкретных революционных движений показана практика осуществления идеологической деятельности.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух основных глав по два параграфа в каждой главе. Первая глава описывает и анализирует значительный пласт теоретико-методологической основы теории национализма и революции. Вторая глава на конкретном примере показывает отношение идеологии национализма и революционных движений, а также приводится описание практических мер реализации защиты национального, политического и экономического суверенитета.
В последние годы регион латиноамериканского субконтинента занимает приоритетное положение во внешней политике Российской Федерации. В связи с этим, предоставляется возможным изучить широкий спектр вопросов, так или иначе, связанных с национальными особенностями. На сегодняшний день Латинская Америка представляется сложным и неоднозначным направлением, претерпевающим внутренние и внешние конфликты на национальной почве. Победа Кубинской революции 1959 года придало сильный импульс для становления большого количества идеологических течений, революционных движений преимущественно социалистического характера. Латиноамериканские народы начали активно бороться за защиту национального суверенитета, приобретение экономической самостоятельности, а также выхода из статуса панамериканской изоляции. Одной из основных форм борьбы стали идеологические движения, руководящие революционными событиями, революции и массовые выступления выступали инструментом защиты национальных интересов.
Актуальность в изучении данной тематики вопроса состоит в том, что революционные движения национального характера иллюстрируют состояние важных сфер государства, погружают в культуру идеологического разнообразия, описывают взаимоотношения с соседними государствами, а главное, отражают уровень жизни народов, проживающих в данном регионе. Учитывая разнообразие и многогранность явления национализма, революционные движения требуют отдельного изучения с учетом индивидуальных особенностей региона, классификации революционных движений в совокупности с националистическими идеологиями латиноамериканского народа.
Степень научной разработанности. Взаимосвязь и взаимовлияние национализма и революции представляет собой малоизученный аспект в исследовании этих феноменов. К идее их тесной взаимосвязи нас подводит соображение ряда исследователей национализма, относящих его возникновение к XVII-XVIII вв. Мысль о том, что революционное движение в Европе в XIX в. было практической реализацией идеологии национализма, высказывалась в свое время Х. Коном; роль национализма в революциях 1830 и 1848гг. рассматривали Э. Хобсбаум.
О тесной взаимосвязи либерализма, как освободительного движения, и национализма писал Р. Дарендорф. Кроме того, эта мысль высказывалась Э. Кедури в его лекциях по национализму, а также Х. Арендт в ее работе «О революции». Тем не менее, дальнейшего воплощения и последующего изучения она не получила.
В тоже время, стоит отметить, что проблема взаимодействия национализма и революции продолжает сохранять свою актуальность. Связь национализма и революции прослеживается не только на протяжении XVIII-XIX вв., она находит отражение в виде идеологии и практике ряда национально- освободительных движений и в ХХ в. Примером этого могут служить, в частности, Ирландская республиканская армия (ИРА) в Ирландии, революционное движение в ходе гражданской войны в Китае, национально-освободительные войны в странах Азии, Африки и Латинской Америки (Алжир, Мексика и т.д.).
Отдельного внимания заслуживает взаимосвязь национализма и революционных движений Латинской Америки. Изучение революционных движений в Латинской Америке изучается в контексте общественно¬политических наук, а именно в практической деятельности так называемого «левого поворота», одним из широких платформ научно-исследовательской базы является Институт Латинской Америки. Среди исследователей можно выделить таких ученых как А.В. Кузнецова, С.А. Сергеев , Н.Н.Холодков, Н.А.Школяр, Е.Б.Павлова, Карлос Санта Мариа, В.Л.Хейфец, В.С.Кузнецов, А.А.Манухин, Л.С.Окунева и т.д. При написании данной магистерской диссертации были проанализированы статьи и публикации А.В Кузнецовой, С.А. Сергеева, в центре внимания их исследования стоит вопрос о характере отношений национализма и революции, о специфике идеологических течений латиноамериканского региона. Более того, А.В. Кузнецова , С.А. Сергеев приводят хронологическую структуру взаимосвязи центральных явлений, выделяют этапы их взаимоотношения, аргументируя доводы на примере кейсов стран Латинской Америки, в том числе и Мексики .
Большего и узконаправленного внимания требует к себе практические меры, применяемые в ходе революции, например, партизанское группа или городская герилья, преодолевающая препятствия путем применения военной силы, среди ученых изучавших эту специфику можно выделить Г.И. Коларова, Н. Котева, И.Л. Морозова.
Объектом исследования данной исследовательской работы является взаимосвязь и взаимовлияние национализма в революционных движениях Латинской Америке.
Предмет исследования заключается в изучении и выделении идеологических и практических особенностей Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике.
Целью исследования является показать взаимосвязь революционного движения и идеологии национализма (на примере Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике.
В связи с этим исследователю представляется необходимым решение следующих задач:
-описать методологию изучения революционных движений, обозначить их хронологический порядок;
-проанализировать основные подходы к изучению национализма, выявив их различие и сходства;
-рассмотреть идеологические особенности революционного движения Тупамарос в Уругвае, изучить практику национализма внутри движения;
-показать влияние Сапатистского Освободительного движения в Мексике на общественно-политические условия жизни мексиканского народа, в частности коренного индейского населения;
-провести исследование практических форм реализации революционных преобразований движения Тупамарос в Уругвае и Сапатистов в Мексике;
-выявить взаимосвязь национализма с революционными событиями во второй половине XX века, а также трансформации власти левых и правых сил.
Методологической основой диссертационной работы являются сравнительно-исторические методы, применяемые в исследовании политических процессов, такие как - исторического описания, конкретного анализа, проблемно-хронологический, а также системный, ориентирующий на комплексное изучение революционных движений в контексте идеологии национализма. Относительно значения революции в национально¬освободительном движении применялась теория инструментального подхода, апеллирующая тем, что национализм является инструментом достижения политических и иных целей.
Изучение и применение подходов относительно национализма подводит к применению различных методов, таких как примордиализм, функционализм, инструментализм, конструктивизм, модернизм, этно-символизм, перениализм. Такое количество применяемых подходов обусловлено сложностью, многоликостью явления национализм, поэтому, в теоретической части нашей исследовательской работы приведены основные подходы изучения национализма. В данном исследовании национализм, в первую очередь, анализируется в политико-идеологическом контексте. Во-вторых, изучение идеологии национализма не заканчивается на ее теоретическом описании, также имеет место быть ее практическая значимость, роль в политико-социальной сфере жизни латиноамериканского населения.
Научно-практическая значимость для исследователей заключается в том, что данный исследовательский труд посвящен узкой научно-исследовательской тематике, требующих специфического анализа с учетом определенных региональных особенностей. Исследователям латиноамериканского региона предоставляется возможным учитывать совокупность национализма с революционными движениями, которые иллюстрируют богатый спектр общественно-политических, культурных и экономических особенностей. Проведенное исследование описывает особенности развития революционных движений, выделяет специфику их образования на южноамериканском континенте, также определяет социальную и идеологическую основу движений. Революционные события, идеологические течения в Латинской Америке отражают политические, социально¬экономические трансформации во внутренней, так и во внешней политике латиноамериканских государств.
Научная новизна. Конечной точкой магистерской диссертационной работы стало установление итогового заключения, выводов на основе анализа кейсов Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике. На основе выводов можно выделить научную новизну исследования, впервые были изучены аспекты взаимодействия революции и национализма, на примере конкретных революционных движений показана практика осуществления идеологической деятельности.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух основных глав по два параграфа в каждой главе. Первая глава описывает и анализирует значительный пласт теоретико-методологической основы теории национализма и революции. Вторая глава на конкретном примере показывает отношение идеологии национализма и революционных движений, а также приводится описание практических мер реализации защиты национального, политического и экономического суверенитета.
В написании данной исследовательской работы был изучен комплекс научно-исследовательского материала, посвященный национализму, идеологии, а также связи национализма и революционной деятельности в Латинской Америке. Исследование было основано на анализе поиске специальной литературы, посвященной революционным движениям в большинстве стран региона Латинской Америки, особое внимание нами было уделено Движению национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии народного освобождения в Мексике. Для комплексного изучения особенностей и характеристик вышеперечисленных движений был проанализирован политический, этнический, идеологический контекст революционных событий на латиноамериканском регионе.
Центральные категории изучаемой тематики требовались в подкреплении теоретическими и практическими доказательствами. Национализм как многоликое и сложное явление описывается в теоретической части магистерской диссертации, на сегодняшний день данное явление не имеет четких понятийных ограничений, в научной среде классифицируется и определяется по-разному. Изучив основные разновидности национализма можно прийти к выводу о том, что национализм в странах Латинской Америки приближен к национализму этническому, так как направлен в защиту индейской нации, претерпевающей сильное влияние проамериканских политических сил. Вторая центральная категория исследования основывается на теоретической иллюстрации такого явления как революция, в исследовательской работе определяется значение данного термина, приводится эволюция исследовательского интереса к революции.
В изучении взаимодействия революции и идеологии национализма необходимы теоретические, практические обоснования мнений и взглядов. Революционные события в совокупности с националистическими тенденциями указывают на сочетание практических мер осуществления революционного движения с помощью идеологии национализма. Идеология
национализма выступает как инструмент достижения революционных целей, идеи мексиканской, латиноамериканской нации выступают гарантом защиты прав и интересов местного населения, тем самым объединяя движущие силы движения.
Подводя итоги изучения взаимосвязи революции и идеологии национализма в Движении национального освобождения Тупамарос, следует отметить некоторые особенности. Во-первых, латиноамериканский регион отмечается разнообразием идеологического прошлого, а также соперничеством левого и правого лагеря политических сил. Во-вторых, успехи Кубинской революции стали движущей силой в продвижении и объединении революционных организаций Латинской Америки. В-третьих, конкуренция североамериканского влияния и местного населения, провоцировали подъем национального самосознания последних. Идеология национализма в контексте революционного движения становится мобилизующим инструментом, объединяя интересы различных социальных слоев, в странах Латинской Америки идеология национализма получает название индеанизм, что позволяет выделить это явление в специальную исследовательскую область.
Революционная методика действий, по заявлению участников САНО, была продиктована сложившимися обстоятельствами, при этом стараясь не переходить рамки революционной войны, действия совершались относительно в мирном формате. Основными злостными врагами данного движения является глобализация, грозящая потере суверенитета индейской нации, увеличение североамериканского влияния в экономике. Революционная история САНО довольна противоречива, несомненно, движение отразило революционный национализм в Мексике является непростой основой для изучения множества вопросов в модернизационном и глобализирующем процессе мировой истории.
В заключение стоит отметить, что САНО является новым типом движения партизанского толка, которые придерживались мирных форм борьбы, массовых протестов. Пропаганда их целей, выступления на радио и других каналах СМИ пробуждали гражданскую общественность, необходимо отметить, что стремление завоевать власть не служило их конечной целью. На протяжение XX века революция и национализм структурируются в течение так называемой консервативной революции, обретая практическое применение в идеологии и политике национально революционных движений, например, Ирландская республиканская армия (ИРА), а также национально-освободительные движения в регионе Латинской Америки.
На основе анализа Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии народного освобождения в Мексике в магистерской диссертации были выделены сходства, а также отличительные особенности вышеизученных кейсов. Изученные нами кейсы имеют общее сходство на основе территориального признака, расцвет революционных движений происходил в странах латиноамериканского региона. революционный характер движений был продиктован историческим прошлым, политико-экономическими особенностями жизненных устоев общества, а именно революционность служила решительной мерой в борьбе за права и свободы. В центре национальной идеологии стоит вопрос об особенности латиноамериканского населения, о его противостоянии по отношению к угнетающим их капиталистов, что в свою очередь формировало у народа антисевероамериканистские позиции. Данные движения не лишены пропагандистской основы, с помощью которой выдвигались идеи, революции имеют яркие символические атрибутики (портрет Че Гевары, субкоманданте Маркоса и т.п.).
Разность изученных революционных движений заключается в отличительных особенностях не только идеологической составляющей, но также и в практической части. Движение национального освобождения «Тупамарос» потерпело поражение в силу некоторых причин:
-придерживалось радикальных, экстремистских, зачастую террористических актов;
-большинство практических мер были нелегальны;
-партизанская война обостряло внутреннее военное положение в стране, впоследствии обострение революционного положения привело к гражданской войне;
-условия гражданской войны стали угрозой не только авторитету «Тупамарос» среди населения, также стремление к анархическому «порядку» противоречили демократическому курсу.
Сапатистская армия национального освобождения (САНО) также применяла нелегальные методы, но, потерпев неудачи в определенный период сменила тактику на легальные практики. Восстание и идеологическая культура движения стали инструментом обращения к коренному индейскому населению и мировой общественности, тем самым им удалось приостановить заключение соглашения НАФТА, правительство и сапатисты проводили переговоры, в ходе которых были подписаны соглашения «Сан-Андреса». Соглашения «Сан-Андреса на законодательном уровне закрепляли за индейским народом их культурные, земельные права. САНО на сегодняшний день консультирует и обращается к индейскому народу, оказывает давление на правительство с помощью ненасильственных акций. Стоит отметить, что САНО обладает большим количеством идеологического материала, в идеологию их революции четко вписан национальный конструкт, особенность коренного индейского населения.
Центральные категории изучаемой тематики требовались в подкреплении теоретическими и практическими доказательствами. Национализм как многоликое и сложное явление описывается в теоретической части магистерской диссертации, на сегодняшний день данное явление не имеет четких понятийных ограничений, в научной среде классифицируется и определяется по-разному. Изучив основные разновидности национализма можно прийти к выводу о том, что национализм в странах Латинской Америки приближен к национализму этническому, так как направлен в защиту индейской нации, претерпевающей сильное влияние проамериканских политических сил. Вторая центральная категория исследования основывается на теоретической иллюстрации такого явления как революция, в исследовательской работе определяется значение данного термина, приводится эволюция исследовательского интереса к революции.
В изучении взаимодействия революции и идеологии национализма необходимы теоретические, практические обоснования мнений и взглядов. Революционные события в совокупности с националистическими тенденциями указывают на сочетание практических мер осуществления революционного движения с помощью идеологии национализма. Идеология
национализма выступает как инструмент достижения революционных целей, идеи мексиканской, латиноамериканской нации выступают гарантом защиты прав и интересов местного населения, тем самым объединяя движущие силы движения.
Подводя итоги изучения взаимосвязи революции и идеологии национализма в Движении национального освобождения Тупамарос, следует отметить некоторые особенности. Во-первых, латиноамериканский регион отмечается разнообразием идеологического прошлого, а также соперничеством левого и правого лагеря политических сил. Во-вторых, успехи Кубинской революции стали движущей силой в продвижении и объединении революционных организаций Латинской Америки. В-третьих, конкуренция североамериканского влияния и местного населения, провоцировали подъем национального самосознания последних. Идеология национализма в контексте революционного движения становится мобилизующим инструментом, объединяя интересы различных социальных слоев, в странах Латинской Америки идеология национализма получает название индеанизм, что позволяет выделить это явление в специальную исследовательскую область.
Революционная методика действий, по заявлению участников САНО, была продиктована сложившимися обстоятельствами, при этом стараясь не переходить рамки революционной войны, действия совершались относительно в мирном формате. Основными злостными врагами данного движения является глобализация, грозящая потере суверенитета индейской нации, увеличение североамериканского влияния в экономике. Революционная история САНО довольна противоречива, несомненно, движение отразило революционный национализм в Мексике является непростой основой для изучения множества вопросов в модернизационном и глобализирующем процессе мировой истории.
В заключение стоит отметить, что САНО является новым типом движения партизанского толка, которые придерживались мирных форм борьбы, массовых протестов. Пропаганда их целей, выступления на радио и других каналах СМИ пробуждали гражданскую общественность, необходимо отметить, что стремление завоевать власть не служило их конечной целью. На протяжение XX века революция и национализм структурируются в течение так называемой консервативной революции, обретая практическое применение в идеологии и политике национально революционных движений, например, Ирландская республиканская армия (ИРА), а также национально-освободительные движения в регионе Латинской Америки.
На основе анализа Движения национального освобождения Тупамарос в Уругвае и Сапатистской армии народного освобождения в Мексике в магистерской диссертации были выделены сходства, а также отличительные особенности вышеизученных кейсов. Изученные нами кейсы имеют общее сходство на основе территориального признака, расцвет революционных движений происходил в странах латиноамериканского региона. революционный характер движений был продиктован историческим прошлым, политико-экономическими особенностями жизненных устоев общества, а именно революционность служила решительной мерой в борьбе за права и свободы. В центре национальной идеологии стоит вопрос об особенности латиноамериканского населения, о его противостоянии по отношению к угнетающим их капиталистов, что в свою очередь формировало у народа антисевероамериканистские позиции. Данные движения не лишены пропагандистской основы, с помощью которой выдвигались идеи, революции имеют яркие символические атрибутики (портрет Че Гевары, субкоманданте Маркоса и т.п.).
Разность изученных революционных движений заключается в отличительных особенностях не только идеологической составляющей, но также и в практической части. Движение национального освобождения «Тупамарос» потерпело поражение в силу некоторых причин:
-придерживалось радикальных, экстремистских, зачастую террористических актов;
-большинство практических мер были нелегальны;
-партизанская война обостряло внутреннее военное положение в стране, впоследствии обострение революционного положения привело к гражданской войне;
-условия гражданской войны стали угрозой не только авторитету «Тупамарос» среди населения, также стремление к анархическому «порядку» противоречили демократическому курсу.
Сапатистская армия национального освобождения (САНО) также применяла нелегальные методы, но, потерпев неудачи в определенный период сменила тактику на легальные практики. Восстание и идеологическая культура движения стали инструментом обращения к коренному индейскому населению и мировой общественности, тем самым им удалось приостановить заключение соглашения НАФТА, правительство и сапатисты проводили переговоры, в ходе которых были подписаны соглашения «Сан-Андреса». Соглашения «Сан-Андреса на законодательном уровне закрепляли за индейским народом их культурные, земельные права. САНО на сегодняшний день консультирует и обращается к индейскому народу, оказывает давление на правительство с помощью ненасильственных акций. Стоит отметить, что САНО обладает большим количеством идеологического материала, в идеологию их революции четко вписан национальный конструкт, особенность коренного индейского населения.
Подобные работы
- Колониальная империя Испании: факторы распада
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ 1909 - 1912 ГГ.
(ПОЛЕМИКА ВОКРУГ СБОРНИКА “ВЕХИ”) (07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Формирование идей республиканизма в российской общественно-политической мысли XVIII в
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



