ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………….……....3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ТКАНИ КАК ВИД
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ……..……..…………...…...7
1.1 Виды художественной росписи по ткани………………………………........7
1.2 Особенности технологии росписи по ткани «росписи по ткани»....…...10
Выводы по первой главе……………………………………………………...….15
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РОСПИСИ ПО ТКАНИ ПРИ
ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРА…………………………………………......….…17
2.1 Художественный образ в композиции текстиля в интерьере…...…...…1718
2.2 Художественный образ в композиции росписи по ткани………….........23
2.3 Роспись по ткани при оформлении интерьера.……………………...…....32
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..….35
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА МОДУЛЬНОЙ КАРТИНЫ В
ТЕХНИКЕ «РОСПИСИ ПО ТКАНИ»…………………………………………...36
3.1 Разработка художественной концепции изделия………………………...36
3.2 Конструкторско-технологическая последовательность изготовления модульной картины в технике «росписи по ткани»……………………………41
Выводы по третьей главе………………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...……………………….………………………………..……..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Искусство украшения тканей имеет многовековую историю, потребность
сделать свою одежду нарядной, окрасить ее в различные цвета, оживить орнаментом возникло у людей много веков назад. Именно художественное оформление
тканей служило отличительной особенностью элиты общества, знати от простых
людей. Время не стоит на месте, но по-прежнему красиво оформленный текстиль
вызывает повышенный интерес в обществе. Одним из распространенных видов
художественного оформления текстильных изделий является художественная
роспись тканей, которое называют «батиком».
Художественная роспись тканей – вид декоративно – прикладного искусства,
который уходит своими корнями вглубь веков и вместе с тем является неотъемлемой частью современной культуры.
Классической страной батика принято считать Индонезию. Там батик был
известен еще в XIII веке. Различные приемы росписи тканей позволяют получать
многоцветные узоры любой сложности. Батик можно использовать в росписи
штучных изделий, декоративных панно и т.д. Это делает батик современным и
незаменимым в современной моде. На сегодняшний момент применяют два основных вида батика: «холодный» и «горячий» батик.
В основе росписи ткани в технике «горячий батик» лежит принцип резервирования – с применением веществ, при ручной росписи. Парафин или воск, нанесенные на ткань, не пропускают красители, то есть «резервируют» от окраски
определенные участки ткани в соответствии с рисунком. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях.
А при «холодном батике» - основным резервом является резиновый клей.
Изначально рисунок делается именно этим веществом, а те участки ткани, на которые не был нанесен раствор, закрашиваются краской.
Понимание декоративно – прикладного искусства доступно каждому, но особенно оно открывается тем, кто творит сам. Сохранение и развитие художественной росписи ткани как важной отросли народной культуры, зависит от професси-5
ональной подготовки художников и мастеров исполнителей. С помощью батика
могут быть созданы подлинные произведения декоративно-прикладного искусства. Он позволяет постоянно экспериментировать и добиваться все новых и новых технических приемов и различных эффектов.
Уникальные работы, выполненные в технике ручной росписи ткани – батика,
украсят любой жилой или общественный современный интерьер, подчеркнут индивидуальность ансамбля женской одежды. Несмотря на явную востребованность
этого вида декоративно прикладного искусства, на сегодняшний момент в нашей
стране существует очень мало учебных заведений, готовящих специалистов в
этой области, более того, обучающиеся этой редкой профессии часто сталкиваются с проблемой доступности необходимых теоретических и методических материалов.
В связи с массовым строительством различных типов общественных зданий
(Дворцов, банков, музеев, театров, гостиниц, предприятий общественного питания туристических комплексов) особое значение приобретает решение интерьеров
отвечающих функциональным, эстетическим и экономическим требованиям современной архитектуры. Существенной особенностью, характерной для современного этапа развития архитектуры, является возросшая роль произведений декоративно-прикладного искусства в интерьере, как общественных зданий, так и в
жилом. На них часто переносится роль художественного акцента, служащего
главным украшением данного помещения. Роль такого акцента на фоне гладких
стен может играть художественный текстиль. Особое значение в этой связи приобрели декоративные ткани, самостоятельного художественного выражения: занавесы, декоративные текстильные панно, выполненные в различных техниках
ручной росписи: холодного и горячего батика, свободной росписи.
В связи с этим возрастает необходимость изучения студентами такой дисциплины, как художественное оформление в композиции росписи по ткани при
оформлении интерьера.6
В ходе её изучения студенты овладевают комплексом теоретических знаний, практических навыков и умения применять их в дальнейшей педагогической
и творческой деятельности.
Целью дипломного исследования является изучение особенностей использования художественного образа в композиции росписи по ткани при оформлении интерьера.
Объектом исследования является роспись по ткани.
Предметом исследования является использование техники «росписи по
ткани» при оформлении интерьера.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить виды и особенности художественной росписи по ткани;
2. Проанализировать художественные аспекты использования росписи
по ткани при оформлении интерьера;
3. Охарактеризовать художественный образ в текстиле: композиция,
цвет, фактура.
4. Выявить особенности использования батика в создании художественного образа интерьера.
5. Подобрать художественный образ росписи по ткани.
6. Разработать конструкторско-технологическую документацию по росписи
Практическая значимость исследования – Полученные результаты дипломного исследования можно в дальнейшем применять при обучении студентов
особенностям применения художественного образа в композиции росписи по ткани при оформлении интерьера по дисциплинам: композиция, роспись по ткани,
проектирование в дизайне.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в поднятии вопроса о необходимости правильной передачи художественный образ в
композициях росписи по ткани. Надевая платок, украшенный вручную, человек
подчеркивает свою индивидуальность и самобытность народной культуры. Батик7
- это не промышленное изделие, не очередная штамповка, это работа художника,
его творчество, созданное руками. Прикладное искусство всегда будет востребовано, и интерес у людей к оригинальным вещам, украшениям интерьера никогда
не иссякнет.
Методы исследования: эмпирические (изучение продуктов деятельности)
и теоретические (изучение литературы по предмету исследования, теоретический
анализ).
Структура: введение, три главы и параграфы к ним, заключение, список использованных источников, приложение. Общий объем 50 страниц.
Основной задачей грамотного подхода при украшении домашнего интерьера
является создание удобства, художественной целостности и образносодержательного единства различных элементов декора. В отличие от декора общественных зданий, ориентированных на удовлетворение интересов социальных
групп и коллективов, интерьеры жилых зданий учитывают в первую очередь индивидуальные запросы людей, их потребности, предпочтения, вкусы. Являясь частью предметно-пространственного окружения, текстиль способен активно влиять на психологическое и эмоциональное состояние человека. Роль текстиля в
жилом интерьере многогранна — наряду с обеспечением психофизиологического
комфорта, функциональной организации жилища, текстильные изделия способны
подчеркнуть или изменить архитектурный образ интерьера.
На протяжении веков разнообразный текстиль широко использовался в интерьерах жилых домов. Первоначально ткани служили для обогрева комнат и людей, позже – для декоративных целей. В наши дни роль текстиля несколько
уменьшилась – настенные ковры, гобелены, массивные шторы и покрывала используют в интерьерах все меньше, тем не менее, декор жилых пространств попрежнему не мыслим без теплого и красочного домашнего текстиля. Он создает
уют в помещении, оживляет его.
Текстиль, являясь самым «передвижным» аксессуаром жилого интерьера,
может кардинально изменить характер помещения — его колорит, эмоциональность, стилистику, придать интерьеру модную актуальность. Тем более что в материальном плане это не требует столь крупных затрат как при замене других
элементов украшения интерьера.
Модульные картины для интерьера пользовались немалой популярностью
как в наши времена, так и в древности. Тематических ограничений для такого
оформления не существует – вы можете выбрать натюрморт, пейзаж, графику,46
портрет, абстракцию или любую другую тематику. Также нет ограничения и для
техники выполнения этих самих произведений. Так, это может быть вышивка,
гравюра, картина рисованная маслом, аппликация, акварели и пр. При этом
наиболее распространенны в настоящее время модульные картины, полотно которых выполнено через оцифровку при помощи специального принтера на льняном
холсте. Уже готовая картина разрезается на части, которые могут отличаться по
форме и размерам. Именно в ощущении перехода картины с одной части на другую и состоит оригинальность данного элемента декора. При этом сама картинка
словно приобретает объем. А модульные картины, выполненные в технике росписи по ткани – это красивое и оригинальное украшение Вашего интерьера.
Надеемся, что наша выполненная работа найдет применение и тем самым покажет свою значимость.
Алферов, Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани./ Л. Г. Алферов. – Ростов-на-Дону, 2000. -252с.
2. Ахремко В.А. цвет в интерьере типовых картин./ В.А. Ахремко. – М.:
Эксмо, 2014.- 224с.
3. Барабулина, В.А. Основы художественного ремесла./ В.А. Барабулина, О.В. Танкус – М.: «Просвещение», 1978. - 156с.
4. Батик в интерьере [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.bagetmaster.ru/info/319.html
5. Борскис А. Стиль. Тысячи приемов и хитростей для оформления любого интерьера./ А Борскис, Э.Хендерсон – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017 –
304с.
6. Гармония цвета. Цвет в интерьере. – Минск: Харвест, 2006 – 320с.
7. Гильман Р.А «Художественная роспись тканей»/ Р.А. Гильман – М.:
«Владос», 2003. -265с.
8. Гильман, Р.А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие / Р.А.
Гильман. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 160с.
9. Глебова Л.С., «Педагогический энциклопедический словарь» / Л.С.
Глебова, О.Д. Грекулова: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»,313.-314с.
10. Давыдов С. П. «Батик»/ С.П. Давыдов – М. АСТ-Пресс Книга 2005.
11. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый./ И.А. Дворкина — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000. -147с.
12. Декоративный текстиль для дома [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dekormyhome.ru/remont-i-oformlenie/dekorativnyi-tekstil-dlia-doma-kakietkani-mojno-ispolzovat-v-sovremennom-interere.html.
13. Жолобчук А.В. Подарки из батика :практическое руководство/ А.В.
Жолобчук. –М.: АСТ/ Астрель, 2003. – 80с.48
14. Иттен, И. Искусство формы. / И. Иттен. — М.: Изд. Д. Аронов, 2004.
— 136с.
15. Клифтон-Могг К. Текстиль в интерьере./ К. Клифтон-Могг. – М.: Артродник, 2007 – 192с.
16. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий./В.Н.Козлов – М.: «Лёгкая и пищевая промышленность» 1981. - 156с.
17. Косогорова Л.Н. «Основы декоративно-прикладного искусства»/ Л.Н.
Косогорова, Л.В. Неретина - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 128с.
18. Муравина А.Рецепты счастливого интерьера./ А.Муравина – М.: Эксмо ООО, 2015 – 350с.
19. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры./М.А.Некрасова — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.
20. Ожегов С.И.. «Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений». Российская академия наук. Институт русского языка
им. В.В. Виноградова./ С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова– М.:Азбуковник, 1999.-944
стр.
21. Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. -120 е.
22. Останина, П. А. Фактура в дизайне изделий // Дизайн и технологии
художественной обработки материалов: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф.
– Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. – 460с.
23. Пайл Д. История дизайна интерьеров. 6000 лет истории./ Д. Пайл –
СПб: Астрель, 2012 – 454с.
24. Паранюшкин Р.В. Композиция./ Р.В. Паранюшкин – Ростов-на-Дону.:
Феникс, 2002. - 79 с.
25. Перелешина И. Батик. От основ к импровизации./ И. Перелешина –
СПб: Паритет, 2008 – 208с.
26. Пластические искусства: Краткий терминол. словарь. - М.:АССИМ,
1995.
27. Робинсон Р. Искусство батика. Техники и образцы./ Р. Робинсон – М.:
Ниола- пресс, 2008 – 96с.49
28. Рождественская Н.В. Русская народная художественная традиция в
современном обществе./ Н.В.Рождественская – М.: Наука, 1981. – 208с.
29. Роль текстиля в интерьере [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://berlogos.com/article/rol-tekstilya-v-interere/
30. Сафина Д. Дизайн вашей квартиры. 500 творческих идей./ Д. Сафина,
Е.И. Субеева – М.: Эксмо, 2015 – 784с.
31. Синеглазова М.О. Батик./ М.О.Синеглазова: Изд. Дом МСП, 2004. -
104с.
32. Синеглазова О.М. Батик./ О.М.Сигнеглазова — М.: Издательский Дом
МСП, 2006. -56с.
33. Советское декоративное искусство № 5 составитель Т. К. Стриженова
– М.: «Советский художник» 1981. -195с.
34. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. Советы по оформлению интерьера
вашего дома./ А. Стармер – М.: Арт-Родник, 2005. – 257с
35. Стоку С. Батик: современный подход к искусству росписи тканей.
Практическое руководство./ С. Стоку – М.: Ниола 21 век, 2006 – 96с.
36. Текстиль – функции в современном интерьере [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://sleepmart.ru/content/10-tekstil-funkcii-v-sovremennominterere.
37. Текстиль в интерьере – секреты искусства декорирования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://interiorno.ru/tekstil-v-interere-sekretyi-iskusstvadekorirovaniya/.
38. Устин В. Художественное проектирова