КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение 3
Глава 1. Основные положения правового статуса главы субъекта Российской Федерации как высшего должностного лица 9
§ 1. Глава субъекта Российской Федерации - высшее должностное лицо субъекта Федерации и его правовой статус 9
§ 2. Законодательные основы правового статуса главы субъекта Российской Федерации 19
Глава 2. Основные направления деятельности главы субъекта Федерации (на примере РТ) 24
§ 1. Становление и развитие института высшего должностного лица (президента) в Республике Татарстан и его правовая природа 24
§ 2. Компетенция и полномочия президента Республики Татарстан 36
§ 3. Функции высшего должностного лица (президента) Республики Татарстан 47
Глава 3. Организация деятельности, нормативно-правовые акты и ответственность высшего должностного лица (президента) 52
§ 1. Организация деятельности президента Республики Татарстан 52
§ 2. Акты, принимаемые высшим должностным лицом (президентом) Республики Татарстан 59
§ 3. Ответственность главы (президента) Республики Татарстан 68
Заключение 85
Список источников и литературы
Глава 1. Основные положения правового статуса главы субъекта Российской Федерации как высшего должностного лица 9
§ 1. Глава субъекта Российской Федерации - высшее должностное лицо субъекта Федерации и его правовой статус 9
§ 2. Законодательные основы правового статуса главы субъекта Российской Федерации 19
Глава 2. Основные направления деятельности главы субъекта Федерации (на примере РТ) 24
§ 1. Становление и развитие института высшего должностного лица (президента) в Республике Татарстан и его правовая природа 24
§ 2. Компетенция и полномочия президента Республики Татарстан 36
§ 3. Функции высшего должностного лица (президента) Республики Татарстан 47
Глава 3. Организация деятельности, нормативно-правовые акты и ответственность высшего должностного лица (президента) 52
§ 1. Организация деятельности президента Республики Татарстан 52
§ 2. Акты, принимаемые высшим должностным лицом (президентом) Республики Татарстан 59
§ 3. Ответственность главы (президента) Республики Татарстан 68
Заключение 85
Список источников и литературы
Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, в системе разделения властей институт высшего должностного лица - главы субъекта Российской Федерации занимает особое место, обуславливаемое способом замещения должности, характером задач, объемом полномочий, ответственностью возложенных на него обязательств по координации деятельности государственных органов на определенной территории. При этом за последние годы институт главы субъекта Федерации несколько трансформировался. В связи с этим в настоящее время остро стоят вопросы совершенствования конституционно-правового статуса высших должностных лиц субъектов РФ.
Во-вторых, актуальность выбранной темы подтверждается состоянием нормативно-правовой базы существования и функционирования этого важного государственного института, так как в Конституции РФ нет четкой регламентации правового статуса высших должностных лиц субъектов РФ, а специального Федерального конституционного закона о статусе глав субъектов РФ и сфере разграничения их полномочий, относительно полномочий руководящих исполнительных органов федерального центра, нет.
В-третьих, особенно актуальна рассматриваемая проблема для Республики Татарстан, так как Татарстан одним из первых ввел пост президента, внеся соответствующие изменения в Конституцию Республики Татарстан , что потребовало разработки и принятия республиканских законов, касающихся избрания президента, определения его полномочий и т.д. На определенном этапе законодательство Республики Татарстан во многом опережало законодательство других республик в принятии аналогичных актов. В связи с этим актуальным становится изучение конституционно-правового статуса Президента Республики Татарстан - высшего должностного лица РТ.
Все вышесказанное позволяет говорить об особой актуальности, теоретической и практической значимости рассматриваемой проблемы.
Степень изученности проблемы. Начиная с конца 90-х годов ХХ века, по теме института и конституционно-правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации было проведено достаточно диссертационных исследований, внесших большой вклад в развитие конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъектов РФ.
С начала 2000-х годов правовой статус высших должностных лиц различных субъектов Российской Федерации получил свое рассмотрение в кандидатских диссертациях П.И.Гаркуши, Р.А.Сахиевой, А.Н.Кайль, В.Ю.Мазурова, А.А.Савленкова, И.О.Урусовой.
Отдельные аспекты правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации исследовались в кандидатских диссертациях В.М. Ануфриева, А.П. Воробьева, С.Н. Кухтика, Э.В. Малиенко, И.А. Полянского, А.А. Степановой, В.А.Маршаловой, Л.В.Федуловой, А.М.Мещерякова и др.
Вопросы статуса глав субъектов РФ были предметом рассмотрения в докторских диссертациях В.В. Гошуляк, А.Н. Лебедева, А.Ф. Малого, Д.Л. Суркова.
Однако эти научные работы относятся либо к ранним периодам функционирования института высших должностных лиц субъектов Федерации, либо авторы предпринимают попытки изучения конституционно¬правового статуса глав регионов исключительно в административно¬территориальных образованиях Российской Федерации и не охватывают в своих работах статус высшего должностного лица республик в составе Российской Федерации, либо исследование изучаемого объекта проводится не с позиций права, а с точки зрения политики.
Тем не менее, в настоящее время трансформационные процессы правового статуса высшего должностного лица региона России идут полным ходом и еще далеки до завершения и обретения черт конструкции, приближенной к идеальной. С учетом этих особенностей в последние годы проведены исследования И.О.Урусовой, В.Ю.Мазурова, Л.В.Федулова, В.А.Маршаловой.
Объект диссертационного исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм Конституции РФ, Конституции РТ, законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, связанных с формированием и деятельностью высшего должностного лица Республики Татарстан, его конституционно-правового статуса.
Предмет диссертационного исследования - нормы права, закрепляющие и регулирующие деятельность высшего должностного лица республики, содержащиеся в Конституции РФ, Конституции РТ, федеральном и региональном законодательстве, иных нормативно-правовых актах.
Цель представленной работы - на основе комплексного исследования федерального и регионального законодательства сформулировать правовой статус главы субъекта РФ (на примере Республики Татарстан).
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- на основе анализа научных исследований раскрыть понятие и сущность конституционно-правового статуса главы субъекта РФ в современный период. Исследовать законодательную основу статуса главы субъекта Федерации;
- показать трансформацию правового статуса высшего должностного лица (президента) Республики Татарстан; охарактеризовать его полномочия и функции на основе федерального и регионального законодательства
- рассмотреть акты, принимаемые президентом РТ;
- изучить установленную федеральным и региональным законодательством конституционно-правовую ответственность главы (президента) РТ.
Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу представленной работы составили фундаментальные труды российских ученых по вопросам конституционно-правого статуса субъектов Российской Федерации.
В основу исследования правового статуса главы субъекта Российской Федерации положены труды А.А. Андриасян, К.С. Вельского, В.В. Гошуляк, Б.П. Елисеева, Н.А. Игнатюк, А.А. Жученко, В.В. Комаровой, В.Н. Лысенко, Л.М. Лысенко, А.Н. Лебедева, В.А. Малиновского, А.Ф. Малого, И.А. Миронова, Л.А. Окунькова, М.С. Саликова, Р.А.Сахиевой, Д.Л. Суркова, И.О. Урусовой и др.
Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, Конституция РТ, федеральное законодательство о государственных органах власти, законодательство РТ о высших должностных лицах и органов государственной власти Республики Татарстан.
Методологическая основа диссертационного исследования. В работе применялись общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, системно-структурный метод), специальные (социологический метод) и частнонаучные методы исследования (формально юридический, исторический, сравнительно-правовой), что позволило всесторонне изучить тему исследования и сделать соответствующие выводы и предложения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что конституционно-правовой статус главы субъекта Федерации (Республики Татарстан) рассматривается в свете обновленной законодательной базы РФ и регионального законодательства относительно государственных органов власти субъектов РФ.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во-вторых, актуальность выбранной темы подтверждается состоянием нормативно-правовой базы существования и функционирования этого важного государственного института, так как в Конституции РФ нет четкой регламентации правового статуса высших должностных лиц субъектов РФ, а специального Федерального конституционного закона о статусе глав субъектов РФ и сфере разграничения их полномочий, относительно полномочий руководящих исполнительных органов федерального центра, нет.
В-третьих, особенно актуальна рассматриваемая проблема для Республики Татарстан, так как Татарстан одним из первых ввел пост президента, внеся соответствующие изменения в Конституцию Республики Татарстан , что потребовало разработки и принятия республиканских законов, касающихся избрания президента, определения его полномочий и т.д. На определенном этапе законодательство Республики Татарстан во многом опережало законодательство других республик в принятии аналогичных актов. В связи с этим актуальным становится изучение конституционно-правового статуса Президента Республики Татарстан - высшего должностного лица РТ.
Все вышесказанное позволяет говорить об особой актуальности, теоретической и практической значимости рассматриваемой проблемы.
Степень изученности проблемы. Начиная с конца 90-х годов ХХ века, по теме института и конституционно-правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации было проведено достаточно диссертационных исследований, внесших большой вклад в развитие конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъектов РФ.
С начала 2000-х годов правовой статус высших должностных лиц различных субъектов Российской Федерации получил свое рассмотрение в кандидатских диссертациях П.И.Гаркуши, Р.А.Сахиевой, А.Н.Кайль, В.Ю.Мазурова, А.А.Савленкова, И.О.Урусовой.
Отдельные аспекты правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации исследовались в кандидатских диссертациях В.М. Ануфриева, А.П. Воробьева, С.Н. Кухтика, Э.В. Малиенко, И.А. Полянского, А.А. Степановой, В.А.Маршаловой, Л.В.Федуловой, А.М.Мещерякова и др.
Вопросы статуса глав субъектов РФ были предметом рассмотрения в докторских диссертациях В.В. Гошуляк, А.Н. Лебедева, А.Ф. Малого, Д.Л. Суркова.
Однако эти научные работы относятся либо к ранним периодам функционирования института высших должностных лиц субъектов Федерации, либо авторы предпринимают попытки изучения конституционно¬правового статуса глав регионов исключительно в административно¬территориальных образованиях Российской Федерации и не охватывают в своих работах статус высшего должностного лица республик в составе Российской Федерации, либо исследование изучаемого объекта проводится не с позиций права, а с точки зрения политики.
Тем не менее, в настоящее время трансформационные процессы правового статуса высшего должностного лица региона России идут полным ходом и еще далеки до завершения и обретения черт конструкции, приближенной к идеальной. С учетом этих особенностей в последние годы проведены исследования И.О.Урусовой, В.Ю.Мазурова, Л.В.Федулова, В.А.Маршаловой.
Объект диссертационного исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм Конституции РФ, Конституции РТ, законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, связанных с формированием и деятельностью высшего должностного лица Республики Татарстан, его конституционно-правового статуса.
Предмет диссертационного исследования - нормы права, закрепляющие и регулирующие деятельность высшего должностного лица республики, содержащиеся в Конституции РФ, Конституции РТ, федеральном и региональном законодательстве, иных нормативно-правовых актах.
Цель представленной работы - на основе комплексного исследования федерального и регионального законодательства сформулировать правовой статус главы субъекта РФ (на примере Республики Татарстан).
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- на основе анализа научных исследований раскрыть понятие и сущность конституционно-правового статуса главы субъекта РФ в современный период. Исследовать законодательную основу статуса главы субъекта Федерации;
- показать трансформацию правового статуса высшего должностного лица (президента) Республики Татарстан; охарактеризовать его полномочия и функции на основе федерального и регионального законодательства
- рассмотреть акты, принимаемые президентом РТ;
- изучить установленную федеральным и региональным законодательством конституционно-правовую ответственность главы (президента) РТ.
Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу представленной работы составили фундаментальные труды российских ученых по вопросам конституционно-правого статуса субъектов Российской Федерации.
В основу исследования правового статуса главы субъекта Российской Федерации положены труды А.А. Андриасян, К.С. Вельского, В.В. Гошуляк, Б.П. Елисеева, Н.А. Игнатюк, А.А. Жученко, В.В. Комаровой, В.Н. Лысенко, Л.М. Лысенко, А.Н. Лебедева, В.А. Малиновского, А.Ф. Малого, И.А. Миронова, Л.А. Окунькова, М.С. Саликова, Р.А.Сахиевой, Д.Л. Суркова, И.О. Урусовой и др.
Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, Конституция РТ, федеральное законодательство о государственных органах власти, законодательство РТ о высших должностных лицах и органов государственной власти Республики Татарстан.
Методологическая основа диссертационного исследования. В работе применялись общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, системно-структурный метод), специальные (социологический метод) и частнонаучные методы исследования (формально юридический, исторический, сравнительно-правовой), что позволило всесторонне изучить тему исследования и сделать соответствующие выводы и предложения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что конституционно-правовой статус главы субъекта Федерации (Республики Татарстан) рассматривается в свете обновленной законодательной базы РФ и регионального законодательства относительно государственных органов власти субъектов РФ.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:
1. Конституционно-правовой статус - совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав, и обязанностей, закрепленных в Конституциях и (или) в конституционных законах, а конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов России - статус, закрепленный в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, Конституциях и Уставах и законах субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, непременными атрибутами конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Федерации являются:
- полномочия - права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ;
- предмет ведения, т.е. правовое поле применения его полномочий, совместно с полномочиями образующие компетенцию;
- порядок замещения должности и отстранение от должности;
- конституционно-правовая ответственность высшего должностного лица;
- гарантии осуществления его полномочий
2. Главу субъекта РФ следует считать высшим должностным лицом т.е. должностным лицом, избираемым всеобщим прямым голосованием, представляющим субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную власть (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта РФ может иметь различное наименование (губернатор, глава и др.), которое закрепляется в конституции или уставе данного региона.
3. Главу субъекта РФ нельзя отнести к категории государственных гражданских служащих. Глава субъекта РФ является высшим должностным лицом, наделенным рядом полномочий, т.е. обладающим определенным правовым статусом. Высшие должностные лица субъектов РФ являются носителями двух функций: собственно, высших должностных лиц субъектов Федерации и одновременно руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Законодательная основа правового статуса главы субъекта РФ как высшего должностного лица проработана недостаточно на федеральном уровне. В настоящее время, к сожалению, не разработано законодательство, регулирующее и уточняющее конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ, не имеющего к тому же хотя бы примерного определения в Конституции РФ. Отсутствует на федеральном уровне также рамочный закон, который, по нашему мнению, должен быть не просто федеральным, а федеральным конституционным законом.
5. На наш взгляд, можно говорить о четырех этапах в нормативно-правовом регулировании статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Их хронологические рамки можно определить достаточно условно с указанием на наиболее значимые в данном отношении события в правовой сфере.
6. Правовая природа высшего должностного лица (президента) РТ достаточно неоднозначна. Во-первых, он возглавляет систему органов государственной власти. При этом им координируется деятельность властей, он является звеном, связующим законодательную и исполнительную власти. Во-вторых, президенту РТ непосредственно подчинен Кабинет Министров — правительство Республики Татарстан со всеми подведомственными исполнительными и распорядительными органами. Все это позволяет сделать вывод о том, что президент РТ не может быть отнесен ни к одной из действующих систем государственных органов.
Он со своими обширными полномочиями представляет собой основного организатора и координатора государственной жизни, аккумулирующего часть полномочий высшего органа государственной власти и функции высшей исполнительной власти.
7. Понятие «компетенция» шире понятия «полномочия» и употребляется как объединяющее для понятий «предмет ведения», «функции» и «полномочия» и характеризует применительно к субъекту его права и обязанности (то есть каким образом, как этот субъект осуществляет воздействие) в той или иной сфере (то есть в чем, на что субъект может осуществлять воздействие) с целью выполнения его функций (то есть направления такого воздействия в соответствии с целями и задачами деятельности субъекта), имеющие пространственно-территориальные либо иные установленные рамки (то есть пределы такого воздействия).
8. Под компетенцией президента РТ, на наш взгляд, следует понимать круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ, а также его права и обязанности.
Компетенцию президента Республики Татарстан можно определить, как юридическое выражение совокупности его функций и полномочий в соответствующей сфере общественной жизни. Содержание полномочий как прав и обязанностей, то есть компетенции высшего должностного лица в узком смысле, как бы плавно вытекает из содержания закрепленных за ним функций. Или, иначе говоря, объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций.
Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) деятельности высшего должностного лица Республики, на которые распространяется его юрисдикция. И если определение предметов ведения высшего должностного лица субъекта РФ дает ответ на вопрос, в каких областях своей деятельности он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы его возможностей в той или иной сфере общественных отношений.
9. Высшие должностное лицо (президент) РТ является носителем двух основных функций: собственно, как высшее должностное лицо РТ и одновременно как руководитель высшего органа исполнительной власти РТ. Исходя из этого возможно выделить ряд подфункций президента РТ: нормотворческую, правоприменительную, представительскую и контрольную. Выполняя указанные функции президент РТ реализует полностью свои полномочия.
10. К компетенции президента РТ относится издание нормативных актов: указов и распоряжений. Собственно, подзаконными нормативными актами из вышеназванных следует назвать только указы президента РТ. Все иные акты являются так называемыми внутренними актами.
11. Федеральный законодатель не единожды вносил изменения в институт конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Однако полагаем, что окончательное решение по данному вопросу должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. При этом прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как разновидность конституционно-правовой ответственности, должно быть соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.
Представляется целесообразным формулирование и закрепление в законодательстве критерий наступления конституционно-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей. В определении их в некоторой степени может способствовать Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающий конкретный перечень показателей эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти.
Необходимо дальнейшее совершенствование перечня показателей деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и высшего должностного лица с тем чтобы адекватно подходить к вопросу привлечения глав регионов к конституционно-правовой ответственности. Многие из них могли бы стать критериями оснований конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В целом,юридическое оформление института главы субъекта Федерации, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем совершенствовании и законодательном закреплении как на федеральном, так и на региональном уровнях.
1. Конституционно-правовой статус - совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав, и обязанностей, закрепленных в Конституциях и (или) в конституционных законах, а конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов России - статус, закрепленный в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, Конституциях и Уставах и законах субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, непременными атрибутами конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Федерации являются:
- полномочия - права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ;
- предмет ведения, т.е. правовое поле применения его полномочий, совместно с полномочиями образующие компетенцию;
- порядок замещения должности и отстранение от должности;
- конституционно-правовая ответственность высшего должностного лица;
- гарантии осуществления его полномочий
2. Главу субъекта РФ следует считать высшим должностным лицом т.е. должностным лицом, избираемым всеобщим прямым голосованием, представляющим субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную власть (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта РФ может иметь различное наименование (губернатор, глава и др.), которое закрепляется в конституции или уставе данного региона.
3. Главу субъекта РФ нельзя отнести к категории государственных гражданских служащих. Глава субъекта РФ является высшим должностным лицом, наделенным рядом полномочий, т.е. обладающим определенным правовым статусом. Высшие должностные лица субъектов РФ являются носителями двух функций: собственно, высших должностных лиц субъектов Федерации и одновременно руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Законодательная основа правового статуса главы субъекта РФ как высшего должностного лица проработана недостаточно на федеральном уровне. В настоящее время, к сожалению, не разработано законодательство, регулирующее и уточняющее конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ, не имеющего к тому же хотя бы примерного определения в Конституции РФ. Отсутствует на федеральном уровне также рамочный закон, который, по нашему мнению, должен быть не просто федеральным, а федеральным конституционным законом.
5. На наш взгляд, можно говорить о четырех этапах в нормативно-правовом регулировании статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Их хронологические рамки можно определить достаточно условно с указанием на наиболее значимые в данном отношении события в правовой сфере.
6. Правовая природа высшего должностного лица (президента) РТ достаточно неоднозначна. Во-первых, он возглавляет систему органов государственной власти. При этом им координируется деятельность властей, он является звеном, связующим законодательную и исполнительную власти. Во-вторых, президенту РТ непосредственно подчинен Кабинет Министров — правительство Республики Татарстан со всеми подведомственными исполнительными и распорядительными органами. Все это позволяет сделать вывод о том, что президент РТ не может быть отнесен ни к одной из действующих систем государственных органов.
Он со своими обширными полномочиями представляет собой основного организатора и координатора государственной жизни, аккумулирующего часть полномочий высшего органа государственной власти и функции высшей исполнительной власти.
7. Понятие «компетенция» шире понятия «полномочия» и употребляется как объединяющее для понятий «предмет ведения», «функции» и «полномочия» и характеризует применительно к субъекту его права и обязанности (то есть каким образом, как этот субъект осуществляет воздействие) в той или иной сфере (то есть в чем, на что субъект может осуществлять воздействие) с целью выполнения его функций (то есть направления такого воздействия в соответствии с целями и задачами деятельности субъекта), имеющие пространственно-территориальные либо иные установленные рамки (то есть пределы такого воздействия).
8. Под компетенцией президента РТ, на наш взгляд, следует понимать круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ, а также его права и обязанности.
Компетенцию президента Республики Татарстан можно определить, как юридическое выражение совокупности его функций и полномочий в соответствующей сфере общественной жизни. Содержание полномочий как прав и обязанностей, то есть компетенции высшего должностного лица в узком смысле, как бы плавно вытекает из содержания закрепленных за ним функций. Или, иначе говоря, объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций.
Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) деятельности высшего должностного лица Республики, на которые распространяется его юрисдикция. И если определение предметов ведения высшего должностного лица субъекта РФ дает ответ на вопрос, в каких областях своей деятельности он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы его возможностей в той или иной сфере общественных отношений.
9. Высшие должностное лицо (президент) РТ является носителем двух основных функций: собственно, как высшее должностное лицо РТ и одновременно как руководитель высшего органа исполнительной власти РТ. Исходя из этого возможно выделить ряд подфункций президента РТ: нормотворческую, правоприменительную, представительскую и контрольную. Выполняя указанные функции президент РТ реализует полностью свои полномочия.
10. К компетенции президента РТ относится издание нормативных актов: указов и распоряжений. Собственно, подзаконными нормативными актами из вышеназванных следует назвать только указы президента РТ. Все иные акты являются так называемыми внутренними актами.
11. Федеральный законодатель не единожды вносил изменения в институт конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Однако полагаем, что окончательное решение по данному вопросу должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. При этом прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как разновидность конституционно-правовой ответственности, должно быть соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.
Представляется целесообразным формулирование и закрепление в законодательстве критерий наступления конституционно-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей. В определении их в некоторой степени может способствовать Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающий конкретный перечень показателей эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти.
Необходимо дальнейшее совершенствование перечня показателей деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и высшего должностного лица с тем чтобы адекватно подходить к вопросу привлечения глав регионов к конституционно-правовой ответственности. Многие из них могли бы стать критериями оснований конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В целом,юридическое оформление института главы субъекта Федерации, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем совершенствовании и законодательном закреплении как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Подобные работы
- «Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»
(на примере национальных республик)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека РФ (на примере Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в
субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Гарантии соблюдения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий в субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИК
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Судебная власть в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - РАС ХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ II ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Главы к дипломным работам, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



