Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство развития познавательного интереса

Работа №30546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста 13
1.3. Педагогический потенциал проектной деятельности как условия формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста 17
Выводы по I главе 25
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Характеристика выборки. Организация исследования 26
2.2 Определение актуального уровня развития познавательных интересов
дошкольников 32
2.3 Опытно-экспериментальная деятельность по формированию
познавательного интереса посредством проектной деятельности 39
2.4 Анализ и интерпретация результатов полученных в ходе исследования 49
Выводы по II главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

На современнейшем этапе формирования системы образования происходят изменения ориентиров и требований к дошкольному образованию. Смена концепции образования, пересматривание целей, задач и содержания развития детей нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте [41]. Сегодняшняя концепция дошкольного образования охарактеризована разнообразием видов дошкольных образовательных организаций, увеличением спектра использованных педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. Эти факторы влияют не только на воспитательный и методический процесс в дошкольном учреждении, но и на развитие познавательного интереса детей в целом.
На протяжении длительного времени в педагогике не уделялось должного внимания формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Познавательный интерес как один из ведущих мотивов побуждающих дошкольников к активной деятельности к знаниям и обучению стали анализировать такие педагоги как Б.Г.Ананьева, Л. Н. Божович, Л.С.Выготский, Л. А. Венгер, А. Г. Запорожец [1, c. 18]. Исследования данных авторов наглядно демонстрируют, что познавательный интерес развивается более успешно в ходе активной познавательной деятельности. Познавательный интерес дошкольника демонстрируется в устремлении познавать новое, выяснять неясное о свойствах и качествах предметов и явлений окружающей жизни, в желании познать их суть, найти между ними существующие связи и отношения.
В настоящее время существуют разнообразные точки зрения на определение понятия познавательного интереса. Первая точка зрения, это познавательный интерес как избирательная направленность личности (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо). Вторая - проявление эмоциональной и умственной активности (С. Л. Рушинштейн). Третья - активатор различных чувств (Д. Фрейер). Еще одна точка зрения, это познавательный интерес как характерное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его
жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К.Ковалев). Следующая точка зрения, это активное познавательное отношение личности к миру (В.Н.Мясищев), избирательная направленность человека на явления и предметы окружающей действительности (Т.А. Куликова, Н. Г. Морозова, Г.И. Щукина) [7, c. 34-40]. В свою очередь Г.И. Щукина, подвергать анализу содержательные части познавательного интереса: эмоциональные, интеллектуальные, творческие и регулятивные процессы. А. Валлон рассматривает познавательный интерес через призму эмоционального отношения к объекту познания. По мнению автора, первым объектом познания малыша является именно предметный мир, и развитие познавательного отношения к предметному миру, что свидетельствует об успешности его социализации. Одним из средств освоения предметного мира и развития познавательного интереса является метод проектов, который имеет комплексный интегрированный характер.
Проектная деятельность как метод начала свое рождение в конце XIX века стараниями американских педагогов Е. Пархерст, В. Килпатрика, Э. Коллингса и основывалась на теоретических аспектах философа Джона Дьюи. Ряд ученых анализируют метод проектов как один из вариантов интегрированного метода обучения дошкольников, как форму организации педагогического процесса, в основу которого положено взаимодействие педагога и ребенка, определенная этапность в организации практической деятельности по достижению поставленной цели (Л.С.Киселева, Т. С. Лагода, Т.А. Данилина, М. Б. Зуйкова). Другие авторы рассматривают суть метода проекта, его проблемный характер и место его в воспитательно¬образовательном процессе (Дж. Дьюи, Т.А.Данилина, Б.В. Игнатьев,У.Килпатрик, М. В. Крупенина, Н. Г. Чернилова) [7, c. 52-57].
Идеи проектной деятельности использовали в своей работе А.С.Макаренко, С.Т Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский.В.Н. Л.К. Шлегер, эти ученые впервые попробовали применить методику проектной деятельности для обучения дошкольников.
В основе проектной деятельности положена идея о устремленности познавательной деятельности детей на результат, который может быть достигнут в ходе коллективной работы ребенка и педагога над обусловленным практическим вопросом. В современной действительности проектная деятельность используется в дошкольных учреждениях. В соответствии с требованиями ФГОС ДО метод проектов является составляющим комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ.
Разумеется, при применении проектной деятельности, на педагога возлагается дополнительная нагрузка, та как необходимо подобрать и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, разработать консультации для родителей, привлечь их, подготовить для новой деятельности. С другой стороны это делает жизнедеятельность в детском саду более наполненной и увлекательной, а родители воспитанников в данном случае являются прямыми участниками образовательного процесса детского сада. Данную мысль продолжает Н.О. Яковлева [44], она выделяет плюсы проектной деятельности это, безусловно, само проектирование, вмонтированное в практику деятельности образовательной организации, что изменяет его облик, делает его более мобильным и заманчивым в нынешних условиях. Не смотря на вышесказанное, в большинстве проведенных исследований мало говориться о всех потенциальных возможностях проектной деятельности, о ее роли в развитии познавательного интереса дошкольников.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Определить уровни сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3) Экспериментальным путем проверить эффективность влияния разработанной проектной деятельности на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Предмет исследования условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Гипотеза: формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- в образовательный процесс будет введена проектная деятельность,
- проектная деятельность будет основана на совместном исследовании детей и взрослых.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; диагностические методики направленные на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, педагогический эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в МАДОУ «Детский сад №109 «Курай» города Набережные Челны.
Методологической основой исследования являются работы В.П. Бедерханова [3], И.Н. Бухтиярова [7], В.Г. Гузевская [9], Е.С. Евдокимова [13], Н.В. Ипполитова [16] и др. посвященные анализу проектной деятельности. О важности формирования личностных качеств писали А.Н. Леонтьев [20], Е.О. Смирнова [36], М.И. Лисина [21].
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы и применены в работе дошкольных образовательных организаций, как воспитателями, узкими специалистами, так и студентами ВПО.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи. По первой задаче, провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, отмечаем, что вопросом изучения познавательного интереса занимались такие педагоги-исследователи как Б.Г.Ананьева, Л. Н. Божович, Л.С.Выготский, Л. А. Венгер, А. Г. Запорожец и др. Можно так же отметить, что в периодической печати достаточно много изданий посвященных проектной деятельности и во всех них говорится, что в основании любого проекта находится проблема, для разрешения которой требуется исследовательский поиск.
По второй задаче, определить уровни сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что на констатирующем этапе сформированность познавательного интереса находятся на достаточно низком уровне. Это, безусловно, влияет на дальнейшее развитие личности.
По третьей задаче, экспериментальным путем проверить эффективность влияния разработанной проектной деятельности на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации данной задачи был разработан и апробирован на практике проект «Я помню, я горжусь» была построена в четыре этапа: целеполагание; планирование; его практическая реализация на практике; заключительный, презентация проекта. На контрольном этапе результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе результат значительно изменился. Сформированность познавательного интереса находятся на достаточно высоком уровне.
Таким образом, формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если в образовательный процесс будет введена проектная деятельность, основанная на совместном исследовании детей и взрослых.



1. Александрова, Е.Ю. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий по воспитанию патриотических чувств / Е.Ю. Александрова, М.П. Постникова - СПб: Библиотека, 2012 - 442-489 с.
2. Бабко, С.Ю. Проектная деятельность в ДОУ - наиболее эффективная форма работы с дошкольниками и их родителями / С.Ю. Бабко // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 5. С.63-65.
3. Бедерханова, В.П. Совместная проектная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. 2012. - № 1. - С. 24-36.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович — СПб.: Питер, 2013. — 398 с.
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
6. Бреслова, Л.В. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве. / Г.М. Бреслов. — СПб.: Питер, 2013. — 398 с.
7. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова //Школьные технологии. 2012. - № 2. - С. 12-15.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 28 с.
9. Гузевская, В.Г. Метод проектов в дошкольном воспитании / В.Г. Гузевская-СПб: Печать, 2014 - 676-691 с.
10. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
11. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод.указания / Ин-т «Открытое о-во»; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. - 38 с.
12. Дягтярь, О.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию / О.В. Дягтярь, Е.В. Дмитрюк //Воспитатель ДОУ. - 2012. № 2. - С. 10-14.
13. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. / Е.С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
14. Егорова, И.Е. Проект «День Победы»: дорогами войны / И.Е. Егорова // Дошкольная педагогика. 2015. № 4. С.19-25.
15. Зеньковский, В.Д. Психология детства. / В.Д. Зеньковский — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.
16. Ипполитова, Н.В. Все о проектном методе работы с дошкольниками / Н.В. Ипполитова - М.: Просвещение, 2014 - 83 c.
17. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.
18. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб.пособие / О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 415 с.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. / И.Ю. Кулагина - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
20. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 384 с.
21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина-СПб: Печать, 2014. - 462 с.
22. Лосева, В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика. 2014. № 8. С.21-26.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2015. - 583 с.
24. Миронов, А.В. Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность на этапах общего образования в условиях ФГТ и ФГОС: пособие для учителя / А.В. Миронов. - Наб. Челны, НГПИ, 2013. - 138с.
25. Морозова, Л.Д. Проектная деятельность: подготовка педагогов дошкольного образования в условиях повышения квалификации / Л.Д. Морозова. // Детский сад от А до Я. - № 1. - 2016. - С. 76-90.
26. Морозова, Л.Д. Проектная деятельность: подготовка педагогов дошкольного образования в условиях повышения квалификации / Л.Д. Морозова // Детский сад от А до Я. 2016. № 2. С. 78-96.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 656 с.
28. Оберемок, С.М. Методы проектов в дошкольном образовании. / С.М. Оберемок. - М.: Мозаика-Сити, 2012. - 112 с.
29. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Докт. Филолог. Наук, проф. Н.Ю. Швецовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 1983. - 816 с.
30. Пантелеева, Н. Проект «Великая Победа» / Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. - С.22-31.
31. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов выс.уч.заведения / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский -5-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 512 с.
32. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
33. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. спр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
34. Развитие личности ребенка./Под ред. А.М. Фонарева. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.
35. Сироткин, Л.О. Формирование личности ребенка / Л.О. Сироткин —
М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.
36. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
37. Солодянкина, О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении. Методическое пособие. / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2015. - 80с.
38. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 15-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 672 с.
39. Субботский, Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). / Е.В. Субботский — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
40. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студентов. сред.учеб.заведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
42. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 4. С.26-29.
43. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 20013. - 88 с.
44. Шиянова Л. А., Шиянова Ю. Н. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 69-72.
45. Яковлева, Н. О. Проектирование как педагогический феномен/ Н.О. Яковлева // Педагогика. — 2012. № 6. С. 8-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ