ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О МЕТОДАХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Исторические основы генезиса идеи интерактивных методов
обучения 6
1.2. Определение ключевых характеристик интерактивного обучения...10
1.3. Психолого-педагогические основы использования интерактивных
методов обучения 16
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Педагогические условия использования интерактивных методов
обучения 24
2.2. Классификация современных интерактивных методов обучения .32
2.3. Анализ применения на практике интерактивных методов обучения
на уроках права 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время в соответствии с концепцией образования в России происходит становление системы образования, ориентированной на интеграцию в мировое образовательное пространство. В связи с этим возрастает роль и значимость инновационных форм обучения, направленных на усовершенствование процесса обучения, поиск активных методов и форм обучения, способствующих достижению высокого уровня активности и обучаемости учащихся.
Психолого-педагогический обзор традиционно сложившихся методов и форм организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе господствует репродуктивность при восприятии и овладении учебным материалом. Используемые формы, методы и средства обучения предполагают в основном активную деятельность преподавателя в процессе передачи необходимых знаний. Несмотря на то, что традиционное обучение внесло свой непосильный вклад в подготовку специалистов, педагогов, образовательный процесс не стоит на месте, поэтому он должен соответствовать современным условиям и требованиям. Изменения жизни требуют и изменений цели и назначения современного образования. Функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения снижается, поэтому одной из важных проблем педагогики была и остается проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения; может соответствовать требованиям к уровню подготовки, предъявляемым выпускникам Федеральным государственном образовательном стандартом.
Поэтому на смену традиционному обучению приходит интерактивное, где в центральное место в процессе обучения отводится ученику, который приобретает знания и навыки самостоятельно, педагог при этом помогает и направляет его познавательную деятельность. Именно интерактивные методы, целью которых является не только передача знаний, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей ребёнка, а также стимулирование его самостоятельной учебной деятельности, становятся все более актуальными на сегодняшний день.
Степень разработанности темы. Литературы и источников по данной теме достаточно много, так как на сегодняшний день интерактивные методы обучения актуальны. В ходе исследовательской работы были изучены работы О.А.Голубковой, М.В.Кларина, И.В.Курышевой, А.К.Чалданбаевой и Ж.К.Аруновой, которые дают характеристику общих положений по современному состоянию методологических оценок интерактивных форм обучения . Использование интерактивных методик на уроках права и обществознания (в разделах по праву) раскрывается в исследованиях Г.И.Ибрагимова, Е.М.Ибрагимовой, О.И.Агапова, П.М.Гаджиевой и др.
Объектом исследования стало изучение процесса образования с использованием интерактивных методов обучения.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения как средство правового образования учащихся.
Целью выпускной квалификационной работы стало изучение интерактивных методов обучения и практика их применения на уроках права.
Для достижения цели исследовательской работы, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть историко-педагогический аспект интерактивных методов обучения;
- дать определение основным характеристикам интерактивного обучения;
- рассмотреть психолого-педагогические основы использования интерактивных методов обучения;
- описать педагогические условия использования интерактивных методов обучения;
- рассмотреть классификации интерактивных методов обучения;
- изучить применение на практике интерактивных методов обучения на уроках права и обществознания (в разделах по праву).
Методология исследования. Методологическую основу работы составили общенаучные (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, аналогия) и специальные (социологический, системный) методы научного исследования.
Структура исследования. Структура работы обусловлена постановленной целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Интерактивное обучение является, прежде всего, диалоговым обучением, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только между обучающимся и учителем, но и между самими учениками. Интерактивные методы обучения представляют собой способ совместной деятельности учащихся, при котором участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению проблем, дают возможности для самореализации личности в различных видах учебной деятельности, обеспечивая качественное изучение естественнонаучных дисциплин.
Необходимость внедрения интерактивного обучения в практику образования обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в будущей профессиональной сфере.
Интерактивные методы являются актуальной инновацией в системе современного образования. Такая форма работы способствует повышению мотивации учеников к обучению, устойчивому усвоению знаний, развитию творческих и коммуникативных способностей личности, умению принять самостоятельное решение и получать знания практическими методами.
Теоретико-методологическим основанием возможности самореализации учащихся в учебной деятельности с использованием интерактивных методов обучения являются: гуманно-личностный,
личностно-деятельностный, ценностный, системный подходы, реализация которых позволяет учащимся выражать свое отношение к различным видам деятельности, выявлять личностные смыслы учения, получать удовольствие от проделанной работы и своих достижений.
Сущность интерактивных методов обучения основана на освоении нового познавательного опыта учащихся в ходе активного продуктивного взаимодействия, организованного в процессе совместной деятельности учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с различными источниками информации с целью самореализации учащихся. При взаимодействии участники образовательного процесса совместно решают естественнонаучные проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение.
При этом современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.
В специализированной литературе существуют различные подходы к классификации интерактивных методов обучение. Необходимо отметить, что на данный момент нет четкой классификации интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят и к активным, и к интерактивным. Самой распространенной является классификация, основанная на групповых и индивидуальных формах организации деятельности.
Для эффективной организации образовательной деятельности с применением интерактивных методов необходимо безусловное знание педагогом системной классификации методов обучения, обоснованно выбирать и оптимально сочетать их исходя из учета учебных задач и психолого-физиологических, индивидуальных возможностей учащихся. К сожалению, применение интерактивных методов на учебных занятиях используются недостаточно.
Были выявлены возможности интерактивных методов обучения в правовом образовании учащихся. Под возможностями интерактивных методов обучения в правовом образовании мы понимаем те свойства, содержащиеся в интерактивных методах обучения, которые при определенных условиях могут способствовать формированию правовой культуры личности.
Проведение уроков с применением активных и интерактивных методов показывает, что такие методы позволяют глубже проникать в суть явлений, формировать мышление, помогают формировать гражданскую позицию и систему общественных ценностей учащихся, а также мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся - внимание, восприятие, мышление, память, воображение, повышают интерес к предмету.
Для успешного применения интерактивных методов на уроке следует постепенно обучать учеников приемам работы, начиная с применения элементов и только потом можно строить на них весь урок. Следует учитывать готовность класса к такой работе, так как требуется активная работа учащихся. Учитель, практикуя активные и интерактивные методы, должен очень гибко и быстро реагировать на возможную смену формы работы. Следует обратить внимание на то, что необходимо применять методы в соответствии возрастными особенностями класса.
Несомненно, эффективность образовательного процесса непосредственно зависит и от уровня подготовки педагогических кадров, поскольку педагог по-прежнему остается важным звеном процесса обучения. Успех образования на любом уровне находится в руках педагогов и во многом определяется уровнем их профессионального мастерства, умением свободно ориентироваться в особенностях интерактивных методов обучения. В связи с чем, одним из условий повышения качества обучения учеников является постоянное совершенствование профессиональной компетентности и мастерства педагога.
За прошедшие годы учителя школ, работающих в данном направлении, приобрели большой опыт, создали интересные методические разработки, выработали творческий подход к урокам. Однако, несмотря на отличную подготовку, учителям права иногда не хватает в преподавании новых способов и подходов, отличных от тех, которые применяются на традиционном уроке. Ведь право является особым школьным предметом, от знания или незнания которого может зависеть судьба учеников, поэтому важно не только дать им теоретические знания, но и помочь сформировать убеждения, привить навыки правового поведения в реальной жизни. Помочь учителям права решить эти задачи может применение интерактивных методов преподавания, которые, на наш взгляд, недостаточно используются в реальной педагогической практике, хотя сама природа правового знания требует интерактивного обучения.
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.
1.2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. 2012. 31 декабря.
II. Специальная литература
2.1. Агапов О.И. Интерактивное обучение. М.: Слово,2001.54с.
2.2. Балаев А.А. Активные методы обучения. М.: Профессиональное обучение, 2012. 210 с.
2.3. Васильева И.В. Учебное сотрудничество на уроках // Авантаж. 2013. № 50. С. 45-49.
2.4. Воскобитова Л.А. Некоторые особенности обучения взрослых и интерактивные методы преподавания в юридическом вузе // Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании: сб. материалов. М., 2014. С.54-58.
2.5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика- Пресс, 2012. 290 с.
2.6. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 81-87.
2.7. Гаджиева П.Д.Интерактивные методы в правовом образовании учащихся. М.: Высшая школа, 2014. 221 с.
2.8. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе. 3-е изд. с доп.и изм. СПб.: Питер, 2012. 190 с.
2.9. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1-18.
2.10. Ибрагимов Г.И, Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения / Под ред. Г.И. Ибрагимова.М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.383 с.
2.11. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://murmansk.buepl.ru/files/metod/inter.pdf
2.12. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. 2012. № 7. С. 11-14.
2.13. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. 2013. №7. С.12-18.
2.14. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. М.: Владос, 2003. 180 с.
2.15. Козырева А.Б., Бекин А.В. Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права // Актуальные проблемы российского права. 2014. №10. С.2358-2361.
2.16. Королева Н.М. Образовательные технологии, обеспечивающие развитие социокультурной компетенции у студентов. М.: Наука, 2011. 237 с.
2.12. Королёва Н. М., Костерина И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1 (33). С.128-132.
2.17. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. М.: Сентябрь, 2013. 176 с.
2.18. Куликова Л. Н. Интерактивные методы в образовании. Интерактивные методы в образовании: личносозидающие смыслы: сборник статей Хабаровского государственного педагогического университета. Хабаровск, 2012. С. 138-141.
2.19. Кулинич Г. С. Ролевые игры в обучении и воспитании школьников. М.: Педагогика, 2013. 109 с.
2.20. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №12. С.160-164;
2.21. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Интерактивный метод обучения // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1390-1392.
2.22. Москалевич Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества // Инновационные образовательные технологии. 2014.№ 1 (37). С. 43-48.
2.23. Налимова О. О. Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения // Молодой ученый. 2014. №18.1. С. 69-72.
2.24. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии.2012. №1.С.5-13.
2.25. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления. М.: Владос, 2010. С.14.
2.26. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2017. №6. С.32-42.
2.27. Панина Т. С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 176 с.
2.28. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Академия, 2012. 192 с.
2.29. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 2011. 268 с.
2.30. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 163 с.
2.31. Полякова Л.Г. Использование активных и интерактивных методов обучения праву. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/user/mаchalova-irina-nikolaevna.
2.32. Роль учителя в процессе организации коммуникативно-интерактивного обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://vuzlit.ru/342383/rol_uchitelya_protsesse_organizatsii_kommunikativno_interaktivnogo_obucheniya
2.33. Садыков Т.М. История развития интерактивных технологий // Проблемы современного образования. 2016. №4. С.158-161.
2.34. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально- педагогической культуры будущих педагогов// Молодой ученый. 2015. № 4. С. 279.
2.35. Селевко Г.К. Энциклопедия новых педагогических технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.
2.36. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 2013. 290 с.
2.37. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: «Просвещение», 1982. 208 с.
2.38. Фаткулин А. О современной технологии обучения //Alma mater. 2013. №3. С. 29-31.
2.39. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1020-1022.
2.40. Чалданбаева А.К., Арунова Ж.К. Сущность и характеристика интерактивных методов обучения// Вестник КРСУ.2015. №10.С.112-115.