Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Американский феминизм 1960-1970 гг.: радикализация феминистского движения

Работа №30520

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
739
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Возникновение и идейная база американского феминизма 9
1.1. Идейные истоки американского феминизма 9
1.2. Возникновение и развитие американского феминизма второй волны... 17
1.3. Характерные черты феминизма второй волны 25
2. Радикальный феминизм в США в 1960-1970-х годах 32
2.1. Особенности радикализации американского феминизма 1960-1970-х годов 32
2.2. Доктрина радикального феминизма 37
2.3. Радикальный феминизм и общественная жизнь США 1960-1970-х годов 48
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 68


Проблема прав женщин - одна из важнейших в истории Нового и Новейшего времени. Рост образованности в западных обществах, процесс демократизации западных политических систем привел к тому, что женщины получили больший объем политических, социальных, экономических и культурный прав. Они перестали быть зависимы от мужчин в семье - отца и мужа, обрели юридическую автономность. Феминизм качественно изменил характер современного общества, придал новые черты политической, экономической и социальной системе, трансформировал не только взаимоотношения полов, но и профессиональные отношения, изменил сферу средств массовой информации, широко открыв путь женщинам в профессию журналиста, оказал влияние на развитие культуры.
Среди феминистических движений XX века особое место занимает радикальный феминизм США 1960-1970-х годов. Его особенность состоит в том, что впервые в истории США женщины активно включились в общественную и политическую борьбу. Это участие носило активный характер, стало результатом роста политического сознания американских женщин, которые смогли осознать свое положение, идеологически сформулировать и достаточно резонансно репрезентировать его, и решить многие стоявшие перед ними проблемы, во многом преодолев дискриминационные проявления в отношении к женщинам в американском обществе.
Между тем, развитие российского общества остро ставит проблему места и роли женщины в современной России, институционального оформления женского общественного движения, выработки отношения к феминистской политической идеологии и политическому движению, которые активно расширяют права и сферу влияния женщин в современных западных обществах. В этой связи анализ радикального феминизма в США в 1960-1970-х годах представляется значимым и актуальным, поскольку позволяет оценить идеологию и набор методов одного из наиболее эффективных движений современного феминизма.
В качестве источников при написании работы использовались произведения Б.Фридан , В. Брайсон , К. Моран , О. Де Гуж . В работе Б. Фридан отражены идеи феминизма и концепция радикального феминизма 1970х годов, В. Брайсон изучала особенности положения женщины в западном мире и в США, а так же пути решения основных проблем политического неравноправия женщин в США. К. Моран является одним из авторов идеологии радикального феминизма, ей рассмотрены причины удручающего положения женщин в США к началу 1960-х годов и предложены идеи, ставшие важнейшими тезисами доктрины радикального феминизма. «Манифест Общества Полного Уничтожения Мужчин» («SCUM Manifesto») - единственный сохранившийся текст радикальной феминистки Валери Соланас (1936-1988) . Это трактат о социальном и биологическом превосходстве женского пола над мужским. Классикой феминистской мысли является произведение С. Файрстоун «Диалектика пола: обоснование феминистской революции» («The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution» ) . В этой книге она попыталась объединить идеи Фрейда и Маркса. Для второй волны феминизма в США эта работа стала очень важной.
Использованы также нормативные документы феминистического движения.
Степень изученности проблемы. Рассматривая историографию проблемы, важно отметить то, что специальных исследований, посвященных изучению радикального феминизма в США в 1960-1970-х годах, до сих пор не появлялось в отечественной исторической науке. Североамериканская общественная мысль и социальные науки также недостаточно оперативно обращались к осмыслению феминистского движения в США. Это связано с тем, что в это время в США шла активная и бурная социально-политическая жизнь, а радикальный феминизм был лишь одним из множества общественных явлений, движением объединявшим, по сути дела, лишь одну политически и социально активную гендерную группу. Поэтому радикальный феминизм в США еще не получил достаточного внимания со стороны исследователей. Общим тенденциям
п
развития феминизма в США посвящены труды С. де Бовуар , которая рассматривала общие тенденции положения женщин в Западном мире и
о о
развитие феминистского движения. Е.М. Зуйковой , И.С. Клециной , О. Ворониной изучались причины появления радикального феминизма как идеологической доктрины и ее влияние на развитие политической истории США.
В работах Д. Рассела и В. В. Согрина рассмотрена характеристика идеологии радикального феминизма. Основной упор при этом сделан на преемственность радикального феминизма с предшествующими и последующими социально-политическими движениями США. Радикальный феминизм представлен как одно из многих течений общественной жизни в 1960-е годы.
Феминизм в контексте истории США исследуется в работах Т.И. Колмаковой , В.И. Успенской , А.А. Громовой , Е.Н. Войтович . Феминизм данными авторами трактуется как сопутствующее явление социально-
политическому подъему США 1960-1970 - х годов, который при этом не имел собственной социально-политической базы и не мог кардинально повлиять на политическую обстановку в стране и положение женщин. Важно и то, что радикальный феминизм рассматривается данными авторами как негативное явление, которое во многом искажало политическое протестное движение, переводя его на решение частных проблем, что ослабляло общее давление на истеблишмент США.
В целом можно отметить то, что радикальный феминизм по сей день мало изучен в исторической науке, в то время как активность и заметная политическая значимость феминистского движения требуют гораздо больше внимания со стороны исследователей к этому общественному явлению.
Основная проблематика исследования строится на изучении радикального феминизма в США 1960-1970-х годов, его социальных и политических предпосылок, концепций, и рассмотрении влияния данного течения феминизма на развитие общественного и женского движения в США.
Методологическая база исследования строится на основе подходов, сложившихся в современной отечественной исторической науке. В работе использованы специально-исторические и общенаучные методы. Основным принципом в подходе к исследованию стала опора на принцип историзма, что предполагает изучение событий прошлого в конкретно-историческом контексте эпохи, данного времени, без чего невозможно выявить их специфику, а также понять логику и закономерность развития. Исследование строится также с опорой на принцип объективности и основывается на стремлении учесть и проанализировать все важнейшие научно-исторические подходы к изучаемым проблемам.
В работе использованы также типологический, генетический, сравнительный методы. Опираясь на метод обобщения и типизации, можно суммировать тот исторический опыт, который полезен для понимания истории феминистского движения в разные исторические периоды. Генетический метод позволяет рассмотреть становление и развитие изучаемого явления. Сравнительный метод дает возможность выявить специфику феминистского движения на разных этапах его развития.
При исследовании данной темы использовались также общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение.
Научная значимость исследования - исследование истоков, теоретических основ и отражения в социальной практике американского радикального феминизма в 1960-1970-х годах. Это дает возможность оценить значение женского движения в США, раскрыть влияние радикального феминизма на социально-экономические и политические отношения в США, а так же определить особенности американского феминистского дискурса 19601970-х годов и характерные для него подходы к решению общественных проблем.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе проделанной работы возможно создание специальных курсов по истории радикального феминизма, американского феминизма как идеологического и общественного движения.
Объект работы - североамериканский феминизм.
Предмет работы - развитие радикального феминизма в США 1960-1970-х
годов.
Цель работы - выявление и анализ происхождения, теоретических основ и отражения в социальной практике лозунгов и требований американского радикального феминизма в 1960-1970-х годах.
Задачи работы:
- исследовать идейные истоки американского феминизма;
- проанализировать возникновение и развитие американского феминизма второй волны;
- проанализировать характерные черты феминизма второй волны;
- изучить особенности радикализации американского феминизма 19601970-х годов;
- охарактеризовать и дать оценку доктрине радикального феминизма;
- проанализировать положение и место радикального феминизма в общественной жизни США 1960-1970-х годов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, показаны методологические основы исследования, источники и историография проблемы, определены объект и предмет работы, цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены особенности возникновения и идейная база американского феминизма. В рамках данной главы изучаются идейные основы американского феминизма, характерные особенности второй волны феминизма, ее причины, специфические черты этого этапа развития американского феминизма.
Вторая глава работы посвящена анализу радикального феминизма в США в 1960-1970-х годах. В ней анализируется причины его появления, идейная база, взаимосвязь с общественными движениями и результаты, значимые для теории и практики американского феминизма.
В заключении сформулированы основные выводы проделанного исследования.
Список источников включает источники и научные работы, использованные при написании исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в рамках данной работы нами рассмотрены особенности радикализации американского феминизма 1960-1970-х годов.
Американский феминизм имеет длительную историю. Феминизм в США зародился в 1830-х годах. В этот период происходит оформление американского феминизма первой волны. Это было время общественных беспорядков, экономической нестабильности и распространения утопических социально-экономических идей.
Феминизм в США имел существенные отличия от европейского суфражизма. Низкая вовлеченность американских женщин в экономику определила то, что основным вопросом для феминисток первой волны был вопрос гражданских прав, как экономических, так и политических.
Принципиальной особенностью феминизма второй волны была его политическая ориентация. Если первая волна феминизма имела значительную социально-экономическую окраску, то феминизм второй волны ориентировался на политическую сферу. Это связано с тем, что как лидеры феминизма второй волны, так и американские женщины в целом были уже более подкованы в политических вопросах. Предоставление женщинам гражданских свобод открыло для них политическую сферу.
Феминистки второй волны полагали, что разнообразные формы культурного, социального и политического неравенства женщин тесно связаны между собой. Поэтому они призывали американских женщин понять, что отдельные аспекты частной и личной жизни сильно политизированы и являются фактическим отражением общественных сексистских властных структур.
Вторая волна феминизма смогла выработать простую, доступную, но крайне действенную идеологию. Именно благодаря ей феминисткам удалось достичь значительных изменений в обществе США.
В середине 1960-х годов одновременно с либеральным течением феминизма, достаточно институционального, появляются неформальные группы молодых интеллектуалок, открыто заговоривших о широкой женской эмансипации с активной и радикальной позиции.
Радикализация феминизма была вызвана тем, что вторая волна феминизма складывалась в контексте мощных молодежных движений и общественных протестов «новых левых». Для 1960-х годов молодежное движение стало первым в истории Соединенных Штатов Америки массовым выступлением молодежи из среднего класса против ценностей и институтов «общества потребления». Резкой критике и идеологическому нигилизму новых левых радикалов подвергались негуманистические черты старой «прогнившей индустриальной цивилизации»: при этом вместо «демократии элит»
американские левые студентки требовали эгалитарной и социально справедливой «демократии участия».
Важной причиной радикализации было и то, что феминизм второй волны ориентировался на молодежь. Этим он отличался от классического феминизма, который требовал права для женщин среднего возраста, которые не имели прав собственности и политического участия. Феминизм второй волны был более идеократичен, он вовлек в движение широкие слои девушек, которые только начинали профессиональную и личную жизнь. Именно с высокой рефлективностью участников связана программа феминизма второй волны.
Как фактор радикализации можно отметить и то, что вторая волна американского феминистского движения возникла в ходе общеамериканского социально-политического протеста конца 1960-х - начала 1970-х годов. Новое женское движение стало протестом женщин против существовавшего патриархального устройства общества (общества с четким доминированием мужчин). Но важно отметить и то, что это движение сформировалось в обстановке бурной социально-политической жизни США. Феминистское движение было индуцировано социально-политическими условиями, общим напряжением внутриполитической борьбы в США в это время. Фактически оно стало ответом женщин на изменение социальной обстановке в стране. В это время в США одновременно шло несколько масштабных общественных компаний: антивоенная компания, направленная на прекращение Вьетнамской войны; компания афроамериканцев во главе с М.Л. Кингом, направленная на предоставление всей полноты свободы черному и цветному населению США; профсоюзная компания с требование роста заработной платы и улучшения условий труда. Эта компания шла параллельно с европейской компанией рабочего движения, ее участники требовали как значительного роста заработной платы, так и предоставлением им социальных пособий и выплат, оплаты медицинской страховки, больничных и т.д. Именно в таких крайне специфических социальных условиях разворачивалось радикальное феминистское движение. Важная особенность феминизма второй волны - дискретность движения, наличия нескольких направлений феминизма, которые отличались друг от друга по методам, применяемым в политической и социальной борьбе, а так же расхождения были в некоторых идеологических установках.
«Освобождение женщин» ведущее направление радикального феминистского движения США в 1960-1970 - е годы. Представители этого движения ходили на антивоенные митинги, марши мира, устраивали пикеты возле предприятий, где были плохие условия труда. Но это движение в общественной борьбе не было самостоятельным, как правило, его представительницы не проводили самостоятельных акций, но они активно блокировались с левыми общественными организациями, организациями ветеранов Вьетнамской войны, неформальными организациями молодежи.
Радикализм второй волны проявился в двух основных аспектах - в радикальной доктрине движения, коренным образом отличного от всего, что было ранее. Впервые был поставлен вопрос о пересмотре социо-половых ролей в обществе как основе закрепощения женщин и подавления их прав, и в методах радикального феминизма. Активистки радикального движения отошли от тактики легитимной борьбы в рамках существовавшей политической модели и стали вести борьбу с помощью уличного и публичного протеста, вызывая внимание общества к проблемам неравноправия женщин личными и массовыми акциями.


1. Брайсон В. Политическая теория феминизма / В. Брайсон: пер. с англ. Липовской О. - М.: РГГУ, 2001. - 304 с.
2. Моран К. Быть женщиной: Откровения отъявленной феминистки = How to be a Woman / К. Моран. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 298 с.
3. О. Де Гуж. «Декларация прав женщины и гражданки» / О. Де Гуж - Режим доступа: http://ravnopravka.ru/2011/03/олимпия-де-гуж-декларация-прав- женщин /, свободный (дата обращения: 30. 03. 2018).
4. Соланас В. Манифест Общества Полного Уничтожения Мужчин /В. Соланас : пер. с англ. Липовской О. - Тверь.: Kolonna Publications, 2004. - 48 с.
5. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Норма, 1992. - 312с.
6. Фридан Б. Загадка женственности / Б. Фридан. М.: Литера - Прогресс, 1993. - 460 с.
7. Millett К. Sexual Politics / К. Millet! US.: Doubleday and Co, 1970. - 393 c.
8. Firestone S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution / S. Firestone. US.: William Morrow and Company, 1970. - 216 c.
2. Литература
1. Алексеева А. П. Краткий философский словарь / А.П. Алексеева. - М.: Проспект , 1997. - 494 с.
2. Богатова Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола / Л.М. Богатова// Филос. науки. - 2008. - N 6. - С. 113-133.
3. Большакова А.Ю. Гендер и архетип: «Первозданная Женщина» в
современном мире /А.Ю. Большакова // Общественные науки и современность. -2010. -N2. -С.167-176.
4. Брандт Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины / Г. А. Брандт. - СПб.: Алетейя, 2006. - 160 с.
5. Браун Дж.В. Гендерные различия в здоровье / Дж.В.Браун, Л.В.Панова, Н.Л.Русинова// Социологические исследования. - 2007. - N 6. - С. 114-122.
6. Бурмакова О. Могут ли женщины получить все, что такое «все» и как этого добиться? / О. Бурмакова // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2012. - N 4 (84). - С.217-331.
7. Бутовская М.Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства / М.Л. Бутовская // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т.10, вып.3-4. - С. 165-170.
8. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт /Д. Бурстин. М.: Прогресс, 1993. - 529 с.
9. Вилье М. Женские клубы и легионы амазонок. Из истории феминизма во Франции / М. де Вилье. - М.: Либроком, 2011. - 448 с.
10. Ворожихина К. Женское и мужское в обществе и культуре / К. Ворожихина // Здравый смысл. - 2008/09. - N 1. - С.42-45.
11. Воронина О. А. Гендерные аспекты идентичности / О. Воронина // Человек. -2012. -N6. -С.15-31.
12. Войтович Е.Н. Феминизм вчера и сегодня / Е.Н. Войтович. - Новосибирск, 1996. - 119 с.
13. Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин / Н. Вульф. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 446 с.
14. Еендерные стереотипы в меняющемся обществе: Опыт комплексного социологического исследования / под ред. Римашевской Н.М. - М.: Наука, 2009. - 272 с.
15. Громова А.А., Климова Е.А. Женщины как объект социогендерных исследований/А.А. Громова, Е.А. Климова // Женщины. История. Общество. Сборник научных статей под ред. В.И.Успенской. Вып. 2. Тверь, 2002. - 238 с.
16. Де Бовуар С. Второй пол / С. де Бовуар. М.: Азбука. 2010. - 928 с.
17. Денисова А. А. Словарь гендерных терминов / А. А. Денисова - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
18. Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Д. Джери. - М.: ВЕЧЕ ACT, 1991.-544 с.
19. Епифанова И. В. Женское движение в США в эпоху «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта (1930-1940-е годы) / И. В. Епифанова - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/zhenskoe-dvizhenie-v-ssha-v-epohu-novogo-kursa-f- d-ruzvelta-1930-1940-e-godv. свободный (дата обращения: 15.04.2018).
20. Жеребкина И. «Прочти мое желание».... Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм / И. Жеребкина. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с.
21. Заявляем наши права: Как использовать международную правозащитную систему для охраны прав женщин / Ред.-сост. Шулер М. - М.: Елас, 1996. - 156с.
22. Зуйкова Е. М. Феминизм и его влияние на развитие международного женского движения / Е.М. Зуйкова // Женщины в общественных объединениях. М., 1992. -212с.
23. Зуйкова Е. М., Ерусланова Р. И. Феминология: Учебное пособие / Е.М. Зуйкова. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 248 с.
24. История женщин на Западе. В 5 томах. Том 5. Становление культурной идентичности в XX столетии / Под общ ред. Ж. Дюби и М. Перро; под ред. Ф. Тебо. СПб.: Алетейя, 2015. - 624 с.
25. Кирьянва О.Е. Американская женщина вчера и сегодня / О. Е. Кирьянова. - М.: Мысль, 1988. -41 с.
26. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
27. Колмакова Т. И. Феминизм как современная социально-политическая теория / Т.И. Колмакова// Женщины в общественных объединениях. М., 1992. - 212с.
28. Королева Т. А. Женское движение: генезис и эволюция / Т. А. Королева -
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-dvizhenie-genezis-i-
evolvutsiva. свободный (дата обращения: 06.04.2018).
29. Мезенхеллер М. Власть женщин / М. Мезенхеллер // GEO. -2010. - N3. -
С.54-66.
30. Миронова Т. М. Критика науки в методологии феминизма / Т. М. Миронова - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kritika-nauki-v- metodologii-feminizma, свободный (дата обращения: 15.04.2018).
31. Никонов А. П. Конец феминизма: Чем женщина отличается от человека. - М.-СПб: НЦ ЭНАС-Питер, 2010. - 256 с.
32. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности / Л.Н. Ожигова. Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. - 290 с.
33. Панов С.В. Гендер и дискурс: основы конструктивизма, гипотеза
биоцентризма, история желания, нарративный формат / С.В.Панов,
С.Н.Ивашкин // Филос. науки. - 2013. - N 9. - С. 118-132.
34. Попкова Л. Н. Американский феминизм и мультикультурализм: дискуссии о тендерном равенстве / Л. Н. Попкова - Режим доступа: https://cvberleninka.ni/article/n/amerikanskiv-feminizm-i-multikulturalizm-diskussii- o-tendernom-ravenstve. свободный (дата обращения: 12.04.2018).
35. Рассел Д. Prolife феминизм / Д. Рассел. - М.: VSD, 2013,- 52 с.
36. Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования/Л.Н. Репина// Новая и новейшая история. - 1997. - №6. - С.41-58.
37. Римашевская Н. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений / Н. Риманская // Свободная мысль. - 2006. - N 3. - С. 100-110.
38. РубанцеваТ. А. Философия феминизма и культура / Т. А. Рубанцева. - М.: РАН, 1998. - 263 с.
39. Согрин В.В. Цивилизационное и междисциплинарное изучение истории США // Новая и новейшая история / В.В. Согрин. - 2012. - N 1. - С.25-43.
40. Стоун О. Нерассказанная история США: пер. с англ. / О.Стоун, П.Кузник. - М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2014. - 924с.
41. Травкина Н.М. Чему учит исторический опыт США/Н.М. Травкинаа // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2012. - N 3. - С.33-50.
42. Чекалов Д. Амазонки. Истоки феминизма / Д. Чекалов. - М.: Эксмо, 2009. - 320 с.
43. Успенская В.И. Феминизм: происхождение понятия / В.И. Успенская / Сборник трудов СПбГУ. - СПБ., 2003. - С. 98-101.
44. Успенская В. И. Феминизм до феминизма: идеи равноправия полов в истории европейской социальной мысли / В. И. Успенская. - Тверь.: ТвГУ, 2000. - 364 с.
45. Уткин А. И. Единственная сверхдержава / А. Уткин. - М.: Алгоритм, 2010. - 496 с.
46. Феминизм: Восток. Запад. Россия: Сб. ст. / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Наука, 1993. - 392с.
47. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности / И. И. Юкина. - М.: Алетейя, 2007. - 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ