ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Введение
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических условий
развития самостоятельности у дошкольников
1.1 Понятие и факторы развития самостоятельности у дошкольников 5
1.2 Компоненты самостоятельности у детей дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития
самостоятельности у дошкольников
2.1 Объекты и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию самостоятельности у дошкольников.30
Выводы по второй главе 43
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических условий
развития самостоятельности у дошкольников
1.1 Понятие и факторы развития самостоятельности у дошкольников 5
1.2 Компоненты самостоятельности у детей дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития
самостоятельности у дошкольников
2.1 Объекты и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию самостоятельности у дошкольников.30
Выводы по второй главе 43
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования. Проблема организации у детей самостоятельности существовала и остается в педагогической науке одной из самых жизненных. Волевые качества личности показываются стержневой стороной характера человека, и их формированию должно быть уделено серьезное внимание. Очень значительным волевым качеством, нужным для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей. Мамы и папы часто допускают ошибку, не позволяя малышу действовать самостоятельно. При этом к 6-7 годам родители недоумевают, почему их дети не владеют элементарными навыками самообслуживания.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот пери¬од формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Степень изученности проблемы: Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение условий формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
2. Определить условия формирования самостоятельности детей до-школьного возраста. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести исследование уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являются работы педагогов психологов по изучаемой проблеме, таких как В.В.Агеев, О.Ф. Борисова, К.Н. Вентцель, Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, Е.П. Ильин, Г.В. Шептихина и др.
Практическая значимость может отражаться в работе педагогов- психологов, как в дошкольных учреждениях, в виде консультационного материала, памяток для родителей и педагогов.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику.
Базой исследования: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка» города Елабуга.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, проектная деятельность «Волшебные цветы» (Чусовлянкина Е. Т.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей. Мамы и папы часто допускают ошибку, не позволяя малышу действовать самостоятельно. При этом к 6-7 годам родители недоумевают, почему их дети не владеют элементарными навыками самообслуживания.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот пери¬од формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Степень изученности проблемы: Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение условий формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
2. Определить условия формирования самостоятельности детей до-школьного возраста. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести исследование уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являются работы педагогов психологов по изучаемой проблеме, таких как В.В.Агеев, О.Ф. Борисова, К.Н. Вентцель, Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, Е.П. Ильин, Г.В. Шептихина и др.
Практическая значимость может отражаться в работе педагогов- психологов, как в дошкольных учреждениях, в виде консультационного материала, памяток для родителей и педагогов.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику.
Базой исследования: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка» города Елабуга.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, проектная деятельность «Волшебные цветы» (Чусовлянкина Е. Т.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. По определению самостоятельность - это способность или возможность действовать без чьего-либо вмешательства.
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.
Таким образом, по результатам выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей, формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а творческий подход к делу, способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Развивать активность, самостоятельность, творческие качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, по мнению психологов, этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования основ этих качеств.
Самостоятельность предполагает также формирование у ребенка умения находить самому себе занятие и какое-то время выполнять его, не привлекая к этому взрослых. Такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно не-приемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Целью экспериментального исследования является проверка уровня развития комплекс педагогических условий развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка».
Для решения поставленной цели определили ряд задач, решаемых нами в ходе экспериментального исследования:
- установить наличие навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения до применения педагогических условий;
- экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса педагогических условий на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальное исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Задачами опытно - экспериментальной работы явились следующие:
1. Изучить уровень развития самостоятельности детей.
2. Выявить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов исследования: наблюдение, диагностика.
По проведенному констатирующему эксперименты, который включал наблюдение и экспериментальное исследования можно говорить о том, что зонирование предметно - пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности. Кроме того, статичность и инертность предметного окружения, громоздкость и неподъёмность мебели, ее крепление «намертво» к полу или стенам, не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами, а также табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей обедняет среду обитания до-школьника, сужая личное пространство.
По результатам формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что навыки самостоятельности развиваются в процессе организованной деятельности.
Развитие самостоятельности находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Итак, самостоятельный ребёнок - тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.
Таким образом, по результатам выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей, формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а творческий подход к делу, способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Развивать активность, самостоятельность, творческие качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, по мнению психологов, этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования основ этих качеств.
Самостоятельность предполагает также формирование у ребенка умения находить самому себе занятие и какое-то время выполнять его, не привлекая к этому взрослых. Такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно не-приемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Целью экспериментального исследования является проверка уровня развития комплекс педагогических условий развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка».
Для решения поставленной цели определили ряд задач, решаемых нами в ходе экспериментального исследования:
- установить наличие навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения до применения педагогических условий;
- экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса педагогических условий на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальное исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Задачами опытно - экспериментальной работы явились следующие:
1. Изучить уровень развития самостоятельности детей.
2. Выявить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов исследования: наблюдение, диагностика.
По проведенному констатирующему эксперименты, который включал наблюдение и экспериментальное исследования можно говорить о том, что зонирование предметно - пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности. Кроме того, статичность и инертность предметного окружения, громоздкость и неподъёмность мебели, ее крепление «намертво» к полу или стенам, не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами, а также табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей обедняет среду обитания до-школьника, сужая личное пространство.
По результатам формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что навыки самостоятельности развиваются в процессе организованной деятельности.
Развитие самостоятельности находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Итак, самостоятельный ребёнок - тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
И РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста
в процессе конструирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей 6-7 лет в ДОО
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия развития самостоятельности детей
младшего дошкольного возраста в процессе конструирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я УМЕЮ. Я МОГУ. Я НАУЧИЛСЯ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия развития основных движений дошкольников с использованием природного материала
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



