Введение
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических условий
развития самостоятельности у дошкольников
1.1 Понятие и факторы развития самостоятельности у дошкольников 5
1.2 Компоненты самостоятельности у детей дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития
самостоятельности у дошкольников
2.1 Объекты и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию самостоятельности у дошкольников.30
Выводы по второй главе 43
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования. Проблема организации у детей самостоятельности существовала и остается в педагогической науке одной из самых жизненных. Волевые качества личности показываются стержневой стороной характера человека, и их формированию должно быть уделено серьезное внимание. Очень значительным волевым качеством, нужным для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей. Мамы и папы часто допускают ошибку, не позволяя малышу действовать самостоятельно. При этом к 6-7 годам родители недоумевают, почему их дети не владеют элементарными навыками самообслуживания.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот пери¬од формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Степень изученности проблемы: Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение условий формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
2. Определить условия формирования самостоятельности детей до-школьного возраста. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести исследование уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являются работы педагогов психологов по изучаемой проблеме, таких как В.В.Агеев, О.Ф. Борисова, К.Н. Вентцель, Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, Е.П. Ильин, Г.В. Шептихина и др.
Практическая значимость может отражаться в работе педагогов- психологов, как в дошкольных учреждениях, в виде консультационного материала, памяток для родителей и педагогов.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику.
Базой исследования: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка» города Елабуга.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, проектная деятельность «Волшебные цветы» (Чусовлянкина Е. Т.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. По определению самостоятельность - это способность или возможность действовать без чьего-либо вмешательства.
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.
Таким образом, по результатам выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей, формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а творческий подход к делу, способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Развивать активность, самостоятельность, творческие качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, по мнению психологов, этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования основ этих качеств.
Самостоятельность предполагает также формирование у ребенка умения находить самому себе занятие и какое-то время выполнять его, не привлекая к этому взрослых. Такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно не-приемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Целью экспериментального исследования является проверка уровня развития комплекс педагогических условий развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения детский сад № 30 комбинированного вида «Улыбка».
Для решения поставленной цели определили ряд задач, решаемых нами в ходе экспериментального исследования:
- установить наличие навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения до применения педагогических условий;
- экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса педагогических условий на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальное исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Задачами опытно - экспериментальной работы явились следующие:
1. Изучить уровень развития самостоятельности детей.
2. Выявить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов исследования: наблюдение, диагностика.
По проведенному констатирующему эксперименты, который включал наблюдение и экспериментальное исследования можно говорить о том, что зонирование предметно - пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности. Кроме того, статичность и инертность предметного окружения, громоздкость и неподъёмность мебели, ее крепление «намертво» к полу или стенам, не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами, а также табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей обедняет среду обитания до-школьника, сужая личное пространство.
По результатам формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что навыки самостоятельности развиваются в процессе организованной деятельности.
Развитие самостоятельности находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Итак, самостоятельный ребёнок - тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
1. Агеев В.В. Психология неадаптивного образования: учебное пособие / В.В. Агеев. - Алматы: Лира, 2016. - 420 с.
2. Беседин А.Н. Книга практического психолога: монография /А.Н. Беседин. - Харьков: Олма, 2011.- 145с.
3. Блонский П.П. Дошкольный возраст: монография / П.П. Блонский.- М.: Педология, 2000. - 119 с.
4. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника /О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2016. - №1 - С. 124-132.
5. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад: учебное пособие / К.Н. Вентцель.- М.: Просвещение, 1995. - 337 с.
6. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы: учебное пособие / Б.С. Волков.- Спб.: Питер, 2009.- 160с.
7. Волосова Е.В. Развитие ребёнка дошкольного возраста: монография / Е.В. Волосова - М.: Просвещение, 1999.- 234 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2011. -536 с.
9. Година Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников. Младший средний возраст: учебное пособие / Г.Н. Година. - М.: Педагогика, 2012. - С. 83-111.
10. Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман // Вестник МГУ. - 2015. - №4. - С.80-84.
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога: справочное пособие / С.Ю. Головин. - М.: Психология, 2018. - 272 с.
12. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания: методическое пособие/ В.В. Горшенина. - Волгоград: Панорама. 2017.- 123с.
13. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок: монография / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №5.- С.60-64.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Детство Пресс, 2013. - 324 с.
15. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. - 134 с.
16. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье: методическое пособие / В.П. Дуброва.- М.: Просвещение, 2016.¬253с.
17. Зеньковский В.В. Психология детства: учебное пособие /
B. В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 2016.- 76с.
18. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: монография / В.Д. Иванов.- М.: Просвещение, 2017.-78с.
19. Ильин Е. П. Психология воли: учебное пособие / Е.П. Ильин. - М.: Инфра, 2017. - 257 с.
20. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: методическое пособие / Р.Р. Калинина. - СПб.: Издательство «Речь», 2017.- 95с.
21. Козлова С.А.; Дошкольная педагогика: учебное пособие /
C. А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.-213с.
22. Кон И.С. Психология самостоятельность/ И.С. Кон // Педагогика здоровья. - 2009.- №7. - С.96- 100.
23. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей /А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец.- М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144с.
24. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2016.- 156с.
25. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: методическое пособие / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 357 с.
26. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2016. - №17. - С.23-30.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 85с.
28. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А.К. Осницкий // Москва-Нальчик: Изд. Центр «Эльфа», 2017.- №12. - С.173- 178.
29. Петровский А.В. Коллектив / А.В. Петровский //Общая психология. - 2016.- №8. - С.7-10.
30. Платохина Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края/ Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2016. - №6. - С. 108-115.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2017. - 357 с.
32. Смирнова Е.О. Детская психология: учебное пособие / Е.О. Смирнова. - М.: Дрофа, 2016.- 253с.
33. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире: учебное пособие/ Е.О. Смирнова - М.: Дрофа, 2016.- 157с.
34. Смирнова Е.О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии.- 2017. - №2. - С.28-31.
35. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие/О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2016.-182с.
36. Теплюк С. Истоки самостоятельности/ С. Теплюк //Дошкольное воспитание. - 2005. -№32. - С.67-70.
37. Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника/ Л.В. Трубайчук// Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей до-школьного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2017.- 307 с.
38. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 327 с.
39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: учебное пособие / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2016.- 257с.
40. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2011. - 337 с.
41. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: учебное пособие / Г.А. Цукерман. - М.: Психология, 2013. - 227 с.
42. Чанчикова А.А. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в ДОУ / А.А. Чанчикова, О.В. Полетаева //Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015. - №1(2). - С. 253-255.
43. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада/ О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2016. - №2. -С. 101- 107.
44. Шапарь Б.В. Практическая психология. Инструментарий: учебное пособие / Б.В. Шапарь - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2016.- 211с.
45. Шептихина Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста/ Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я.- 2016. - №32. - С.32-39.
46. Шкрабова И.Н. Индивидуальный подход в работе с детьми до-школьного возраста /И.Н. Шкрабова, А.И. Старцева // Научный альманах. - 2015. - №12. - С.10-15.
47. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 327 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.Б. Эльконин// Международная педагогическая академия. - 2014. - №5(83). - С. 18-27.
49. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей: учебное пособие / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2012. -79 с.
50. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей/ Г. Юсупова //Дошкольное воспитание.- 2016. - №21. - С.28-29.