Введение 3
1. Крещение Руси – переломный момент в истории отечественной культуры 5
2. Историческое значение крещения Руси. 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
... Целью контрольной работы является изучение крещения Руси как переломного момента в отечественной истории.
На тему крещения Руси, язычества и христианства существует много современной и старой (запрещенной ранее) литературы такие, как: «Русская Православная Церковь 988 – 1988» издание Московской патриархии; много статей в известных периодических изданиях. Для меня наибольший интерес представила статья С. Н. Бурина, в которой, может быть впервые за много лет, в споре о роли принятия христианства столкнулись ученые: историки, археологи, филологи, искусствоведы и представители Русской православной церкви и старообрядчества. Здесь обсуждались вопросы : «язычество и христианство»; «церковь в русской истории»; а самое главное, «мосты сотрудничества» государства и церкви.
Книга Рыбакова Б. А. «Язычество Древней Руси» помогает окунуться в культуру дохристианского периода нашей истории и дает представление о предпосылках принятия православного христианства. Здесь же можно найти корни традиций и праздников, а также сказочных героев существующих по сей день.
Использованная в контрольной работе литература, в основном, имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что акцент в ней делается не на описание самого факта крещения Руси как неизбежного этапа цивилизации, а на его историческом и культурном значении.
Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков.
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов «волхвов» и «кудесников», то тем более должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать.
Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии, так как, по словам летописца, в Киеве «мнози бобеша варязи христиани». В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена князя св.княгиня Ольга также была христианкою.
Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден к греческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли еще языческие «кумиры» (идолы) и еще бывали пред ними человеческие «требы», или жертвы. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву «богам». Но все же, несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем делало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1994 г.
2. Нечволодов А. Сказания о Русской земле. М., 1991 г.
3. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983 г.
4. Платонов С.Ф «Систематический курс русской истории»
5. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993 г.
6. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
7. Скрынников Р. Г. История Российская 10 – 17 вв. М., 1993 г.
8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962 г.
9. Бурин С. Н. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры. М., - Наука и жизнь, 1988. –№11, с. 23.