Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №30443

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 1
Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовые основы судебной защиты в России 8
§1. Историко-теоретические основы конституционного нормоконтроля в России 8
§2. Права предпринимателей в Российской Федерации и необходимость их защиты 19
§3. Механизм судебной защиты прав предпринимателей 29
Глава 2. Механизм обеспечения защиты прав предпринимателей в Российской Федерации и его элементы 36
§1. Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля и структурный элемент в механизме судебной защиты прав предпринимателей 36
§2. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по
защите прав предпринимателей в механизме судебной защиты прав предпринимателей 48
§3. Эффективность исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации 59
Заключение 73
Список использованной литературы и источников 75
Нормативно-правовые акты: 75
Учебная и справочная литература: 77
Статьи в научных журналах и сборниках: 78
Материалы правоприменительной практики: 82
Интернет-ресурсы:




С переходом России к рыночной экономике изменился не только экономический уклад жизни общества. Изменения в экономике повлекли структурные перестроения во всех сферах общественной жизни. Предпринимательство перестало быть уголовно-наказуемым деянием и у каждого появилась возможность к свободному осуществлению предпринимательской деятельности. Влияние государства в экономической системе значительно снизилось, во многих сферах экономики появились частно-правовые субъекты. С одной стороны, это дает возможности для развития государства и его экономики, повышению ВВП и иных экономических показателей. С другой стороны, на субъекты предпринимательской деятельности легла большая ответственность. Бизнес не просто должен платить установленные законом налоги и сборы, на предпринимательское сообщество, в особенности крупные предприятия возлагаются еще и социально значимые функции: обеспечение занятости, уплата страховых взносов, благотворительность, поддержка массовых мероприятий и прочее.
В структуре государства с рыночной экономикой предприниматель не просто субъект экономической деятельности, это еще и основной двигатель экономики и опора государства. Любое здоровое демократическое государство, живущее в условиях рыночной экономики видит в среднем классе предпринимателей основу общества. Такое положение дел не просто возлагает ответственность на бизнес, но и создает своего рода миссию для предпринимателей.
В таких условиях чрезвычайно важным является создание необходимых условий для развития бизнеса с целью сокращения государственного давления и на сферу предпринимательства и воспитание ответственного класса бизнесменов, отдающих отчет своей значимости.
Первые два десятилетия России в условиях рыночной экономики не могут похвастаться высоким уровнем правовой защиты бизнеса со стороны государства. На протяжении почти двадцати лет коммерсанты были слабо защищены и регулярно подвергались таким явлением как рэкет, захват бизнеса, давление конкурентов посредством использования коррупционных связей в государственных органах и прочим неправовым явлениям. Такое положение дел не просто породило страх в обществе относительно занятия предпринимательской деятельностью, но и создало определенное недоверие бизнеса к государству, которое не стремилось защитить права предпринимателей, при этом, регулярно стремилось получать налоги и сборы в полном размере.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью предпринимательской деятельности на современном этапе развития Российского государства и отсутствием реальной защиты прав предпринимателей, частым нарушением их прав со стороны органов государственной власти, в том числе, путем наличия в законодательстве неконституционных норм, неправильным применением норм материального и процессуального права со стороны правоприменителей, а также слабой развитостью механизма защиты прав предпринимателей.
Степень разработанности темы исследования на сегодняшний день крайне низкая. В научном сообществе вообще отсутствуют исследования на аналогичную тематику. Тем не менее, существуют исследования по близким вопросам, которые свидетельствуют о недостаточности разработанности данного вопроса.
Цель и задачи исследования состоят в анализе механизма реализации права на судебную защиту прав предпринимателей в Конституционном Суде Российской Федерации, выявить пробелы правового регулирования и предложить адекватные меры по их восполнению.
Объектом исследования являются общественные отношение в связи с осуществлением предпринимателями права на судебную защиту в Конституционном Суде Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, а также иных законов и подзаконных актов, связанных с осуществлением права на судебную защиту в Конституционном Суде России.
Методология исследования представлена как общенаучными методами исследования, такими как анализ, синтез, индукция, дедукция, метод формальной логики, так и специально-юридическими методами, среди которых сравнительно-правовой метод, сравнительный метод, метод моделирования, догматический метод, юридико-технический и другие.
Теоретическая основа исследования представлена отечественной и переводной научной и учебно-методической литературой, зарубежными источниками в переводе, материалами научно-практических конференций и семинаров, законодательными и нормативными акты, официальными интернет-источниками органов государственной власти.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией РФ, федеральными и федеральными конституционными законами, подзаконными актами, материалами судебной практики.
Эмпирическую основу исследования составляют данные официальной статистики органов государственной власти и общественных организаций.
Основные положения (результаты) исследования состоят в анализе механизма реализации права на судебную защиту прав предпринимателей в Конституционном Суде Российской Федерации, выявлены пробелы правового регулирования и представлены доводы в пользу необходимости обеспечения дополнительной защиты правам предпринимателей в России.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в значимости предпринимателя как субъекта правоотношений в сфере экономической деятельности для государства с рыночной экономикой. В силу того, что развитый средний класс предпринимателей является опорой государства, а отсутствие действенных механизмов защиты их прав в современной Российской Федерации препятствует развитию среднего класса, что в общем итоге снижает темпе экономического развития страны.
Степень достоверности и апробация результатов исследования состоит в возможности представления работы на научных конференциях и семинарах, а также возможности представления в законодательном органе Российской Федерации с целью привлечения внимания к поднятой проблеме и внедрении предложений, сделанных автором.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, права предпринимателей в России, несмотря на существование частной собственности уже более двадцати пяти лет и господства свободы предпринимательства, находятся в зачаточном состоянии. Необходимость обеспечения и защиты прав предпринимателей обусловлена, прежде всего, экономической составляющей. В современной России механизмы защиты прав предпринимателей все еще нельзя назвать совершенными и, безусловно, предпринимателям требуется дополнительная защита. Все еще огромное количество уголовных дел возбуждаются правоохранительными органами при отсутствии доказательств в отношении конкретного предпринимателя, при этом, дополнительно могут возбуждаться также необоснованные уголовные дела по иным статьям, не связанным с предпринимательской деятельностью в целях обхода закона и возможности применения более строгой меры пресечения в виде заключения под стражу.
Таким инструменты используются конкурентами, чиновниками, организованными преступными группами, в целях оказания давления на бизнес и получения в последующем материальной выгоды.
Такие механизмы неправового воздействия были бы невозможны при наличии адекватных правовых механизмов противодействия, в том числе, посредством конституционного контроля со стороны Конституционного Суда России. Предприниматели могут и должны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на неконституционность тех или иных положений правовых актов, нарушающих их права.
Представляется, что в современных условиях, Конституционный Суд может эффективно и оперативно воздействовать при выявлении соответствующего нарушения конституционных прав и свобод. Для этого ему предоставлены необходимые полномочия, например, по приостановке действия неконституционной нормы.
Безусловно, проблема защиты прав предпринимателей требует более детальной правовой проработки с целью выработки предложений по совершенствования механизма защиты прав предпринимателей Конституционным Судом Российской Федерации, в первую очередь, с целью подготовки предложений по реформированию законодательства для целей обеспечения реальной возможности предпринимателям получить судебную защиту. Думается, что ключевым фактором является отделение политики и права и стремление исключительно к решению Конституционным Судом Российской Федерации вопросов права, так, как это предписано Конституцией и федеральным конституционным законом.
Представляется важным и необходимым нивелирование влияния государства и политических структур на принимаемые в отношении предпринимателей решения, и доведение реализации принципа независимости судей до такой стадии, при которой будет полностью исключена возможность вмешательства государства и возможность оказания давления на судейский корпус.
Тем не менее, принимая во внимание все погрешности механизма реализации права на судебную защиту в Конституционном Суде Российской Федерации, стоит признать, что он является эффективным органом судебного конституционного контроля, который обеспечивает защиту прав и законных интересов предпринимателей.



1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Consulrant.ru: некоммерческая интернет-версия [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875& fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7914130758428888#03437099478586747 (дата обращения 22.04.2018).
2. "Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) Consulrant.ru: некоммерческая интернет- версия [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2929#06982399196536313 (дата обращения: 22.04.2018), статья 32 (дата обращения 22.04.2018).
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589, ст. 4.
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Consulrant.ru: некоммерческая интернет-версия [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=210006&fld=134&dst=100011,0&rnd=0.4792440775935052#017415473848338525, Статья 3(дата обращения 22.04.2018).
5. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011.
6. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Consultant.ru[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287003&fld=134&dst=227,0&rnd=0.2954269527444171#036795144223995746 (дата обращения 20.04.2018).
7. Закон СССР от 23.12.1989 "О конституционном надзоре в СССР" // Consulrant.ru: некоммерческая интернет-версия [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=16#08911653244100366 (дата обращения 22.04.2018).
8. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472.
9. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 30 июля 2013 г. № 1146-3С // Наше время. 2013. № 394-395.
10.Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Указ Губернатора Ростовской области от 18 февраля 2013 г. № 19 // Наше время. 2013. № 394-395
11. Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерацииу: указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.
Учебная и справочная литература:
1. Батычко В.Т. Предпринимательское право.. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г., с.
2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. Изд. 2-е / Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, профессора В.Б. Ляндреса. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2009. — с. 32.
3. История государства и права СССР (сб. документов) / Сост. А.Ф. Гончаров и Ю.П. Титов. Ч. 1 и 2. М.- Юридическая литература, 1968; Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Сост. Ю.П. Титов, О.И. Чистяков и др. М.- Юридическая литература, 1990; Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Сост. Ю.П. Титов, О.И. Чистяков и др. М.- Изд-во МГУ, 1994 - с. 262.
Статьи в научных журналах и сборниках:
1. А.А. Муртазин, К.М. Арсланов Современные тенденции в развитии механизма гражданско-правовой защиты прав предпринимателей // ВЭПС. 2015. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-razvitii-mehanizma- grazhdansko-pravovoy-zaschity-prav-predprinimateley(дата обращения: 30.04.2018).
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.
3. Витрук Н.В. Повышение эффективности действия и исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации // Исполнение решений конституционных судов: Сб. докл. М., 2003.
4. Вишневский Б. Судья Гадис Гаджиев: «Мы собрались вечером, действительно, без мантий» Новая Газета 06.06.2011 navayagazeta.ru// [Электронный ресурс] URL: https://www.novayagazeta.ru/data/2011/064/09.html(дата обращения 22.04.2018).
5. Власов А. Как повысить эффективность гражданского судопроизводства? // Российская юстиция. 2003. № 9.
6. Вступительное слово Д.А. Медведева // Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Материалы Всерос. совещ. / Под ред. М. А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. М., 2001.
7. Геляхов А. С. Позиции Конституционного Суда Кабардино-Балкарской республики по совершенствованию законодательства в сфере конституционной юстиции // Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Материалы Всерос. совещ. / Под ред. М. А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. М., 2001.
8. Добрик Л. Направление развития конституционного судопроизводства в Словацкой Республике // V Ереванский международный семинар «Эффективность конституционного правосудия в переходном обществе (функциональные, институциональные и процессуальные аспекты». Ереван, 2000. Вып. 4 (10).
9. Жилин Г.А. Основные проблемы повышения эффективности конституционного правосудия в Российской Федерации // V Ереванский международный семинар «Эффективность конституционного правосудия в переходном обществе (функциональные, институциональные и процессуальные аспекты». Ереван, 2000. Вып. 4 (10).
10.Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007.
11. Зуев Владимир Иванович Конституционный Суд РФ - судебный орган Конституционного контроля // Вестник ОГУ. 2013. №3 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy-sud-rf-sudebnyy-organ- konstitutsionnogo-kontrolya(дата обращения: 13.04.2018).
12. Иванова Елена Леонидовна Проблемы судебной защиты прав
предпринимателей, нарушенных недействующими нормативными правовыми актами (на примере актов по тарифному регулированию) // Пролог: журнал о праве. 2017. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sudebnoy-zaschity-prav- predprinimateley-narushennyh-nedeystvuyuschimi-normativnymi-pravovymi- aktami-na-primere-aktov-po(дата обращения: 01.05.2018).
13. Кисеев Н. Проблемы действенности конституционной юрисдикции в Республике Молдова // Материалы V Ереванского международного семинара «Эффективность конституционного правосудия в переходном обществе (функциональные, институциональные и процессуальные аспекты)». Ереван, 2000. Вып. 4 (10).
14. Кривоухов Анатолий Анатольевич, Натаров Павел Геннадьевич Судебная
защита прав сельскохозяйственного товаропроизводителя: общетеоретический аспект // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-zaschita-prav- selskohozyaystvennogo-tovaroproizvoditelya-obscheteoreticheskiy-aspekt(дата обращения: 11.05.2018).
15. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов (Вопросы теории). Казань, 1975. С. 97.
16. Митюков М.А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и некоторые вопросы их исполнения // Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Материалы Всерос. совещ. / Под ред. М.А. Митюкова, С.В, Кабышева, В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. М., 2001.
17.О некоторых разногласиях Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод граждан России: пути их разрешения (Будаев К.А.) ("Lex russica"), 2017, N 12
18.Орлова А.В. Эффективность политического лидерства: факторы и критерии оценки: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2002.
19. Райкова Надежда Султановна Проблемы обеспечения независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №341. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy- obespecheniya-nezavisimosti-sudey-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy- federatsii (дата обращения: 16.04.2018).
20. Райкова Надежда Султановна Система принципов конституционного судопроизводства (на материалах конституционного Суда Российской Федерации) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №326. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-printsipov-konstitutsionnogo- sudoproizvodstva-na-materialah-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii(дата обращения: 16.04.2018).
21. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители» : расширение внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.
22. Татаринов СА. О критериях определения эффективности отправления конституционного правосудия в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. ст. / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 2006. Ч. 34.
23. Титов Б. Ю. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - о перспективах урегулирования своего законодательного статуса, первых практических результатах работы и перспективах института бизнес-омбудсмена // Босс. 2013. № 4. С. 47-51.
24. Фадеева В. А. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-upolnomochennogo-po-zaschite-prav- predprinimateley-v-rf(дата обращения: 17.04.2018).
25.Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 84-8
26.Черненко А.К., Нечаева Ж.В. Политика и право: проблемы эффективности. Новосибирск, 2008.
Материалы правоприменительной практики:
1. Заключение от 21 сентября 1993 года № З-2 “О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его указом “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации “ от 21 сентября 1993 года № 1400 и обращением к гражданами России 21 сентября 1993 года // Wikisource.ru[Электронный ресурс] URL: https: //ru.wikisource.org/wiki/Заключение_Конституционного_Суgа_РФ_от_21.09.1993_№_З-2 (дата обращения 22.04.2018).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П "По
делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"// Consultant.ru: некоммерческая интернет- версия [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=12209&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.5963424418715229#07027833199463647 (дата обращения 22.04.2018).
3. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 65-О по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан // СЗ РФ. 2001. № 20.
Интернет-ресурсы:
1. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?OpenAgent&RN=185348-6&02 (дата обращения: 12.04.2018).
2. Библиодосье к парламентским слушаниям на тему: «Создание в Российской Федерации института уполномоченных по защите прав предпринимателей». Официальный сайт Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. URL: http://www.komitet2-7. km.duma.gov.ru/site.xp/052048052124052049048.html (дата обращения: 15.05.2018).
3. В структуре доходов федерального бюджета более 58% или 60 млрд рублей приходится на налог на добычу полезных ископаемых // nalog.ru[Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn38/news/activities_fts/6997838/
4. Доклад Президенту Российской Федерации — 2017: бизнес под уголовным прессом. решения: аналитический доклад о состоянии использования в РФ уголовного законодательства в регулировании предпринимательской деятельности // ombudsmanbiz.ru[Электронный ресурс] URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html
5. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombuds-manrf.org/doklady(дата обращения: 12.04.2013)
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 "Послание Президента Российской Федерации" // legalacts.ru[Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/poslanie-prezidenta-rf- federalnomu-sobraniiu-ot-03122015/
68Добрик Л. Направление развития конституционного судопроизводства в Словацкой
Республике // V Ереванский международный семинар «Эффективность конституционного 62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ