Введение
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6
1.1. Понятие и сущность маркетинговых инструментов повышения
конкурентоспособности
6
1.2. Виды маркетинговых инструментов повышения конкурентоспособности и
их характеристика
11
1.3. Методы оценки эффективности маркетинговых инструментов повышения
конкурентоспособности
19
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
НА ПРИМЕРЕ ООО «АРИС ПЛЮС»
27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «АРИС ПЛЮС» 27
2.2. Характеристика маркетинговых инструментов, применяемых в ООО
«АРИС ПЛЮС»
37
2.3. Анализ и оценка эффективности применяемых маркетинговых
инструментов в ООО «АРИС ПЛЮС»
44
3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ «АРИС ПЛЮС» С
ПОМОЩЬЮ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
612
3.1. Рекомендации по совершенствованию маркетинговых инструментов в ООО
«АРИС ПЛЮС» с целью повышения конкурентоспособности
61
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций для компании «АРИС
ПЛЮС»
68
Заключение
79
Список использованных источников
85
Приложения
На протяжение многих десятков лет в нашей стране в условиях высокой
монополизации производителей регулятором производства продукции являлся
не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм
распределения, которые регулировали потребление и формировали
потребности и выпуск показателей.
В подобных условиях проблема конкурентоспособности организации и
продукции у производителей практически не возникала. С развитием
рыночного механизма данная проблема в нашей стране резко обострилась и ее
решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и
методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых
товаров.
Современный этап развития рыночных отношений характеризуется
значительным ужесточением конкуренции. Для того, чтобы выжить,
предприятию просто необходимо быть конкурентоспособным. Сейчас рынок
недвижимости является одним из динамично развивающихся рынков с
постоянно возрастающим уровнем конкуренции, что вынуждает его участников
совершенствовать маркетинговые инструменты, чтобы лучше продвигать свои
товары и услуги.
Конкурентоспособность – это сложное и разностороннее понятие,
которое включает в себя различные составляющие деятельности предприятия.
В настоящее время в экономической литературе приводится достаточно
большое количество определений и способов оценки конкурентоспособности. В
самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность
опережать других, используя свои преимущества для достижения поставленных
целей. Многоаспектность данного понятия обуславливается соответствием
производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно
потребителей не только по таким факторам, как качество, технические,
экономические и эстетические характеристики, но и важности коммерческих4
характеристик и условий реализации, маркетинговых инструментов таких, как
цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.
Актуальность рассматриваемой темы для российских предприятий
заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей
степени сталкиваются с конкуренцией, поэтому чтобы выжить в таких
условиях, а также продолжать своѐ развитие, необходимо анализировать
сложившееся положение на рынке и принимать решения о проведении
мероприятий по повышению конкурентоспособности. Необходимо
практическое применение маркетинговых инструментов в своей повседневной
деятельности, так как можно сколько угодно изучать теоретические источники,
рассказывающие о всевозможных маркетинговых инструментах для повышения
конкурентоспособности и увеличения прибыли, но знать – не значит уметь, а
уметь – не значит делать. Для этого нужны не только хорошо подготовленные
специалисты, но и определенные усилия для создания управленческих
структур, в задачу которых будет входить планирование, организация, контроль
маркетинговых инструментов, применяемых на том или ином предприятии, а
также управление ими.
На сегодняшний день рынок недвижимости является одним из динамично
развивающихся рынков с постоянно возрастающим уровнем конкуренции, что
вынуждает его участников совершенствовать маркетинговые инструменты,
чтобы лучше продвигать свои товары и услуги. Происходит усиление
конкуренции, поэтому каждый предприниматель стремится найти новые
инструменты и рычаги для повышения конкурентоспособности, в том числе и
маркетинговые инструменты.
Объектом исследования является ООО «АРИС ПЛЮС».
Предмет исследования – маркетинговые инструменты повышения
конкурентоспособности.
Целью работы является анализ маркетинговых инструментов повышения
конкурентоспособности в ООО «АРИС ПЛЮС» и определение их
эффективности, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.5
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– проанализировать понятие маркетинговых инструментов;
– рассмотреть виды маркетинговых инструментов и дать им
характеристику;
– изучить методы оценки эффективности применения маркетинговых
инструментов повышения конкурентоспособности;
– рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО
«АРИС ПЛЮС»;
– дать характеристику применяемым маркетинговым инструментам в
ООО «АРИС ПЛЮС»;
– оценить эффективность применяемых маркетинговых инструментов в
ООО «АРИС ПЛЮС» и проанализировать их;
– разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговых
инструментов в ООО «АРИС ПЛЮС» с целью повышения
конкурентоспособности;
– дать оценку предложенным рекомендациям на изучаемом предприятии.
Информационной базой исследования являются нормативные правовые
акты, материалы организации, научные статьи, книги, интернет-ресурсы.
Методами исследования, которые применялись при написании выпускной
квалификационной работы, стали сравнительный анализ, экономический
анализ, абстрактно-логический анализ, опрос, анкетирование.
Итак, в данной работе были рассмотрены маркетинговые инструменты,
влияющие на конкурентоспособность, на примере ООО «АРИС ПЛЮС»,
основной деятельностью которого является строительство загородных домов и
коттеджей с 2014 года.
Маркетинговыми инструментами называют совокупность всевозможных
мер или действий, которые способствуют решению маркетинговых задач того
или иного предприятия. К таковым можно отнести и сам товар, и цену, и место
распространения, а также PR, раскрутку в социальных сетях, собственные webсайты компаний, уникальные предложения для клиентов, сервис и многое
другое.
Маркетинговые инструменты позволяют компании быть впереди своих
конкурентов, дают возможность не только сохранить долю рынка, но и
получить конкурентное преимущество перед компаниями, которые только
выходят на рынок, помогают обретать лояльных клиентов и способствует
поднятию организации на новый уровень. Грамотное использование
инструментария маркетинга влечет за собой рост доходов компании,
увеличение количества обращений клиентов и повторных заказов, что
способствует появлению постоянных клиентов, а также повышает узнаваемость
и конкурентоспособность.
Инструментарий маркетинга достаточно широк и разнообразен, но в
компании «АРИС ПЛЮС» используются следующие:
– собственный web-сайт http://aris.pro;81
– объявления на площадке Avito.ru;
– аккаунт в Instagram;
– собственные печатные и электронные каталоги с продукцией;
– рекламные щиты за территорией г. Казани.
Однако после того, как были проведены анализ применяемых
маркетинговых инструментов в компании и анкетирование среди клиентов
«АРИС ПЛЮС», в котором приняло участие 100 респондентов, а также SWOTанализ, в компании «АРИС ПЛЮС» были выявлены следующие недостатки:
– плохо развитая политика продвижения компании;
– плохая SEO-оптимизация web-сайта компании «АРИС ПЛЮС»;
– неграмотное ведение аккаунта в Instagram;
– отсутствие послепродажного обслуживания и дополнительных услуг;
– отсутствие мероприятий по повышению квалификации для персонала;
– отсутствие фактического адреса компании в приложениях-навигаторах
и в поисковых системах.
В результате были предложены следующие рекомендации, которые могут
поспособствовать развитию компании, повышению узнаваемости и
конкурентоспособности:
– ввести в штат сотрудников должность маркетолога либо отдать эту
должность на аутсорсинг;
– уделить больше внимания продвижению через сеть Интернет;
– качественно настроить собственный сайт;
– ввести новую услугу, например, гарантийную ежегодную диагностику
дома после постройки и приобретения и в случае необходимости проведение
ремонтных работ;
– начать проводить обучение сотрудников для улучшения
взаимодействия с клиентами;
– использовать видео-продвижение как в социальных сетях, так и на
собственном сайте для привлечения новых клиентов;82
– настроить определение геопозиции организации в сети Интернет, а
именно в поисковых системах и в соответствующих приложениях.
Также был произведен расчѐт затрат на вышеперечисленные мероприятия
и оценена их эффективность. Проанализировав затраты и эффект от внедрения
маркетолога и передачи этой должности на аутсорсинг, был сделан выбор в
пользу введения в штат сотрудников новой должности. Маркетолог необходим
компании для того, чтобы освободить от лишней работы менеджера отдела
продаж для того, чтобы он эффективнее выполнял свои обязанности. Также
маркетолог нужен для изучения и проведения анализа рынка и конкурентов,
разработки маркетинговых стратегий и тактик, повышения лояльности
клиентов, работы с сайтом и Instagram-аккаунтом, проведения маркетинговых
исследований, осуществления обратной связи с клиентами, в том числе через email рассылки, проведения рекламных кампаний.
В сумме все затраты при внедрении маркетолога в компанию «АРИС
ПЛЮС» составляют 558 000 рублей, 82 000 рублей из которых составляют
разовые затраты, а именно оборудование рабочего места, установка
специализированных программ, техника, канцелярские принадлежности.
Остальные 476 000 рублей приходятся на оплату труда, перечисление
страховых взносов и курсы повышения квалификации. К сожалению,
экономический эффект после внедрения данной рекомендации абсолютно
точно просчитать достаточно сложно, но можно сделать предположение, что
количество обращений в компанию возрастѐт на 20-25%, выручка увеличится
минимум на 17% и будет составлять 14 923,35 тыс.рублей по сравнению с 12
755 тыс.рублей в 2017 году.
Рекомендация по улучшению собственного сайта, а также настройка
SEO-оптимизации и качественное ведение Instagram-аккаунта необходима, так
как сейчас большая часть пользователей находят нужную информацию через
сеть Интернет, потому что это удобно и быстро. Пользователи перед
обращением в компанию изучают сайт и другие площадки, где представлена
организация, знакомятся с информацией, а после принимают решение83
обратиться с целью заказа. Плохая настройка сайта отпугивает потенциальных
клиентов и заставляет их усомниться в престижности и надежности компании.
Поэтому данную рекомендацию можно считать вполне обоснованной и
актуальной.
Внедрение дополнительных услуг является обязательным для любой
уважающей себя компании, которая хочет не только привлечь новых клиентов,
но и обрести преданных постоянных, которые будут обращаться снова и снова,
а также благодаря хорошим рекомендациям приведут за собой новых клиентов.
К сожалению, в компании такой услуги на данный момент нет. Поскольку
после опроса было выявлено, что 70% респондентов готовы сотрудничать с
компанией «АРИС ПЛЮС» длительно и при необходимости обратились бы
снова, была предложена рекомендация по внедрению такой услуги, как
предложение своим клиентам бесплатной ежегодной диагностики построенного
дома, а при обнаружении дефектов осуществление ремонта, но уже за
отдельную плату. Маркетолог «АРИС ПЛЮС» должен будет осуществлять email рассылку раз в год существующим клиентам в качестве напоминания, что
пора вызывать мастера для осмотра своего жилья. Такое внимательное
отношение к клиентам должно положительно сказаться на репутации
компании, увеличить прибыль и количество повторных обращений.
Предполагаемо стоимость самой диагностики будет составлять 500-1000
рублей, услуги строителей обойдутся также примерно в 500-1000 рублей за
день. Как правило, недостатки опытные рабочие устраняют за 1 день. Было
сделано предположение, что из 100 реально существующих клиентов компании
«АРИС ПЛЮС», за год около 70 согласятся на проведение бесплатной
диагностики своего дома, примерно у 20-25 человек может быть выявлена
какая-то проблема. В таком случае затраты за год на диагностику составили
49 000 рублей, на устранение дефектов – 14 000 рублей, всего вышло 63 000
рублей. После этого выручка компании должна увеличиться минимум на 2% и
составлять 13 010,1 тыс. рублей.84
Проводить среди сотрудников различные мероприятия по повышению их
квалификации также необходимо компании «АРИС ПЛЮС», потому что
именно сотрудники создают сервис, дарят клиентам чувство уникальности,
ставят его в центр внимания, решают за него проблемы и делают всѐ, чтобы он
в будущем снова вернулся. Сотрудников важно учить глубокому понимаю и
умению удовлетворять потребности покупателя, выстраиванию
взаимоотношений, основанных на уважении, созданию комфортной
обстановку, стремлению максимально помочь клиенту. Всѐ это формирует
положительную репутацию компании, увеличивает круг постоянных клиентов
и количество обращений, создаѐт положительные отзывы и приносит прибыль.
Поэтому было предложено приглашать раз в полгода бизнес-тренера, чтобы он
читал лекции, повышал знания сотрудников, а в конце закреплял их в виде
тестов или опросов. Также директору сотрудникам ООО «АРИС ПЛЮС» стоит
обратить внимание на вебинары, поскольку сейчас такой способ обучения
является доступным и мало затратным, но приносит ощутимый эффект в виде
экономического и коммуникативного роста. После внедрения данной
рекомендации выручка компании сможет увеличится на 21% и будет равна
15 433,55 тыс. рублей.
Обучение персонала с приглашенным тренером по примерным подсчѐтам
обойдется в 21 000 за 2 дня. Данное мероприятие рекомендуется проводить 2
раза в год. Поскольку компания располагает помещением, в котором будет
проводиться такой тренинг, то деньги компания потратит только на
канцелярские принадлежности, оплату бизнес-тренера, ланч и воду. За год
расходы составят 42 000 рублей. Предполагается, что вебинары проходят
бесплатно.
И последняя рекомендация по настройке местоположения «АРИС
ПЛЮС» в поисковых системах и соответствующих приложениях обусловлена
тем, что благодаря размещению координат организации на интерактивных
картах помогает привлечь больше целевых посетителей на ресурс компании.
«Яндекс. Карты», например, сейчас считается одним из лучших сервисов по85
детализации геопозиции того или иного объекта и предоставляет пользователям
широкие возможности и инструменты для удобного и быстрого поиска и
подсчѐта маршрута. В конечном итоге эти возможности помогают бизнесу
развиваться. Также не менее популярным электронным справочником с
картами является приложение 2GIS, который выдаѐт справочные данные о
компании и еѐ территориальное расположение. Данные инструменты являются
бесплатными, а размещение в них данных о компании «АРИС ПЛЮС» – это
легкий и бесплатный способ получить клиентов и увеличить выручка на 2% как
минимум, то есть до 13 010,1 тыс. рублей.
Предполагается, что после внедрения маркетолога выручка увеличится на
17%, после предложения новой услуги на 2%, после обучения персонала на
21% и после настройки геолокаций на 2%. В таком случае выручка за 2018 год
будет увеличена на 42 % по сравнению с прошлым годом, и будет составлять
18 112,1 тыс. рублей, так как в 2017 году она составляла 12 755 тыс. рублей
(прирост 5 357,1 тыс.рублей). Также была проведена оценка эффективности
предложенных мероприятий, из чего следует, что все рекомендации вполне
можно назвать эффективными. Затраты размером в 663 тыс.рублей меньше
ожидаемого прироста прибыли в 822,96 тыс.рублей, что можно назвать
хорошим результатом, поскольку срок окупаемости у данных рекомендаций
составил 0,8 лет.
Таким образом, предложенные рекомендации в целом можно считать
успешными и пробовать внедрять в компанию «АРИС ПЛЮС», поскольку они
принесут положительный как экономический эффект, так и коммуникативный
эффект, а именно увеличится оборот капитала, прибыль компании и объѐм
продаж, возрастѐт число постоянных клиентов и количество повторных
обращений, появится больше положительных отзывов и рекомендаций,
увеличится узнаваемость, а, соответственно, и повысится
конкурентоспособность ООО «АРИС ПЛЮС».
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
М.: Омега-Л, 2017 г. – 86 с.
Книги, монографии, диссертации
2. Выдающийся сервис, отличная прибыль. Принципы достижения
настоящей клиентоориентированности / Леонардо Ингильери, Мика Соломон;
пер. с англ. Татьяны Новиковой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
3. Головачев А.С. Конкурентосопосбность организации: учеб. пособие /
А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2012. – 319 с.: ил.
4. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг / Н. В.
Еремеева, С. Л. Калачев. - М. : КолосС , 2014. - 191 с.
5. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook,
Twitter, Google+. Альпина Паблишер. 2017. – 403 с.
6. Золотова Е.В. Повышение конкурентоспособности
предпринимательских структур с использованием мотивационного механизма:
монография / Е.В. Золотова, С.А. Шапиро. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. –
115 с.
7. Иванова С. Продажи на 100%: Эффективные техники продвижения
товаров и услуг / С. Иванова, - 10-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 278 с.87
8. Ильин М.Т. Влияние маркетинговой деятельности на
конкурентоспособность предприятия / М.Т. Ильин. – М.: Лаборатория Книги,
2010. – 88 с.
9. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций.
Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ
ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 184 с.
10. Козлова Н.П. Особенности формирования деловой репутации
современной компании: Монография / Н. П. Козлова. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 376 с.
11. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное
пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов.
знание, 2013. - 184 с.
12. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать
каждый менеджер / Филип Котлер ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз,
2010. — 211 с.
13. Котлер, Ф., Бергер, Р., Бикхофф, Н. Стратегический менеджмент по
Котлеру. Лучшие приемы и методы / пер. с англ. / Филип Котлер, Роланд
Бергер, Бикхофф Нильс. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 139 с.
14. Крайнов Г.Н. Технология подготовки и реализации кампании по
рекламе и PR: Учебное пособие. — Спб.: Издательство «Лань», 2018. — 372с.:
ил. — (Учебник для вузов. Специальная литература).
15. Лавриненко, Я. Б. Современные подходы к оценке эффективности
рекламы / Я. Б. Лавриненко. – М.: Пресс-К, 2014. – 112 с.
16. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 2-e изд.,
доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
17. Маркетинг: учеб. по направлению подгот. 080200.62 «Менеджмент».
Уровень подгот. «Бакалавр» / Липсиц И.В.; под ред. И.В.Липсица. –
М.:ГЭОТАРМедиа, 2012. – 576 с.88
18. Маркетинг PR и рекламы: Учебник для студентов вузов, обучающихся
по специальности "Маркетинг" / Синяева И.М., Маслова В.М., Романенкова
О.Н.; Под ред. Синяева И.М. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 с.
19. Маслова, Т.Д. Маркетинг: учебник для вузов / Т.Д. Маслова, С.Г.
Божук, Л.Н. Ковалик. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.: ил.
20. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное
пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал унта, 2014. – 194 с.
21. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые
маркетинговые решения/ Лидовская О.П. — СПб.: Питер, 2008. — 141 с.
22. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Джон Шоул;
Пер. с англ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Альпина Паблишер, 2012. – 340 с.
23. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и
конкурентов / Майкл Портер ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина
Паблишер, 2011. — 453 с.
24. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: 3-е изд.,
перераб. и доп. / М.Ю. Рогожин. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 208 с.
25. Слепов В. А. Ценообразование: Учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е.
Николаева, Е.С. Глазова; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая
академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 144 с.
26. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации:
учеб. пособие. М.: Эксмо, 2009. – 546 с.
27. Цветков, Д. А. Повышение эффективности рекламной деятельности /
Д. А Цветков. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 109 с.
28. Шарков Ф.И. Рекламная деятельность: Учебник / Ф.И. Шарков. — М.:
КноРус, 2018. — 340 с.
29. Эффективность коммерческой деятельности: Монография / Г.В.
Маклаков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - 232
с.89
30. Эяль Нир. На крючке. Как создавать продукты, формирующие
привычки / Нир Эяль; Пер. с англ. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 269 с.
31. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: учебное пособие /
Т.И. Юркова, С.В. Юрков. – М.: 2010 г. – 119с.
Электронные ресурсы
32. Ваш финансовый аналитик (анализ по данным бухгалтерской
отчетности) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.auditit.ru/finanaliz/start/
33. Воеводина Н. А., Кулагина А. В., Логинова Е. Ю., Толберг В. Б.
Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ. Практическое
пособие, 2012. — 117с. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.dolgenznat.ru/upload/Nachalo/Nisha/Benchmarking.pdf
34. Данилочкин С. Правильные цены как средство конкурентной борьбы /
Ваш партнѐр консультант №27(9303) 2009 / [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.eg-online.ru/article/78073/
35. Джефкинс Ф. Реклама: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. под ред.
Б. Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с. / [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.znanium.com /bookread2.php?book=390917&spec=1
36. Евневич М.А. Клиентоориентированность в цифровой экономике /
М.А. Евневич // Современная конкуренция. 2017. № 5 (65) / [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
http://moderncompetition.ru/general/upload/articles/p65-79.pdf.
37. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты
использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях
/ А.И. Коваленко // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42) / [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teoreticheskie-imetodologicheskie-aspekty-ispolzovaniya-kontseptsii-konkurentosposobnosti-vnauchnyh-issledovaniyah-190
38. Комиссаров К. Классификация маркетинговых инструментов / Блог о
маркетинге. 2017 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://actualmarketing.ru/tools/types-of-marketing-tools/
39. Оценка эффективности рекламной деятельности. Каталог научных
работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru /work/39937
40. Пластинина В.Г. Статья «Оценка эффективности рекламной
деятельности экономического субъекта» / Пластинина В.Г. // Экономические
науки // 2012. №9 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/2013/06/10/1251220759/21.pdf.
41. Пунгин И. В., Пунгина В. С. Инновационный подход к изучению
конкурентоспособности продукции, отрасли, региона / «Вестник». 2009 /
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2009/2009-
2/8/8.htm.
42. Сайт ООО «АРИС ПЛЮС» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://aris.pro/index.php
43. Сайт ООО «Арком» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn-
---htblydgbli2gya.xn--p1ai/
44. Сайт ООО «ИНДОМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.indomuslon.ru/
45. Сайт ООО «Терем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.terempsk.ru/