Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения в России
§1. Содержание налогов, их функция и классификация 5
§2. Эволюция налогообложения в России 15
Глава 2. Характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ
§1. Прямые реальные налоги 25
§2. Прямые личные налоги 37
Глава 3. Характеристика косвенных налогов, взимаемых в РФ
§1. Косвенные налоги в современной системе налогообложения 49
§2. Мировой опыт применения косвенных налогов 57
Заключение 65
Список использованной литературы
В современной России прослеживается интенсивное формирование налогового права. Стремительными темпами создается нормативно-правовая база регулирования налоговых правоотношений, возрос интерес к налоговому праву со стороны государства, юридических и физических лиц. Данные внешние признаки обусловлены глубокими преобразованиями, совершающимися в стране.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что вся экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающими между государством с юридическими и физическими лицами. Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить «автоматически - принудительно». Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Под косвенными налогами понимаются налоги, которые включаются в цену того или иного товара (услуги), и, таким образом, их уплата перекладывается на конечного потребителя. Посредством косвенных налогов государство может воздействовать на структуру народного потребления, удорожая (удешевляя) тот или иной продукт.
В 2017 году ФНС России обеспечила поступление в бюджет страны более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн больше, чем в 2016 году. Это рекордный сбор за последние пять лет. В федеральный бюджет поступило 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%. Показатели закона о федеральном бюджете на 2017 год исполнены на 102,6% — дополнительно поступило 228 млрд рублей. 60% (1,7 трлн рублей) прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Акцизы собрали 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%; имущественные налоги — 1,2 трлн с ростом на 11,9%, НДФЛ — 3,3 трлн с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году выросла на 7,2%.
Целью данной работы является совершенствования системы прямого косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Определить одержание налогов, выделить их функции и классификацию;
2. Рассмотреть эволюцию налогообложения в России;
3. Охарактеризовать прямые налоги, взимаемые по законодательству Российской Федерации;
4. Охарактеризовать косвенные налоги, взимаемые по законодательству Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы налогового законодательства, закрепляющие положения о прямых и косывенных налогах.
В представленной дипломной работе использованы труды ведущих ученых в области финансового и налогового права, имеющие основополагающее значение для изучения видов налога, и, прежде всего работы Алиева Б.Х., Бархатова Т. А., Буланже М., Васянина Е.Л. , Витте С.Ю., Килясханов И.Ш., Кузнецова З. П. , Пепеляев С.Г., Тарасов М.Е. ,Толкушкин А.В., Турбина Н. М., Фёдорова А. Ю. Чистякова Л.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Для совершенствования налогообложения в Российской Федерации нужно провести несколько действий. Для начала нужно снизить общую налоговую нагрузку налогоплательщика, а это гнало значит, государство должно облегчить налоговое бремя гнало для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом. Упростить налоговую систему, установить исчерпывающий перечень налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов. Сократить налоговую нагрузку на уровне федерального бюджета и было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. Совершенствование работы налоговых органов - необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС. Необходимо простить налоговую отчетность. Также необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение дополнение налогового законодательства.
Реформирование налоговой системы является в настоящее время необходимым условием для дальнейшего успешного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счёт снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для его граждан.
Государственный бюджет - сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Доходы государственного бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В основном они образуются за счет налоговых и неналоговых, а также за счет прочих и безвозмездных поступлений.
Налоги - наиболее значимый источник доходов консолидированного бюджета страны. Чтобы разобраться в сущности налогов и выяснить какова их роль в формировании государственного бюджета РФ, необходимо рассмотреть, что же такое налог, какие бывают классификации налогов, а также определить функции налогов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ)
Функции налогов:
1. фискальная - заключается, в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;
2. перераспределяющая - позволяет перераспределять первичные доходы, в рамках прогрессивного налогообложения;
3. регулирующая - позволяет стимулировать или сдерживать развитие экономики, или отдельных отраслей;
4. контрольная - обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов и направлениями расходов.
Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Из данных табл.1 видно, что за последние 6 лет наибольший удельный вес в структуре основных налоговых источников консолидированного бюджета занимают налоги на имущество и налог на доходы физических лиц. В динамике произошло увеличение по ставке акцизы. Таким образом, налоги, являясь главным источником бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 1 января 2018 года [Электронный салт ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступ: http://www.pravo.gov.ru, 09.01.2018
3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 N 74-ФЗ[ред. от 29.07.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации.-2006.-N 23.-Ст.2381.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 N 230-ФЗ [ред. от 05.12.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 N 136- ФЗ[ред. от 31.12.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001,- N 44,-Ст. 4147.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 N 146-ФЗ [ред. от 19.02.2018]//Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.- N 31.- Ст. 3824.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05 августа 2000 N 117-ФЗ [ред. от 23.04.2018 с изм . и доп., вступ. в силу с 01.05.2018]//Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- N32.Ст. 3340.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З. [Электронный ресурс] - Режим доступ:
http://kodeksy.by/nalogovyy-kodeks.
10.О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2017 N 436-ФЗ//Собрание законодательства РФ.- 2018.-N 1 (Часть I), ст. 20.
11.О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации :федер. закон от 03 июля 2016 N 251-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.-2016.- N 27.-ст 4184.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04 мая .2011 N 99-ФЗ [[ред. от 31.12.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2011.-N 19.- Ст. 2716.
13. О независимой оценке квалификации :федер. закон от 03 июля 2016 N 238-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.—2016.- N 27.- ст.4171.
14. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций товар FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07 июнь 2013 N 108-ФЗ [ред. от 23.04.2018] //Собрание законодательства РФ.-.2013.- N 23.- ст. 2866.
15. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 N 115-ФЗ[ред. от 31.12.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации, -2002, -N 30.-с.3032.
16. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер .закон от 21 июля 1997 N 114-ФЗ //Собрание законодательства Российской
Федерации.-1997.-N 30.- ст. 3586.
17. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 N 3 1 1 -ФЗ[ред. от 29.12.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации.-2010.- N 48.- Ст. 6252.
18. О таможенном тарифе: закон Российской Федерации от 21 мая 1993 N 5003-1[ред. от 28.12.2016]//Российская газета.-1993.- N 107.-Ст.5.
19. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ[ред. от 07.03.2018]// Российская газета.-2002.- N 127.
20. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме : приказ Федеральной налоговой службы России от 24 декабря 2014 N ММВ-7-11/671@[ред. от 25.10.2017] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
21. О прогрессивной шкале налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и повышении налога на имущество физических лиц: письмо Минфина России от 26 сентября 2017 г. № 03-04-05/62106 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства: пост. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18//Российская газета. - 2016. - N 62.
23. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 2118-1[с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004] //Российская газета.-1992.- N 56. (утратил силу).
24. О налоге на добавленную стоимость: закон РФ от 06 декабря 1991 N 1992-1 [ред. от 24.03.2001]// Ведомости СНД и ВС РСФСР.-1991.- N 52.- Ст. 1871.( утратил силу).
25. О налоге на прибыль предприятий и организаций: закон Российской Федерации от 27 февраля 1991 N 2116-1 [ред. от 06.08.2001//Российская газета.-1992.-N 53. ( утратил силу).
26. О подоходном налоге с физических лиц: закон РФ от 07 декабря 1991 N 1998-1 [ред. от 24.03.2001]// Российская газета.-1992.- N 59. (утратил силу).
27. О государственном предприятии (объединении): закон СССР от 30 июня 1987 N 7284-XI [ред. от 03.08.1989] /Ведомости ВС СССР.- 1987.-№ 26.-Ст.385.(утратил силу).
28. Об индивидуальной трудовой деятельности: закон СССР от 19 ноября 1986 [ред. от 14.03.1988, с изм. от 25.12.1990] /Ведомости ВС СССР.- 1986.- №47.- Ст. 964.( утратил силу).
Специальная литература
1. Алиев Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" / Под ред. Б.Х. Алиев. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - с.704.
2. Бархатова Т. А., Кузнецова З. П. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №4 [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pryamyh-i-kosvennyh-nalogov-v-formirovanii- byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii.
3. Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999. № 4.
4. Васянина Е.Л. Актуальные проблемы налогового права : учебник / Е.Л. Васянина ; под общ.ред. С.В. Запольского. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 158 с., 183 с., 330 с.
5. Винницкий Д.В. Российское налоговое право : проблемы теории и практики. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003, - 436с.
6. Витте С.Ю.конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу. В 1900-1902 г./Научные труды.- СПб.:Тип.Акц.Общ. Брокгауз-Ефрон, 1912.
7. Глущенко В.В. Финансы: учеб. пособие/В.В. Глущенко.-М.: ИНФРА- М,2013.-160с.
8.Замалетдинова Э.Н. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-v-rossii-i- zarubezhnyy-opyt-v-oblasti-vzimaniya-kosvennyh-nalogov.
9. Иловайский Д. И. Русская история. М. :Издво-Информпечать ИТРК РСПП, 1998. - 119 с.
10. Килясханов И.Ш. Налоговое право: учебник / Под ред И.Ш. Килясханов - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 527 с.
11. Крохина Ю.А., Бондарь Н.С., Гриценко В.В. Налоговое право России: учебник для вузов / под ред. Ю.А. Крохина. - 5-e изд., испр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -704 с.
12. Маркс К. Критика Готской программы// Маркс К. Избранные произведения. Т.6 М.: Политическая литература, 1987.
13. Налоговое право: Шпаргалка - 5-е изд. - М.: РИОР, 2016. - С.129.
14. Пепеляев С.Г. Налоговое право: учебник для вузов / С.Г. Пепеляев - М.:АльпинаПабл., 2016.-796 с.
15. Смит А. Исследование о богатстве народов / сокр. пер. под ред. П. Лещенко. Пг., 1924. С. 205.
16. Тарасов М.Е. Финансовое право: курс лекций.- Scientificmagazine Kontsep, 2012.-282 с.
17. Толкушкин А.В. История налогов в России/ А.В. Толкушкин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
18. Турбина Н. М., Фёдорова А. Ю. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета // Социально-экономические явления и
процессы.- 2016. -№7. [Электронный ресурс] - Режим доступ:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kosvennyh-nalogov-v-formirovanii-dohodov- byudzheta.
19.Чистякова Л.Новые правила для акцизов: первые разъяснения налоговиков / Л. Чистякова // Экономика и жизнь. - 2015. - № 11. - С. 1.
20. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http7/www.nalog.ru.
Материалы юридической практики
1. О толковании п. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли: консультативное заключение Экономического суда СНГ от 2 ноября 1998 г. № 01-1/4-98 по запросу Совета министров Республики Беларусь от 15 апреля 1994 г.
2. По делу о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июля 1997 г.: пост. Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.
3. По делу о проверке конституционности подпункта “к” пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” в связи с жалобой закрытого акционерного общества “Конфетти” и гражданки И.В. Савченко»: пост. Конституционного Суда Российской Федерации: от 28 марта 2000 г. № 5-П «//Собрание законодательства РФ.-
2000. № 14.
4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “ПромЛайн” на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации: опред. Конституционного Суда Российской Федерации: от 8 апреля 2004 г. № 169-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.-2004. № 6.
5. По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества Востокнефтересурс: постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 N 3-П //Собрание законодательства Российской Федерации.-
2001. - N 10.- Ст. 996.
6. О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость: пост. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 N 33//Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение).-2014.- N 26.
7. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 июля 2015 г. по делу № А40-77134/2015; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2015 г. по делу № А40-77134/2015; постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2015 г. № А40- 77134/2015.