Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ
МАРКЕТИНГА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Особенности маркетинговой деятельности торгового предприятия 6
1.2 Структура комплекса маркетинга торгового предприятия 12
1.3 Процесс управления комплексом маркетинга торгового предприятия 18
2. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА
ПРИМЕРЕ АО «МЕГАФОН-РИТЕЙЛ» 25
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Мегафон-ритейл» 25
2.2 Характеристика маркетинговой деятельности АО «Мегафон-ритейл» 33
2.3 Оценка комплекса маркетинга в АО «Мегафон-ритейл» 44
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ МАРКЕТИНГА ТОРГОВОГО ПРЕПРИЯТИЯ 58
3.1 Основные направления совершенствования управления комплексом
маркетинга АО «Мегафон-ритейл» 58
3.2 Экономическое обоснование мероприятий, направленных на совершенствование управления комплексом маркетинга АО «Мегафон-ритейл»
65
Заключение
Список использованных источников Приложения
На современном этапе развития отечественной экономики все более
актуальными становятся вопросы маркетинговой деятельности. В условиях
рыночной экономики предприятие может работать эффективно, продолжать
развиваться и иметь надежду на то, что выживет в перспективе, лишь в том
случае, когда умеет не только производить, но и реализовывать свою
продукцию, ориентироваться в рыночной среде и оперативно реагировать на ее
изменения.
Маркетинговый подход в управлении, известный также как концепция
маркетинга, является центральным методологическим механизмом системы
свободного предпринимательства, субъектом которой служит торговое
предприятие. В XX столетии управление и маркетинг проходили определенную
эволюцию в своем становлении и развитии. Правомерно было говорить о
различных концепциях и подходах в управлении предприятием и организации
маркетинговой деятельности на различных этапах этого развития. В XXI веке
наметилась явно выраженная тенденция к развитию роли маркетинга как
определяющей концепции в успешном управлении предприятием, включая
цели, стратегии и функции маркетинга как специфической управленческой
деятельности, обеспечивающей стратегическую ориентацию развития
предприятия и реализацию этой ориентации.
Основополагающая идея маркетингового подхода в управлении
заключается в том, что долгосрочное успешное функционирование
предприятия на рынке определяется его способностью удовлетворять
потребности потребителей. Организация и управление маркетинговой
деятельностью должны содействовать этому процессу путем объективного и
своевременного выявления потребностей потребителей, а также разработки
конкурентоспособных предложений, обеспечивающих их удовлетворение
Актуальность темы состоит в том, что маркетинг обеспечивает
комплексный подход к управлению предприятием, которые позволят4
конкурировать и реализовывать свой потенциал в условиях современного
рынка, который характеризуется высокой степенью динамизма, изменчивости
условий.
Целью данной работы является разработка комплекса организационноуправленческих мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности
Основными задачами, обеспечивающими реализацию поставленной цели,
являются:
а) изучить особенности маркетинговой деятельности торгового
предприятия;
б) проанализировать структуру комплекса маркетинга торгового
предприятия;
в) рассмотреть процесс управления комплексом маркетинга торгового
предприятия;
г) дать общую характеристику деятельности АО «Мегафон-ритейл»;
д) выполнить исследование маркетинговой деятельности АО
«Мегафон-ритейл»;
е) оценить комплекс маркетинга в АО «Мегафон-ритейл» ;
ж) разработать рекомендации по совершенствованию управления
комплексом маркетинга торгового предприятия.
Объектом исследования в работе выступает АО «Мегафон-ритейл».
Предметом исследования в работе служит маркетинговая деятельность
компании.
Методологическим основанием в выпускной работе выступают труды
российских и зарубежных авторов в области маркетинговой деятельности,
таких как Ансофф И., Балашов А.П., Виханский О. С., Лисовский П.Я.,
Парахина В.Н., Сандракова И.В., Томпсон А.А., Шапиро С.А. и др.
Информационной базой исследования являются статистические данные и
данные бухгалтерской отчетности АО «Мегафон-ритейл» за 2015-2017 гг.5
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении
научных представлений об управлении маркетинговой деятельностью, а также
в раскрытии сущности, роли и места маркетинга в системе управления
современными торговыми предприятиями.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные
рекомендации по совершенствованию управления комплексом маркетинга,
могут быть использованы в практической деятельности АО «Мегафон-ритейл»
и на других предприятиях различных форм собственности.
Структурно работа состоит из введения, 3х глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Современный торговый маркетинг представляет собой маркетинг
торговых услуг, включающий закупку товаров предприятием розничной и
оптовой торговли, формирование товарного ассортимента в соответствии со
спросом конечных потребителей, организацию торгового процесса и
обслуживание населения, предоставление различных видов информации
потребителям и внутримагазинную рекламу, а также оказание дополнительных
торговых услуг.
Маркетинговая деятельность современного торгового предприятия
активно развивается, что неотъемлемо связано с развитием высоких
технологий, облачных систем и сети Интернет. Сегодня появляются различные
программы лояльности, формируются персонализированные предложения
потребителям, созданные на основе изучения поведения потребителей и CRMсистем. Активному развитию подвержена реклама в сети Интернет, здесь
можно отметить: развитие видео контента, контекстной рекламы и
взаимодействия с клиентами в социальных сетях.
Для успешного функционирования торгового предприятия на рынке при
принятии эффективных решений необходимо использовать комплекс
маркетинга. Комплекс маркетинга является основой принятия наиболее
эффективных решений хозяйствующим субъектом, способом их
систематизации и упорядочивания.
Под комплексом маркетинга понимается набор маркетинговых
инструментов, использование определенной комбинации которых направляет
маркетинговые усилия предприятия на целевом рынке.
Элементами комплекса маркетинга торгового предприятия являются:
продукты, цены, место, продвижение, люди, процессы и качество товара.
Сочетание различных средств маркетинга в определенном случае
подбирается таким образом, чтобы достигалось их оптимальное воздействие в
рамках выбранной цели.73
Управление комплексом маркетинга торгового предприятия по своей
сути представляет собой управление спросом потребителей. Ответственный
руководитель в компании занимается созданием, расширением спроса,
проблемами его изменения, а иногда и сокращения.
В рамках исследования процесса управления комплексом маркетинга
торгового предприятия целесообразно выделить следующие основополагающие
направления, способствующие эффективному управлению и продвижению
продукции:
а) активное развитие и совершенствование маркетинговых
механизмов;
б) непрерывный анализ потребительского поведения на рынке;
в) выявление особенностей новых рекламных форм и активное их
использование при продвижении продукции;
г) постоянный анализ конкурентов и отслеживание уровня
конкуренции на рынке;
д) широкое распространение информации, реклама, формирование
позитивной оценки и создание положительного имиджа торговой организации
посредством интернета;
е) поиск возможностей для получения дополнительной экономической
выгоды, которая может заключаться в развитии совместных проектов с
другими торговыми или неторговыми коммерческими предприятиями.
Таким образом, процесс управления комплексом маркетинга на торговом
предприятии совпадает со стандартным процессом управления в менеджменте
и включает в себя исследование рынка и оценку возможностей, работу с
целевой аудиторией, разработку ценовой стратегии и продвижения, с учетом
отраслевой специфики.
Основным видом деятельности АО «Мегафон-ритейл» является
розничная торговля сотовыми и стационарными телефонами, аксессуарами к
ним, услуги по подключениям к операторам сотовой связи, консультационное и
сервисное обслуживание74
На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной
деятельности можно сделать вывод, что в АО «Мегафон-ритейл» наблюдается
резкое понижение чистой прибыли на 1930875 тыс. руб., что является
отрицательной динамикой.
В настоящее время средства связи и программного обеспечения
находятся на третьей стадии жизненного цикла товара (фаза зрелости). Этот
этап характеризуется тем, что продукт утвержден на рынке, его необходимо
поддержать, закрепить его позиции; рост продаж несколько замедляется, но
объем продаж довольно стабилен, максимален. В этот период положение и
позиция рекламодателя зависят от конкуренции на рынке. Поэтому
предприятие АО «Мегафон Ритейл» ориентировано на проведение активной
рекламной политики с целью привлечения новых потребителей и поддержания
установленного имиджа.
АО «Мегафон-ритейл» применяет в своей деятельности стратегию
«проникновение на рынок», т.е. компания ориентируется на охват огромной
группы покупателей с ограниченной платежеспособностью. Такая стратегия
позволяет привлекать к торговой марке большое количество потребителей, а
также расширять сам круг пользователей.
В целом комплексу маркетинга АО «Мегафон-Ритейл» присущи
следующие положительные черты:
а) директор предприятия руководствуется в маркетинговой
деятельности продуманной стратегией, которая ориентирована в основном на
закупочную цену и на предпочтения покупателей. сотрудничество ведется с
проверенными и надежными поставщиками, что позволяет обеспечить поставки
товаров надлежащего качества и в планируемые сроки;
б) ассортимент на предприятии довольно разнообразный и широкий, а
также гармоничный с точки зрения сбыта и конечного потребления;
в) на предприятии присутствуют каналы обратной связи с
покупателями, то есть у руководства компании существует представление о
покупательских предпочтениях и желаниях. руководство предприятия имеет
возможность заранее знать, чего хотят их покупатели, и соответственно имеет
возможность оперативной коррекции ассортимента продукции и его цены;75
г) на предприятии значительное внимание уделяется сбыту товара и
его продвижению. предоставляются скидки, низкие цены увеличивают объемы
продаж и привлекают покупателей;
д) закупочная политика предприятия ориентирована не только на
работу с постоянными поставщиками продукции, но и на поиск новых с
возможно более выгодными условиями сотрудничества. руководством
предприятия проводятся серьезные мероприятия по поиску и привлечению
новых поставщиков. также формируется база поставщиков, которых можно
привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что
позволяет избежать ситуаций, когда в продажу вовремя не поступает
необходимый товар;
Тем не менее, в маркетинговой стратегии рассматриваемой компании
присутствует также ряд недостатков:
а) рекламные акции не производят должного эффекта, то есть
увеличения продаж. выделяется достаточная сумма для продвижения товара и
стимулирования сбыта, которая окупается, но чистая прибыль предприятия не
возрастает;
б) отсутствие мотивации сотрудников отдела продаж.
Рассмотрев и проанализировав комплекс маркетинга исследуемого
предприятия, нами были разработаны необходимые рекомендации по
совершенствованию маркетинговой деятельности:
- проведение рекламной компании,
- введение гибкой системы скидок,
- введение дополнительного послепродажного обслуживания,
- стимулирование персонала.
Ожидается, что внедрение данных мероприятия приведет к повышению
прибыли от реализации на 1.2%. В целом полученный эффект от предложенных
мероприятий положителен, следовательно, предложенные мероприятия
рекомендуются к применению в АО «Мегафон-ритейл».
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от
03.05.2018) / «Собрание законодательства РФ». – 2006. - N 12. - Ст. 1232
Книги, монографии
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных
заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск:
Вышэйшая школа, 2015. –524с.
3. Бест, Д. Маркетинг от потребителя: учебное пособие/ Д. Бест. –
Москва: МИФ, 2015. – 180 с.
4. Бухалков, М.И. Организация производства и управление
предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 506 c.
5. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В.
Борушко. - Минск: БГТУ, 2014. – 306 с.
6. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности:
Учебник / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и К, 2013. - 520 c.
7. Варлей, Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. /Р.
Варлей. - М.: Изд-во Проспект, 2015. - 272 с.
8. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект,
2015. – 613 с.
9. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д.
Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
10. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по
направлению. «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. – М.:
Дашков, 2015. – 671с77
11. Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч.
по направлению «Экономика» и спец. «Маркетинг», «Реклама» / А.Г. Голова. -
М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг для профессионалов / Е.П. Голубков. - М:
Юрайт, 2014. - 475 с.
13. Данченко, Л.А. Маркетинг. Учебник и практикум / Л.А.Данченко. - М:
Юрайт, 2014. - 486 с
14. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: учебное
пособиея / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2014. – 253 с.
15. Егоров, В.Ф. Управление торговлей крупного города в новых
условиях хозяйствования / В.Ф. Егоров – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та
экономики и финансов, 2014. – 107 с.
16. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ:
Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебно - методическое пособие / Ф.
Котлер, Дж. Сондерс, В. Вонг, Г. Армстронг; под общ. ред. Котлер Ф. – 5-е
европейское издание. – Москва: ИД Вильямс, 2014. – 314 с.
18. Мешкова, Г.И. Маркетинг: учебник/ Г.И. Мешкова, А.Б. Соловьёв,
Д.Н. Мусатов; под общ. ред. Г.И.Мешкова. – Москва: Инфра-М, 2014. – 228 с.
19. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В.
Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.
20. Пузиков, В. Г. Технология тренинга продаж / В.Г. Пузиков. - М.: Речь,
2017. - 341 c.
21. Сагинова, О.В. Интегрированные коммуникации: учебное -
методическое пособие / А.В. Цветкова, А.И. Скоробогатов; под общ. ред. О.В.
Сагинова. – М.: Академия, 2014. – 320 с
22. Секерин, В.Д. Инновационный маркетинг / В.Д. Секерин. - М:
Инфра-М, 2014. 237с.
23. Сфера услуг: Менеджмент: учебное пособие
Т. Д.Бурменко. – М.: КНОРУС, 2013. – 332 с.78
24. Тюрин, В. Д. Аудит маркетинга: учеб. пособие для вузов / В.Д.
Тюрин. – Москва: Инфра - М, 2014. – 285 с.
25. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н.
Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
26. Шевченко, Д.А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. пособие для вузов /
Д.А. Шевченко. – Москва: РГГУ, 2014. – 639 с.
27. Эдвард, Р. Дель Гайзо Секреты наиболее успешных продавцов.
Мастерство продаж: фокус на клиенте / Эдвард Р. Дель Гайзо, Селеста Е.
Лансфорд, Марк Д. Мароун. - М.: Гиппо, 2014. - 87 c.
Печатная периодика
28. Белкин, Б. Ю. Сущность управления маркетингом / Б. Ю. Белкин //
Маркетинговые исследования. - 2015. - № 3. - С. 6-9.
29. Бережная, Ю.В., Панкина, Т.В. Направления повышения
конкурентоспособности торговых организаций // Современные научные
исследования и инновации. 2016. - № 2 (58). - С. 437-439.
30. Диянова, С. Н. Концепция маркетинга современных форматов
розничной торговли // Молодой ученый, 2013. – №7. – С.86
31. Жилина, Е. В. Управление конкурентоспособностью на основе оценки
качества обслуживания розничного торгового предприятия // Экономика,
управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар,
февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 90-93.
32. Ильин, С.Ю. Современные тенденции развития маркетинговой
деятельности организаций // вестник экономической науки Украины, 2015. - №
2. - С. 156-157.
33. Имихович, А.О., Сурменкова, К.Ю., Сумина, Е.В. Оценка
эффективности маркетинговой стратегии фирмы // Научное сообщество
студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVII
междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 12(27). - С.1579
34. Кокарева Д.В. Внешняя среда и конкурентоспособность предприятия//
Журнал ОГУ «Вестник», 2014. – №2. – С. 23.
35. Костюкевич Е. А., Швед И. В., Костюшко Н. Зарубежный опыт
организации маркетинговой деятельности фирмы // Вопросы экономики и
управления. — 2016. — № 5 (1). — С. 40-42.
36. Мусиенко, Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на
предприятиях // Молодой ученый, 2013. – №2. - С. 83-84.
37. Никишин, А.Ф., Иванов, Г.Г. Формирование лояльности покупателей
в торговле // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст.
Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. - 2016. - С. 114-117.
38. Цысарь, А. Лояльность покупателей: основные определения, методы
измерения, способы управления // Маркетинг и маркетинговые исследования. –
2014. – № 5. – С. 19-22.
39. Шальнова, О.А. Особенности коммуникативной политики
специализированного магазина / О.А. Шальнова // Маркетинговые
коммуникации. - 2015. - №3. - С. 156-163.
40. Шеремет, Н. Мотивация персонала: некоторые приложения к теории
ожиданий / Н. Шеремет// Человек и труд.- 2014. – № 10. – С. 80 – 81
Электронные ресурсы
41. Официальный сайт АО «Мегафон-