Правовой статус государственного служащего
|
Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание правового статуса государственного служащего 6
§1. Понятие, признаки и классификация государственных служащих 6
§2. Понятие и структура правового статуса государственного служащего 24
Глава 2. Основные элементы правового статуса государственного служащего 32
§ 1. Права и обязанности государственного служащего 32
§2.Ответственность государственного служащего 45
Глава 3. Ограничения и гарантии как иные элементы правового
статуса государственного служащего 62
§1. Законные ограничения 62
§2. Гарантии как элемент правового статуса государственного служащего 76
Заключение 90
Список использованной литературы
Глава 1. Понятие и содержание правового статуса государственного служащего 6
§1. Понятие, признаки и классификация государственных служащих 6
§2. Понятие и структура правового статуса государственного служащего 24
Глава 2. Основные элементы правового статуса государственного служащего 32
§ 1. Права и обязанности государственного служащего 32
§2.Ответственность государственного служащего 45
Глава 3. Ограничения и гарантии как иные элементы правового
статуса государственного служащего 62
§1. Законные ограничения 62
§2. Гарантии как элемент правового статуса государственного служащего 76
Заключение 90
Список использованной литературы
Актуальность темы. Достижение государственных целей и задач любым государственным органом напрямую зависит от верного подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, а также от их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы .
Государственным служащим издавна принадлежит важная роль в деле становления и развития российского государства. Государственные служащие, в силу предоставленных им полномочий по реализации функций государства, призваны непосредственно проводить в жизнь общества политику государства.
В современных условиях государственные служащие решают ряд задач, направленных, прежде всего, на обеспечение поступательного развития рыночной экономики, соблюдения правовых и демократических принципов в российском обществе, стабилизации общественных и экономических процессов, социальной его стабильности, защиты прав и свобод граждан.
Указанные выше задачи логически предполагают и качественно иное отношение государства и социума к государственным служащим. Успех профессиональной деятельности государственного служащего во многом зависит от совершенствования его административно-правового статуса.
Представляется, что реформы и преобразования государственной службы не достигнут желаемых результатов пока не будет сформирован государственный аппарат современного типа, способный успешно работать в новых социально-экономических и политических условиях.
В условиях глобализации, изменения в мировых и национальных государственных интересах обострена необходимость выражения государственной службой общественного интереса, который должен определять всю деятельность государственных органов и ассоциироваться с контролем со стороны общества за действиями государственных служащих.
Развитие современного законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации имеет целью создание эффективного государственного аппарата. В настоящее время более подробно разрабатываются организационная структура гражданской службы, вопросы расширения социальных прав гражданских служащих. В частности, нормативно оформлены механизмы защиты интересов чиновников при заключении договоров; происходит совершенствование актов, осуществляющих контроль за деятельностью чиновников. Это достигается путем подробной регламентации обязанностей служащих, а также развития институтов дисциплинарной, административной, гражданско-правовой ответственности государственных гражданских служащих.
В связи с выше изложенным, актуальной является разработка концепции административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации.
Реформа и оптимизация государственного управления относятся к важнейшим проблемам теории и практики административного права. Совершенствование административных процедур, безусловно, является одним из ключевых направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы.
Основная цель данной работы состоит в комплексном изучении правового статуса государственного служащего.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие, признаки и классификацию государственных служащих.
2. Рассмотреть понятие и структуру правового статуса государственного служащего.
3. Определить права и обязанности государственного служащего.
4. Изучить ответственность государственного служащего.
5. Выявить законные ограничения правового статуса государственного служащего.
6. Раскрыть гарантии правового статуса государственного служащего. Объект исследования - государственная служба в Российской Федерации. Предмет исследования - правовой статус государственного служащего. Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
Методологическую основу исследования составил ряд общенаучных, общих, специальных и частных методов познания правовых и социальных явлений. Широко использованы такие методы, как диалектический, системный, формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования составили выводы и положения, содержащиеся в научных трудах специалистов в области теории государства и права, а также отраслевых юридических наук: А.П. Алехина, Х.А. Валеева, К.В. Давыдова, А.А Кармолицкого, С.Е. Чаннова, Ю.М. Козлова, А.В. Мелехина, Л.В. Андриченко, Т.В. Баранника, Д.Н. Бахраха, С.Н. Братановского., А.Е. Епифанова, В.А. Санеева, Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова и др, проанализированы журнальные статьи, научная и учебная литература.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрыто понятие и содержание правового статуса государственного служащего. Во второй главе рассматриваются права и обязанности государственного служащего. Особое внимание уделено характеристике юридической ответственности государственных служащих. Третья глава посвящена ограничениям и гарантиям правового статуса государственного служащего. В конце работы приведен перечень литературы, который был использован при написании работы.
Государственным служащим издавна принадлежит важная роль в деле становления и развития российского государства. Государственные служащие, в силу предоставленных им полномочий по реализации функций государства, призваны непосредственно проводить в жизнь общества политику государства.
В современных условиях государственные служащие решают ряд задач, направленных, прежде всего, на обеспечение поступательного развития рыночной экономики, соблюдения правовых и демократических принципов в российском обществе, стабилизации общественных и экономических процессов, социальной его стабильности, защиты прав и свобод граждан.
Указанные выше задачи логически предполагают и качественно иное отношение государства и социума к государственным служащим. Успех профессиональной деятельности государственного служащего во многом зависит от совершенствования его административно-правового статуса.
Представляется, что реформы и преобразования государственной службы не достигнут желаемых результатов пока не будет сформирован государственный аппарат современного типа, способный успешно работать в новых социально-экономических и политических условиях.
В условиях глобализации, изменения в мировых и национальных государственных интересах обострена необходимость выражения государственной службой общественного интереса, который должен определять всю деятельность государственных органов и ассоциироваться с контролем со стороны общества за действиями государственных служащих.
Развитие современного законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации имеет целью создание эффективного государственного аппарата. В настоящее время более подробно разрабатываются организационная структура гражданской службы, вопросы расширения социальных прав гражданских служащих. В частности, нормативно оформлены механизмы защиты интересов чиновников при заключении договоров; происходит совершенствование актов, осуществляющих контроль за деятельностью чиновников. Это достигается путем подробной регламентации обязанностей служащих, а также развития институтов дисциплинарной, административной, гражданско-правовой ответственности государственных гражданских служащих.
В связи с выше изложенным, актуальной является разработка концепции административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации.
Реформа и оптимизация государственного управления относятся к важнейшим проблемам теории и практики административного права. Совершенствование административных процедур, безусловно, является одним из ключевых направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы.
Основная цель данной работы состоит в комплексном изучении правового статуса государственного служащего.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие, признаки и классификацию государственных служащих.
2. Рассмотреть понятие и структуру правового статуса государственного служащего.
3. Определить права и обязанности государственного служащего.
4. Изучить ответственность государственного служащего.
5. Выявить законные ограничения правового статуса государственного служащего.
6. Раскрыть гарантии правового статуса государственного служащего. Объект исследования - государственная служба в Российской Федерации. Предмет исследования - правовой статус государственного служащего. Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
Методологическую основу исследования составил ряд общенаучных, общих, специальных и частных методов познания правовых и социальных явлений. Широко использованы такие методы, как диалектический, системный, формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования составили выводы и положения, содержащиеся в научных трудах специалистов в области теории государства и права, а также отраслевых юридических наук: А.П. Алехина, Х.А. Валеева, К.В. Давыдова, А.А Кармолицкого, С.Е. Чаннова, Ю.М. Козлова, А.В. Мелехина, Л.В. Андриченко, Т.В. Баранника, Д.Н. Бахраха, С.Н. Братановского., А.Е. Епифанова, В.А. Санеева, Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова и др, проанализированы журнальные статьи, научная и учебная литература.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрыто понятие и содержание правового статуса государственного служащего. Во второй главе рассматриваются права и обязанности государственного служащего. Особое внимание уделено характеристике юридической ответственности государственных служащих. Третья глава посвящена ограничениям и гарантиям правового статуса государственного служащего. В конце работы приведен перечень литературы, который был использован при написании работы.
Построение новой модели государственной и муниципальной службы, отвечающей потребностям современного правового государства, каким является в настоящее время Российская Федерация, является одним из важнейших направлений административной реформы. Любые изменения законодательства, структуры органов государственной власти останутся на бумаге, если не будут подкреплены действиями высокопрофессиональных служащих, наделенных для этого необходимыми полномочиями современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
Деятельность субъектов власти должна ограничиваться строгими правовыми рамками. Этот, казалось бы, очевидный и бесспорный тезис никогда не опровергался законодателем на словах. Но на деле десятилетиями чиновники исполняли свои обязанности, руководствуясь удобными для них и малокомфортными для населения многочисленными и туманными, нередко противоречивыми правовыми актами. В последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Совершенствуется не только юрисдикционный процесс, но (что очень важно) и регулятивная управленческая деятельность. Инструментом внедрения более строгих и четких административных процедур, административных действий и требований к их совершению стали административные регламенты. Этот нетривиальный шаг самым непосредственным образом касается интересов миллионов невластных субъектов - граждан и организаций.
В настоящее время федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации не содержат определения правового статуса государственного служащего, и это несмотря на то, что соответствующие законодательные акты регламентируют отдельные элементы правового статуса государственных служащих - права, обязанности, ограничения прав, принципы ответственности и гарантии деятельности.
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Собственно элементами правового статуса государственного служащего в узком смысле являются права, обязанности и запреты. Поощрения и ответственности, будучи, действительно, производными, вторичными элементами, так же, как и гарантии, относятся к послестатусным элементам. Отдельно следует сказать об ограничениях, закрепленных в ст. 16 федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Указанные ограничения по сути являются обстоятельствами, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу или должен быть уволен с государственной службы.
В соответствии с федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации
Права государственных служащих определены в ст. 14 федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Закон также определяет основные обязанности государственного служащего, гарантии реализации прав государственного служащего.
Неотъемлемым элементом правового статуса государственного служащего независимо от вида государственной службы являются гарантии. Необходимо сформулировать понятие «государственные гарантии государственных служащих», например, следующим образом: «Государственные гарантии государственных служащих - это прямые денежные выплаты или иные материальные блага, предоставляемые государственным служащим независимо от вида государственной службы федеральными законами либо изданными во исполнение этих федеральных законов, открытыми для доступа неограниченному кругу лиц указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности кадров государственной службы, а также компенсации налагаемых федеральными законами ограничений». Данное определение является общим и может быть в равной мере применимо ко всем предусмотренным законам видам государственной службы, в том числе к службе гражданской. К числу современных проблем государственной службы относятся: снижение ее престижа по сравнению с работой в бизнес - структурах; снижение профессионализма госслужащих из-за оттока наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд существенно выше; непоследовательность кадровой политики, закрытость системы государственной службы и слабые механизмы для профилактики коррупции в рядах чиновничества, а также борьбы с ней.
На основе данного определения может быть сформулирована и закреплена дефиниция в федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», который является своеобразным юридическим «несущим каркасом» отечественной государственной службы.
Таким образом, центральным элементом законодательства о государственной службе является массив норм, посвященных правовому статусу государственного служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус государственного служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями.
Деятельность субъектов власти должна ограничиваться строгими правовыми рамками. Этот, казалось бы, очевидный и бесспорный тезис никогда не опровергался законодателем на словах. Но на деле десятилетиями чиновники исполняли свои обязанности, руководствуясь удобными для них и малокомфортными для населения многочисленными и туманными, нередко противоречивыми правовыми актами. В последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Совершенствуется не только юрисдикционный процесс, но (что очень важно) и регулятивная управленческая деятельность. Инструментом внедрения более строгих и четких административных процедур, административных действий и требований к их совершению стали административные регламенты. Этот нетривиальный шаг самым непосредственным образом касается интересов миллионов невластных субъектов - граждан и организаций.
В настоящее время федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации не содержат определения правового статуса государственного служащего, и это несмотря на то, что соответствующие законодательные акты регламентируют отдельные элементы правового статуса государственных служащих - права, обязанности, ограничения прав, принципы ответственности и гарантии деятельности.
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Собственно элементами правового статуса государственного служащего в узком смысле являются права, обязанности и запреты. Поощрения и ответственности, будучи, действительно, производными, вторичными элементами, так же, как и гарантии, относятся к послестатусным элементам. Отдельно следует сказать об ограничениях, закрепленных в ст. 16 федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Указанные ограничения по сути являются обстоятельствами, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу или должен быть уволен с государственной службы.
В соответствии с федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации
Права государственных служащих определены в ст. 14 федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Закон также определяет основные обязанности государственного служащего, гарантии реализации прав государственного служащего.
Неотъемлемым элементом правового статуса государственного служащего независимо от вида государственной службы являются гарантии. Необходимо сформулировать понятие «государственные гарантии государственных служащих», например, следующим образом: «Государственные гарантии государственных служащих - это прямые денежные выплаты или иные материальные блага, предоставляемые государственным служащим независимо от вида государственной службы федеральными законами либо изданными во исполнение этих федеральных законов, открытыми для доступа неограниченному кругу лиц указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности кадров государственной службы, а также компенсации налагаемых федеральными законами ограничений». Данное определение является общим и может быть в равной мере применимо ко всем предусмотренным законам видам государственной службы, в том числе к службе гражданской. К числу современных проблем государственной службы относятся: снижение ее престижа по сравнению с работой в бизнес - структурах; снижение профессионализма госслужащих из-за оттока наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд существенно выше; непоследовательность кадровой политики, закрытость системы государственной службы и слабые механизмы для профилактики коррупции в рядах чиновничества, а также борьбы с ней.
На основе данного определения может быть сформулирована и закреплена дефиниция в федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», который является своеобразным юридическим «несущим каркасом» отечественной государственной службы.
Таким образом, центральным элементом законодательства о государственной службе является массив норм, посвященных правовому статусу государственного служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус государственного служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями.
Подобные работы
- Административно-правовой статус государственных служащих
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Административно-правовой статус государственных служащих
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Административно-правовой статус государственных служащих (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Московский областной филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих в РФ (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Административно - правовой статус государственного гражданского служащего
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус(Алтайский институт экономики)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



