ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КИНЕМАТОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о кинематографии и охране интеллектуальных прав в области кинематографа 7
1.1. Понятие и особенности кинематографии. 7
1.2. Объекты, входящие в кинематографию 13
1.3. Субъекты, участвующие в производстве и создании объектов
кинематографии 20
1.4. Понятие и соотношение «охраны» и «защиты» интеллектуальных прав в
области кинематографа 25
Глава 2. Способы защиты интеллектуальных прав в кинематографии 29
2.1. Неюрисдикционные способы защиты интеллектуальных прав в области
кинематографии 29
2.2. Юрисдикционные способы защиты интеллектуальных прав в области
кинематографа 34
Глава 3. Органы и организации, обеспечивающие права авторов и правообладателей в области кинематографии 41
3.1. Международные органы и организации, обеспечивающие
интеллектуальные права 41
3.2. Органы и организации, обеспечивающие интеллектуальные права в РФ. .. 46
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 5
Глава 1. Общие положения о кинематографии и охране интеллектуальных прав в области кинематографа 7
1.1. Понятие и особенности кинематографии. 7
1.2. Объекты, входящие в кинематографию 13
1.3. Субъекты, участвующие в производстве и создании объектов
кинематографии 20
1.4. Понятие и соотношение «охраны» и «защиты» интеллектуальных прав в
области кинематографа 25
Глава 2. Способы защиты интеллектуальных прав в кинематографии 29
2.1. Неюрисдикционные способы защиты интеллектуальных прав в области
кинематографии 29
2.2. Юрисдикционные способы защиты интеллектуальных прав в области
кинематографа 34
Глава 3. Органы и организации, обеспечивающие права авторов и правообладателей в области кинематографии 41
3.1. Международные органы и организации, обеспечивающие
интеллектуальные права 41
3.2. Органы и организации, обеспечивающие интеллектуальные права в РФ. .. 46
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 5
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, каждый вправе свободно заниматься любым видом творчества и преподаванием , объектами интеллектуальной собственности, которые являются результатами данных видов деятельности охраняются законом. Это же положение предусмотрено в гражданском законодательстве, в частности, пункт 2 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ от 21.10.1994 г. Исходя из смысла данной статьи под интеллектуальной собственностью понимается результат интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации .
Кинематография представляет собой область культуры и искусства, которая включает в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22.08.1996 года .
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что с момента изменения Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технология и о защите информации» в 2014 году растёт количество дел, связанных с блокировкой интернет-сайтов в связи с нарушением авторских и смежных прав. Так сначала 2017 года в Московский городской суд было подано почти 1340 заявлений о предварительном обеспечении защиты исключительных прав на интеллектуальную собственность, однако, вначале 2018 года было подано уже около 250 подобных заявлений только по обеспечению объектов кинематографии и на их результат, что безусловно показывает рост возникновения споров в сфере кинематографии, согласно данным с официального сайта Московского городского суда4.
Теоретической основой исследования служили труды учёных-юристов таких, как И.А. Близнец, Н.Л. Дювернуа, А.В. Кашанин, Т.Г. Макаров, Н.С. Малеин, М.И. Никитина, Р.И. Ситдикова, Е.А. Суханов, С.А. Чернышева, Г.Ф. Шершеневич и многие другие.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с кинопроизводством, а также защитой личных неимущественных и исключительных прав авторов и правообладателей кинофильмов.
Предметом исследования является законодательство РФ, регулирующее отношения, связанные с такой областью искусства, как кинематография, научные исследования, в которых затрагивается данная тема, а также судебная практика.
Целями данной работы являются изучение и обобщение теоретических и практических вопросов, связанных с кинопроизводством и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности в данной сфере.
Для достижения поставленных выше целей необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить понятие кинематографии и её особенности.
2. Выявить объекты, входящие в кинематографию.
3. Определить субъекты, участвующие в кинопроизводстве.
4. Уточнить различие между охраной и защитой прав на интеллектуальную собственность.
5. Проанализировать и систематизировать способы защиты интеллектуальных прав.
6. Исследовать органы и организации, обеспечивающие права авторов и правообладателей в области кинематографии.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе рассматривается понятие кинематографии и история его возникновения, а также специфические особенности, присущие данной области. Помимо данных аспектов раскрывается также, какие конкретно объекты интеллектуальной собственности входят в сферу кинематографии, а также рассматриваются субъекты, создающие и участвующие в производстве кинофильма и его объектов. Здесь же освещаются понятия «охрана» и «защита» и вопрос об их соотношении.
Во второй главе рассматриваются способы защиты прав на интеллектуальную собственность, которая непосредственно связана с кинематографом, какие существуют виды и как они отличаются друг от друга.
В третьей главе анализируются органы и организации, которые занимаются интеллектуальной собственностью, как на международном уровне, так и на национальном уровне, раскрывается чем они занимаются и когда были основаны.
При написании используются следующие методы исследования:
• Сравнительно-правовой метод;
• Метод структурного анализа;
• Исторический метод;
• Статистический метод;
• Метод синтеза;
• Метод логических обобщений;
• Специально юридических метод.
В процессе исследования также был приведён анализ нормативно¬правовых актов РФ, в частности, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс, Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии России» и другие нормативно-правовые акты, а также научная литература, монографии и материалы судебной практики.
Кинематография представляет собой область культуры и искусства, которая включает в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22.08.1996 года .
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что с момента изменения Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технология и о защите информации» в 2014 году растёт количество дел, связанных с блокировкой интернет-сайтов в связи с нарушением авторских и смежных прав. Так сначала 2017 года в Московский городской суд было подано почти 1340 заявлений о предварительном обеспечении защиты исключительных прав на интеллектуальную собственность, однако, вначале 2018 года было подано уже около 250 подобных заявлений только по обеспечению объектов кинематографии и на их результат, что безусловно показывает рост возникновения споров в сфере кинематографии, согласно данным с официального сайта Московского городского суда4.
Теоретической основой исследования служили труды учёных-юристов таких, как И.А. Близнец, Н.Л. Дювернуа, А.В. Кашанин, Т.Г. Макаров, Н.С. Малеин, М.И. Никитина, Р.И. Ситдикова, Е.А. Суханов, С.А. Чернышева, Г.Ф. Шершеневич и многие другие.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с кинопроизводством, а также защитой личных неимущественных и исключительных прав авторов и правообладателей кинофильмов.
Предметом исследования является законодательство РФ, регулирующее отношения, связанные с такой областью искусства, как кинематография, научные исследования, в которых затрагивается данная тема, а также судебная практика.
Целями данной работы являются изучение и обобщение теоретических и практических вопросов, связанных с кинопроизводством и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности в данной сфере.
Для достижения поставленных выше целей необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить понятие кинематографии и её особенности.
2. Выявить объекты, входящие в кинематографию.
3. Определить субъекты, участвующие в кинопроизводстве.
4. Уточнить различие между охраной и защитой прав на интеллектуальную собственность.
5. Проанализировать и систематизировать способы защиты интеллектуальных прав.
6. Исследовать органы и организации, обеспечивающие права авторов и правообладателей в области кинематографии.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе рассматривается понятие кинематографии и история его возникновения, а также специфические особенности, присущие данной области. Помимо данных аспектов раскрывается также, какие конкретно объекты интеллектуальной собственности входят в сферу кинематографии, а также рассматриваются субъекты, создающие и участвующие в производстве кинофильма и его объектов. Здесь же освещаются понятия «охрана» и «защита» и вопрос об их соотношении.
Во второй главе рассматриваются способы защиты прав на интеллектуальную собственность, которая непосредственно связана с кинематографом, какие существуют виды и как они отличаются друг от друга.
В третьей главе анализируются органы и организации, которые занимаются интеллектуальной собственностью, как на международном уровне, так и на национальном уровне, раскрывается чем они занимаются и когда были основаны.
При написании используются следующие методы исследования:
• Сравнительно-правовой метод;
• Метод структурного анализа;
• Исторический метод;
• Статистический метод;
• Метод синтеза;
• Метод логических обобщений;
• Специально юридических метод.
В процессе исследования также был приведён анализ нормативно¬правовых актов РФ, в частности, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс, Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии России» и другие нормативно-правовые акты, а также научная литература, монографии и материалы судебной практики.
Кинематография - это один из видов искусства, которое буквально недавно появилось, оно является сложным синтезом разного рода искусств и творчества, человеческого труда, для создания которого необходимо многообразие субъектов, таких основополагающих, как сценарист, режиссер, актёры, композиторы, гримеры, так и многие остальные, порой неизвестные широкому потребителю.
В процессе кинопроизводства создаётся большое количество результатов интеллектуальной деятельности, как отдельного человека, так и группы лиц, но не все они признаются объектами интеллектуальной собственности, однако следует отметить, что в настоящее время в судебной практике встречаются дела, в которых защищаются права авторов на так называемые имидж-услуги. Основными же объектами, которые защищаются в области кинематографии являются аудиовизуальное произведение, сценарий, музыкальные произведения и товарные знаки.
Исходя из вышеприведенного исследования можно сделать вывод, что область кинематографии постоянно развивается и в связи с этим многие объекты так или иначе защищаются гражданским законодательством.
Круг субъектов, обладающих правами на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в кинематографии разнообразен. Так в российском законодательстве выделяются следующие субъекты:
- продюсер;
- прокатчик фильма;
- организации кинематографии;
- штатные и нештатные творческие составы организаций;
- режиссёр-постановщик;
- автор сценария;
- композиторы;
Следует отметить, что не все данные субъекты обладают правами на конечный результат кинопроизводства - кинофильм, а лишь режиссёр- постановщик, автор сценария, композитор и продюсер. Кроме того, исключительными правами на данный объект обладает организация кинематографии, то есть киностудия.
В целях предупреждения нарушений прав авторов, а также восстановления уже нарушенных прав авторов и правообладателей выделяют соответственно понятие «охраны» и «защиты» прав. Стоит заметить, что в российском законодательстве и науке отсутствует единое мнение о соотношении данных понятий. Можно выделить три точки зрения касательно данного вопроса:
1. Понятия являются тождественными и в связи с этим не имеет значения какое из них употреблять.
2. Понятие «защиты» является составной частью понятия «охраны», то есть она представляет собой способы применяемые в случае нарушения прав, а охрана представляет собой меры, которые применяются в целях защиты от посягательств.
3. Необходимо употреблять лишь понятие «защита», поскольку понятие «охрана» не используется в российском законодательстве.
При защите нарушенных прав авторы и правообладатели вправе совершать действия, при помощи которых они могут восстановить или подтвердить свои права, а также реализовать свой законный интерес. Данные действия именуются способами защиты. Традиционно в юридической науке принято выделять два вида способов защиты:
• Юрисдикционный;
• Неюрисдикционный.
При неюрисдикционной форме защиты лицо при защите своих прав не обращается к судебных или административным органам, совершая при этом все действия самостоятельно.
Поскольку в гражданском законодательстве предусматривается открытый перечень способов защиты, а также неюрисдицкионные способы не регламентированы, то некоторые учёные высказывают мнение об их неэффективности и ненадёжности, например, О.В. Богдановой. Однако при анализе ФЗ РФ «Об информации, информационных технология и о защите информации» №149 от 27.07.2006 года можно отметить развитие данных способов в связи с возможностью досудебного урегулирования споров о защите нарушенных прав в сети «Интернет» с владельцами интернет-сайтов.
Юрисдикционные способы защиты обеспечиваются на основании деятельности судов, как арбитражных, так и судов общей юрисдикции и государственных органов, осуществляющих полномочия в данной сфере, в связи с этим данный вид подразделяется на две группы - те, которые реализуются в судебном порядке (общем) и те, которые осуществляются в административном порядке (специальном).
Кроме того, способы защиты, применяемые при нарушении интеллектуальных прав авторов и правообладателей, различаются в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или исключительные права. В случае нарушения личных неимущественных прав защита может быть осуществлена при помощи: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечения действия, нарушающее право ил создающую угрозу его нарушения, компенсация морального вреда, публикацией решения суда о допущенном нарушении. Защита исключительных прав на объекты кинематографии осуществляется следующими способами: признание права, пресечение действий, публикацией решения суда о допущенном нарушении, а также возмещение убытков, изъятие материального носителя, взыскания компенсаций.
В целях обеспечения иска по данной категории дел могут быть приняты обеспечительные меры, в том числе и специфические, как, например, запрет на совершение ответчиком определенных действий, а также ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Необходимо отметить, что в целях защиты и охраны прав авторов, как объектов интеллектуальной собственности в целом, так и лишь в сфере кинематографии создаются различные органы и общественные организации. Первая организация возникла в конце 18 века в Париже, «Бюро правовой защиты драматургов» в целях коллективного управления авторскими правами, в последующем эта организация также включила в себя авторов кинематографических произведений. В последующем было создано большое количество организаций различных организационно-правовых форм, основными направлениями деятельности которых касается интеллектуальной собственности, но основной организацией в данной сфере в настоящее время является Всемирная организация интеллектуальной собственности, которая является межправительственной организацией, учрежденной в целях содействия охране интеллектуальных прав на основе сотрудничества между международными организациями и правительствами стран.
В России впервые организация подобного типа возникла в 1870 году, которая включала в себя различных драматических писателей, именуемая «Общество русских драматических писателей».
В настоящее время в РФ существует ряд аккредитованных организаций, которые осуществляют коллективное управление авторскими правами:
• Российское авторское общество;
• Всероссийская организация интеллектуальной собственности;
• Российский союз правообладателей;
• УПРАВИС.
Также существуют государственные органы, которые осуществляют полномочия в сфере интеллектуальной собственности: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Суд по интеллектуальным правам РФ.
Можно также выделить ряд организаций, которые представляют права субъектов кинематографии, например, Союз кинематографистов России, а также Ассоциация продюсеров кино и телевидения.
Таким образом, все определенные задачи были выполнены в полном объеме, а цель исследования была достигнута.
На основании проделанного исследования можно сделать вывод, что отрасль кинематографии постоянно развивается в связи с чем институт интеллектуальной собственности постоянно видоизменяется в целях эффективной защиты прав авторов и правообладателей на различные объекты, создаваемые в кинопроизводстве. На основании этого можно заключить высокую актуальность данной темы.
В процессе кинопроизводства создаётся большое количество результатов интеллектуальной деятельности, как отдельного человека, так и группы лиц, но не все они признаются объектами интеллектуальной собственности, однако следует отметить, что в настоящее время в судебной практике встречаются дела, в которых защищаются права авторов на так называемые имидж-услуги. Основными же объектами, которые защищаются в области кинематографии являются аудиовизуальное произведение, сценарий, музыкальные произведения и товарные знаки.
Исходя из вышеприведенного исследования можно сделать вывод, что область кинематографии постоянно развивается и в связи с этим многие объекты так или иначе защищаются гражданским законодательством.
Круг субъектов, обладающих правами на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в кинематографии разнообразен. Так в российском законодательстве выделяются следующие субъекты:
- продюсер;
- прокатчик фильма;
- организации кинематографии;
- штатные и нештатные творческие составы организаций;
- режиссёр-постановщик;
- автор сценария;
- композиторы;
Следует отметить, что не все данные субъекты обладают правами на конечный результат кинопроизводства - кинофильм, а лишь режиссёр- постановщик, автор сценария, композитор и продюсер. Кроме того, исключительными правами на данный объект обладает организация кинематографии, то есть киностудия.
В целях предупреждения нарушений прав авторов, а также восстановления уже нарушенных прав авторов и правообладателей выделяют соответственно понятие «охраны» и «защиты» прав. Стоит заметить, что в российском законодательстве и науке отсутствует единое мнение о соотношении данных понятий. Можно выделить три точки зрения касательно данного вопроса:
1. Понятия являются тождественными и в связи с этим не имеет значения какое из них употреблять.
2. Понятие «защиты» является составной частью понятия «охраны», то есть она представляет собой способы применяемые в случае нарушения прав, а охрана представляет собой меры, которые применяются в целях защиты от посягательств.
3. Необходимо употреблять лишь понятие «защита», поскольку понятие «охрана» не используется в российском законодательстве.
При защите нарушенных прав авторы и правообладатели вправе совершать действия, при помощи которых они могут восстановить или подтвердить свои права, а также реализовать свой законный интерес. Данные действия именуются способами защиты. Традиционно в юридической науке принято выделять два вида способов защиты:
• Юрисдикционный;
• Неюрисдикционный.
При неюрисдикционной форме защиты лицо при защите своих прав не обращается к судебных или административным органам, совершая при этом все действия самостоятельно.
Поскольку в гражданском законодательстве предусматривается открытый перечень способов защиты, а также неюрисдицкионные способы не регламентированы, то некоторые учёные высказывают мнение об их неэффективности и ненадёжности, например, О.В. Богдановой. Однако при анализе ФЗ РФ «Об информации, информационных технология и о защите информации» №149 от 27.07.2006 года можно отметить развитие данных способов в связи с возможностью досудебного урегулирования споров о защите нарушенных прав в сети «Интернет» с владельцами интернет-сайтов.
Юрисдикционные способы защиты обеспечиваются на основании деятельности судов, как арбитражных, так и судов общей юрисдикции и государственных органов, осуществляющих полномочия в данной сфере, в связи с этим данный вид подразделяется на две группы - те, которые реализуются в судебном порядке (общем) и те, которые осуществляются в административном порядке (специальном).
Кроме того, способы защиты, применяемые при нарушении интеллектуальных прав авторов и правообладателей, различаются в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или исключительные права. В случае нарушения личных неимущественных прав защита может быть осуществлена при помощи: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечения действия, нарушающее право ил создающую угрозу его нарушения, компенсация морального вреда, публикацией решения суда о допущенном нарушении. Защита исключительных прав на объекты кинематографии осуществляется следующими способами: признание права, пресечение действий, публикацией решения суда о допущенном нарушении, а также возмещение убытков, изъятие материального носителя, взыскания компенсаций.
В целях обеспечения иска по данной категории дел могут быть приняты обеспечительные меры, в том числе и специфические, как, например, запрет на совершение ответчиком определенных действий, а также ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Необходимо отметить, что в целях защиты и охраны прав авторов, как объектов интеллектуальной собственности в целом, так и лишь в сфере кинематографии создаются различные органы и общественные организации. Первая организация возникла в конце 18 века в Париже, «Бюро правовой защиты драматургов» в целях коллективного управления авторскими правами, в последующем эта организация также включила в себя авторов кинематографических произведений. В последующем было создано большое количество организаций различных организационно-правовых форм, основными направлениями деятельности которых касается интеллектуальной собственности, но основной организацией в данной сфере в настоящее время является Всемирная организация интеллектуальной собственности, которая является межправительственной организацией, учрежденной в целях содействия охране интеллектуальных прав на основе сотрудничества между международными организациями и правительствами стран.
В России впервые организация подобного типа возникла в 1870 году, которая включала в себя различных драматических писателей, именуемая «Общество русских драматических писателей».
В настоящее время в РФ существует ряд аккредитованных организаций, которые осуществляют коллективное управление авторскими правами:
• Российское авторское общество;
• Всероссийская организация интеллектуальной собственности;
• Российский союз правообладателей;
• УПРАВИС.
Также существуют государственные органы, которые осуществляют полномочия в сфере интеллектуальной собственности: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Суд по интеллектуальным правам РФ.
Можно также выделить ряд организаций, которые представляют права субъектов кинематографии, например, Союз кинематографистов России, а также Ассоциация продюсеров кино и телевидения.
Таким образом, все определенные задачи были выполнены в полном объеме, а цель исследования была достигнута.
На основании проделанного исследования можно сделать вывод, что отрасль кинематографии постоянно развивается в связи с чем институт интеллектуальной собственности постоянно видоизменяется в целях эффективной защиты прав авторов и правообладателей на различные объекты, создаваемые в кинопроизводстве. На основании этого можно заключить высокую актуальность данной темы.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ(12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Авторское право на аудиовизуальные произведения: понятие,
содержание и защита
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Стратегия продвижения культурного наследия онлайн (на материалах советского и зарубежного кинематографа)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2015 - Аудиовизуальное произведение как объект авторского права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Продюсирование как предпринимательская деятельность
Магистерская диссертация, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Авторское право на аудиовизуальное произведение по законодательству Российской Федерации (Авторское право,
Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Продюсирование как предпринимательская деятельность
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Публичный показ и публичное исполнение аудиовизуального произведения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



