Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении Великой Отечественной войны в основной школе

Работа №30366

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Познавательная деятельность учащихся как педагогическая проблема 10
1.1. Сущностные характеристики познавательной деятельности 10
1.2 Инновационное обучение как методический путь активизации познавательной деятельности учащихся на уроке истории 18
1.3. Роль интерактивных технологий в активизации познавательной деятельности учащихся 24
Глава 2. Системно-деятельностный подхода как условие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории 34
2.1. Понятие системно-деятельностного подхода 34
2.2. Методические особенности урока формирования критического мышления учащихся 47
Глава З. Интерактиное обучение при изучении темы «Великая Отечественная
война. 1941-1945гг.» 53
3.1. Структурно-функциональный анализ учебно-исторического материала по теме «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.» 53
3.2. Использование методов интерактивного обучения при изучении темы «Великая Отечественная война. 1941-1945гг. 58
Заключение
Список литературы

Активизация познавательной деятельности учащихся ставит целью формирование критического мышления учащихся, готовности использовать приобретенные знания и умения в социальной практике. Умения конструктивного диалога, аргументации своей позиции - признаки цивилизованности современного россиянина. Насущная задача современной школы - сформировать такую личность. Модернизация современного российского школьного образования, как необходимость активизации познавательной деятельности учащихся неразрывно связываются с внедрением в школьную практику (инновационных) интерактивных технологий, обновление методов обучения . Как показывает массовая практика обучения истории, задачу формирования новой личности трудно осуществить традиционными методами и формами обучения. В этой связи введение стандартов второго поколения создает необходимую нормативную базу - ориентир движения школы в направлении ее инновационных преобразований. ФГОС ООО, нацеленный на реализацию в образовательной практике системно-деятельностного подхода, настоятельно диктует необходимость усиления роли самостоятельной работы учащихся и применения, в том числе и на уроках истории, современных образовательных технологий. Все вышесказанное тем более актуально, когда речь идет о попытках Запада пересмотра итогов Второй мировой войны и роли советского народа в разгроме германского фашизма . Актуальность темы исследования связана с необходимостью достижения учащимися предметных, метапредметных, личностных результатов в образовательном процессе.
Изменилась методология стандартов второго поколения и тем самым образовательная парадигма школьного образования. От парадигмы «знаниевой» школа переходит к парадигме «деятельностной». Научить школьника учиться всю жизнь - цель, которую следует решать учителю истории . Эта цель направлена на активизацию познавательной
деятельности учащихся. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного и общего среднего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества и государства ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте . Задача современного учителя состоит в овладении всей совокупностью инновационных (интерактивных) технологий и методов обучения, складывающейся в передовой практике и умелом их применении.
Обзор литературы. В ходе исследования мы опирались на материалы стандартов первого и второго поколения . ФГОС ООО коренным образом меняют характер деятельности современной российской школы в плане усиления деятельностной парадигмы и реализации системно - деятельностного подхода. Проблема активизации учебной деятельности учащихся всегда оставалась актуальной. На разных этапах развития школы теоретиками педагогики и учительством разрабатывались и предлагались определенные приемы и средства формирования положительной мотивации и интереса у учащихся к обучению. Данная проблема получила разработку в трудах отечественных психологов, педагогов и методистов - историков. Актуальное значение в наши дни имеют работы, посвященные методике формирования у учащихся универсальных учебных действий, в том числе и средствами интерактивных технологий.
Современные подходы к организации учебной деятельности учащихся сформулированы в совместных работах Е.Е.Вяземского и О.Ю.Стреловой . Известные отечественные методисты - историки раскрывая государственно-общественный запрос на создание системы единых учебников по истории, предлагают авторские разработки, позволяющих значительно усилить самостоятельную учебную деятельность на уроке.
Инновационный опыт применения в массовой практике интерактивных моделей обучения, в том числе и игровых технологий, раскрывается в пособии для учителя истории, подготовленном Е.Е. Вяземским и О.Ю. Стреловой. Работа содержит описание интерактивных форм учебных занятий по истории. Исследования видных отечественных методистов - историков Е.Е.Вяземского и О.Ю.Стреловой раскрывают сущностные характеристики интерактивных форм учебных занятий по истории. Предложены сценарии интерактивных занятий по истории, даны обстоятельные научно-методические комментарии.
Проблемам формирования универсальных учебных действий посвящена работа под редакцией Асмолова А.Г. В ней приведены типы и виды заданий, направленных на развитие и оценку личностных познавательных, коммуникативных и других универсальных учебных действий . Становление и развитие (инновационных) интерактивных форм обучения преимущественно проходило в массовом и передовом педагогическом опыте, по пути совместного использования фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы учащихся на уроке. К примеру, в образовательной практике обучения истории в 1990 - е годы широко применяются игровые технологии. Этой проблемы посвящены исследования М.В.Коротковой. Так М.В. Короткова, разрабатывая типологию исторических игр, останавливается на характеристике деловой и ретроспективной игры. Первая из них включает игру-обсуждение и игру- исследование, вторая группа - делится на ролевые и не ролевые. Автор характеризует этапы игры как технологии интерактивного обучения. Освещение игровых технологий в данной работе основано также на работах известных российских методистов - историков Кучерук И.В. и Борзовой Л.П. .
Научно-методические основы применения интерактивных технологий раскрыты достаточно полно в работах отечественных педагогов и методистов. Одно из первых в отечественной педагогике толкование понятия «технология обучения» получило в работах Беспалько В.П. Особо здесь следует отметить работу «Слагаемые педагогической технологии» . Казанские исследователи МочаловаН.И. и Мочалова О.В. также посвятили свою работу проблеме инновационных технологий . Педагоги уже в данный период связывали обновление отечественной системы образования с внедрением инновационного обучения, современных образовательных технологий.
Заметное место в плане исследований технологий развивающего обучения играет работа С.И. Заир - Бек и И.В.Муштавинской , посвященной исследованию методических путей формирования критического мышления учащихся. В работе охарактеризованы признаки критического мышления, структура урока по его формированию, основанная на системно-деятельностном подходе. Охарактеризованы типичные для каждого из этапов урока, приемы, обеспечивающие успех в работе учителя по формированию критического мышления.
Первый опыт применения технологической карты урока как его теоретической модели содержится в трудах башкирского ученого А.З. Рахимова .
Объект исследования - процесс обучения истории, построенный на принципах системно-деятельностного подхода.
Предмет исследования - методические пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке истории, типы интерактивных технологий обучения школе при изучении темы «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.» в основной школе.
Гипотеза исследования: применение интерактивных методов обучения на уроках истории в основной школе способствует активизации познавательной деятельности учащихся и более высокому уровню усвоения материала, и развитию тем самым критического мышления учащихся.
Цель исследования - выявление методических путей достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении истории средствами интерактивных технологий, позволяющих усилить познавательную деятельность учащихся на уроке истории.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущностные признаки познавательной деятельности учащихся.
2. Выявить методические пути усиления познавательной деятельности учащихся на уроке истории
3. Выявить признаки критического мышления.
4. Определить интерактивные приемы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроке истории.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, теоретический анализ предмета исследования:
- эмпирические методы: изучение и обобщение инновационного опыта обучения истории в современной школе, наблюдение, апробация.
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении интерактивных технологий и методов обучения, как средства усиления познавательной деятельности учащихся и достижения учащимся личностных, предметных, метапредметных результатов в образовательном процессе по истории.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе по истории в школе. Предложенные теоретические выводы и методические рекомендации могут быть применены в дальнейших исследованиях по указанной проблеме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное исследование, посвященное проблеме активизации познавательной деятельности учащихся при изучении Великой Отечественной войны советского народа позволяет сделать следующие выводы. Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения нацеливают современную школу на применение современных образовательных технологий. В соответствии со стандартами, в школе формируются такие ключевые компетенции учащихся, как информационная, коммуникационная, личностная и др.
Познавательная деятельность учащихся как педагогическая проблема достаточно полно изучена в отечественной психологии и педагогике. Раскрыты сущностные характеристики познавательной деятельности, выделены основные ее этапы: объяснительно-иллюстративный, преобразующий, творческо-поисковый. Рассмотрена сущность педагогического понятия инновационного (интерактивного) обучения, реализующего принципы развивающего обучения и направленного на усиление учебной деятельности учащихся. В ходе исследования выявлены методические пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке истории. Охарактеризована сущность критического мышления учащихся. Показана взаимосвязь формирования критического мышления учащихся и приемов интерактивного обучения, роль интерактивных технологий в активизации познавательной деятельности учащихся.
Рассмотрена сущность системно-деятельностного подхода как условие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории, методические особенности урока формирования критического мышления учащихся.
В ходе исследования приемов интерактивного обучения при изучении темы «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.» в основной школе выделены и апробированы структурно-функциональный анализ учебно-исторического материала по теме «Великая Отечественная война. 1941- 1945гг.». охарактеризованы соответствующие методы интерактивного обучения при изучении данной темы в девятом классе.
Дана характеристика интерактивных технологий, методов и приемов обучения истории, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Первостепенное значение в этом играют интерактивные методы и технологии обучения. Подтверждена гипотеза исследования: применение приемов интерактивного обучения будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и более оптимальному формированию критического мышления учащихся. данный вывод подтверждается результатами исследования. Апробация исследования подтверждают правильность теоретических выводов.
Все рассмотренные нами педагогические технологии основаны на активном взаимодействии учащихся с учителем, друг с другом и позволяют учителю более эффективно формировать критическое мышление учащихся. Выполненное исследование наглядно показало, что применение интерактивных приемов деятельности учащихся приводит к высоким образовательным результатам, активной социализации личности.
Формирование гуманистических чувств и патриотизма происходит более эффективно, приносит эмоциональные переживания, формирует умение работать в команде. Интерактивное обучение, способствуя активизации познавательной деятельности на уроке и дома способствует активизации позитивного общения, формируя коммуникативные компетенции, оценки своей учебной деятельности, правильного восприятия норм человеческого общежития.
Цель исследования достигнута, задачи исследования реализованы. Работу нельзя считать законченной. Дальнейшее изучение возможностей применения интерактивных технологий обучения истории, на наш взгляд стоит сконцентрировать на роли технологической карты урока как способа конструирования урока.



1. Аникеев Н.П., Абрамова И.Г. Деловые игры. Теория и организация - М.: Просвещение, 2001. - 215с.
2. Беловолов В.А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных методов в учебный процесс [Текст] / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов. - Новосибирск, 1997.
3. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» - М, 1989. - 192 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/ В. П. Беспалько. - М., 1989. - 336 с.
5. Богатенкова Л. Г. и Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения» - СПб: СПб ГУПМ, 2001. - 213с.
6. Борисова Н.В. «Педагогические особенности создания и внедрения систем активных методов обучения в институте повышения квалификации» - М., 1987.
7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001. - 160с.
8. Борзова Л.П. Тренинг на начальном этапе обучения истории [Текст]//Преподавание истории и обществознания в школе, 2005. - № 4.
9. Горбовская О.И. Проблемное обучение на уроках истории. Метод.пособие для студентов исторических факультетов. - Саратов, 1977. - 114С.
9.Грехнев В. С. Культура педагогического общения. Книга для учителя [Текст]/ В. С. Грехнев - М., 1990. - 144 с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - С.16-115.
11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688 с.
12.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.
13.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
14.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке - пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
15. История Елабуги в документах и материалах с древнейших времен до начала ХХ века / Авт.-сост. И.Е. Крапоткина, И.В. Маслова, А.З. Нигамаев. - Казань: Изд-во К(П)ФУ, 2012. — 229 с.
16. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные
методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2009. - 176с.
17. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
18. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения « Школа 2000.». Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон - М.: АПК НПРО, ЦУМС «Школа 2000.», 2010. - С.37.
19. Кларин, М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - №7.
20. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]/ А. К. Колеченко. - СПб, 2004. - 367 с.
21. Крапоткина И.Е., Котлова Л.А. Технологии проектирования проблемных вопросов и заданий по истории в современной школе // Проблемное обучение в современном мире: материалы VI Междунар. Махмутовских чтений. - Казань-Елабуга, 2016. - С. 282-287. 21. 22.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории - М.: Изд-во Владос-Пресс, 20001. - 256 с.
23. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 271с.
24. Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества) И.В. Кучерук.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 157с.
25. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
25. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975. -
26. Мочалова Н.М. и Мочалова О.В. Психологический подход в обучении школьников - Казань, 1997. - 255 с.
26. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб: СПб ГУПМ, 2003.
27. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]/ Т. С. Панина, Л. Н.Вавилова. - М., 2006. - 176 с.
28. Педагогические технологии [Текст]/Под редакцией В. С. Кукушина. - М. - Ростов-на-Дону, 2006. - 319 с.
29. Рахимов А. З. Психодидактика. Педагогическая акмеология. Педагогическая технология творческого развития - Изд-во «Творчество», Уфа, 1996. - 191 с.
30. Рудестам К. Р. Групповая психотератия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст]/ К. Р. Рудестам. - М., 1998.
31. Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании [Текст]/ Н. В. Самоукина. - М., 1996. - 112 с.
32. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М, Просвещение, 2012. - 192 с. 33.
33. Жебровская О. О. Игровой комплекс (начальный курс физической географии, VI класс) [Текст] // География в школе, - №6. - 1996. - C.24-28.
36.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ