Введение
1.1 Особенности в оформлении экстерьера зданий. Приемы и архитектурные
элементы в оформлении экстерьеров зданий 6
1.2 Графический дизайн и художественный образ в оформлении экстерьера
зданий и сооружений 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ОФОРМЛЕНИИ ЭКСТЕРЬЕРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 17
2.1 Ритм как композиционное решение в создании художественного образа
экстерьера зданий 17
2.2 Задачи колористического оформления экстерьера зданий и
сооружений 20
Выводы по второй главе 25
ГЛАВА 3 ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ КОМПОЗИЦИОННОГО И КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРА ЗДАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 26
3.1 Анализ исходных данных для эскизного проекта композиционного и
колористического решения экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета 26
3.2 Формирование материала для проекта композиционного и колористического решения экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета 31
Выводы по третьей главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В переводе с латинского «экстерьер» означает внешний вид или форму.Внешний вид здания является его лицом, визитной карточкой и, оно должно быть привлекательным. Дизайн экстерьера здания состоит из сложенной воедино совокупности деталей, которые должны сочетаться между собой и создавать привлекательный внешний вид здания и прилегающего участка, при этом не нарушать архитектуру ближайших построек, если таковые имеются.Фасады зданий, их внешний вид, дополнительные постройки на участке, окружающий ландшафт - все это должно гармонировать друг с другом и создавать определенное настроение.
Важную роль в создании неповторимого экстерьера зданий и сооружений играет выбор материалов для отделки, а также цветовая гамма.Помимо своей декоративной составляющей, фасад здания должен также отвечать определенным функциональным требованиям - быть долговечным, морозоустойчивым или влагостойким, в зависимости от погодных особенностей региона строительства. Кроме того, фасад должен быть удобен в уходе и эксплуатации. Все эти моменты должны быть непременно учтены при дизайне экстерьера зданий.
Создание неповторимого облика здания требует не только чувства художественного стиля и знания современных методик планировки и проектирования, определенных знаний и навыков в области архитектуры и графического дизайна. Экстерьер (от фр. exterieurn от лат. exterior - внешний, антоним - интерьер) - художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания [1], обеспечивающее человеку благоприятное эстетическое восприятие.
В основе дизайна экстерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме.
Оформление экстерьера призвано создать эксклюзивный облик для большей узнаваемости и запоминаемости, а также охарактеризовать предназначение
Цель исследования: разработать художественный образ в композиции панно-вывески для экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета.
Объект исследования: художественный образ в композиции панно в оформлении экстерьера общественного здания.
Предмет исследования: разработка художественного образа в композиции панно-вывески для общественного здания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности в оформлении экстерьера общественных сооружений.
3. Выявить значение ритма и колористического решения в создании художественного образа в композиции панно при оформлении фасада общественного сооружения.
4. Определить, какие средства графического дизайна применимы в оформлении экстерьера общественных сооружений.
5. Разработать проект оформления панно для фасада здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета.
Методы исследования: изучение и анализ источников по теме исследования, разработка проекта, реализация проекта.
Практическая значимость.Разработанный проект панно-вывески для здания инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ реализован и оформляет фасад данного здания по адресу: г. Елабуга, ул. Строителей, д.16.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во второй главе проводится краткий обзор теоретических трудов по проблемам художественного образа в дизайне. Рассматриваются сравнительные характеристики художественного образа в видах искусства и выявляются общие и специфические принципы формирования его в дизайне. Показывается закономерность чередования форм выражения художественного образа в дизайне в генезисе его развития. Определяется значимость понятия «художественный образ» в дизайне.
В третьей главе представлено проектировочное решение композиционного и колористического решения экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета.Дан анализ исходных данных для эскизного проекта и формирование материала для проекта композиционного и колористического решения экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлась разработка художественного образа в композиции панно-вывески для экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи.
В ходе исследования нами была изучена и проанализирована литература по теме исследования. Это труды известных авторов по истории архитектурных стилей, истории дизайна, графического дизайна. А ходе анализа литературы по теме исследования были выявлены особенности в оформлении экстерьера зданий, приемы и архитектурные элементы, применяемые дизайнерами для придания привлекательного внешнего вида архитектурным здания и сооружениям. Рассмотрены приемы и средства графического дизайна. Также проведен краткий обзор теоретических трудов по проблемам художественного образа в дизайне. В дипломном исследовании определилась значимость понятия «художественный образ» в дизайне.
В создании художественного образа в композиции панно при оформлении фасада общественного здания, огромное значение имеют, в основном, ритм и колористическое решение. Среди средств графического дизайна, используемых для создания художественного образа в панно-вывеске, можно назвать ритм, цвет, масштабность, пропорции, шрифт, размер шрифта.
В практической части выпускной квалификационной работы (ВКР)был разработан проект оформления панно для фасада здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, находящегося по адресу г. Елабуга, ул. Строителей, д.16.
В третьей главе ВКР подробно представлено проектировочное решение композиционного и колористического решения экстерьера здания инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета.Дан анализ исходных данных для эскизного проекта
В ходе исследования были использованы такие методы как: изучение и анализ источников по теме исследования, разработка проекта, реализация проекта.
Разработанный в ходе исследования проект панно-вывески для здания инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ реализован и оформляет фасад данного здания по вышеназванному адресу.
Таким образом, поставленные в исследовании цели и задачи полностью достигнуты и решены.
Художественный образ является связующим звеном в культурном диалоге между объектом и потребителем - это принципиальный момент для дизайна. Способность моделировать в идеальных объектах мир через предметно-чувственную форму составляет основу художественно-образного мышления дизайнера. Развитие данного мышления помогает осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные наиболее характерные и существенные черты, переходящие в структуру художественного образа. Эта структура определяет типологию художественного образа, которая является смыслом содержательной части утилитарного дизайн-объекта.
1. 3D Studio MAX 6.0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/programming/00020200_0.html
2. Агонсон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Агонсон. - М.: Мир, 1982. - 184 с.
3. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебник для вузов/ Адамович В.В., Бархин Б.Г., Варежкин В.А. [и др.]; под ред. Рогожина И.Е., Урбаха А. И.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1984. - 543 с.
4. Базыма, Б. Р. Психология цвета. Теория и практика / Б. Р. Базыма. - М.: Речь,2015. - 208 с.
5. Блохина, И. В. Всемирная история архитектуры и стилей / И. В. Блохина. -М.: АСТ, 2016. - 253c.
6. Бартенев, И.А., Русский интерьер XVIII века / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 228 с.
7. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г. Бархин. - М.: Стройиздат, 1993. - 438 с.
8. Быков, В.В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве / В.В. Быков. - М.: Плакат, 1983.- 312 с.
9. Виды дизайна. Теоретические и методологические основы дизайна.
[Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://frau-
schulz.livejoumal.com/1499.html.
10. Колейчук, В.Ф. Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне / В.Ф. Колейчук. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 87 с. - (Библиотека дизайнера и эргономиста).
11. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений : учеб.пособ. /А. Л. Гельфонд. - М.: Архитектура - С, 2006. - 280 с.
12. Глазычев, В.Л. О дизайне /В.Л. Глазычев — М.: ДМК-Пресс, 1970. — 167 с.
13. Грашин, А.А. Методология дизайн - проектирования элементов предметной среды /А.А. Грашин, Учеб.пос. - М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с.
14. Дизайн: Иллюстративный словарь-справочник /Под ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
15. Джонс, Дж. К. Методы проектирования /Дж. К. Джонс. - М: Архитектура - С, 1986. - 328 с.
16. Дизайн-проектирование общественных зданий и сооружений
[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.allofremont.com/arhitektdizajn/66.html.
17. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев.: Учеб.для вузов. - М.: Архитектура-С, 2005. - 504 с.,
18. Ефимов, А.В.Колористика города / А.В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 1990. - 324 с.
19. Ившин, К.С. Формирование дизайн-проектирования //Искусство и дизайн. - 2006. - №12. - С. 15 - 24.
20. Кильпе, Т. Л. Основы архитектуры / Т. Л. Кильпе. - М.: Высшая школа, 2002. - 159 с.
21. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория. - М.: Омега-Л, 2009. - 224 с.
22. Кухта, М. С. Основы дизайна, учебное пособие / М.С. Кухта, Л.Т. Жукова, М. Г. Гольдшмидт. - Томск, Издательство ТПУ, 2009.
23. Лого бук [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.interdesign.ru/article/4/109/
24. Медведев, В.Ю.Цветоведение. Колористика: учеб.пособие (курс лекций) / Ю.В. Медведев. - СПб.:ИПЦ СПГУТД, 2005.
25. Минервин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования / Г.Б. Минервин. - М.: Архитектура - С, 2004. - 96 с.
26. Михайлов, С.М. История дизайна. Краткий курс: Учеб.для вузов /С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 289 с.
27. Мосолова, Л.М. Основы теории художественной культуры: Уч. пособ. / Л.М. Мосолова. - СПб.:Лань, 2001 г. - 288 с.
28. Ньюарк, К.Что такое графический дизайн? / К. Ньюарк - М., 2014 г. - 256 с.
29. Нестеренко, О. И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. - М.: Мол. Гвардия, 2014. - 315 с.
30. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика №1 / Р. Ю. Овчинникова. - ОНВ. 2012. - 105 с.
31. Павловская, Е. П. Дизайн рекламы: поколение NEXT / Е. П. Павловская. - СПб.: Питер, 2015 г. - 535 с.
32. Панксенов, Г.И.Живопись. Форма, цвет, изображение. Учеб. Пособие. М.: Академия, 2008. - 144 с.
33. Пресс, М. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя / М. Пресс. - Минск: ГревцовПаблимер, 2014. - 352 с.
34. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды / В. Ф. Рунге. - Изд-во: Архитектура - 2016. - 185с.
35. Создание фирменного стиля: процесс и особенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/265478/sozdanie-firmennogo-stilya- protsess-i-osobennosti
36. Стор, И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. Учебное пособие для вузов. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 296 с.
37. Ткачёв, В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учеб.пос./ В.Н. Ткачев. - М.: Архитектура-С, 2006. - 352 с.
38. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование / В.Т. Шимко.: Уч. пособие. - М.: Архитектура-С, 2005. - 160 с.
39. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство для дизайнеров.
Символика цвета. / Д. Эйри. - М.: Феникс, 2015. - 240 с.
40. Энциклопедия ремесел, рукоделия, искусства и живописи. Полный справочник всех инструментов: для чего они предназначены и как они работают / Пер. с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 304 с.
41. Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства и архитектуры / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, С. С. Ершова. - СПб.: Планета музыка, 2016. - 396с.