Воспитание скоростно-силовых способностей у девочек среднего школьного возраста по вольной борьбе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ 8
1.1 Скоростно-силовые способности 8
1.2. Значение скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе 12
1.3 Методические особенности воспитания скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 38
2.3 Анализ показателей исследования 43
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ 8
1.1 Скоростно-силовые способности 8
1.2. Значение скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе 12
1.3 Методические особенности воспитания скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 38
2.3 Анализ показателей исследования 43
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность темы исследования. Специфичной особенностью единоборств является их комплексное воздействие на физическую подготовленность человека. Девочкам среднего возраста, занимающимся вольной борьбой начинают предъявляться повышенные требования к уровню развития выносливости, силы, координационных и скоростных способностей и других физических качеств. У каждого отдельного вида единоборств (вида спорта) имеются и свои особенности, так, вольная борьба отличается преимущественно скоростно-силовой направленностью соревновательной деятельности (Ю.А. Шулика, Г.С. Туманян и др.).
Специфика вольной борьбы предъявляет к занимающимся и тренерам особые требования, которым возможно соответствовать на современном этапе лишь при проявлении значительных усилий в процессе подготовки, обучении и совершенствовании на протяжении длительного, но при этом довольно лимитированного учебно-тренировочного процесса. Так, в учебно-тренировочном процессе необходимо решать одновременно большое количество педагогических задач, при этом с увеличением области знаний количество этих задач только увеличивается, тем самым все меньше времени тратится на подготовку и реализацию каждой из них, а значит, условия для качественного решения задач ухудшаются. Учитывая ограниченность времени для учебно-тренировочного процесса, необходим поиск и применение наиболее эффективных методов и средств в решении каждой из поставленных задач, для максимального уменьшения затрат сил и времени, и одновременного повышения спортивных результатов.
Главным же образом, для достижения поставленных целей и задач необходимо усовершенствование организации и методики учебно-тренировочного процесса, а для этого требуется анализ проблематики данного вопроса с целью обобщения применяемых на практике средств и методов эффективной подготовки девочек, занимающихся вольной борьбой, их приспособления к новым условиям реализации, поиск и научное обоснование новых эффективных средств, методов и форм организации.
Одна из важных педагогических задач при работе с девочками, занимающимися вольной борьбой - это их эффективная скоростно-силовая подготовка. Поэтому важным и значимым для теории и практики спорта стоит вопрос об эффективной организации процесса физической подготовки спортсменов, обеспечивающей высокий спортивный результат. Для спортивных единоборств довольно важной является такой скоростно-силовая подготовленность, которая во многом определяет успешность освоения разнообразных технико-тактических действий (Ю.А. Шулика, В.М. Игуменов, Г.С. Туманян и др.).
Несмотря на то, что вопросам совершенствования скоростно¬силовых способностей посвящено довольно обширное количество исследований и специальных публикаций (Ю.В. Верхошанский, А.И. Меньщиков, В.В. Резинкин, С.П. Рябинин, M.H. Stone и др.), аспекты их применения в работе с девочками среднего возраста требуют нового изучения и современного подхода, соотнесения их с требованиями нынешнего дня и динамикой развития, и тенденцией вида спорта, и, соответственно, различными сторонами учебно-тренировочного процесса.
Цель исследования - изучить особенности воспитания скоростно-силовых способностей у девочек среднего школьного возраста в вольной борьбе.
Объект исследования - тренировочный процесс девочек среднего возраста занимающихся борьбой.
Предмет исследования - процесс развития скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе на этапе начальной специализации.
Задачи исследования:
- теоретически определить значение скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе;
- рассмотреть методические особенности воспитания скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе;
- экспериментально выявить развитие скоростно-силовых способностей у девочек занимающихся вольной борьбой
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка методики рационального распределения средств скоростно-силового характера на этапе начальной подготовки позволит повысить эффективность развития скоростно-силовых качеств у девочек в вольной борьбе.
Теоретическая и методологическая база исследования включает работы С.П. Рябинина, И.Е. Устинова, В.В. Резкина, А.Г. Фирсова о современных аспектах и проблематике совершенствования скоростно-силовых способностей спортсменов и единоборцев в частности; исследования по проблеме системного, комплексного подхода в учебно-тренировочном процессе борцов таких авторов как: Г.С. Туманян, Э.В. Агофонов, Ю.В. Верхошанский, В.М. Игуменов; работы А.П. Купцова о систематике и классификации в борьбе; исследования в области биомеханики движений, в том числе и двигательных действий в единоборствах Н.А. Бернштейн, Д.Д. Донской, В.И. Дубровский, А.А. Шалманов, Гайнанов, Р.Ф. В основе изучения вопросов моделирования в спортивной борьбе легли работы таких авторов как: К.Д. Чермит, В.Е. Рублевский, Е.М. Чумаков, А.А. Новиков, В.Г. Олейник, Ю.А. Шулика, И.Д. Свищев. А также огромный пласт исследований по физиологии и биохимии мышечной работы при деятельности скоростно-силовой направленности: Н.И. Волков, Э.Н. Несен, П. Янсен, Р. Слимейкер, Я.М. Коц, В.И. Капелько, В.В. Шиян, С.Р. Артахинов.
Теоретическая значимость: заключается в расширении предметного пространства научных представлений по проблеме исследования, в дополнении методики проведения тренировок у девочек, занимающихся вольной борьбой.
Практическая значимость: данной дипломной работы заключается в том, что введенное нами в тренировочный процесс упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств может применяться на практике тренерами, преподавателями физической культуры в любых образовательных учреждениях.
Новизна работы: в тренировочном процессе на начальном этапе специализации у девочек, занимающихся вольной борьбой 13 - 14 лет использовались упражнения из методики рационального распределения средств скоростно-силового характера и состоящих из необычных физических элементов, как с отягощением, так и с собственным весом.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Специфика вольной борьбы предъявляет к занимающимся и тренерам особые требования, которым возможно соответствовать на современном этапе лишь при проявлении значительных усилий в процессе подготовки, обучении и совершенствовании на протяжении длительного, но при этом довольно лимитированного учебно-тренировочного процесса. Так, в учебно-тренировочном процессе необходимо решать одновременно большое количество педагогических задач, при этом с увеличением области знаний количество этих задач только увеличивается, тем самым все меньше времени тратится на подготовку и реализацию каждой из них, а значит, условия для качественного решения задач ухудшаются. Учитывая ограниченность времени для учебно-тренировочного процесса, необходим поиск и применение наиболее эффективных методов и средств в решении каждой из поставленных задач, для максимального уменьшения затрат сил и времени, и одновременного повышения спортивных результатов.
Главным же образом, для достижения поставленных целей и задач необходимо усовершенствование организации и методики учебно-тренировочного процесса, а для этого требуется анализ проблематики данного вопроса с целью обобщения применяемых на практике средств и методов эффективной подготовки девочек, занимающихся вольной борьбой, их приспособления к новым условиям реализации, поиск и научное обоснование новых эффективных средств, методов и форм организации.
Одна из важных педагогических задач при работе с девочками, занимающимися вольной борьбой - это их эффективная скоростно-силовая подготовка. Поэтому важным и значимым для теории и практики спорта стоит вопрос об эффективной организации процесса физической подготовки спортсменов, обеспечивающей высокий спортивный результат. Для спортивных единоборств довольно важной является такой скоростно-силовая подготовленность, которая во многом определяет успешность освоения разнообразных технико-тактических действий (Ю.А. Шулика, В.М. Игуменов, Г.С. Туманян и др.).
Несмотря на то, что вопросам совершенствования скоростно¬силовых способностей посвящено довольно обширное количество исследований и специальных публикаций (Ю.В. Верхошанский, А.И. Меньщиков, В.В. Резинкин, С.П. Рябинин, M.H. Stone и др.), аспекты их применения в работе с девочками среднего возраста требуют нового изучения и современного подхода, соотнесения их с требованиями нынешнего дня и динамикой развития, и тенденцией вида спорта, и, соответственно, различными сторонами учебно-тренировочного процесса.
Цель исследования - изучить особенности воспитания скоростно-силовых способностей у девочек среднего школьного возраста в вольной борьбе.
Объект исследования - тренировочный процесс девочек среднего возраста занимающихся борьбой.
Предмет исследования - процесс развития скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе на этапе начальной специализации.
Задачи исследования:
- теоретически определить значение скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе;
- рассмотреть методические особенности воспитания скоростно-силовых способностей у девочек в вольной борьбе;
- экспериментально выявить развитие скоростно-силовых способностей у девочек занимающихся вольной борьбой
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка методики рационального распределения средств скоростно-силового характера на этапе начальной подготовки позволит повысить эффективность развития скоростно-силовых качеств у девочек в вольной борьбе.
Теоретическая и методологическая база исследования включает работы С.П. Рябинина, И.Е. Устинова, В.В. Резкина, А.Г. Фирсова о современных аспектах и проблематике совершенствования скоростно-силовых способностей спортсменов и единоборцев в частности; исследования по проблеме системного, комплексного подхода в учебно-тренировочном процессе борцов таких авторов как: Г.С. Туманян, Э.В. Агофонов, Ю.В. Верхошанский, В.М. Игуменов; работы А.П. Купцова о систематике и классификации в борьбе; исследования в области биомеханики движений, в том числе и двигательных действий в единоборствах Н.А. Бернштейн, Д.Д. Донской, В.И. Дубровский, А.А. Шалманов, Гайнанов, Р.Ф. В основе изучения вопросов моделирования в спортивной борьбе легли работы таких авторов как: К.Д. Чермит, В.Е. Рублевский, Е.М. Чумаков, А.А. Новиков, В.Г. Олейник, Ю.А. Шулика, И.Д. Свищев. А также огромный пласт исследований по физиологии и биохимии мышечной работы при деятельности скоростно-силовой направленности: Н.И. Волков, Э.Н. Несен, П. Янсен, Р. Слимейкер, Я.М. Коц, В.И. Капелько, В.В. Шиян, С.Р. Артахинов.
Теоретическая значимость: заключается в расширении предметного пространства научных представлений по проблеме исследования, в дополнении методики проведения тренировок у девочек, занимающихся вольной борьбой.
Практическая значимость: данной дипломной работы заключается в том, что введенное нами в тренировочный процесс упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств может применяться на практике тренерами, преподавателями физической культуры в любых образовательных учреждениях.
Новизна работы: в тренировочном процессе на начальном этапе специализации у девочек, занимающихся вольной борьбой 13 - 14 лет использовались упражнения из методики рационального распределения средств скоростно-силового характера и состоящих из необычных физических элементов, как с отягощением, так и с собственным весом.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Вольная борьба, как вид спорта и средство физического развития представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, необходимы согласованность в их движении и соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.
Самым важным элементом занятий физической культуры является не количество тренировок, а качество выполнения упражнений. В каждом занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок. Развитие скоростно-силовых качеств у девочек, занимающихся вольной борьбой 13 - 14 лет на этапе начальной специализации является актуальным вопросом, поскольку в этот период наблюдается интенсивный прирост данного физического качества. Изучением данного вопроса занимались следующие ученные А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев, В.Д. Ковалев, Ю.Д. Железняк, Г.М. Титов, Г.В. Степанов, Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, В.П. Филин, В.С. Топчиян, и др.
Взаимосвязь скоростно-силовой и технической подготовки девочек, занимающихся вольной борьбой, достигается, во-первых, с развитием физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приемов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную.
В обучении девочек, занимающихся вольной борьбой 13 - 14 лет на этапе начальной специализации большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что юные спортсмены при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных девочек, занимающихся вольной борьбой в овладении методикой борьбы во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для выполнения приемов, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.
В данном исследовании была представлена методика рационального распределения средств скоростно-силового характера. В течение всего эксперимента данные упражнения менялись в зависимости от задачи проработать определенные группы мышц, скоростно-силовых качеств, физического состояния девочек 13 - 14 лет, но обычно состояли из 6-7 упражнений и длились не более 20 минут, так как для юных спортсменов возраста 13-14 лет данная нагрузка является оптимальной для организма.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному возрастному периоду, является необходимым условием для правильной организации учебно¬тренировочного процесса с девочками, занимающимися вольной борьбой.
Самым важным элементом занятий физической культуры является не количество тренировок, а качество выполнения упражнений. В каждом занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок. Развитие скоростно-силовых качеств у девочек, занимающихся вольной борьбой 13 - 14 лет на этапе начальной специализации является актуальным вопросом, поскольку в этот период наблюдается интенсивный прирост данного физического качества. Изучением данного вопроса занимались следующие ученные А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев, В.Д. Ковалев, Ю.Д. Железняк, Г.М. Титов, Г.В. Степанов, Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, В.П. Филин, В.С. Топчиян, и др.
Взаимосвязь скоростно-силовой и технической подготовки девочек, занимающихся вольной борьбой, достигается, во-первых, с развитием физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приемов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную.
В обучении девочек, занимающихся вольной борьбой 13 - 14 лет на этапе начальной специализации большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что юные спортсмены при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных девочек, занимающихся вольной борьбой в овладении методикой борьбы во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для выполнения приемов, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.
В данном исследовании была представлена методика рационального распределения средств скоростно-силового характера. В течение всего эксперимента данные упражнения менялись в зависимости от задачи проработать определенные группы мышц, скоростно-силовых качеств, физического состояния девочек 13 - 14 лет, но обычно состояли из 6-7 упражнений и длились не более 20 минут, так как для юных спортсменов возраста 13-14 лет данная нагрузка является оптимальной для организма.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному возрастному периоду, является необходимым условием для правильной организации учебно¬тренировочного процесса с девочками, занимающимися вольной борьбой.
Подобные работы
- Использование элементов самбо на уроках физической культуры у старшеклассников (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2021



