Введение 3
1. Инструменты интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности
организации: теоретический аспект 7
1.1. Интернет-маркетинг как современное направление развития
маркетинговой деятельности 7
1.2. Инструменты интернет-маркетинга: понятие и классификация 12
1.3. Методы оценки эффективности инструментов интернет-маркетинга 25
2. Инструменты интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности
организации: практический аспект 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» 30
2.2. Инструменты интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» 39
2.3. Маркетинговое исследование удовлетворенности клиентов
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» сайтом компании 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию использования
инструментов интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» 53
3.1. Рекомендации по совершенствованию использования инструментов
интернет-маркетинга 53
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 58
Заключение 65
Список использованных источников 70
Приложения 74
Маркетинг промышленных товаров занимает особое место в теории и
практике маркетинга и рассматривается многими специалистами как отдельное
направление.
Основным отличием этого направления является то, что клиентами
предприятий В2В являются не конечные потребители, а организации,
закупающие материалы и оборудование для своих производственных целей.
Промышленные компании традиционно используют особые способы
продвижения своих товаров: публикация в отраслевых изданиях, участие в
выставках, прямые рассылки, личные связи и переговоры. В последние годы в
бизнес-сообществе широко обсуждаются возможности, предоставляемые для
промышленности в сфере интернет-маркетинга.
Интернет стал новой торговой площадку и важным информационным
инструментом, связывающим потребителя и поставщика товаров и услуг.
Высокая эффективность такого инструмента обусловила появление интернетмаркетинга. [9]
Коммуникации с людьми, которые уже приобрели продукт или только
собираются это сделать, коммуникации с конкурентами, экспертами и другие –
все это общение. То есть интернет – это инструмент для построения
коммуникаций с целевыми группами. И тогда интернет-маркетинг - это
построение маркетинговых коммуникаций через интернет. [8]
Рассмотрим некоторые тенденции маркетинга в 2017 году:
а) ежедневно в блогах публикуется более 2 млн. постов; [35]
б) 57% B2B маркетологов заявляют, что благодаря именно SEO, они
заполучили большинство своих клиентов; [33]
в) поиски информации в интернете чаще связаны с покупками; [34]
г) первые три позиции в Google получают более 50% кликов; [39]
д) затраты компаний на разработку маркетинговых технологий сегодня
значительно превышают затраты на рекламу; [32]4
е) 48% покупателей «гуглят» информацию о товаре с телефона; [33]
ж) в 2017 70% B2B маркетологов планируют создавать еще больше
уникального и качественного контента. [39]
Даже несколько этих тенденций показывает картину рынка сегодня.
Традиционные инструменты маркетинга устаревают с развитием IT-технологий.
И для привлечения новых клиентов, формирования и удержания лояльности,
борьбы с конкурентами и исследования рынка каждой компании необходимо
использование инструментов интернет-маркетинга в своей деятельности.
Для отечественных производителей медицинского оборудования
становится актуальным использование интернет-маркетинга, при помощи
которого:
а) становится возможным быстрое узконаправленное распространение
информации о товаре и самом предприятии;
б) производится оперативный сбор необходимой информации;
в) заметно значительное снижение затрат на маркетинг;
г) производится отказ от услуг посредников;
д) происходит преодоление огромных расстояний, разделяющих
регионы;
е) совершается выделение узкой целевой аудитории и обращение к ней
напрямую. Современные интернет-технологии, такие как таргетирование
(механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту
часть, которая удовлетворяет заданным критериям, и показать рекламу именно
ей), помогают отсеять ненужные контакты и существенно повысить
эффективность затрат на продвижение;
ж) автоматизируется коммуникация между деловыми партнерами
з) появляются новые возможности исследования рынка путем опросов
постоянных и потенциальных покупателей.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и разработка
рекомендаций по совершенствованию использования инструментов интернетмаркетинга в маркетинговой деятельности ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ».5
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотрение интернет-маркетинга как современного направления
развития маркетинговой деятельности организации;
б) изучение понятий и классификации инструментов интернетмаркетинга;
в) описание методов оценки эффективно
интернет-маркетинга;
г) характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО
«ВОЛГАМЕДТЕХ»;
д) анализ использования инструментов интернет-маркетинга в
маркетинговой деятельности ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ»;
е) проведение и анализ маркетингового исследования
удовлетворенности клиентов ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» сайтом компании;
ж) разработка рекомендаций по совершенствованию использования
инструментов интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности ООО
«ВОЛГАМЕДТЕХ»;
з) оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию
использования инструментов интернет-маркетинга в маркетинговой
деятельности ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ».
Объектом исследования является ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ»;
Предметом исследования является применение инструментов интернетмаркетинга в маркетинговой деятельности компании на рынке медицинского
оборудования.
Теоретико-методологической основой исследования являются учебные
пособия, статистические данные, результаты исследований маркетинговых
агентств, находящиеся в свободном доступе, материалы периодической печати и
сети Интернет, а также федеральные законы и постановления.
Эмпирической базой исследования будут служить нормативные
документы и информационные данные ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ», показатели с6
аналитических онлайн-сервисов, а также результаты маркетингового
исследования.
В ходе решения поставленных задач использованы следующие методы
исследования: анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, расчетный
метод, сбор вторичных данных, телефонный опрос и ряд других.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены
теоретические аспекты использования инструментов интернет-маркетинга в
маркетинговой деятельности организации.
Во второй главе проанализированы практические аспекты использования
инструментов интернет-маркетинга в маркетинговой деятельности ООО
«ВОЛГАМЕДТЕХ».
В третьей главе работы разработаны рекомендации по совершенствованию
использования инструментов интернет-маркетинга в маркетинговой
деятельности ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» и оценена их эффективность.
Таким образом, актуальность исследования определяется темпами
развития интернета как эффективного канала маркетинга, нового инструмента, с
помощью которого можно улучшить работу традиционного маркетинга и
значительно сэкономить на издержках. Комплексная работа инструментов
интернет-маркетинга и интеграция с традиционным маркетингом дает
действительно хороший результат для компании в виде увеличения прибыли и
привлечения новых клиентов.
Развитие информационных технологий, среди которых одно из ключевых
мест занял интернет, появление и быстрый рост электронной коммерции стали
основой для формирования нового направления в маркетинге - интернетмаркетинга.
На современном этапе развития, любая организация без использования
интернета обрекает себя на разорение от использования традиционной рекламы,
так как традиционная реклама все еще остается очень дорогой. При этом отдачу
от такой рекламы отследить сложно, и средства, на нее потраченные, окупаются
длительное время. Поэтому современным организациям при продвижении своих
товаров и услуг просто необходимо использование интернет - маркетинга.
Интернет-маркетинг предоставляет компании инструменты, которые в
традиционном маркетинге отсутствуют либо являются более ресурсоемкими и
тяжелыми в применении. Каждый из инструментов интернет-маркетинга посвоему эффективен и имеет свое предназначение. При выборе инструментов
важно изучить особенность отрасли, в которой фигурирует компания, целевую
аудиторию и интернет-площадки, на которых она обитает, соотнести
ожидаемый результат от их использования с целью кампании, опираться на
выбранную маркетинговую стратегию, оценить продолжительность и
системность инструмента и рассчитать бюджет на интернет-маркетинг.
Действие инструментов маркетинга имеет смысл только при возможности
оценки их эффективности для организации. Оценка эффективности
маркетинговой кампании в интернете должна проводиться для каждого
инструмента в отдельности и в целом, как влияет тот или иной инструмент на
общую эффективность. Вовремя проведенный анализ сократит нерациональные
расходы, укажет на недостатки и выявит самые действенные инструменты в сети
для конкретной компании с конкретной стратегией.
Маркетинг промышленных товаров занимает особое место в теории и
практике маркетинга и рассматривается многими специалистами как отдельное66
направление. Рынок медицинского оборудования растет и развивается из года в
год, привлекая государственные и частные инвестиции в свои проекты.
Конкуренция на рынке также растет, но лидеры отрасли пока не уступают свои
позиции. Государственная поддержка позволяет рынку ежегодно выводить в
свет новые технологии производства и обработки медицинских инструментов,
снижая налоги и возмещая затраты на проекты импортозамещения.
С 2016 года ключевым производителем металлических хирургических
инструментов в России является ОАО «КМИЗ», реализующий продукцию через
дочернюю компанию ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ». Компания специализируется на
реализации медицинской техники, оборудования, медицинских инструментов,
мебели, медицинской одежды и дезинфицирующих средств.
В целом, компания ведет гибкую ценовую политику, что положительно
отражается на экспорте. ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» успешно реализует экспорт
продукции даже в страны с развитым рынком медицинского оборудования,
имея преимущество перед хозяевами, в первую очередь, в соотношении ценыкачества.
Торговля происходит как через собственные магазины, так и с помощью
доставки по стране и по миру. Для транспортировки медицинских инструментов
и оборудования используются разные виды транспорта: ж/д, воздушный и
автотраспорт – в зависимости от стоимости и срочности заказа, а также
хрупкости изделий.
Путь товара от поставщика к клиенту в компании «ВОЛГАМЕДТЕХ»
достаточно стандартный и логичный. Каждый отдел четко выполняет свои
функциональные обязанности. Во всех подразделениях предприятия на
регулярной основе проводятся внутренние аудиты системы менеджмента
качества. В процессе реализации продукции персонал использует новейшие
версии программ, через которые осуществляется формирование и обработка
заказа. Вся продукция сертифицирована и зарегистрирована в утвержденном
порядке. Компания работает с надежными поставщиками и перевозчиками. Все67
эти факторы создают оптимальные условия для длительного сотрудничества
клиентов с ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ».
Проведенный финансовый анализ показал, что
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» располагает необходимыми финансовыми средствами
для дальнейшего успешного функционирования. Основные показатели,
характеризующие финансово-экономическую деятельность компании, растут из
года в год. Большую долю оборотных активов ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ»
составляет дебиторская задолженность. В 2017 году дебиторская задолженность
снизилась на 1,2%, что говорит о положительной тенденции и может
свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции предприятия и
о выборе подходящей политики продаж. Однако, компании нужно
минимизировать краткосрочную задолженностью путем привлечения
собственного капитала либо погашения ее долгосрочной, которой сейчас у ООО
«ВОЛГАМЕДТЕХ» нет.
У компании есть сильные стороны: обширная клиентская база,
удерживаемая доля рынка, широкий спектр номенклатуры, собственные
логистические ресурсы (склад, транспорт), наличие значительных оборотных
ресурсов, высокая степень лояльности персонала, наличие в штате уникальных
специалистов, гибкость к изменениям внешних условий, амбициозные цели,
стремление к развитию и готовность к изменениям, наличие офисного
помещения в собственности и собственный бренд.
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» осуществляет свою деятельность в сеторе B2B,
уделяя повышенное внимание проработке политики продаж, основанной на
индивидуальном подходе к каждому клиенту.
Присутствие ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» на просторах интернета с каждым
месяцем сводится к минимуму. Едиственное, что есть у компании – это
собственный сайт, у которго истекает срок регистрации домена. Самостоятельно
были проанализированы основные метрики сайта и выявлены его преимущества
и недостатки.
ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» неэффективно использует малое количество68
инструментов интернет-маркетинга, а именно сайт, SEM, SEO и email-рассылку.
Присутствие компании в сети нельзя назвать успешным, а с течением времени
оно и вовсе сходит на нет. Причина тому консервативное отношение руководства
к рынку и нежелание развития в современных условиях.
С целью использования предпочтений клиентов в процессе модернизации
сайта volgamedteh.ru было проведено исследование в форме анкетирования и
последующего телефонного экспресс-опроса среди 14 медицинских
организаций, использующих в своей работе медицинские инструменты,
имеющиеся в каталоге ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ».
Исследование показало источники трафика для сайта, указало на его
слабые стороны и выявило предпочтения клиентов. Результаты опроса
подтвердили необходимость использования сайта в процессе ведения бизнеса в
сфере медицинского оборудования для обмена информацией с существующими
и потенциальными клиентами, а также указали на недостатки e-mail рассылки в
качестве инструмента интернет-маркетинга.
Исходя из результатов опроса, SWOT-анализа и личных наблюдений, были
разработаны рекомендации по повышению эффективности использования
действующих инструментов интернет-маркетинга в деятельности организации:
а) модернизация сайта компании «ВОЛГАМЕДТЕХ»;
б) запуск таргетированной контекстной рекламы;
в) участие в электронных торгах;
г) присутствие на порталах и форумах отрасли медицинского
оборудования.
Предложенные рекомендации призваны обеспечить компании приток
новых клиентов, повышение репутации, расширение географии бизнеса и как
следствие повышение прибыли.
Рынок медицинского оборудования очень специфичен, поэтому в работе
было рассмотрено функционирование каждой предложенной рекомендации в
условиях данной сферы. Примерные расчеты и статистика веб-разработчиков
показали, что вложение средств в модернизацию сайта рентабельно при69
выполнении всех рекомендаций даже в условиях минимального среднего
трафика. Анализ запуска таргетированной рекламы показал высокий процент
минимальной возможной заинтересованностью в объявлении, а соответственно
и в деятельности и продукции компании. Опыт участия фирм, занятых в отрасли
медицинского оборудования, показал, что при небольших рассчитанных
затратах можно получить большое количество клиентов и прибыли. А
присутствие ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» на отраслевых порталах или форумах даст
репутационный эффект и также обратит внимание целевой аудитории на
компанию.
Принимая во внимание все предложенные мероприятия и оценку их
эффективности, был сделан вывод, что все рекомендации могут как
использоваться порознь, так и дополнять друг друга, создавая синергетический
эффект. Общая прибыль синергетического эффекта всех мероприятий составила
1934763 рубля в год при эффективности в 4,95. Таким образом, каждый рубль
инвестиций в предложенные мероприятия по совершенствованию
использования инструментов интернет-маркетинга в маркетинговой
деятельности ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ», принес компании 4,95 рубля.
Окупаемость предложенных мероприятий составляет 2,4 месяца.
Гражданский кодекс Росиийской Федерации часть первая [федер.
закон: принят Гос. Думой 30 нояб. 1994 г.: по состоянию на 29 дек. 2017 г.]. - М.:
Эксмо. 2013. - 163 с.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза [федер. закон: принят
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического
сообщества 29 мая 2003 г.: по состоянию на 8 маяя 2015 г.]. – М.: Проспект. 2016.
– 224 с.
3. Приказ Министерства промышленности иторговли Российской
Федерации №1057 от 27.03.2018 «О включении Промышленного кластера
производителей медицинского инструмента и медицинской техники Республики
Татарстан в федеральный реестр промышленных кластеров».
Справочные и архивные материалы
4. Бухгалтерская отчетность ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ».
5. Устав ОАО «КМИЗ».
6. Устав ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ».
Книги, монографии
7. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг. Интернет-маркетинг и его
разновидности / М.В. Акулич. – М.: ЛитагентРидеро, 2016 – 334 с.
8. Вирин, Ф.Ю. Интернет маркетинг. Полный сборник практических
инструментов / Ф.Ю. Вирин. – М.: Эксмо, 2010 – 160 с.
9. Клименченко, М.А. Основы интернет маркетинга: с «нуля» до
результата / М.А. Клименченко. – М.: ЛитагентРидеро,2016 – 130 с.
10. Кокрум, Д. Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты /
Д. Кокрум; пер. с англ. Л.Плостак. –СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 300 с.
11. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостепреимство. Туризм / Ф. Котлер,
Д. Боуэн, Д. Мейкенз. - 4-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2007 – 1071с.71
12. Новицкий, И. Интернет-маркетинг. Продвижение СЕО / И.
Новицкий. – СПб.: Издательские решения, 2016 – 174 с.
13. Петрик, Е.А. Интернет-маркетинг / Е.А. Петрик. - М.: МФПА, 2004 –
299с.
14. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг / И.В. Успенский. - СПб.:
СПБГУЭиФ, 2003 – 310с.
Электронные ресурсы
15. Ассоциация компаний интернет торговли [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.akit.ru, свободный.
16. Веб-аналитик Яндекс.Метрика [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://metrika.yandex.ru, свободный.
17. Веб-аналитик Google Analytics [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.google.ru/analytics, свободный.
18. Медицинский портал Medby [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://medby.ru, свободный.
19. Медицинский портал Rosmed [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://rosmed.ru, свободный.
20. Официальный сайт ОАО «КМИЗ» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://kmizgroup.ru, свободный.
21. Официальный сайт ООО «ВОЛГАМЕДТЕХ» [Электронный ресурс].
–Режим доступа: http://volgamedteh.ru, ограниченный.
22. Официальный сайт ПТО «МЕДТЕХНИКА» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http:// medteh.ru, свободный.
23. Официальный сайт Удостоверяющего центра «Сберключ»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sberkey.ru, свободный.
24. Официальный портал ЦИТ РТ [Электронный ресурс]. –Режим
доступа: cit.tatarstan.ru, свободный.
25. Портал веб-мастеров 1ps [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://1ps.ru, свободный.72
26. Портал веб-мастеров pr-cy [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://pr-cy.ru, свободный.
27. Портал о маркетинге и продажах в инетрнете «Ловим сетью»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lovim.net, свободный.
28. Сервис поиска исполнителей freelancehunt [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://freelancehunt.com, свободный.
29. Сервис поиска исполнителей youdo [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://youdo.com, свободный.
30. Сервис поисковой рекламы Google AdWords [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://adwords.google.com, свободный.
31. Сервис по продвижению в интернете «СтоКрат» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://stokrat.org, свободный.
32. Сервис по продвижению в интернете Gartner [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://gartner.com, свободный.
33. Сервис по продвижению в интернете HubSpot [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://hubspot.com, свободный.
34. Сервис по продвижению в интернете Nielsen [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://nielsen.com, свободный.
35. Сервис по продвижению в интернете Neil Patel [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://neilpatel.com, свободный.
36. Сервис по продвижению в интернете Smart Insights [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://smartinsights.com, свободный.
37. Сервис по созданию сайта «ПервоСайт» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://kazan.pervosait.ru, свободный.
38. Сервис по созданию сайта Datainlife [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://datainlife.ru, свободный.
39. Электронная площадка «Заказ РФ» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://223etp.zakazrf.ru, свободный.
40. Электронная площадка «Сбербанк АСТ» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.sberbank-ast.ru, свободный.73
41. Электронная площадка «Росэлторг» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.roseltorg.ru, свободный.
42. Электронная площадка «РТС-Тендер» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.rts-tender.ru, свободный.
43. Электронная площадка Onlinecontract [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: onlinecontract.ru, свободный.