Введение 3
Глава 1. Общая характеристика экологических преступлений 11
1.1. Понятие, субъект и объект экологических преступлений 11
1.2. Субъективные и объективные признаки экологических преступлений . 16
1.3. Виды экологических преступлений 19
Глава 2. Особенности правового регулирования экологических преступлений 36
2.1 Загрязнение вод 36
2.2. Порча земли 38
2.3. Незаконная рубка лесных насаждений 43
2.4. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов 45
Заключение 49
Список литературы
Актуальность этой темы в том, что экологические преступления в нашей стране и вообще во всем мире является одной из важных проблем. Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы объясняются трудностями экономического и социального положения страны. По моему мнению, что безответственное и бездарное отношение людей к нашей природе и как раз таки приводит к экологическим катастрофам.
Многие производители ради своей выгоды не используют очищающие сооружения и технологии, все эти вредные выбросы портят нашу природу и вредят населению. Достаточно много людей живут не в благоприятных и в опасных для здоровья местах, именно с этого момента нужно говорить об экологической безопасности, как пишет, В.П. Репин - это такие условия, которые обусловливают благоприятную жизнь, сохранение и развитие природы и общества в их взаимной связи.
Уголовному праву, устанавливающему ответственность за наиболее общественно опасные посягательства в сфере экологии, среди других правовых мер борьбы с правонарушениями в этой области принадлежит важная роль. В настоящее время в УК РФ действует глава 26 которая включает в себя 18 статей (ст.246-262).
Уголовный кодекс устанавливает по многим составам более строгую ответственность за совершаемые преступления в сфере экологии. УК РФ обеспечивает правильное использование значимых природных ресурсов, гарантирует конституционное право граждан. Так же в Конституции пишется о том, что каждый имеет право на благоприятную среду, и многие адвокаты ссылаются так же и на этот нормативно-правовой акт.
Экологическая преступность характеризуется высокой латентностью. По статистике в основном отражается лишь малая часть экологических преступлений. Но в 2017 году в Республике Татарстан выявляемость экологических преступлений возросла, следовательно, возбуждение уголовных дел, которые были направлены в суд - увеличилось.
Но так же, это не 100% статистические данные которые позволяют нам определить, что преступления являются раскрываемыми, в большинстве случаев, не знаем про них.
За 2017 год в Следственное подразделение поступило 20 сообщений об экологических преступлениях, что на 25 % больше, чем за 2016 год. По результатам их рассмотрения возбуждено 17 уголовных дел, в производстве следственных подразделений находилось 20 уголовных дел, из которых 3 направлены в суд, прекращено 8, одно направлено по подследственности и 5 находятся в производстве.
В Российской Федерации, статистика уголовных дел по экологическим преступлениям естественно больше. И отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел, именно по моей дипломной работе, I инстанции и в Апелляционном порядке за 2017 год в РФ и в РТ, я предоставляю в Приложении 1 и 2.
Оценка окружающей среды дается в Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 года № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года” .
Там было подробно описано состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15 % территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам. Не смотря на то, что принимаются меры по защите окружающей среды (например: снижение воздействия химических и иных веществ на окружающую среду) , но продолжается угроза экологической безопасности.
Не смотря на, принимаемые меры, можно также добавить, что это не всегда эффективно и угроза всегда есть и будет, есть даже очень известный всем пример, это случай в Чернобыле 26 апреля 1986 года, где произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Так же были случаи и в других странах, например: авария на АЭС Фукусима-1,11 марта 2011 года в Японии. Эти случаи являются самыми громкими, и крупными радиационными авариями, где пострадали огромное количество людей, где халатность сыграла свою роль, даже на сегодняшний момент, в этих местах есть радиация, что очень вредно для ближайших городов.
Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 % населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек, что составляет 17 % городского населения страны.
Следовательно, делаем вывод, что больше половины процентов, наше население страдает. Например: в СМИ достаточно не давно, была информация об одном поселке, и через дорогу был огромный завод по переработке мусора, и вот тут уже нужно привлекать к уголовной ответственности Администрацию поселка, гендиректора завода, так как это огромная угроза жизни и здоровью населения.
Ситуация с качеством воды в водных объектах продолжает оставаться неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов промышленных и бытовых сточных вод, поверхностных стоков вод с сельскохозяйственных угодий. Так, 19 % сточных вод сбрасывается в водные объекты без очистки, 70 % - недостаточно очищенными и только 11 % - очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод является причиной загрязнения поверхностных и подземных вод, накопления в донных отложениях загрязняющих веществ, деградации водных экосистем.
На примере из судебной практики, Прокуратура Ленинградского района г. Калининграда буквально в марте произвела проверку именно по сбросам неочищенных сточных вод, и выяснилось, что организация производила сброс неочищенных производственных вод в ручей через выведенный в него трубопровод. В итоге, это попало в ручей и далее в озеро. Начальника данной организации привлекли к административной ответственности. И тут многие забывают также и про уголовную ответственность, и нужно такие деяния квалифицировать именно с уголовной точки зрения, это преступление было совершенно умышленно.
Это приводит к тому, что от 30 до 40 % населения страны регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам.
Так же ситуации были и в Казани, где многие писали заявления по поводу неочищенной и грязной воды в жилых домах.
Вследствие загрязнения питьевой воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности (в среднем на 11 тыс. случаев ежегодно) и заболеваемости населения (в среднем на 3 млн. случаев ежегодно).
Так же, практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почв, изменению среды обитания растений, животных и других организмов, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв. Более половины общей площади сельскохозяйственных угодий страны подвержено этим процессам. Не выполняются в установленные сроки мероприятия по рекультивации земель, нарушенных при строительстве, а также при разработке месторождений полезных ископаемых.
В Республике Татарстан больше 50% не соблюдают правила, которые установлены законом, так как на это нужны огромные средства, и из - за экономической составляющей в нашей стране случаются случаи, когда начинают сжигать траву на полях, и это приводит так же к пожарам и выброса вредных веществ.
Общая площадь загрязненных земель, находящихся в обороте, составляет около 75 млн. гектаров. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляет более 1 млн. гектаров. Опустынивание земель в той или иной мере наблюдается в 27 субъектах Российской Федерации на территории площадью более 100 млн. гектаров.
Свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек.
Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55-60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров.
Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение территорий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, аварии на производственном объединении "Маяк" в 1957 году, деятельности организаций ядерно-топливного цикла и организаций ядерного оружейного комплекса, а также вследствие локальных радиоактивных выпадений после проведения испытаний ядерного оружия.
Существенную опасность представляют разливы нефти и нефтепродуктов, что приводит к длительному негативному воздействию на окружающую среду в районах добычи нефти, транспортировки, перевалки и хранения нефти и нефтепродуктов, особенно в Арктической зоне Российской Федерации.
Также Нефтяные разливы в Республике Коми огромны, полная безработица и аварии там происходят ежегодно, возле реки проплывала нефть, о рыболовстве там уже и забыли. Ежегодно в России происходит около 10 000 нефтяных разливов в год, 5 миллионов сырой нефти выливается в результате аварий на месторождениях.
По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации за год регистрируется в среднем около 950 опасных гидрометеорологических явлений (наводнения, засуха, сильный ветер, сильные осадки и другое), наносящих значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения.
Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера (в последние годы более 80 % случаев).
Наблюдаемые опасные геологические явления (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни), гляциологические и геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты) наряду с лесными пожарами и опасными процессами биогенного характера (эпидемии, вызванные распространением природно-очаговых заболеваний, в том числе связанных с переносом возбудителей таких заболеваний мигрирующими животными) становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера, число пострадавших от которых ежегодно составляет 100 - 200 тыс. человек.
Крупные землетрясения в России происходили примерно с 2000-2013 годах, в Охотском море 24 мая произошло землетрясение с магнитудой 8,2, отголоски почувствовали даже в Москве.
Сохраняется высокий уровень износа (более 60 %) основных фондов опасных производственных объектов. Доля аварийных гидротехнических сооружений составляет около 5 %. В условиях отсутствия возможности глобальной модернизации экономики возрастает роль безопасной эксплуатации таких объектов, в том числе мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Так же по оценкам специалистов, около 20% древесины в России заготавливается нелегально - но сколько точно древесины воруют в наших лесах - неизвестно. По статистике с 2009-2017 годы число регистрируемых преступлений данной направленности сократилось в два раза с 46 000 до 23 700. В основе статистики лежат факты незаконной рубки леса и охоты, загрязнение водоемов и окружающей среды.
Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно той его части, которая проживает в промышленных центрах и вблизи производственных объектов. Из выше сказанного можно сделать вывод, что мы затрагиваем проблему экологической безопасности и экологических преступлений.
Целью моей дипломной работы является:
- изучить понятие экологических преступлений, экологической безопасности, предмет, определить субъект и объект экологического преступления;
- рассмотреть субъективные и объективные признаки;
- определить основные виды экологических преступлений;
- выявить проблемы, возникающие при борьбе с этими преступлениями, а так же какие наказания будут преследовать преступников.
Объектом моего дипломной работы являются общественные отношения в сфере лесопользования, а также действительное состояние экологической преступности в России и в Республике Татарстан. Предметом моего дипломного исследования являются: уголовно-правовые нормы в области охраны лесопользования.
Структура моей дипломной работы состоит из введения, двух глав, семи пунктов, заключения и списка литературы.
Таким образом, моя дипломная работа на тему: Экологические преступления: понятие, виды, состояла из двух глав, заключения и списка литературы. Подведем итоги из вышесказанного.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации дается 26 Глава, где расписаны виды экологических преступлений и ответственность за них.
При изучении данной темы, я ссылаясь так же и на другие нормативно¬правовые акты, например: ФЗ « об охране окружающей среды», Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс.
Для того, чтобы исследовать данную тему, нужно было определить понятия экологических преступлений, чтобы в дальнейшем понимать о чем идет речь. Но данные понятия нам дает теория, где тоже возникли сложности с определением понятия, так как каждый ученый считает по-разному.
Следовательно, под понятием экологических преступлений следует понимать это общественно опасное деяние, которое посягается в первую очередь на общественные отношения, на здоровье людей, так как наносят вред всему человечеству, именно из-за этого нарушается нормальное развитие, ухудшается продолжительность жизни и появлению достаточно разных заболеваний. Во-вторых, такие преступления влияют на экономическую сферу нашей страны, выделяются огромные суммы на восстановление природной среды, но при этом угроза экологической безопасности до сегодняшнего дня снижена.
Важно отметить, что при правильном толковании закона и анализа экологических преступлений, также обращаясь к судебной практике, возможно достижение результатов в борьбе с преступлениями данной категории.
В основной в моей работе я уделяла большое внимание видам экологических преступлений, четыре из них я рассмотрела во второй главе. Загрязнение вод, порча земли, незаконная рубка лесных насаждений и нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Эти виды я рассматривала с учетом последних изменений в УК РФ. Изучая данные виды, нужно было определить понятия вод, земли, видов лесных насаждений, и нарушение режима ООПТ. Например: в статью 260 УК РФ, 9 апреля 2018 года было внесено изменение в плане ответственности за данное преступление.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов приводит к ужасающим и необратимым последствиям, наше законодательство устанавливает достаточно маленькую ответственность за эти преступления.
И штрафы являются малоэффективными для преступников, особенно для лиц, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Так же, затрагивая тему латентности, можно сделать вывод, что статистика не является 100% подтвержденной информацией о количестве преступлений за год и это значит, что мы не знаем сколько таких преступлений было скрыто.
Я, изучая и теорию, и законодательство могу сделать вывод, что тема экологические преступления на сегодняшний день, обширна. Но, статистических данных по этим преступлением очень мало. Судебная практика огромна в Российской Федерации, и рассматривая такие дела, я могу сказать, что эпизодов именно по главе 26 УК РФ, бывают и по три, и по четыре.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)
3. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
4. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
5. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
6. Международная Конференция ООН, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.
7. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 года № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года”.
8. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ (последняя редакция)
10. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187 - ФЗ (последняя редакция)
11Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (извлечение)
12. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 (ред. от 30.09.2017).
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 № 166-ФЗ (последняя редакция)
13. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (извлечение)
14. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (извлечение)
15. Федеральный Закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2009 № 209-ФЗ (последняя редакция)
16. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 № 33-ФЗ (последняя редакция).
17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2002
18. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002
19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.07.2001 N 19 "О введении в действие Санитарных правил - СП 2.1.5.1059¬01", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001
20. Перечнь видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (утв. приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. №513
21. Приказ Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 "Об утверждении "Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации"
22. Сундуров Ф.Р., Талан М.В.Уголовное право России, Особенная часть. - М., Статут, 2012
23. Голубев С.И. Экологические преступления: специализированный учебный курс. - "Юридическая фирма Контракт", 2017 г.
24. Веденин Н.Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права 2009. № 12
25. Иногамова-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаев А.И Уголовное право, Особенная часть - Москва 2008
26. Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью. 2011 г.
27. Столяров В.Б. Уголовно-правовой анализ экологических преступлений // Экологическое право. 2008
28. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. Т. 3. Особенная часть. 4-е изд. М., 2007
29. Е.В. Виноградова. Экологические преступления: вопросы
квалификации и юрисдикции. 2017г.
30. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 4-е изд., изм. и доп. Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред - М. : Норма, 2008.
31. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б."Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.ИНФРА-М, 2011.
32. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: Спб.: Норинт С.А. Кузнецов. 2010.
33. URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tatarstan-
respublika-tatarstan-s/act-581605697/
34. URL: https://rospravosudie.com/court-severskij-gorodskoj-sud-tomskaya-
oblast-s/act-580238897/
35. URL: https://rospravosudie.com/court-nyurbinskij-rajonnyj-sud-respublika- saxa-yakutiya-s/act-580965736/
36. URL: https://rospravosudie.com/court-igrinskij-rajonnyj-sud-udmurtskaya- respublika-s/act-581611049/
37. URL: https://rospravosudie.com/court-zelenodolskij-gorodskoj-sud- respublika-tatarstan-s/act-580481624/
38. URL: http://usd.tatarstan.ru/rus/svodnie-statisticheskie-otcheti-za-12-
mesyatsev-2592197.htm