Введение 3
Глава 1. Общие положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
§ 1. Понятие, цели и задачи бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации 6
§ 2. Источники правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федерации 14
Глава 2. Правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.
§ 1. Основные принципы (правила) ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации 25
§ 2. Правовые основы учетной политики организации 35
§ 3. Влияние международных стандартов финансовой отчетности на российские
стандарты бухгалтерского учета 48
Глава 3. Правовое регулирование долевого строительства жилых
помещений.
§ 1. Порядок формирования и представления бухгалтерской отчетности 57
§ 2. Документы бухгалтерской отчетности 66
Заключение 72
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы 76
В современных условиях получение быстрой и достоверной бухгалтерской информации стало настолько необходимым для разных экономических субъектов, что поспособствовало повышению эффективности правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности и потребовало совершенствования законодательства в этой сфере. При этом все эти преобразования были нацелены на удовлетворение интересов разных хозяйствующих субъектов, например, для государства важно защитить свои инвестиции, предотвратить расточительство и хищение бюджетных средств, а для субъектов малого и среднего бизнеса важно развитие своего дела, возможность применения льгот, к примеру, ведение упрощенной бухгалтерской отчетности, а крупных участников рынка интересует возможность расширяться, заключать в международные сделки, что становится возможным в процессе сближения российских и международных стандартов учета.
Если же говорить о том, что совершенствование бухгалтерского учета и отчетности нацелено на удовлетворение интересов разных субъектов, так как каждый из них преследует собственные цели и задачи, то наряду с преимуществами, у них увеличатся и ряд обязательств, которые они будут обязаны соблюдать. Для справедливого соблюдения всеми участниками возложенных законодательством о бухгалтерском учете и отчетности требований появляется необходимость в увеличении числа контролирующих органов, которые сейчас в переизбытке. Как по мнению, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, перевес такого количества органов возникает за счет системы исполнительной власти, в которой, только на федеральном уровне действует 28 различных органов, имеющих самые широкие полномочия в сфере контроля и надзора.
Актуальность темы данного исследования заключается в строгой необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций в целях повышения гарантий по своевременному предоставлению открытому кругу пользователей достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности данной организации, в целях поддержки инноваций правового регулирования в данной сфере путем внедрения новых финансовых конструкций, понятий и операций, а также путем разработки современных правовых принципов организации учетного информационного поля.
Г оворя о степени научной разработанности темы, то следует обратиться к трудам Д.В. Винницкого, С.П. Голубятникова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, И.В. Дрожжина, А.С. Емельянова, А.С. Клычова, С.В. Кучерова, Ю. Лермонтова, В.С. Мартемьянова, М.М. Нарусова, Г.Б. Поляка, Н.А. Сатарова, Ю.Л. Смирникова, Е.В. Шестакова, Д.М. Щекина и других авторов, которые изучали вопросы правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, т.е. отношения по созданию и использованию учетной и отчетной информации.
Предметом исследования является совокупность норм российского законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.
Целями выпускной квалификационной работы являются формирование целостного представления об особенностях правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а также разработка подхода к решению проблем правового регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.
Основные задачи выпускной квалификационной работы:
1) раскрыть понятие, цели и задачи бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации;
2) изучить источники правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации;
3) проанализировать основные принципы (правила) ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
4) рассмотреть правовые основы учетной политики организации;
5) охарактеризовать влияние международных стандартов финансовой отчетности на российские стандарты бухгалтерского учета;
6) освоить состав бухгалтерской отчетности и отразить основные требования, предъявляемые к его формированию и порядку представления в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили методы современного научного познания общественных явлений: сравнительно-правовой, логико-догматический, то есть исследование догмы права, базирующиеся на положениях действующего позитивного права, законодательства и подзаконных актов, с привлечением лексического, систематического и аутентического толкования, а также метода переноса экономических, финансовых и бухгалтерских понятий в правовую сферу.
В процессе исследования использовали также приемы, применяемые в научных работах, а именно: синтез, методы экстраполяции и моделирования, общенаучные исторический и диалектический метод системно-структурного анализа.
Правовую, нормативную и информационную базу исследования составили международные, российские и иностранные нормативные акты и их проекты, международные стандарты финансовой отчетности и аудита, их проекты, внутренние нормативные документы организаций и монографические исследования.
Структура проведенного исследования полностью способствует достижению целей и решению поставленных задач, а для удобства и упорядочения изученной информации работа была разделена на 3 главы и 7 параграфов.
Делая выводы по всей выпускной квалификационной работе, можно сказать, что нормативное регулирование бухгалтерского учета заключается в установлении государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В Российской Федерации нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляется, с одной стороны, за счет нормативно-правового регулирования, а с другой стороны, за счет методического (нормативно¬технического) регулирования.
В целом, общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ возложено на Правительство РФ, а точнее на Министерство финансов России. На данный орган помимо разработок нормативных документов возложена также и контрольная функция ведения бухгалтерского учета. Частично нормативной, также и контрольной функцией занимается Центральный Банк РФ. Помимо двух названных выше органов стоит еще вспомнить о таких службах, как ФНС и Росстат, осуществляющие контрольную функцию.
Бухгалтерская отчетность является своего рода единой системой данных об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, предназначена для большого круга пользователей, изучив все показатели которой, у них должна сформироваться общая картина об изучаемой компании. Одновременно следует отметить, что растет обеспокоенность в профессиональном сообществе в связи с возрастанием объема информации, подлежащей раскрытию в отчетности.
Бухгалтерская отчетность состоит из: 1) бухгалтерского баланса; 2) отчета о финансовых результатах; 3) приложений к бухгалтерскому балансу: отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений, оформленных в табличной и (или) текстовой форме.
Учетная политика организации призвана обеспечить полноту и достоверность отчетной информации о деятельности организации в ее отчетности. Вместе с тем выбор вариантов учета делается исходя из представленного в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» перечня. При этом в выборе российскими организациями варианта учета прослеживается определенная тенденция и закономерность, которая была обнаружена в ходе проведенного исследования.
Основными мерами по совершенствованию и обеспечению стабильности развития и функционирования системы бухгалтерского учета в действующих экономических условиях в России можно назвать следующие: 1) формирование четкой и непротиворечивой системы законодательства о бухгалтерском учете; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности; 3) формирование системы органов, регулирующих бухгалтерский учет, в том числе создание общественных объединений бухгалтеров и обязательное привлечение их в процесс разработки национальных стандартов бухгалтерского учета и законопроектов, касающихся бухгалтерского учета и отчетности; 4) завершение изменения порядка формирования финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов; 5) ведение процедур корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией; 6) ускоренная процедура обновления методологических правил бухгалтерского учета в связи с изменяющимися условиями хозяйствования.
Хотелось бы отметить, что в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» утверждены требования, предъявляемые к разработке отраслевых и федеральных стандартов бухгалтерского учета, однако в них не отражена роль участия негосударственных органов в регулировании бухгалтерского учета, поэтому эти органы должны принимать самое активное в их разработке участие. При этом необходимо уделить особое внимание содержанию отдельных форм отчетности, оптимизации отражаемой информации.
Существует ряд основных проблем правового регулирования бухгалтерского учета в России: 1) современное законодательство о бухгалтерском учете до сих пор существенным образом отличается от принятых правил налогового учета, что создает дополнительные трудности даже при отражении в бухгалтерском учете и составлении отчетности; 2) существует потребность в новой системе контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета, которая будет ориентирована на удовлетворение потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерской информации; 3) при гармонизации бухгалтерского учета, следует не полностью внедрять все правила и нормы МСФО, но и учитывать российскую практику и учесть национальные традиции, при этом сам переход на МСФО должен происходит поэтапно; 4) поскольку российские и международные стандарты существенно различаются, что создает определенные трудности для входа многих российских компаний на международный рынок, то необходимо как можно больше уделять внимание приведению национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами; 5) невозможно дальнейшее реформирование бухгалтерского учета без обновления самой бухгалтерской профессии.
По результатам проведенного исследования полагаем следующее:
1. Целесообразно, исходя из требований Конституции РФ, сформировать федеральное бухгалтерское законодательство Российской Федерации, состоящее из единого Федерального закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в соответствии с которым принимаются российские стандарты финансовой отчетности (РСФО).
2. При разработке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета необходимо закреплять соответствующие их целям требования Закона № 402-ФЗ и дополнять их положениями, не противоречащими закону и имеющими отношение к конкретному объекту или ситуации, учет которых регламентирует тот или иной стандарт. В результате будет создана единая система нормативного регулирования бухгалтерского учета: 1) требования Закона № 402-ФЗ к бухгалтерскому учету в целом, к учетной политике, к первичной документации и регистрам учета, к бухгалтерской (финансовой) отчетности; 2) требования федеральных и отраслевых стандартов; 3) требования стандартов экономического субъекта.
3. Стремясь улучшить производственную деятельность, важно получить достоверную оценку финансового положения. И этой цели в большей мере может способствовать финансовая отчетность, составленная по МСФО. Важное достоинство МСФО - применение в учете дисконтированной стоимости. Отсутствие дисконтирования искажает объективность отчетности по РСБУ, однако повышает показатели отчетности: дебиторской задолженности, прибыли и так далее. Отчет, составленный согласно МСФО, хорошо раскрывает всю хозяйственную деятельность фирмы за отчетный период, показывает реальную картину дел организации, следовательно, служит хорошим источником показателей для финансового анализа. Однако следует заметить, что недостатки в области разработки есть как в РСБУ, так и в МСФО. Нельзя достоверно утверждать, что РСБУ не способны отразить реальное финансовое состояние предприятия. Об этом свидетельствует практика их применения. Искажения и фальсификация присутствуют как в МСФО, так и в РСБУ. Следовательно, без контроля и ответственности за соблюдением тех или иных правил невозможно реализация как МСФО, так и РСБУ.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237; 2014. - №163.
2. Об акционерных обществах: [федеральный закон от 26.12.1995 № 208- ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
3. О бухгалтерском учете: [федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ: по сост. на 31 декабря 2017 г.] // Российская газета. - 2011. - № 278.
4. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере: [указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41] // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 6. - Ст. 831.
5. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: [постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 11. - Ст. 1290.
6. Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг: [постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82: по состоянию на 08.07.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 8. - Ст. 659.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): [приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н: по состоянию на 29.01.2018] // Финансовая газета. - 1999. - № 34.
8. Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: [приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180] // Российская Бизнес-газета. - 2004. - № 27.
9. О формах бухгалтерской отчетности организаций: [приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н: по сост. на 06.04.2015] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 35..
10. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: [приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н] [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.
11. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: [приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н] [электронный ресурс]. - Доступ:https://www.consultant.ru.
12. Об утверждении Плана счетов для бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: [приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н] [электронный ресурс]. - Доступ:https://www.consultant.ru.
13. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: [приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н] [электронный ресурс]. - Доступ:https://www.consultant.ru.
14. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ: [приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н] [электронный ресурс]. - Доступ:https://www.consultant.ru.
15. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: [приказ Минфина
России от 25.03.2011 № 33н] [электронный ресурс]. - Доступ:
https://www.consultant.ru.
16. Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности: [приказ Росстата от 31.03.2014 № 220] // Российская газета. - 2014. - № 116.
17. О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации: [приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н: по состоянию на 11.07.2016] [электронный ресурс]. - Доступ:https://www.consultant.ru.
18. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: [информация Минфина России № ПЗ-3/2015] // Нормативные акты для бухгалтера. - 2015. - № 18.
Материалы судебной практики
1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замышляева В.В. на нарушение его конституционных прав положением абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»: [определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 319-О] [электронный ресурс]. - Доступ:https://www.consultant.ru.
2. Определение Верховного суда РФ от 18.05.2018 №304-КГ18-5096 по делу № А03-22123/2015 [электронный ресурс]. - Доступ:https://arbitr.ru.
3. Постановление ФАС Московского округа от 10.09.2007 № КА- А40/8854-07 по делу № А40-2319/07-92-22 [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа 106784_1160447 от 27.12.2017 по делу №А40-172574/2016 [электронный ресурс]. - Доступ:https://arbitr.ru.
5. Решение Арбитражного суда Курской области от 17.05.2018 по делу № А35-1247/2018 [электронный ресурс]. - Доступ:https://arbitr.ru.
Специальная литература
1. Атанесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: учебник. - М.: Юрид. лит., 2010. - 292 с.
2. Банк С.В. Требования международных и отечественных стандартов, регулирующих учет финансовых инструментов / С.В. Банк // Финансовая жизнь. - 2017. - № 1. - С. 6- 11.
3. Бобошко В.И. Развитие принципов бухгалтерского учета и отчетности / В.И. Бобошко // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 5. - С. 88¬91.
4. Булаева А.В. Эффективность применения МСФО в России / А.В. Булаева // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2016. - №5. - С.11-14.
5. Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения / Д.В. Винницкий // Журнал российского права. - 2016. - № 11. - С.36-39.
6. Гетьман В.Г. Новые требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, порожденные экономическим кризисом / В.Г. Гетьман // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2014. - № 4. - С. 7-11.
7. Голубятников С.П., Леханова Е.С. Судебная бухгалтерия: учебное пособие / С.П. Голубятников и др. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 264 с.
8. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. - М.: Инфра-М, 2013. - 371 с.
9. Грачева Е.Ю. Задачи государственного финансового контроля в условиях борьбы с правонарушениями в сфере финансов / Е.Ю. Грачева // Ежегодник МАФП. - 2012. - С. 35-48.
10. Губайдуллина А.Р. Взаимосвязь профессионального суждения бухгалтера и качества финансовой отчетности / А.Р. Губайдуллина // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 9. - С. 45-50.
11. Дрожжина И.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления корпоративной прибылью: Автореф. дис. ... к.э.н. / И.В. Дрожжина. - Новосибирск, 2014. - 41 с.
12. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 45. - С. 38-56.
13. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Формирование учетной
политики в практике российских организаций // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - 32(2015). С.16-27.
14. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Эволюция формирования требований к учету обязательств и его современные проблемы / Т.Ю. Дружиловская и др. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. - № 13. - С. 2-7.
15. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность / А.С. Емельянов и др. - М.: Эксмо, 2014. - 335 с.
16. Иванова И.Л. Аналитические возможности новых форм отчетности в оценке финансового состояния организации: материалы всерос. научно- практ. конф. / Чувашская государственная сельскохозяйственная академия / Под ред. И.В. Григорьевой. - Чебоксары: Изд -во ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2015.- 210 с.
17. Клычова А.С. Развитие учета и внутреннего аудита в управлении землями сельскохозяйственного назначения: Автореф. дис. ... к.э.н. / А.С. Клычова. - Нижний Новгород, 2013. - 39 с.
18. Кутепов А.С. Учетная политика организации для целей ведения сегментарного учета / А.С. Кутепов // Все для бухгалтера. - 2014. - № 4. - С. 7-14.
19. Кучеров С.В. Правовые средства предупреждения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: монография / С.В. Кучеров. - М.: Контракт, 2014. - 415 с.
20. Лермонтов Ю. Постатейный комментарий к федеральному закону о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. / Ю. Лермонтов. - М.: Норма, 2012. - 386 с.
21. Мельник М.В., Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета / М.В. Мельник и др. - М.: Магистр, 2013. - 351 с.
22. Мизиковский И.Е., Маслова Т.С. Бухгалтерский учет резервов предстоящих расходов государственных (муниципальных) учреждений // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 6. - С. 37-39.
23. Нарусов М.М. Юридическая ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля: Автореф. дис. ... к.ю.н. / М.М. Нарусов. - М., 2011. - 37 с.
24. Осипенкова О.Ю., Сотникова Л.В. Требования к пояснениям к бухгалтерской отчетности / О.Ю. Осипенкова и др. // Бухгалтерский учет. - 2015. -. № 4. - С. 92-99.
25. Поленова С.Н. Международные стандарты финансовой отчетности: создание и конструктивные характеристики / С.Н. Поленова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 10. - С. 42 -50.
26. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник / А.В. Поляков и др. - СПб.: Питер, 2013. - 661 с.
27. Саталкина Е.В. Особенности формирования профессионального суждения в условиях применения принципов учета / Е.В. Саталкина // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 3. - С.11-18.
28. Саттарова Н.А. Категория «информация» в бюджетных правоотношениях // Институциональные проблемы современного финансового права: Сборник научных трудов / Н.А. Саттарова. - Саратов, 2011. - 175 с.
29. Смирникова Ю.Л. Регулятивная функция современного финансового права / Ю.Л. Смирникова. - М.: Статут, 2015. - 159 с.
30. Степашин С.В Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) / С.В. Степашин // Вестник АКСОР. - 2017. - № 4. - С.27-30.
31. Суглобов А.Е. Концепция бухгалтерской отчетности в России и международной практике / А.Е. Суглобов // Все для бухгалтера. - 2016. - №12. - С. 2-5.
32. Терехова В.А. Новые требования к бухгалтерскому учету / В.А. Терехова // Все для бухгалтера. - 2016. - № 4. - С. 2-5.
33. Титова С.Н. МСФО и РСБУ: различия и точки соприкосновения / С.Н. Титова // Экономико-правовой бюллетень». - 2015. - № 8. - С.35-38.
34. Трубицына О. Сближение РСБУ и МСФО: адаптация российского бухучета к международным стандартам / О. Трубицына // Финансы и учет. -2016. - № 5 (18). - С. 18-22.
35. Фомичева Л.П. Новации Закона о бухгалтерском учете / Л.П. Фомичева // Бухгалтерский учет. - 2016. - № 3. - С.7-11.
36. Хозяйственное право: учебник / Отв. ред. В.С. Мартемьянов. - М.: Проспект, 2014. Т. 2. - 453 с.
37. Шестакова Е.В. Подходы к налоговому планированию / Е.В. Шестакова // Финансовое право. - 2013. - № 8. - С. 43-45.
38. Шешукова Т.Г., Воробьева О.А. Отдельные аспекты формирования учетной политики по МСФО / Т.Г. Шешукова и др. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №5. - С. 24-32.
39. Шмакова О.В. Развитие нормативного регулирования учетной политики организации / О.В. Шмакова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 6. - С. 19-27.
40. Шнейдман Л.З. Новый закон о бухгалтерском учете: правовая основа регулирования учета и применения МСФО в стране / Л.З. Шнейдман // Бухгалтерский учет. - 2017. - №2. - С.10-14.
41. Щекин Д.М. Законодательные подходы к разграничению налогового планирования и уклонения от уплаты налогов в России и странах СНГ / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юрайт, 2008. - 311 с.
42. Яковлева Л.Я. Методические основы трансформации отчетности российских организаций в соответствии с требованиями международных стандартов / Л.Я. Яковлева // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 5. - С. 86-88