ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 5
1.1 Сущьность и основные понятия рынка потребительских товаров. Факторы,
определяющие рынок алкогольной продукции в современных условиях 5
1.2 Методы оценки рынка потребительских товаров 16
1.3 Основные направления формирования рынка потребительских товаров в
современных условиях 24
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
НА ПРИМЕРЕ ООО АГРОТОРГ «ПЯТЕРОЧКА» 35
2.1 Краткая характеристика ООО Агроторг «Пятерочка» 35
2.2 Анализ рынка алкогольной продукции Республики Татарстан 40
2.3 Анализ ассортимента алкогольной продукции по основным показателям 46
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЯ РВНКА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ООО АГРОТОРГ «ПЯТЕРОЧКА» 54
3.1 Основные направления развития ООО Агроторг «Пятерочка» 54
3.2 Экономический эффект от предложенных рекомендаций 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В посткризисный период страна вступила в новый исторический этап
своего развития, целями которого являются рост эффективности процессов
воспроизводства и повышение уровня жизни населения.
Их достижение определяется тем, насколько успешно сфера торговли
адаптируется к рыночным условиям.
Именно торговля потребительскими товарами должна обеспечить
потребность людей в товарах и услугах, что определяет ее ведущее место на
потребительском рынке.
Рынки потребительских товаров играют огромную роль в торговле, так
как через их каналы произведенная продукция попадает в личное потребление.
Тем самым обретает окончательный процесс общественного воспроизводства
той или иной страны, и создаются нужные условия для его восстановления.
Для того чтобы потребительский рынок успешно функционировал и
развивался, необходимо знать и принимать во внимание особенности
формирования рынка потребительских товаров в современных условиях. Все
вышеизложенное обуславливает актуальность темы данной дипломной
работы.
Предметом исследования является механизм формирования рынка
потребительских товаров в современных условиях.
Объектом исследования является ООО Агроторг «Пятерочка».
Целью данного выпускной квалификационной работы является анализ
развития и разработка рекомендаций по формированию рынка потребительских товаров ООО Агроторг «Пятерочка».
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие
задачи:
а) изучить теоретические аспекты формирования рынка потребительских товаров;4
Актуальность темы определяется необходимостью знать и принимать во
внимание особенности формирования рынка потребительских товаров в
современных условиях.
Целью дипломной работы является анализ развития и разработка
рекомендаций по формированию рынка потребительских товаров ООО
Агроторг «Пятерочка».
Для решения поставленной цели необходимо рассмотрели следующие
задачи:
а) изучили теоритические аспекты формирования рынка потребительских товаров;
б) проанализировали формирование рынка потребительских товаров на
примере ООО Агроторг «Пятерочка».
в) разработали рекомендации по формированию рынка потребительских
товаров ООО Агроторг «Пятерочка».
В качестве примера формирования рынка потребительских товаров,
мной было рассмотрена Федеральная торговая сеть ООО Агроторг
«Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома»,
находится в управлении компании X5 Retail Group, расположенная по адресу
ул. Литвинова, д.82., расположенная в Авиастоительном районе.
В процессе исследования особенностей рынка потребительских товаров,
было рассмотрено на примере алкогольной продукции. Рассмотрено
производство алкогольной продукции по Федеральным округам. Лидером по
производству водки является Приволжский Федеральный округ (20231,0 тыс.
дал) наблюдается рост производства водки по сравнению с 3 кварталом 2016
года, на 14,5%. Первое место по производству пива (кроме отходов
пивоварения) на 3 квартал 2017 года является Приволжский Федеральный
округ (153680,4 тыс. дал), что на 1,1% меньше по сравнению с 3 кварталом
2016 года. Лидером по производству вин столовых является Южный72
Федеральный округ (14236,3 тыс. дал), что на 11,0% меньше по сравнению с 3
кварталом 2016 годом. Лидером по производству вин игристых и шампанского
является Южный Федеральный округ (2707,4 тыс. дал), что на 0,8% больше по
сравнению с 3 кварталом 2016 годом. В Республике Татарстан объем
производства алкогольной продукции по сравнению с 2012 годом, в 2016 году
вырос на 72,9%. Исследовалось так же ассортимент алкогольной продукции в
магазине J552 «Пятерочка» в результате было выявлено что большую часть
алкогольной продукции в магазине j552 "Пятерочка" занимает вина (50%),
водка занимает второе место по количеству наименований (23%), коньяк
занимает третье место (15%). Приоритет руководство магазина сделала на
вино, водку и коньяк. Для того чтобы дополнить полностью удоволитворить
потребность потребителей в ассортимент включили виски, ром, текила,
вермут, лекер. Основную часть вин в процентном соотношении в магазине
большую часть занимает вина красные натуральные (43%), затем вина вина
натуральные белые (30%), винные напитки и вина игристые по 10%. Был
проделан ABC и XYZ анализ ассортимента коньяка, в результате их
объединения было выявлено что в самую благоприятную группу AХ,
характеризующуюся большим спросом и приносящую максимальную
прибыль, входит 3 наименования коньяка: Cognac Хеннесси (Hennessy) V.S.,
Лезгинка 0.5л., Старый Кенигсберг 0.5, Позиции группы AZ следует
контролировать ежедневно, т.к. спрос по этим позициям менее предсказуем.
Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо
предусмотреть страховой запас. Управление запасами по позициям, входящим
в группы ВX, BY, BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по
индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по
способам доставки). К группе Cz (продукции, пользующейся небольшим
спросом и приносящей наименьшее количество прибыли) относится 3
коньяка. Однако хочется отметить, что в эту группу попала эксклюзивная
сувенирная продукция, которая представлена на полках в небольших объемах,
служит для повышения имиджа и разнообразия представленной продукции -73
Favraud" VS, flack, 350 мл ("Фавро" ВС, фляжка). Остальные виды коньяка, а
именно - Санкт-Петербург 4-х летний, Санкт-Петербург 5-ти летний для
оптимизации ассортимента необходимо снять с продажи. Для повышения
конкурентно-способности магазина и повышения лояльности покупателей
были предложены рекламные акции: «Квест», Кубики со скидками,
дегустация 5 наименований коньяков группы В и реклама на телевидении.
Стоимость затрат на проведение рекламных акций в результате расчетов
составила 1 394 624 руб. Эффект от предложенного мероприятия составит
4 282 034,37 руб
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный
закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, статья 40 пункт 5 [Электронный ресурс] //
СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. Последнее обновление 25.02.2011.
2. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции"
Книги, монографии
3. Алегин А.П. Организация деятельности органов внутренних дел по борьбе с
правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка:
учебное пособие. -М.: ВНИИ МВД России, 2014. -с. 387
4. Бойко И.П., Рыбаков Ф.Ф. Экономика для юристов: учебник. -М.: Проспект,
2002.- с.330
5. Берг Т.И. Планирование основных показателей деятельности предприятия
розничной торговли: Учебное пособие. - Красноярск, 2013. - 438 с.
6. Берман Барри, Джоэл Р. Эванс. Розничная торговля: стратегический подход.
- 8-е изд. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2014. - 1184 с.
7. Беспалов Р.С. Транспортная логистика: новейшие технологии построения
эффективной системы доставки. - М.: "Вершина", 2016. - 382 с.
8. Бузукова Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и
практические советы. - Спб.: Питер, 2015. - 176 с.
9. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2015. - с.728
10. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Управление продажами. - Спб.: Речь, 2013.
- 333 с.
11. Грегори А. Сэнд. Принципы мерчендайзинга. - Минск: Гревцов Паблишер,
2016. - 256 с.75
12. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация и правовое обеспечение
бизнеса в России: коммерция и технология торговли. - 3-е изд. - М.: Дашков и
Ко, 2014. - 1012 с.
13. Деревицкий А. Школа продаж. - Спб.: Питер, 2015. - 272 с.
14. Джоббер Дэвид, Ланкастер Джефф. Продажи и управление продажами. -
М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 622 с.
15. Джонстон Марк, Маршалл Грег. Управление отделом продаж.
Планирование. Организация. Контроль. - М.: Издательский дом "Вильямс",
2014. - 640 с.
16. Дион Джим, Топпинг Тед. Розничная торговля: как открыть собственный
магазин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 411 с.
17.Дойль Питер. Маркетинг -- менеджмент и стратегии. - 3-е изд. / Пер. с англ.
под ред. Ю.Н.Каптуревского. - Спб.: Питер, 2013. - 544 с.
18. Завадский М. Мастерство продажи. - Спб.: Питер, 2016. - 240 с.
19. Зверев А.В. Теоретические основы модернизации регионального
потребительского рынка / А.В. Зверев, О.В. Фетисова // ФЭС: Финансы.
Экономика. Стратегия. – 2015. – № 4
20. Иванова С.В. Продажи на 100%: эффективные техники продвижения
товаров и услуг. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 274 с.
21. Исаенко Е.В., Белокопытова О.А. Теоретические и практические аспекты
обеспечения экономического роста розничной торговли потребительской
кооперации. - Белгород: Белгородский университет потребительской
кооперации, 2014. - 286 с.
22. Каплина С.А. Технология торговли. - М.: Феникс, 2016. - 441 с.
23. Климин А.Н. Стимулирование продаж. - М.: Вершина, 2017. - 272 с.
Колборн Роберт. Идеальный магазин / Пер. с англ. под ред. И.О. Черкасовой. -
Спб.: Нева, 2014. - 416 с.
24. Кондрашов В.М. Управление продажами. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 319 с.
25. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк,
Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2013. - 896 с.76
26. Кревенс Дэвид. Стратегический маркетинг. - 6-е изд - М., 2015. - 257 с.
27. Кузнецов Н.Н. Управление продажами. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 491 с.
28. Леви Майкл, Бартон А.Вейтц. Основы розничной торговли. - СПб.: Питер,
2013. - 448 с.
29. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.:
Дашков и Ко, 2008. - 300 с.
30. Мачнев Е.В. Развлекупки. Креатив в розничной торговле. - СПб.: Питер,
2016. - 579 с.
31. Офицеров П.Ю. Техники и приемы эффективных продаж. - Спб.: Речь,
2014. - 498 с.
32. Пако Андерхилл. Место действия -- торговый центр. - М.: Альпина Бизнес
Букс, 2015. - 648 с.