ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. Понятие социальной справедливости ……………………………..9
1.1 Социальная справедливость как философско-правовая категория
1.2 Справедливость как начало и принцип права …………………………...18
ГЛАВА 2. Справедливость в российском праве: основные
понятия, и формы реализации………………………………………………….25
2.1 Соотношение права и социальной справедливости в
доктрине права ………………………………………………………………….25
2.2 Требование справедливости в российском праве …………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………54
В настоящее время существует утверждение, что справедливость и право
не составляют прямого соотношения, что само по себе право не может
определятся как справедливое или несправедливое. Справедливость, в
отличие от права считается не юридическим понятием. Вопрос стоит лишь о
социальной справедливости, а не правовой. Чаще термин «справедливость»
выступает категорией философии и морали, а не категорией политических и
правовых отношений. Она базируется в сознании и социальной психологии
различных общностей, классов, социальных групп. Справедливость в данном
контексте выступает как социальный феномен и может основываться не на
правовых, а каких-либо других нормах, установленных обществом. Но разве
справедливость и право не являются тождественными понятиями? Вопрос о
том, что же такое справедливость, был и есть одним из самых важных для всех
слоев населения. Вечная мечта - это стремление к справедливости. Все
человеческие поступки можно отнести к справедливым или не справедливым.
Такие антитезы современного общества как добро и зло, гуманизм и
жестокость, справедливость и несправедливость, нищета и богатство,
равенство и неравенство, свобода и детерминизм пронизывают всю историю
человеческого общества. Безусловно, с развитием и совершенствованием
общественных отношений, изменялось содержание и сущность понятия
справедливости. Современная модернизация и глобализация способствуют
динамизму всех сторон жизни общества, актуализируются проблемы
социальной справедливости в массовом и в научном сознании современного
российского общества, что требует творческого переосмысления
существующих концепций справедливости.
Для реформирования основ общественной жизни, необходимо критическое
осмысление исторического опыта. Без учета проб и ошибок прошлого не
представляется возможным выработка новых форм. Современный ориентир –
это построение демократического, социально-ориентированного государства,
формирование и становление гражданского общества. То, что Россия является6
демократическим правовым государством зафиксировано в статье первой
Конституции РФ1. Все больше в общество внедряются новые правовые идеи и
механизмы, создавая условия интенсивного социально-экономического
развития страны. Индивидуальная активность, обоснованная гражданскоправовым состоянием, в большинстве своем способствует развитию
демократических институтов. Однако воплощение в жизнь правовых
механизмов невозможно без актуализации центральных идей и категорий
морально-правового сознания. Именно одной из таких категорий выступает
категория справедливости. Ее основная характеристика - это "понятие о
должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и
его неотъемлемых прав"2. Еще в древнем Риме говорили о значимости
справедливости в целом, а в области юриспруденции в частности, о чем
свидетельствует латинское изречение, переводимое как "Юриспруденция есть
знание вещей божественных и человеческих; это наука о справедливом и
несправедливом"3. Связь понятий "справедливость" и "право" встречается и в
языковой практике. Так В.И. Даль в "Словаре живого великорусского языка"
определяет «справедливость» как "правильный, сделанный по закону, по
правде, по совести, по правоте", а понятие «право» - как «уверенье в истине
чего-либо, истинно, воистину, справедливо, уверяю, данная кем-либо, или
признанная обычаем». 4 Несмотря на определенную крылатость многих
мыслей и высказываний, они являются не только украшением речи, но и
имеют практическое значение. Большинство изречений римских юристов до
сих пор лежат в основе принципов создания законов. Будучи своего рода
принципами права, они выступают в качестве основы для разрешения
конкретных юридических коллизий. "По естественному праву справедливо,
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года, М. 1995
2 Философская энциклопедия в 5 т., т.5., М., 1970 г., с.119
3 Латинская юридическая фразеология. М., 1979 г., с.76..
4 В.И.Даль Словарь живого великорусского языка. М., 1993 г. т.3, с.96; т.4..7
чтобы никто не обогащался за счет другого или в результате причинения ему
вреда", " Если кого-либо осуждают, не выслушав, это противоречит
справедливости", "Право - наука о добром и справедливом" и др.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что необходимость
тесной взаимосвязи права и справедливости в соответствии с моральноправовыми нормами становится очевидной еще в древности. Идея
справедливости выступает регулятивной, составляющей базу
правоотношений. При этом справедливость должна рассматриваться не как
классовое явление, а необходимый элемент общечеловеческих ценностей.
Понятие справедливости как юридически-правового феномена,
понимание сущности и содержания принципа справедливости в современном
российском праве, его достижения и обеспечения в правоприменительной
деятельности Российского государства, требует глубокого изучения. Право
является ценностью, если оно выражает идею справедливости, выступает
средством ее закрепления и защиты. Данное обстоятельством обусловило
выбор темы исследования, и его актуальность.
Объектом исследования выступают общественные отношения
выражающиеся в принципах справедливости в российском праве и
правоприменительной деятельности. При этом процессам формирования
современного законодательства и правового государства в Российской
Федерации в работе уделено особое внимание.
Предмет исследования – юридические основы справедливости;
особенности ее как принципа права; роль и место справедливости в системе
принципов российского права и правоприменении.
Вопросы соотношения права и социальной справедливости достаточно
широко разработаны в работах отечественных и зарубежных ученыхправоведов. Так Правовые проблемы социальной справедливости
рассматривались Б.Н. Чичериным, П.И. Новгородцевым, Л.И. Петражицким,
И.А. Ильиным, H.H. Алексеевым, В.А. Савельским, A.C., Гринбергом, А.И.8
Новиковым, С. И. Гессеном, Г.Ф.Фроловским, B.C. Нерсесянцем, A.B.
Поляковым, Г.В. Мальцевым, О.Э.Лейстом, О.В. Рагузиной и др. в основе их
работ лежит решение проблемы гуманизма и справедливости права.
Изучением справедливости как политологической проблемы занимались H.A.
Веденина, Р.К. Шамилева, Л. Б, Кравченко и др. и посвящены анализу
нормативных концепций справедливости.
Целью исследования является теоретико-правовой анализ эволюции
понятия и принципа справедливости, раскрытие положительных
возможностей его реализации в отечественном законотворчестве и
правоприменении с позиций естественных и неотъемлемых прав человека.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие «справедливость» и «право» в понимании
философами и юристами разных времен;
- проанализировать современное состояние справедливости в теории
права и государства,
- определить понятие, содержание и взаимосвязь принципа
справедливости с другими общеправовыми институтами;
- показать роль и место принципа справедливости в правоприменении и
его соотношение, с другими основополагающими требованиями,
предъявляемыми к нормативным правовым актам и практике их реализации;
Методологическую основу исследования составили общенаучные и
частнонаучные методы познания: системно-правовой, нормативнологический, сравнительного правоведения, исторический, аналитический.
Данные методы позволили выразить социальные явления в их историческом
развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Широко использовалась
научная литература по общей теории права и государства, отраслевым
юридическим дисциплинам, социологии и истории, философии и этике.
Изучение научной и монографической литературы по проблеме
взаимосвязи права и социальной справедливости в государстве позволило
сделать вывод о том, что основным специфическим элементом идеи права,
который выделяет его из других нормативных дисциплин, с древних времен
является понятие справедливости. Стоит указать, что в латинском языке
«право» и «справедливость» оба этих понятия обозначалась одним и тем же
словом - ius.
При определении соотношения между реальным (позитивным) правом и
справедливостью можно исходить из его понимания как системы
нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости
и свободы, выраженной большей частью в законодательстве и регулирующей
общественные отношения.
«Справедливость, - отмечает В. С. Нерсесянц, - входит в понятие права,
право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и
качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая.
Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости
закона - это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона,
его соответствии или несоответствии праву. Но такая постановка вопроса
неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по
понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в
социальном мире»36.
Таким образом, установление рыночной экономики и основных
принципов демократизма предопределили установление в России социальнолиберальной модели социальной справедливости. Проблема состоит в том,
что в современном российском обществе еще не сложилась общепринятая
36 Нерсесянц В. С. «Философия права», М., 1997 г.. 499 с.51
современная модель социальной справедливости. Не менее важной проблемой
является современное не удовлетворительное состояние с социальной
справедливостью в России, незавершенная .институализация социальнолиберальной модели справедливости на российской почве.
Таким образом, одной из главных задач современного российского
общества является выработка современной, эффективной и гуманистической
модели социальной справедливости и реализация ее на практике. Эту задачу
со своей стороны осознают и ищут ее решения основные политические силы
страны, и, что особенно важно, современное правительство.
Однако, задача качественного повышения социальной справедливости
еще далека от своего окончательного, удовлетворительного решения. Поэтому
мы считаем, что важнейшей задачей всей государственной политики
правительства России должна стать, безусловно, политика, направленная на
обеспечение достойного уровня жизни населения, приближение качества
жизни всех россиян к параметрам, достигнутым развитыми странами. Новый
миропорядок, в том числе и новая Россия должны строиться на принципе
гуманизма, главным смыслом (критерием) которого является создание всем
гражданам равных условий для свободного и всестороннего развития
личности, для достойного воздаяния общества по личному трудовому вкладу
каждого гражданина. Ориентиром модернизации современной российской
модели социальной справедливости должны стать общегуманистические
ценности -утверждение права каждого человека на свободное и всесторонне
развитие личности, на удовлетворение своих материальных и духовных
потребностей не в ущерб таким же правам других людей не за счет ущемления
прав других людей. Содержание этого гуманизма, кстати, даже юридически
зафиксировано в международных Пактах о правах человека и многих
конституциях современных стран. Из универсального гуманизма вытекает
принцип социального равенства, содержание которого состоит не в
принудительном уравнивании всех людей по их способностям или по другим52
критериям, а в освобождении всех людей от эксплуатации и имущественного
неравенства. Ничего более социальное равенство не означает, и оно не ведет к
стандартизации всех людей, а, напротив, каждому открывает возможность
развития его способностей в тех сферах деятельности, в которых они
проявляются. Такое равенство не сводит справедливость к искусственному,
уравниванию всех людей. В современном смысле главным образом идея
справедливости трансформируется в идею реального равенства прав человека.
А среди прав человека и право на достойную жизнь, и право на свободу,
самореализацию, творчество и нормальные бытовые условия жизни и т.д.
Должно присутствовать равенство возможностей, развивать и реализовывать
которые человек должен соответственно своим данным.
В философском смысле справедливость - свойство права, оно по
определению всегда справедливо, является носителем справедливости в
социальном мире. Это утверждение, относясь к естественному праву,
применительно к позитивному праву излишне категорично. Реальное право
может быть более или менее справедливым, как и закон - более или менее
правовым.
С философско-социологических, историко-правовых позиций безусловна
роль двух форм социальной справедливости в механизме ее воздействия на
содержание права как социального явления. Верным является то, что
уравнивающая справедливость выступает как равенство граждан перед
законом, а распределяющая проявляется в назначаемом наказании. Верно и то,
что в социальном контексте равный закон обращен фактически к неравным
людям, что распределяющая справедливость находится и реализуется в
границах и на основе уравнивающей справедливости.
Право основано на социальной справедливости, ибо интересы,
составляющие предмет правовой охраны, прежде чем признаются таковыми,
обычно уже включены в систему ценностей социальной справедливости,
нравственных ценностей, и их нарушения уже расценены в обществе как53
несправедливые, безнравственные деяния. Чем точнее содержание предмета
правовой охраны и круга признаваемых правонарушениями деяний
соответствует содержанию этих сфер общественного сознания, тем надежнее
и крепче основы социальной справедливости и нравственный фундамент
права, тем эффективнее оно защищает устои справедливости и нравственности
в обществе. Точность выбора интересов, поставляемых под правовую охрану,
и деяний, объявляемых правонарушениями, определяет уровень
справедливости законодательства в целом. Поэтому содержание возникающих
на его основе регулятивных и охранительных правовых отношений должно
быть адекватным уровню справедливости законодательства.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. -
Ст. 851.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. N 11-П...
Источник публикации: Консультант Плюс: Версия Проф - правовая
система семейства Консультант Плюс.
3. «Нормативные материалы о судьях и суде присяжных» сост.: Ворошилин
Е.В., Пашин С.А. М., 1994 г., 112 с.
Основная и дополнительная литература
4. "Международное право: Учебник" отв. ред. С.А. Егоров / "Статут", 2015
5. "Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей:
Монография" отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило // "ИЗиСП", "ИНФРА-М",
2015
6. Алексеева Т.А. «Справедливость. Морально-политическая философия
Дж.Роулса» М., 1992 г.;
7. Андрусенко С.П. Восстановление социальной справедливости и
назначение соразмерного наказания в контексте принципа non bis in idem //
"Журнал российского права", 2015, N 2
8. Бабаев В. К. Понятие права. - Общая теория права. Под ред. В. К. Бабаева.
Н. Новгород, 1993. 544 с.;
9. Бармина О.Н. "Злоупотребление правом" // отв. ред. В.А. Кодолов/ "РадугаПРЕСС", 2015
10.Богданов Д.Е. Проблемы свободы и справедливости договора в российской
судебной практике // "Современное право", 2015, N 1255
11.Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове)» М., 2004 г.,с.720
12.Даль В.И. «Словарь живого великорусского языка» т.3, т.4, М., 1993 г.;
13.Елисеев С.Г. Формализация фундаментальных правовых ценностей
свободы, равенства и справедливости в конституционном регулировании
социальных прав граждан России // "Адвокат", 2014, N 11
14.Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002. С.
435.
15.Зорькин В.Д. Право силы и сила права // "Журнал конституционного
правосудия", 2015, N 5
16.Исиченко А.П., Фумм А.М. Уголовное наказание в контексте социальной
справедливости // "Уголовно-исполнительная система: право, экономика,
управление", 2015, N 6
17.Козлихин И. Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право.
2000. N 3. с. 6;
18.Курбатов А.Я. Защита прав и законных интересов в условиях
"модернизации" правовой системы России, Юстицинформ, 2013, стр. 21
19.Куренной А.М. Конституция, трудовое право и вопросы социальной
справедливости // "Трудовое право в России и за рубежом", 2014, N 1
20.Мальцев Г.В. «Социальная справедливость и право» М., 1997 г.;
21.Нерсесянц В. С. «Философия права», М., 1997 г.. 499 с.;
22.Недобежкин С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в
теоретико-правовой науке // История государства и права. 2012. N 11. С. 9.
23.Нурбалаева А.М. К вопросу о справедливости в гражданском процессе //
"Современное право", 2016, N 3
24.Путин В. В. Какую Россию мы строим // Российская газета. 2000. 11 июля;
Социологический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 338;
Философский словарь. М., 1986. С. 454.56
25.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.,
2006. С. 1002.
26.Чиркин В. Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость // Сов.
государство и право. 1991. N 9. С. 100.
27.Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном
измерении // "Конституционное и муниципальное право", 2013, N 11