Введение ……………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития
эмоциональной компетентности у современной работающей молодежи
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: эмоциональная
компетентность, эмоциональный интеллект………………………………………9
1.2. Специфика проявления эмоциональной компетентности у современной
работающей молодежи…………………………………………………..…………14
1.3 Формы и методы развития эмоциональной компетентности у современной
работающей молодежи…………………...…………………………………...........18
Выводы по I главе………………………………………………………….23
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности
форм и методов развития эмоциональной компетентности у современной
работающей молодежи
2.1 Организация и методика исследования……………………………….………26
2.2. Исследование уровня развития эмоциональной компетентности у
современной работающей молодежи (констатирующий эксперимент) ….........33
2.3. Реализация программы развития эмоциональной компетентности у
современной работающей молодежи (формирующий эксперимент) ………….47
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………….…………56
Выводы по II главе…………………………................................................73
Заключение………………………………………………………………….79
Список литературы…………………………………………………...........82
Приложение
Актуальность исследования. Успех любой компании зависит от
эмоционального настроя сотрудников. Хотя на протяжении долгого времени
шансы и перспективы человека в обществе оценивались исключительно на
основании его умственных способностей. Сейчас намечаются значительные
изменения: работники больше не хотят, чтобы ими управляли. В связи с этим
мотивация является критическим фактором для продуктивности, но к
сожалению работодатели по-прежнему не обращают на этот факт особого
внимания. В результате по статистике 27% сотрудников компаний чувствуют
себя настолько плохо, что саботируют работу и обкрадывают работодателей,
60% не заботятся ни о чем, кроме зарплаты. Всего лишь 13% счастливы и
прекрасно справляются со своими обязанностями. [37] И не смотря на то, что
тема эмоций в научном мире не нова, только ближе к концу двадцатого века
появилась концепция эмоционального интеллекта, согласно которой наиболее
эффективны в своей деятельности люди, сочетающие разум и чувства. Именно
люди с высоким коэффициентом эмоционального интеллекта (“EQ„) лучше
управляют своими сотрудниками, принимают решения и действуют в
критических ситуациях. Способность осознавать и понимать эмоции, управлять
ими – основа для построения взаимодействий. Управление эмоциями – это
отнюдь не подавление их. Без выхода эмоций человек болеет психически и
физически. «Невысказанные» эмоции являются психосоматическими
причинами многих заболеваний.
И если эмоциональный интеллект – это способность, то эмоциональная
компетентность – это скорее навык, который можно и нужно развивать.
Проблема развития эмоциональной компетентности является предметом
многочисленных исследований. Д. Гоулмен (Goleman D.) в своих трудах
доказывает, что «именно эмоции в реальной жизни ответственны за принятие
решений, даже когда мы убеждены в обратном» [14]; он выдвинул
предположение, что примерно 80% успеха, который не определяется тестами на
IQ, обусловлено другими свойствами, одним из которых является, по его4
определению, эмоциональный интеллект. Е.В. Либина обозначает данный
феномен как эмоциональную компетентность, рассматривая её как
«способность личности к осуществлению координации между эмоциями и
целенаправленным поведением» [24]. Д.Равен, изучая компоненты
компетентности, отмечает, что компетентность включает в себя как интеллект,
так и компоненты эффективного поведения [35]. В свете вышеизложенного
правомерно вести речь, по нашему мнению, не о самостоятельном
психосоциальном образовании, а об исследовательском конструкте,
посредством которого можно судить о личностном росте и возможном
профессиональном успехе субъекта в управленческой деятельности. Следуя
этой концепции, эмоциональную компетентность можно соотнести с успехами
в профессиональной карьере, а её критерий в количественном выражении
должен иметь прогностическую ценность. Данной проблематикой занимались
Авдейчев, А. А. [1], Кричевский P. Л. [22], Волкогонова, О.Д. [10], Хлевная,
Е.А. [44].
Потребность рынка труда в профессионалах, обладающих задатками
принимать решения бесконфликтно в совместной деятельности, умеющих
адаптироваться к быстро меняющимся социальным ситуациям, эмоционально
гибко реагировать в коммуникативном взаимодействии, с одной стороны, а
также существующие в научной психологии концептуальные и
терминологические расхождения в объяснении описываемого явления в
сочетании с отсутствием подтверждающих их эмпирических данных, с другой
стороны, - все это определяет актуальность темы исследования, результаты
которого могут быть востребованы практической психологией, педагогикой и
менеджментом.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и
практике позволил выявить противоречия между объективной потребностью
общества в развитии эмоциональной компетентности у современной
работающей молодежи и недостаточной разработанностью содержания, форм и5
методов развития эмоциональной компетентности у работающей молодежи, с
другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования:
каковы содержание, формы и методы развития эмоциональной компетентности
у современной работающей молодежи?
Объект исследования: процесс развития эмоциональной компетентности
у современной работающей молодежи.
Предмет исследования: содержание, формы и методы для развития
эмоциональной компетентности у современной работающей молодежи.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и
экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов,
обеспечивающих эффективное развитие эмоциональной компетентности у
работающей молодежи.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития
эмоциональной компетентности у современной работающей молодежи
повыситься, если:
- опираться в этом процессе на базовые компоненты эмоциональной
компетентности;
- учитывать специфику проявления эмоциональной компетентности у
работающей молодежи;
- разработать и внедрить в рабочий процесс программу, включающую
разнообразные формы и методы для повышения уровня эмоциональной
компетентности: тренинг, коучинг, упражнения для распознавания своих
эмоций, упражнения на развитие навыков EQ.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы,
цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие
задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть
сущностно-содержательные характеристики основных понятий:
«эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность».6
2. Выявить специфику проявления эмоциональной компетентности у
современной работающей молодежи.
3. Раскрыть формы и методы развития эмоциональной компетентности у
работающей молодежи.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы развития эмоциональной компетентности у
современной работающей молодежи, включающую разнообразные формы и
методы взаимодействия.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования
составили: междисциплинарный подход к исследованию феномена EQ,
позволяющий использовать теоретические положения и методы социологии,
психологии, статистики. Методологическую основу составили работы
отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами социологии
управления, а также анализом и разработкой теории EQ и эмоциональной
компетентности. Среди наиболее значимых источников следует упомянуть
публикации российских исследователей Андреевой И.Н.[4], Батурина Н.А.[7],
Выготского Л. С.[11], Карпова А.В.[18], Люсина Д.В.[27] и др. Тем не менее, на
сегодняшний день тема EQи эмоциональной компетентности в наибольшей
степени развита именно западными исследователями психологами и
социологами, бизнес- консультантами. Необходимо отметить важнейшую роль
публикаций Бар-Она Р., Гарднер Г.[12], Гоулмана Д.[14], Кетс де Врис М.[31],
Рейнольдс М.[37], а также Сэловей П. и Карузо Д.[41] Можно констатировать,
что, к сожалению, многие научные статьи и монографии западных
исследователей, содержащие важнейшие сведения, не переведены на русский
язык.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были
использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по изучаемой проблематике исследования, коучингу;
классификация, систематизация, обобщение;7
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение,
беседы с руководителем и сотрудниками;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала кофейня Шоколадница г.
Казани. Выборку составили 23 человека в возрасте от 18 до 32 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных
условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме
развития эмоциональной компетентности, определялся научный аппарат и база
исследования, подбирались методики опытно-экспериментального
исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка
гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа,
включающая формы и методы педагогического взаимодействия с работниками
с целью формирования у них эмоциональной компетентности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и
обработка результатов исследования, формировались теоретические и
экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
развития эмоциональной компетентности у работающей молодежи.
Установлена взаимосвязь эмоциональной компетентности и успешности
трудовой деятельности на примере конкретных субъектов трудовой
деятельности в кофейне Шоколадница г. Казани.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в
том, что разработанная программа может использоваться в практике
менеджмента с целью развития эмоциональной компетентности у работающей
молодежи.8
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав,
включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
В современной психологии эмоционального интеллекта выделяются
несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных
способностей. Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной
компетентности Гоулмена Д.; не когнитивная теория эмоционального
интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта
Люсина Д. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта,
которая объединяет перечисленные теории, является совокупность
способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями,
пониманию и управлению эмоциями других людей. Анализ теоретических
воззрений вышеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный
интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к
социально-психологической адаптации личности. Раскрыв сущностносодержательные характеристики основных понятий: «эмоциональный
интеллект», «эмоциональная компетентность» мы определили, что все
структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, а их
тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному
взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального
интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных
эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой,
что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в
общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с
окружающими.
Эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной
саморегуляции, поэтому управление эмоциями – это навык, который можно
нарабатывать и развивать.
Необходимым условием формирования профессиональной
направленности в системе отношений «человек - человек» является
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими80
людьми. Нормы поведения задаются той социальной ролью, которую
выполняет участник взаимодействия.
Для того, чтобы возник диалог, необходимо в образ конкретной
социальной роли включать модель коммуникативного поведения, которая
включает значимость получаемой информации для собеседника, его
психическое состояние, установку и т. д.
Для развития эмоциональной компетентности у работающей молодежи
имеется очень много форм и методов, существуют различные упражнения.
Также высокая степень включенности в процесс общения эмоциональной
сферы, умение управлять своим восприятием, смотреть на личность как на
ценность, «считывать» изменения в лице, голосе, жесте, умение прогнозировать
ход общения невозможно без самопознания, саморефлексии и саморегуляции -
способности сравнивать, сопоставлять свое видение себя с оценками других
участников взаимодействия.
Специфика проявления эмоциональной компетентности у современной
работающей молодежи позволяет прогнозировать успешность
профессиональной карьеры личности в коммуникативной и социальноуправленческой деятельности.
В сегодняшней ситуации это особенно актуально, так как во всех сферах
деятельности присутствует компетентностный подход.
Структура эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности
успешных сотрудников представляет собой единое, динамично
функционирующее и гибкое, взаимосвязанное целое.
Структура эмоционального интеллекта неуспешных сотрудников
является негибкой и взаимосвязи между отдельными параметрами
эмоциональной компетентности у них недостаточно сформированы.
Эмоциональная компетентность и другие рассматриваемые в
исследовании ресурсы личности, и в особенности степень их
взаимосвязанности, можно рассматривать как личностный фактор81
эффективности профессиональной деятельности и, более того, как один из
предикторов успешности освоения учебного материала.
На основе полученных в ходе исследования данных, были предложены
рекомендации по профессиональному самообразованию по психологопедагогическому сопровождению сотрудников, испытывающих трудности в
профессиональной деятельности, связанные с недостатками развития
эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности.
Исследование показало, что сотрудники из экспериментальной группы
после прохождения программы «Успех» повысили уровень эмоционального
интеллекта, а также компоненты эмоциональной компетентности по сравнению
с контрольной группой. В результате проведения математической обработки
полученных результатов эмпирически подтвердились положительные сдвиги.
Таким образом, наши гипотеза о том, что эффективность процесса
развития эмоциональной компетентности у современной работающей
молодежи повыситься, если:
- опираться на базовые компоненты эмоциональной компетентности;
- учитывать специфику проявления эмоциональной компетентности у
работающей молодежи;
- разработать и внедрить в рабочий процесс программу, включающую
разнообразные формы и методы для повышения уровня эмоциональной
компетентности: тренинг, коучинг, чтение специализированной литературы,
упражнения для распознавания своих эмоций, упражнения на развитие навыков
EQ, подтвердились, цель исследования достигнута.
Авдейчев, А. А. Особенности личности руководителя и
эффективность его профессиональной деятельности/А.А. Авдейчев, Ю.
С.Резинкина//Прикладная психология. – 2000. - №6. – С. 94-96с.
2. Аверченко, Л.К. Эмоциональный интеллект лидера как
управленческая компетенция/Л.К. Аверченко, Т.В. Климова//Материалы
региональной научно-практической конференции Инновационные тенденции
развития управления персоналом образование и практика. – Новосибирск, 2015.
- С. 99-104с.
3. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд/Г. Ю. Айзенк//Вопросы
психологии. – 1995. - №1. – С. 111 – 131с.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ. - 2011. – 388 с.
5. Бабаева, Ю. Д. Эмоции и проблемы классификации видов
мышления/ Ю. Д. Бабаева и др// М.:Вестн. МГУ. – 1999. - №2. – С. 91 – 96с.
6. Базарсадаева, Е. А. К вопросу об истории изучения эмоционального
интеллекта/Е. А. Базарсадаева//Вестник Бурятского гос. университета. – 2013. -
№5. – С. 24-31с.
7. Батурин, Н. А. Психология оценивания и оценки: учебное
пособие/Н. А. Батурин. – Челябинск.:ЮУрГУ, 2000. – 106 с.
8. Бухачева, Е. А. Эмоциональная компетентность как показатель
профессионального мастерства/Е. А. Бухачева//Международный журнал
экспериментального образования. – 2015. - №12 – С. 516с.
9. Вайсбах, Х., Дакс, У. Эмоциональный интеллект/Х. Вайсбах, У.
Дакс. – М.:ЛикПресс, 1998. – 60с.
10. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник /О.Д.
Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
11. Выготский, Л. С., Лурия, А. Р, Этюды по истории поведения:
Обезьяна. Примитив. Ребенок/ Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М.:
Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.83
12. Гарднер, Говард. Структура разума: теория множественного
интеллекта: Пер. с англ. – М.:ООО «И. Д. Вильяме», 2007. – 512 с.
13. Голубина, Ю. Ю. Взаимосвязь между эмоциональным
интеллектом/Ю. Ю. Голубина//Педагогика и психология образования. – 2013. -
№1 – С. 80 – 87с.
14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект/ Дэниел Гоулман; пер. с
англ. А. П. Исаевой. – М.:ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
15. Дэвис, Ф. Полная уверенность в себе. Исчерпывающее руководство
на пути достижения личного успеха и уверенности в себе/Ф. Дэвис.//Минск.
Поппури, - 1997. – С. 6-254с.
16. Завалишина, Н.Д. Профессионализация в контексте жизни
человека/Н. Д. Завалишина//Психологическая наука: традиции, современное
состояние и перспективы; тезисы докл. Научной конференции института
психологии РАН, Москва, 2007
17. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник /Л.Г. Зайцев,
М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
18. Карпов, А.В.Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.:
Гардарики, 2005. — 584 с.
19. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория,
диагностика, практика: монография/А.В. Карпов, А. С. Петровская; Яросл. гос.
ун-т. –Ярославль:ЯрГУ, 2008. – 344с.
20. Корсак, К.В. Происхождение надежных знаний человека о себе
любимом и мотивах своего поведения /К. В. Корсак// RELGA. – 2013. -
№15(271), 10 ноября (Url: www.relga.ru).
21. Кравцова, А. К. Тип управленческого взаимодействия лидеров и
эмоциональный интеллект/А. К. Кравцова//Современные исследования
социальных проблем. – 2012. - №6. – С. 1-16с.
22. Кричевский P. Л. Если Вы руководитель/Р. Л.
Кричевский//Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе.
М.:Дело, 2011. – 162 с.84
23. Лемберг, Б. Эмоциональный интеллект. Как разум общается с
чувствами Б. Лемберг – СПБ.: Вектор 2013 г. – 192 с.
24. Либина, Е. В. Изучение стилей совладания с жизненными
кризисами и сложными ситуациями // Мир индивидуальности. Смоленс.:СГУ,
1996, 6с.
25. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров
/Б.Г. Литвак. - М.:Юрайт, 2013. - 507 c.
26. Люсин, Д. В., Овсянникова, В. В. Связь эмоционального интеллекта
и личностных черт с настроением/Д. В. Люсин, В. В. Овсянникова//Психология.
Журнал высшей школы экономки. – 2015. – том 12. - №4. – С. 154 – 164с.
27. Люсин, Д.В., Ушаков, Д. В. Социальный и эмоциональный
интеллект: от процессов к измерениям. М.:Институт психологии РАН, 2009.,
95с.
28. Лычагина, М.М. Подходы к эмоциональному интеллекту/М.М.
Лычагина//Личность в Природе и Обществе. - 2010. — №2. — С. 60-63с.
29. Майер, Г. Психология эмоционального мышления/Г. Майер. –
Москва//Психология мышления: хрестоматия/ [и др.]; ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. – Издание 2-е,
переработанное и дополненное. – М.:АСТ:Астрель, 2008. – 204-207с.
30. Маркова, А. К. Психология профессионализма/А. К. Маркова. – М:
Прогресс, 2008. – 308 с.
31. Манфред Кетс де Врис. Мистика лидерства. Развитие
эмоционального интеллекта/Перевод на русский язык выполнен по книге
«TheLeadershipMystique», 2-е изд., по лицензии PearsonEducationLimited.
Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Бизнес Букс»,
2007, 26с.
32. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения
успеха. М: КСП+, 2008. – 150с.85
33. Панфилова, А. П, Михальченко, С. С. Развитие эмоционального
интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеров/ А. П.
Панфилова, С. С. Михальченко//Человек и образование. – 2013. - №4 - С. 37с.
34. Полянова, Л.М. Концепции эмоционального интеллекта в
современной практике управления Л.М./Полянова Теория и практика
общественного развития. - 2015. -№ 2. - 18-20 с.
35. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление,
развитие и реализация/пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2002. – 396 с.,
36. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. М.:
Прогресс, 2009. - 133-179 с.
37. Рейнольдс, М. Коучинг: эмоциональная компетентность/ Пер. с
англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса – Центр
поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. -112 с.
38. Слепкова, В. И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной
компетентности средствами психологического тренинга//Актуальные проблемы
кризисной психологии: Сб. научн. тр. Мн., 1997. - 130 – 137 с.
39. Спасибенко, С. Г. Эмоциональное и рациональное в социальной
структуре человека/С. Г. Спасибенко//Соц. – гуманитарные знания. – 2012. -
№2. – С. 109 – 125с.
40. Степанов, И. С. Психологические условия формирования
эмоционального интеллекта личности/И. С. Степанов//Диссертация, 2010. –
192с.
41. Сэловей, П. Карузо, Д. Эмоциональный интеллект руководителя.
Как развивать и применять/The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop
And Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. – СПБ.:Питер, Деловой
бестеллер, 2017, 320 с.
42. Тхостов, А. Ш., Колымба, И. Г. Феноменология эмоциональных
явлений/А. Ш Тхостов, И. Г. Колымба//Вестн. Моск. Ун – та. – 2009. - №2. – С.
3-14с.86
43. Хакимзянов, Р. Н. Эмоционально – волевая компетентность как
фактор развития профессионализма/Р. Н. Хакимзянов//Сборники конференций
НИЦ Социосфера. – 2013. - №8. – С. 59 – 64с.
44. Хлевная, Е.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта
руководителей на степень достижения ключевых показателей эффективности
организации/Е.А. Хлевная// Менеджмент в России и за рубежом, 2011.- №4. - С.
126-133с.
45. Целютина, Т.В. Эмоциональный интеллект и стратегическое
мышление управленца как инструмент повышения эффективности
управленческих решений/Т.В. Целютина//Материалы региональной научнопрактической конференции Инновационные тенденции развития управления
персоналом образование и практика. М.:Прогресс, 2015.- С. 93-99с.
46. Шастина, А.Е. Эмоциональный интеллект как фактор
эффективности работы руководителя/А.Е. Шастина//В мире научных открытий,
2012.- №12 36. — С. 197-203с