ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы литературных образов в кинематографе 3
1.1. Особенности отражения литературных образов в кинематографе 6
1.2. Роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» в истории литературы и
кинематографа 16
2. Анализ образа Великого Гэтсби в западно-европейском
кинематографе 21
2.1. Эволюция выразительных средств в искусстве кино на примере
анализа экранизации романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» 2 1
2.2. Образ Гэтсби в экранизации романа Ф. С. Фицджеральда «Великий
Гэтсби» 31
3. Методические аспекты изучения творчества Ф.С. Фицджеральда в курсе
средней школы 39
3.1. Методические рекомендации по использованию материала романа
«Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда в средней школе 39
3.2. Разработка конспекта урока литературы на материале романа Ф.С.
Фицджеральда «Великий Гэтсби» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Образ Великого Гэтсби, созданный в одноименном романе Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби» (“The Great Gatsby”,1925 г.), всегда был предметом внимания в киноиндустрии.
Роман «Великий Гэтсби» - шедевр Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, один из известнейших и читаемых американских романов 20-го века, знакомивших нас с Эпохой Джаза.
Данное Произведение определяет направление развития не только культуры, но и общества в целом в XX и XXI веках. Когда мы говорим о каком-либо произведении, мы рассматриваем его как какой-то кусок культуры, искусства той или иной страны. Но роман «Великий Гэтсби» можно рассматривать как зеркало всей современной жизни. Это является одной из причин обращения кинорежиссеров к данному произведению в течение пяти раз (в 1926 г., 1949 г., 1974 г., 2000 г. и в 2013 г.). Последняя экранизация австралийского кинорежиссера База Лурмана является самой популярной.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в современном литературоведении все чаще интересуются темой трансформации художественного текста через формы других видов искусства, в частности, кино.
А.Вартанов в своей работе «Образы литературы в графике и кино»[2], говоря о слиянии разных видов искусств , не соглашается с теорией о формалистической идеи художественной непереводимости. Ответ на данный вопрос он находит в основанном им методе синтеза непосредственного и опосредованного изображения: то, что в одном искусстве реализуется непосредственно, в другом может быть осуществленно лишь опосредованно и - наоборот.
Работы «Поэтика киноискусства» Е.Добина[4] и «Кино и литература» И.Маневича[3] акцентируют свое внимание на поиски внутренних каналов, общего между художественным текстом и его экранизацией. Более того, исследователи актуализируют закономерности художественного перевода литературного текста на язык кинематографии.
Как мы видим, проблеме интерпретации литературного творчества путем экранизации уделено достаточно внимания. Научная новизна работы состоит в том, что ранее творчество Ф.С.Фицджеральда не подвергалось рассмотрению с точки зрения кинематографической трансформации.
Цель работы заключается в исследовании образа Великого Гэтсби в киноверсии База Лурамана 2013 года по мотивам одноименного романа Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Поставленная цель определила задачи:
- рассмотреть особенности отражения литературных образов в кинематографе;
- изучить место романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» в истории литературы и кинематографа;
- описать эволюцию выразительных средств в искусстве кино на примере анализа экранизации романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»;
- дать характеристику образа Гэтсби в экранизации База Лурмана 2013 года по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»;
- определить методические рекомендации по использованию материала романа Ф.С. Фицджеральда в средней школе;
- разработать конспект урока литературы по изучению форм трансформации художественного образа (Великий Гэтсби) средствами киноискусства.
Объект исследования -киноверсия 2013 года База Лурмана по мотивам романа Ф.С. Фицжеральда «Великий Гэтсби».
Предмет исследования - образ Великого Гэтсби в кинематографе.
При написании работы были использованы следующие научные методы: сравнительно-сопоставительный, аналитический.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоритическим основам изучения трансформации литературных образов в кинематографе. Во второй главе работы проводится анализ образа Великого Гэтсби в западноевропейском кинематографе. В третьей главе представлены методические аспекты изучения творчества Ф.С. Фицджеральда средствами киноверсии в курсе средней школы (в частности, А.Зверев *24+ ).
Базу для исследования составили научные исследования, статьи и монографии последних лет по изучению творческого наследия Ф.С.
Фицджеральда.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации по изучению творчества посредством киноискусства позволит модернизировать современную систему образования.
Теоритическая значимость заключается в том, что она включает в себя рекомендации по осуществлению сопоставительного метода изучения литературного произведения и его трансформации путем других форм искусств.
В современном мире сложилась обратная ситуация : сначала зритель обращается к кинематографической трансформации художественного текста, и только после ее освоения он проявляет интерес к первоисточнику, непосредственно к произведению, его автору. Подобная закономерность позволяет делать выводы, что искусство кино способствует приобщению зрителя к литературному искусству.
В ходе исследования была проведена аналитическая работа наиболее популярной экранизации австралийского кинорежиссера База Лурмана по мотивам романа «Великий Гэтсби» Ф.С.Фицджеральда, была сделана попытка ответить на вопрос постановки данного произведения. В проделанной работе мы говорили о конкретной экранизации База Лурмана, который вполне реалистично и приближенно к самому тексту снял фильм, акцентируя внимание на реалиях самого произведения.
Обращение База Лурмана к тексту романа «Великий Гэтсби» неслучайно, если выяснить, какое он имеет значение для XX века и актуальной культурной ситуации.
Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» является одним из романов, которые беспрестанно вызывают большой интерес у читателей и исследователей. В доказательство следует привести списки, основанные как на разных авторитетных исследователей литературной жизни, исследователями в области литературы и искусства, так и на опросе широкого круга читателей.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Выразительные средства кинематографа на данных момент определяются в стадии формирования, так как искусство кино - это сравнительно недавний вид искусства, возникший в XIX в. Генезис киноискусства напрямую зависит от новейших технологий, которые, с свою очередь, мобильны в связи с техническим прогрессом. Процесс модернизации выразительных средств в искусстве кино прослеживался на протяжении всего XX в.
Таким образом, эволюция выразительных средств в искусстве кино напрямую взаимодействует с техническим прогрессом, с развитием новых технологий в области видеосъемки и компьютерной графики. При правильном подходе к интерпретируемому тексту и перспективам его визуализации, рождаются сложные, характеризующиеся высоким художественным уровнем произведения искусства.
Специфика отображения литературных образов реализуются через спецэффекты, динамику происходящего, зрелищность, визуальную конструкцию. Все это во взаимодействии с превосходной режиссурой, актерской игрой, глубиной мысли и сюжета осуществляет сохранение художественного образа на экране. Экранизация романа 2013 года «Великий Гэтсби»-одна из тех, где безупречная компьютерной графика помогает ярче демонстрировать человеческие чувства, морально¬нравственные основы героев.
Было выявлено, что образ Гэтсби в исполнении Леонардо Ди Каприо соответствует первоисточнику. Излишняя эмоциональность и многоплановость героя сохраняется и на экране. Достигается это помимо таланта актера при помощи таких приемов, как яркая визуализация конкретных эпизодов, акцентирование на деталях. Такие сцены, как правило, создают определенный эмоциональный эффект восприятия увиденного, добавляют смыслообразующие и эстетические компоненты, которые помогают лучше понять героя.
И самое важное, на чем мы должны подытожить, заключается в довольно актуальном вопросе перед сценаристом и режиссером, заключающим в себя освоение целью постановки, того, в целях чего создается постановка в театре или кинокартина. Но не стоит забывать о том, что не исключается неизбежность отсечения каких-либо моментов произведения. Это первое. Второе- это настрой и подбор актерского состава, заряженного духом Ф.С.Фицджеральда, вырванного их из повседневности и направленного к мирам иным. А вслед за ними и зрителей.
Разработка урока на данную тему помогла обозначить пользу от опыта использования экранизаций художественных произведений на уроках литературы. Это, в первую очередь, обретение навыков сопоставительно-сравнительного анализа, поскольку в ходе занятия делается акцент на сравнении эпизодов, образов между книгой и кинокартиной. Во-вторых , использование нетрадиционных форм закрепления знаний (рецензия, с помощью которой дети развивают свое мышление, раскрывают творческий потенциал).
Были выявлены особенности подхода для проведения уроков, связанных со взаимодействием литературы и других видов искусства. Главное, это осознание учителем пользы от того, что нужно идти в ногу со временем. К примеру, в образовательном процессе современное кино можно использовать как канал связи к литературному искусству.
1. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби. - М.: Художественная литература, 1990;
Научно-теоретическая литература
1. Благолев H. Н. Визуальная культура в теоретических исследованиях // Полигнозис: научный журнал. Москва, 2015. - С. 32-41;
2. Анастасьев Н. А. Продолжение диалога: советская литература и художественные искания XX века. - М.: 2014;
3. Вартанов А.И. Образы литературы в графике и кино. - М.: 1961;
4. Маневич И.А. Кино и литература. - М., 1966;
5. Добин Е.И. Поэтика киноисскуства. - М.,1961;
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики.Москва, 2015. - С. 234-407;
7. Бернштейн А. Я. На уроке - художественный фильм.- М., Изд-во 2014;
8. Бернштейн А. Я. Художественные фильмы на уроках литературы // Бернштейн А.Я. Вечерняя средняя школа.Москва, 2015. -С. 55-60;
9. Брейтман А. С. Основы киноискусства // Брейтман А.С. - Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2014. - 119 с.
10. Вайнштейн О. Б. Мужчина моей мечты: этюды по истории тела // Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. Москва, 2016. - С. 560-561.
11. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2016. - № 3. - С. 5-10.
11. Дубин, Б.В. Идея классики и ее социальные функции / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая // Проблемы социологии литературы за рубежом: сборник / Ин-т науч. информ по обществ. наукам: сб. обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН, 2014. - С. 40-82.
12. Загидуллина, М. Художественная литература в ситуации конкуренции: может ли погибнуть древнейший социальный институт / М. Загидуллина // Кризис чтения: энергия преодоления: Сборник научно¬практических материалов / Ред.-сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2015. - С. 42-53.
13. Зверев, А. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Портрет в документах: публицистика / А. Зверев. - М.: Прогресс, 2014. - 384 с.
14. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. — М.:
Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2016. — 407 с.
15. Павлов, А. Постыдное удовольствие: философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа *Текст+ / А. Павлов. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 360 с.
16. Пашнин Ф. М. Кинофрагменты на уроках литературы / Ф. М. Пашнин. // Литература в школе. - 2015. - № 23. - С. 25-30.
17. Риггс Р. Дом странных детей / пер. с англ. Е. Боровой. Белгород: Клуб семейного досуга, 2015. 432 с.
18. Савинич, С. С. Роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»: парадоксы американской мечты / С. С. Савич II Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Филология. - 2017. - №4. - С. 150-154.
Селютина, Е. А. Прошлое, которое нас не отпускает: советский дискурс в современной отечественной прозе / Е. А. Селютина II Третий международный интеллектуальный форум «Чтение на Евразийском перекрестке» (Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.): материалы форума / М- во культуры Российской Федерации. М-во культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоциация, Челяб. гос. акад культуры и искусств; ред.-сост.
Научно-критическая литература
1. Селютина, Е.А. Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» как прецедентный феномен: классический текст и массовая культура / Е.А.Селютина, А.С.Морозова // Челябинский гуманитарий: научный журнал. - 2017. № 3 (40). - С. 28-35.
2. Сомова С.В., Лобанов С.В. изучение творчества Ф.С.
Фицджеральда и Э. Хемингуэя на занятиях по аналитическому чтению: In Search of Lost Generation (учебно-методическое пособие) //
Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10-2. - С. 170-171.
3. Сонтаг, С. О фотографии. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. - 272 с.
4. Субботин Д. И. Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы / Д. И. Субботин. - М.,2014. - 432 с.
5. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2014. - 624 с.
6. Фёдоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 21-26.
7. Филиппов, С. А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. М.: Клуб «Альма Анима», 2016. - 208 с.
8. Фицджеральд, Ф. С. Великий Гэтсби / Ф.С. Фицджеральд II Последний магнат: романы. - М.: Эксмо, 2015. - 342 с.
9. Фицджеральд, Ф. С. Отзвуки Века Джаза / Ф.С. Фицджеральд II Последний магнат. Рассказы. Эссе. -М.: Правда, 2014. - С. 467-477.
10. Хорошилова, О. Молодые и красивые: Мода двадцатых годов / О. Хорошилова. - М.: Этерна, 2016. - 424 с.
1. Селютина, Е.А. Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» как прецедентный феномен: классический текст и массовая культура / Е.А.Селютина, А.С.Морозова // Челябинский гуманитарий: научный журнал. - 2017. № 3 (40). - С. 28-35.
2. Сомова С.В., Лобанов С.В. изучение творчества Ф.С. Фицджеральда и Э. Хемингуэя на занятиях по аналитическому чтению: In Search of Lost Generation (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10-2. - С. 170-171.
3. Сонтаг, С. О фотографии. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. - 272 с.
4. Субботин Д. И. Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы / Д. И. Субботин. - М.,2014. - 432 с.
5. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2014. - 624 с.
6. Фёдоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 21-26.
7. Филиппов, С. А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. М.: Клуб «Альма Анима», 2016. - 208 с.
8. Фицджеральд, Ф. С. Великий Гэтсби / Ф.С. Фицджеральд II Последний магнат: романы. - М.: Эксмо, 2015. - 342 с.
9. Фицджеральд, Ф. С. Отзвуки Века Джаза / Ф.С. Фицджеральд II
Последний магнат. Рассказы. Эссе. -М.: Правда, 2014. - С. 467-477.
10. Хорошилова, О. Молодые и красивые: Мода двадцатых годов /
О. Хорошилова. - М.: Этерна, 2016. - 424 с.
Справочная, библиографическая и учебная литература
Большой универсальный словарь русского языка / Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; под ред. В. В. Морковкина. М.: Словари XXI века; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. 1456 с.
1. Мелетинский, Е. М. Культурный герой / Е.М. Мелетинский II
Мифы народов мира: Энциклопедия: в2т. 2014. - Т.2. - 382 с.
Интернет-ресурсы
1. ВВС The Big Read *Электронный ресурс+ II ВВС website. - URL: http://www.bbc. co.uk/arts/bigread/toplOO.shtml (Дата обращения 05.05.2018)
2. Витрины Tiffany & Со по мотивам «Великого Гэтсби»: Дизайнеры вдохновились фильмом, который откроет Каннский фестиваль *Электронный ресурс+ // Vogue. - 18 апреля 2014 г. - URL: https://www.vogue.ru/fashion/news/Vitriny_Velikiy_Getsbi/(Дата обращения 05.05.2018)
3. Генис А.С. В Метрополитен-опере: twirpx 2008. -
URL:http://www.chayka.org/node/4656(дата обращения: 20.05.2018)
4. Гладуэлл М.И. Почему одним все, а другим ничего? / М.И.Гладуэлл *Электронный ресурс+ http://e-libra.ru/read/206112-genii-i-autsajdery- pochemu-odnim-vse-a-drugim-nichego.html
5. Добросклонская Т.Г. Системный подход к изучению языка / Т.Г.Добросклонская *Электронный ресурс+ http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/.pdf
6. Корецкий В.И. Является ли кино для нас важнейшим из искусств? /
B. И. Корецкий *Электронный ресурс+ http://os.colta.ru/cinema/events/details/37274/
7. Костюм Великого Гэтсби - модная летняя необходимость: Круизные летние коллекции подбивают залезть в гардероб к бойфрэнду *Электронный ресурс+ // Vogue. - 20 июня 2017 г. -
https://www.vogue.ru/fashion/trends/kostyum_velikogo_getsbi_modna ya_ letnyaya_neobkhodimost/ (Дата обращения 07.05.2018)
8. Крупнейший сборник онлайн-словарей Onlinedics.ru//
Социологический словарь. *Электронный ресурс+ URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/ soc/o/odinochestvo.html
9. Зельвенский С.И. Рецензии к фильму «Великий Гэтсби» /
C. И.Зельвенский *Электронный ресурс+
https://www.afisha.ru/movie/206468/review/486451/(Дата обращения 05.05.2018)
10. Нелепо Б.И. «Великий Гэтсби»: зеленый луч / Б.И.Нелепо *Электронный ресурс+ http://seance.ru/blog/reviews/gatsby-lurman/
11. Официальный сайт КиноПоиск // URL: https://www.kinopoisk.ru/film/463724(Дата обращения 14.05.2018)
12. Правила жизни Леонардо Ди Каприо *Электронный ресурс+ // журнал «Esquire». URL: https://esquire.ru/wil/leonardo-di-caprio(Дата обращения 12.05.2018)
13. Ульяновский А.В. Мифодизайн или Самая безобидная игра с ценностями и нормами / А.В. Ульяновский [Электронный ресурс] http://jarki.ru/wpress/2014/03/19/512/
14. FNO 2012: Brunello Cucinelli посвятили коллекцию Фицджеральду [Электронный ресурс] Il Vogue. - 6 сентября 2014 г. - URL: https://www.vogue.ru/fashion/news/460581/(Дата обращения 11.05.2018)
15. Goodreads, Best Books of the 20th Century [Электронный ресурс] II Goodreads website. - URL: https://www.goodreads.eom/list/show/6.Best_Books_of_the_20th_Cen tury (Дата обращения 12.05.2018)
16. Modern Library, 100 Best Novels. [Электронный ресурс] II Modern Library website. - URL: http://www.modernlibrary.com/top-100/100- best-novels/. (Дата обращения 10.05.2018)
17. The Greatest Books. [Электронный ресурс] II The Greatest Books website. - URL: http://thegreatestbooks.org/(Дата обращения 08.05.2018)