Введение
1. Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику
региона 7
1.1 Понятие и составляющие иностранных инвестиций 7
1.2 Привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне 15
1.3 Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в
субъекты Российской Федерации 22
2. Анализ системы привлечения иностранных инвестиций в условиях санкций в
регионах Приволжского федерального округа 27
2.1 Сравнительная характеристика системы привлечения иностранных
инвестиций в регионах Приволжского федерального округа 27
2.2 Анализ влияния макроэкономических показателей региона на процесс
привлечения иностранных инвестиций 71
3. Влияние управления инвестиционными процессами на экономическое
развитие региона 85
3.1. Основные проблемы реализации инвестиционной политики регионов
Приволжского федерального округа в условиях санкций 85
3.2. Инструменты повышения привлекательности региона как объекта
иностранного инвестирования 92
Заключение 101
Список использованных источников 104
Приложения
Россия обладает богатым ресурсным, научно-исследовательским,
промышленным и культурным наследием. Это является главными
конкурентными преимуществами в борьбе за иностранные инвестиции.
Развитая экономика, авторитет на международной арене, инновационное
развитие, конкурентоспособное и высокотехнологичное национальное
производство, квалифицированные кадры и т.д. все это является практическими
результатами вливания иностранного капитала в экономику России и ее
субъектов. Инвестиционная политика – это взаимовыгодное экономическое
сотрудничество между Российской Федерацией и ее международными
партнерами.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата и создания
условия для инвестиций обсуждается на уровне Президента и Правительства
Российской Федерации. «Наша цель – не просто привлечение инвестиций, а
создание эффективной, конкурентоспособной, современной экономики», -
отметил Президент В.В. Путин на пресс-конференции после церемонии
открытия итальянского завода в Липецке в апреле 2004 года.1
Теоретическое значение данного исследования обуславливается
необходимостью понимания процесса привлечения иностранных инвестиций,
изучения положительных и отрицательных последствий этого механизма,
выявления условий, побуждающих иностранных инвесторов вкладывать в
экономику России и ее субъектов, а также изучения и выявления основных
барьеров, препятствующих вливанию иностранных инвестиций в экономику.
Актуальность проблем привлечения иностранных инвестиций определена
тем, что Россия, обладающая инвестиционным потенциалом, находится под
влиянием санкции с 2014 года, которые являются барьерами для вливания
1 Администрация Президента России / Официальный сайт Президента России. Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 22.12.2017).4
иностранного капитала в российскую экономику, что, безусловно, тормозит ее
социально-экономическое и технологическое развитие.
Актуальность темы определена также высокой значимостью иностранных
инвестиций в развитии экономики страны. Инвестиции являются одной из
стратегических задач развития российской экономики.
Инвестиционный климат в России имеет волнообразный характер. В
послании Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года
говорилось, что «Наша цель – приобрести как можно больше равноправных
партнѐров – как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять своѐ присутствие
в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не
смешивают политику и экономику, а наоборот, снимают барьеры для торговли,
для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения
людей». 2
Правительству РФ необходимо сконцентрироваться на привлечении
иностранных инвесторов в условиях экономических санкций, т.к. инвестиции
сегодня являются рычагом улучшения экономического состояния. Если
экономические санкции ставит под угрозу капиталовложения из европейских
стран, следует обратить большее внимание на привлечение инвесторов из стран
СНГ и Азии для развития экономического, научного, промышленного и
интеллектуального потенциала России.
Изучение инвестиционной привлекательности регионов и их системы
привлечения инвестиций в условиях санкций наиболее актуально в сравнении с
инвестиционной политикой страны в целом. Успешная инвестиционная
деятельность одного регионов оказывает влияние на авторитет страны как
участника международной инвестиционной деятельности.
Инвестиционная привлекательность регионов во многом зависит от
экономического развития. Регионы России имеют неравномерно развитую
экономику в силу различных факторов, это и богатство территории региона
2 Администрация Президента России / Официальный сайт Президента России. Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 22.12.2017).5
природными ресурсами, и, проводимая Правительством субъекта политика в
области привлечения инвестиций, создания благоприятного инвестиционного
климата.
Объектом выпускной квалификационной работы является
инвестиционная политика регионов Приволжского федерального округа в
условиях санкций.
Предметом ВКР является управление процессом привлечения
иностранных инвестиций в экономику регионов ПФО в условиях санкций.
Цель работы – дать рекомендации по повышению инвестиционной
привлекательности регионов ПФО для иностранных инвесторов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Определить понятие и составляющие иностранных инвестиций.
2. Выявить формы и механизмы привлечения иностранных
инвестиций на региональном уровне.
3. Изучить государственное регулирование привлечения иностранных
инвестиций в субъекты Российской Федерации.
4. Сравнить механизмы привлечения иностранных инвестиций в
регионах ПФО.
5. Оценить эффективность политики по привлечению иностранных
инвестиций на региональном уровне.
6. Выявить основные проблемы реализации инвестиционной политики
регионов ПФО в условиях санкций.
7. Определить инструменты повышения привлекательности регионов
ПФО как объектов иностранного инвестирования.
В работе были использованы научные труды отечественных и
зарубежных исследователей, нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ,
данные Федеральной службы государственной статистики и другие
информационные ресурсы.
Для анализа системы привлечения иностранных инвестиций в условиях
санкций в регионах Приволжского федерального округа проведен6
корреляционно-регрессионный анализ за период с 2005 по 2016 год,
включающий последствия кризисов 2008 и 2014 годов. Также для анализа
текущего состояния регионов в области привлечения иностранных инвестиций
применена методика SWOT-анализа.
По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из трех
глав. В первой главе ВКР рассмотрены теоретические и методические основы
изучаемой проблемы, ее нормативно-правовое обеспечение. Вторая и третья
глава носит прикладной характер, т.е. представляют собой исследование
социально-экономических явлений. По результатам данного исследования
разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию процесса
привлечения иностранных инвестиций для регионов Приволжского
федерального округа.
Проведенное исследование в области привлечения иностранных
инвестиций в субъекты РФ в условиях санкций, позволяет сделать основные
выводы:
1. Иностранные инвестиции – это капитал иностранного инвестора,
вложенный в экономику реципиента инвестиций с целью дальнейшего
получения выгод. Иностранные инвестиции имеют различные формы.
Наиболее качественный эффект имеют иностранные инвестиции с прямой
формой капиталовложения. Инвестиции вне зависимости от формы и
классификации имеют общие признаки: приносят доход; имеют
целенаправленный характер; связаны с конкретным лицом «инвестором»;
связаны с рисками; имеют срок реализации.
2. Иностранные инвестиции являются важным звеном в
формировании устойчивого развития экономики Российской Федерации и ее
субъектов.
Привлечение прямых иностранных инвестиций находится в ряду
приоритетных задач российской экономической политики, так как именно они
в большей степени способны обеспечить зарубежный трансферт передовых
технологий, оборудования и инноваций, модернизацию производственного
аппарата, возрождение и рост промышленного производства.
3. Привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне
осуществляется с использованием двух механизмов: финансовых и
административных.
4. На данный момент РФ является неблагоприятной территорией для
реализации инвестиционных проектов. Причинами этого служат:
антироссийские санкции, макроэкономические показатели, высокий уровень
коррупции и риски ведения бизнеса и т.д.102
Данные Центрального Банка РФ по основным странам-инвесторам и
показатели платежного баланса свидетельствуют об оттоке капитала из РФ и ее
субъектов.
Для роста инвестиционной активности в РФ и ее субъекты необходимо
создание благоприятных условий, заключающихся в развитии международных
отношений и преодоление санкционных барьеров, снижение бюрократизма и
коррупции, а также в модернизации и технологическом развитии основных
фондов. Необходимо улучшение макроэкономических показателей и
повышение качества жизни населения.
Введенные антироссийские санкции сократили количество реализуемых
инвестиционных проектов на территориях субъектов, снизили объем ПИИ.
Сформированный благоприятный инвестиционный климат для
иностранных инвесторов поможет преодолеть последствия санкций для
реализации инвестиционных проектов в субъектах РФ. В настоящий момент
улучшение инвестиционного климата происходит несколькими способами. Это
создание инвестиционных площадок, особых экономических зон и территорий
опережающего развития, на которых предоставляются льготные условия
ведения бизнеса. Также в составе органов государственной власти и местного
самоуправления создаются специализированные органы в форме агентств,
многофункциональных центров и координационных советов по
инвестиционной политике, которые сопровождают инвестора на всех этапах
реализации в регионе инвестиционного проекта.
5. В соответствии с проведенным исследованием системы
привлечения иностранных инвестиций в регионах ПФО, были выявлены
регион-лидер – Республика Татарстан и регион-аутсайдер – Пермский край.
Определены основные страны партнеры, которые сохранили партнерские
отношения с регионами в условиях санкций – Германия, Кипр, Нидерланды и
США. А также выявлены основные проблемы регионов, ограничивающие
вливание иностранного капитала, которыми являются высокий процент
изношенности основных фондов, высокие инвестиционные риски, неразвитая.
Федеральный закон №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.11.1994 / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об
особых экономических зонах в Российской Федерации» / Официальный сайт
компании «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О
территориях опережающего социально-экономического развития» /
Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
Статистические материалы
5. Официальный сайт ЦБ РФ. Платежный баланс РФ. Режим доступа:
http://www.cbr.ru/.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Р32
Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы.
Приволжское таможенное управление. Товарооборот по странам. Режим
доступа: http://www.ptu.customs.ru/.
Справочные материалы
8. Ведение бизнеса в России-2012 / Совместная публикация
Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, 2012. 7 с.
9. Сборник лучших практик «делового гостеприимства» в субъектах
Российской Федерации. Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса.
2017, Москва , 98 с.
10. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта
РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Агентство стратегических инициатив. 33 с.105
11. Путеводитель инвестора Республики Башкортостан. Делойт. Уфа
2017 40 с.
12. Путеводитель инвестора Пермский край. PwC. Пермь. 2015 40 с.
Монографии и статьи
13. Вершинина, А. А. Анализ динамики и структуры прямых
иностранных инвестиций в экономику России и ее регионов // Международная
научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного
общества»: сб. научных трудов / Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики. – М., 2013, 161 - 166 с.
14. Беляев Д. В. Государственное регулирование инвестиционной
деятельности в реальном секторе РФ // Экономика. – М., 2011. № 11–12, 26 - 29
с.
15. Юшкевич О.С. Иностранный капитал и инвестиционная
привлекательность России // Международная торговля и торговая политика,
№1, 49-57 с.
Учебники и учебные пособия
16. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие. М.:
ООО «Книгодел», 2006. – 160 с.
17. Оптимизация инвестиционных связей современной России / Под
ред. А.В. Кузнецова. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 120 с.
Электронные ресурсы
18. Администрация Президента России / Официальный сайт
Президента России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/.
19. Всемирный Банк. DOING BUSINESS / Оценка Бизнес
Регулирования. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org.
20. Департамент внешних связей Правительства Нижегородской
области. Зарубежные центры и представительства. Режим доступа:
ttps://international.government-nnov.ru/.
21. Карпенко А. Прозрачный мир: почему у офшоров скоро не
останется тайн. РБК. Режим доступа: http://www.rbc.ru.106
22. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области «Invest in Samara». Режим доступа:
http://www.investinsamara.ru/.
23. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата
субъектов РФ – 2017, Агентство стратегических инициатив. Режим доступа:
https://asi.ru/.
24. Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА». Режим
доступа: http://www.raexpert.ru.
25. Официальный Татарстан. Министерство промышленности и
торговли РТ. Режим доступа: http://mpt.tatarstan.ru.
26. ОЭЗ и ныне там. Коммерсант. Режим доступа:
https://www.kommersant.ru.
27. Привлечение инвестиций. Родная земля. Режим доступа:
http://moyaokruga.ru.
28. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Регионы. Режим
доступа: http://ru.investinrussia.com.
29. РБК-Аналитика: Что мешает созданию особых экономических зон в
Башкирии. Режим доступа: https://ufa.rbc.ru.
30. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2017, ООО «Рейтинговое
агентство РИА Рейтинг» РИА Рейтинг, 2017. Режим доступа:
http://www.riarating.ru/.
31. Стеркин Ф. Кувшинова О. Иностранные инвесторы второй год не
хотят вкладывать в Россию. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru.
32. Fitch Ratings, Inc., Fitch Ratings, Ltd. Режим доступа:
https://www.fitchratings.com.
33. Moody's Investors Service, Inc., Moody’s Analytics, Inc. Режим
доступа: https://www.moodys.com.
34. Standard & Poor’s Financial Services LLC. Режим доступа:
https://www.standardandpoors.com.107
35. Transparency International. Индекс восприятия коррупции. Режим
доступа: https://transparency.org.ru.