Ведение 3
Глава I. Теоретические основы перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 6
§1. Понятие перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу 6
§2. Правовые основы перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 15
Глава II. Особенности ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ... 24 §1. Порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу 24
§2. Порядок ввоза (вывоза) физическими лицами для личного пользования лекарственных средств, содержащие психотропные вещества и их прекурсоры 35
§3. Особенности таможенного контроля перемещения наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров 40
§4. Ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ЕврАзЭс наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров 48
Заключение 56
Список использованной литературы 60
В настоящее время существует мнение, что в отношении наркотиков, наркомании и борьбы с ними теоретиками уже все сказано, и дальнейшие исследования в этой области не принесут желаемого результата. Такое мнение является ошибочным хотя бы потому, что проблема наркомании, а, следовательно, и проблема борьбы с ней до сих пор остается не решенной.
Так как на сегодняшний день потребление наркотических средств в немедицинских целях в Российской Федерации постоянно возрастает, то уровень организации государственных структур, в том числе таможенных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, не соответствует предъявляемым к ним требованиям. Это делает необходимым постоянный контроль деятельности данных структур и ее анализ в целях выявления и устранения отдельных недостатков и повышения эффективности борьбы в целом, подготовку персонала для деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и других сильнодействующих соединений.
Относительно методологической базы деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой наркотиков можно сказать, что среди научной и учебно-методической литературы по этому вопросу нет работ, комплексно исследующих организацию и взаимодействие всех звеньев, уровней и структур деятельности таможенных органов Российской Федерации в данной области. В большинстве своем имеющаяся на сегодня литература посвящена рассмотрению отдельных аспектов борьбы таможенных органов с контрабандой наркотиков.
Актуальность темы заключается в том, что контроль перемещения наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, является не только национальной, но и международной задачей.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную и государственную границы в рамках ЕврАзЭс.
Предметом выпускной квалификационной являются нормы права, регламентирующие перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную и государственную границы в рамках ЕврАзЭс.
Цель исследования заключается рассмотрении порядка перемещения наркотических средств через границу Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу.
- изучить правовые основы перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- рассмотреть порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу
- изучить порядок получения разрешения на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу;
- рассмотреть порядок ввоза (вывоза) физическими лицами для личного пользования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу;
- выявить особенности таможенного контроля перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- проанализировать ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров.
Методологической основой настоящего исследования явились как общенаучные, так и частно-научные методы. В числе первых можно назвать анализ, синтез и так далее. В качестве частно-научных методов нами были использованы системно-структурный и логико-теоретический методы в сочетании с системным подходом и анализом.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав объединяющих семь параграфов. Заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года; прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
Таможенными органами применяются различные способы для выявления наркотических средств, а именно:
- использование собак для поиска наркотиков;
- контролируемая поставка товаров;
- применение технических средств, для выявления контрабанды наркотиков.
В плане организационных мероприятий важнейшей задачей является устранение причин и условий, способствующих употреблению наркотиков.
В настоящее время очень остро стоит вопрос, связанный с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В России, наверное, уже не существует таких регионов, которые не были бы связаны с наркоторговлей. Наша страна, в силу своего географического положения, находится в центре борьбы с наркобизнесом. Масштабы массовой наркотизации населения таковы, что речь идет о реальной угрозе экономической безопасности страны. Преступления, связанные с наркотиками, являются движущей силой в криминальных кругах, являются удачной средой для террористических и иных группировок, опасных для общества. Российские таможенные органы как никто другой знают о размахе и степени опасности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В таможенных органах, в 1989 году было создано специальное подразделение, которое занимается борьбой с незаконным оборотом наркотиков. За последние 10 лет российскими таможенниками изъято немыслимое количество наркотических средств и психотропных веществ. С каждым годом эти объемы увеличиваются, так, например, в сравнении с 1993 годом величина изъятых наркотиков возросла в 37 раз. На сегодняшний момент можно смело заявить, что на наркоторговом рынке России образовалась целая индустрия, в которой одной из основных составляющих является система незаконной доставки грузов на её территорию. Существует три основных фактора, влияющих на общее развитие наркоиндустрии в Российской Федерации:
- огромная площадь страны и самая протяженная государственная граница в мире;
- общая транспортная система, которая связывает территории государств, входящих ранее в состав СССР;
- Россия в глазах наркоторговцев представляется как огромный, перспективный рынок, освоенный ими еще не в полной мере.
В России существуют все условия для продвижения международного наркобизнеса, такие как: огромный поток нелегальных мигрантов, слабая защищенность государственных границ, сложные социально-экономические условия в некоторых регионах нашей страны. Наркоторговцев сильно привлекает широкий промышленный комплекс и высокие технологии химического производства страны.
По оперативным данным известно, что точками отправления наркотиков на территорию Российской Федерации являются страны ближнего зарубежья, основными из которых являются: Молдова, Украина, Киргизия, Таджикистан. Активными остаются и страны дальнего зарубежья: замечен рост количества пересылки кокаина из стран Европы и Латинской Америки через морские порты Санкт-Петербурга. На Дальнем Востоке и в Приморье увеличился уровень попыток ввоза небольших партий синтетических наркотиков из Китая. Основой точкой развития наркобизнеса на территории Российской Федерации является российско-казахстанская граница, через которую проходят основные пути афганского героина. Этот участок является главным направлением, рассматриваемым преступными группировками для транзитных поставок наркотиков, так как он достаточно протяженный и имеет слабую защищенность. Конечно, в процессе партнерства с Казахстаном, будут созданы условия, необходимые для борьбы с потоком наркотиков из Афганистана. Конечными точками поставки наркотических средств являются крупные города России, среди которых лидирующие позиции занимает Москва и Санкт-Петербург.
На данный момент большинство стран объединяют свои усилия для совместной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Взаимодействие российских таможенных органов с зарубежными коллегами ведется на основе международных соглашений, заключенных с более 50 странами мира. Благодаря иностранным коллегам, Российские таможенные органы за последние 15 лет приобрели богатый опыт борьбы с контрабандой наркотиков. Акцент сотрудничества делается на предупреждение нелегальных поставок наркотических средств, в том числе и выявление схем криминального бизнеса. Существуют современных технологии, которые позволяют контролировать перемещение грузов и анализировать товарные потоки, выявляя при этом группу риска, что в дальнейшем становится основой для проведения досмотров и специальных мероприятий по пресечению каналов контрабанды наркотиков. Федеральная таможенная служба России принимает меры по усилению безопасности государственных границ.
Серьезной частью является деятельность по снабжению таможенных органов необходимыми ресурсами и средствами борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оборудованию таможенных постов, созданию такой информационной системы, которая отвечала бы всем современным высоким технологиям, обеспечению таможенных постов новейшими инспекционно-досмотровыми комплексами. Не маловажную роль играет развитие Кинологических центров регионов.
Следует учесть, что изощренность некоторых перевозчиков наркотиков не имеет границ и очень часто, инженерные средства и кинологические собаки оказываются бессильны. Именно профессиональные качества и оперативный опыт сотрудников таможенных служб остаются одним из самых эффективных способов обнаружения контрабанды наркотиков, поэтому Федеральная таможенная служба делает акцент на оперативно¬аналитические способы борьбы, развивает оперативно-розыскную подготовку своих сотрудников и поддерживает обмен практическими и теоретическими знаниями с сотрудниками российских и зарубежных и правоохранительных структур.
Таким образом, задачей таможенной службы является защита общества и экономики страны от незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации.
1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года(с изм. от 25.03.1972)// Бюллетень международных договоров. - 2000.- № 8. - С. 15 - 105.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988)// Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII.- М., 1994. - С. 133 - 157.
3. Конвенция о психотропных веществах(заключена в г. Вене 21.02.1971)//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXXV.- М., 1981.- С. 416 - 434.
4. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 (с изм. от 19.12.2012) «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»// Российская газета. - 2009. - № 227.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. от 03.04.2018г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. от 19.02.2018)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая ) от 30.11.1995 №51- ФЗ ( в ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ.-1994. - №32. - Ст.48.
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 февраля .2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (ред. от 26.02.2013) // Российская газета. 2007. - № 100.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 181 (с изм. от 27.06.2017) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №13. - Ст. 1769.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 (с изм. от 15.08.2017) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.- № 27. - Ст. 3198.
11. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 № 181 (с изм. от 27.06.2017) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»// Собрание законодательства РФ. - 2011. - №13. - Ст. 1769.
12. Проект закона от 03.08.1996 № 930 (с изм. от 25.05.2017) «Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.- от 16.03.1996 г.- №278
13. Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза: Заключено в г. Минске 24 октября 2013 г. // Бюллетень международных договоров. - 2015. - № 1.
14. Соглашение от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» ( ред. от 22.06.2011г.) // Собрание законодательства РФ.- от 9.06.09 г.-№ 680
15. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 36. - Ст. 4866. Утратил силу.
16. Таможенный кодекс Таможенного союза от 16 апреля 2010 ( ред. от 08.05.2015г.) // Собрание законодательства РФ,2010 - № 50- Ст.4 (утратил силу).
17. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http:// www/eaeunion. Org., 12.04.2017 - ст.4., 322.
18. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (с изм. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №2. - Ст. 219.
II. Специальная и дополнительная литература
19. Аристов А.И. Техническое регулирование продукции в Евразийском экономическом союзе: учебное пособие / А.И. Аристов, Б.А. Кудряшов. - М.: МАДИ, 2014. - 72 с.
20. Бакаева О. Ю.Таможенное право: учеб. пособие / О.Ю. Бакаева, О.В. Голубь, Е.П. Коваленко, Н.Н. Лайченкова. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
21. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. - М.: Проспект,
2014. - 328 с.
22. Вобликов А.Б. Таможенное право. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2013. - 312 с.
23. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеторговая деятельность. - М.: Экономистъ, 2013. - 622 с.
24. Горбухов В.А. Таможенное право России. - М.: Омега-Л, 2013. - 208 с.
25. Зубач А. В., Граве А. В., Рожина Н. А., Терентьев Р. В. Таможенное право. - М.: Юрайт, 2013. - 480 с.
26. Коник Н.В., Невешкина Е.В. Таможенное дело: учебное пособие.
- М.: Омега-Л, 2014. - 208 с.
27. Косаренко Н. Н. Таможенное право России: курс лекций / Н. Н. Косаренко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2015.
- 216 c.
28. Кузнецов С.А Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт- 162 с.
29. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 408 с.
30. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 512 с.
31. Свинухов В. Г.Таможенное право: учебник / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.
32. Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: учеб. пособие / С.В.Сенотрусова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 144 с.
33. Сергеева А.Н. Протидействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: учебн. пособ. / Под. ред. А. Н. Сергеева // М .: Изд. «Щит-М», 2005. - С. 80-93.
34. Таможенное дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Эриашвили Н.Д., Щербанин Ю.А., Галузо В.Н.; Под ред. Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,
2015. - 375 с.
35. Таможенное дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н. Д.
Эриашвили. - М.: ЮНИТИДАНА, 2014. - 375 с.
36. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М, 2014. - 352 с.
37. Таможенное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / под ред. М.М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ¬ДАНА, 2012. - 463 с.
38. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка // М.: Альта- Принт, 2005. - 65с
39. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 732 с.
40. Чермянинов Д.В. Таможенное право: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 416 с.
41. Алиев А. Н. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 264-265.
42. Величко Ж.П. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ) / Историческая и социально-образовательная мысль. - № 2 (24). - 2014. - С. 379.
43. Гельдибаев М.Х., Косарев С.Ю. Квалификация преступления в сфере оборота наркотиков. - М.: Юридический центр, 2014. - 160 с.
44. Геращенко В. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 478-481.
45. Жбанков В.А., Табаков А.В. Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, совершаемой членами организованных преступных формирований: монография. - М., 2014. - C. 44-46
46. Исаев И. И. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации / И. И. Исаев // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 458-460
47. Чайцева Н. А., Павлов Р. А. Деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 892-893.
III. Интернет- источники:
48. Борьба с наркотиками. [Электронный ресурс] : информ.- аналит. Материалы.- М., сор. 10.07.2017.- Электорн.дан.- Режим доступа: - http: //pravstat.prokuror.kz/rus/sub/news/borba-snarkotikami
49. Орехов С.О. Уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_mterdisciphnarity/2(3).pdf(дата обращения: 03.06.2018
50. Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации с контрабандой наркотиков.- http:// www/tamognia.ru/ news/new/1620081/
51. Серышев А.А. Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня».// URL: www/ customs.ru. 01.06.2018
52. «Что назыввется» [Электронный ресурс] : информ.- аналит.
Материалы.- М., сор2001-2018.- Электрон. Дан.- режим доступа:
http: //www.narkotiki .ru/5_217.htm
53. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : информ.- аналит. Материалы.- М., сор. 06.08.2012.- Электорн.дан.- Режим доступа:http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/20257. html/
54. Федеральная Таможенная Служба [Электронный ресурс] : информ.- аналит. Материалы.- М., сор. 22.06.2017.- Электорн.дан.- Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =25409:2017-06-