Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №30219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
711
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ НАУЧНО¬ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. Историко-правовой аспект развития семейного воспитания в России 9
1.2. Международно-правовые и конституционные основы воспитания
детей в семье 14
1.3. Основные факторы, влияющие на состояние современной семьи и
семейное воспитание 22
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 31
2.1. Государственная поддержка института семьи 31
2.2. Понятие и пределы осуществления права родителей на воспитание детей 36
2.3. Значение семейного воспитания в профилактике девиантного
поведения детей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60


Актуальность исследования. Семейное воспитание - это целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
История развития семейного воспитания в России тесно переплетается с культурой и историей нашей страны. Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси позволяет говорить о семейном воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленным изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны.
Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств жизни и практической деятельности в жизни и семье.
Важно понимать, что семья в определенном смысле является тем местом, где человек проявляет себя альтруистически, то есть готов идти на определенные уступки и брать на себя ответственность для обеспечения благополучия других людей. Семья - это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, так как они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Основополагающие принципы взаимоотношения семьи и государства определяются Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ), где в ст. 38 закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Конституционное закрепление защиты семьи свидетельствует о значимости ее роли в российском обществе, о заинтересованности государства в ее поддержке, сохранении и качественном развитии. Более того, Российская Федерация, в соответствии с Конституцией, - «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).
Конституционно-правовой статус российской семьи характеризуется множеством проблем, которые нуждаются в правовом разрешении, так как правоприменительная практика иногда идет по пути ущемления прав человека и гражданина в сфере семейных отношений. От оперативного реагирования на них государства зависит состояние и перспектива развития института семьи. От ее прочности, уровня защиты и обеспеченности зависит успешное осуществление крупномасштабных мер по перестройке всех сфер жизни российского общества.
В силу этого Россия выбрала путь кардинального реформирования, и за последние годы государственная политика в интересах семьи, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего, в области образования, воспитания, здравоохранения, организации семейного отдыха, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов участников семейных отношений.
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.
Теоретическую основу работы составили труды видных ученых, в частности педагогов и психологов А.И. Антонова, Г.Ф. Биктагировой, Т.А. Куликовой, А.Б. Синельникова, А.В. Петровского, В.А. Кольцова, правоведов Ю.Ф. Беспалова, С.А. Ивановой , A.M. Нечаевой, Ю.А. Попова, Н.М. Савельевой и др.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, материалы практики органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, управления образованием.
Объект исследования - правоотношения по поводу воспитания детей, а также отношения, связанные с защитой прав и интересов ребенка.
Предметом исследования является семейно-правовая основа воспитания детей: международно-правовые нормы и принципы, конституционные правовые положения, нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, обычаи делового оборота и научные доктрины, определяющие юридический механизм реализации прав и обязанностей субъектами отношений в сфере воспитания детей.
Целью исследования является всестороннее изучение семейно¬правового аспекта правового регулирования воспитания детей в современной России.
Цель исследования предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучение педагогической, психологической, социологической и юридической литературы по данному кругу проблем и обобщение содержащихся в ней выводов с позиции стоящей в исследовании цели;
- рассмотрение исторического аспекта семейного воспитания;
- анализ действующего законодательства о воспитании детей и практики его применения;
- изучение и обобщение государственной политики в интересах семьи и ее воспитательного потенциала;
- исследование понятия воспитания детей в социально-педагогическом аспекте;
- комплексный анализ правового регулирования воспитания детей в семье.
Методологическую основу данной работы составили диалектическая теория познания, а также основанные на ней общенаучные и частнонаучные методы: нормативно-логический, исторический, сравнительного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой и др. При проведении исследования была предпринята попытка обеспечить системный подход к анализируемому материалу.
Общее направление исследования определено с помощью диалектического метода, формирующего последующие методологические установки. Среди наиболее востребованных необходимо отметить нормативно-логический и сравнительный методы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исторически воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Право не устанавливает и не может установить формы, методы и способы воспитания подрастающего поколения. Но, опираясь на данные педагогики, социологии, медицины и иных наук, право регулирует поведение людей (родителей, бабушек, дедушек) в сфере воспитания, определяет их права и обязанности, предусматривает ответственность за грубые отступления от установленного порядка, то есть очерчивает границы дозволенного и должного поведения при выполнении обязанностей по воспитанию.
В действующем законодательстве отсутствует определение семьи. Воспитание детей составляет главную обязанность семьи. С рождением ребенка вся ее жизнь и отношения между супругами строятся с учетом интересов детей. Воспитание начинается с рождения ребенка. Его формы и интенсивность меняются с возрастом ребенка. Понятием воспитания охватывается обеспечение надлежащего поведения детей и в то время, когда за ними нет непосредственного родительского надзора (например, родители на работе, дети гуляют с друзьями на улице). Таким образом, под семьей можно понимать союз людей, основанный на браке, рождении ребенка или его усыновлении, воспитании детей.
Педагогические предписания, относящиеся к семейному воспитанию, составляют внутреннее содержание правовой нормы, регулирующей семейное воспитание. Право выполняет не только воспитательную миссию, как многие другие правовые нормы, но и претворяет в жизнь положения семейной педагогики.
Воспитание - это процесс, предполагающий не только совершение определенных действий родителями, но и определенную реакцию со стороны детей. Таким образом, праву родителей на воспитание детей противостоит обязанность детей «претерпевать воспитание». Родители вправе применять определенные меры принуждения к своим детям для того, чтобы добиться от них желаемого поведения. Эта сторона воспитательного процесса относится к внутрисемейным отношениям.
Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Следовательно, семья - это важнейший институт социализации детства. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В связи с этим очень важны роли отца и матери в семье, в частности, процесс семейного воспитания детей. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, какие семейные ценности ставят на первый план, зависит то, каким будет общество, в котором жить нашим детям.
Отметим, что основная роль матери - обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта. Роль отца - обеспечение внешнесемейных связей - общество, защита и охрана семьи. Функция матери - принятие ребенка на основе безусловной любви. Функция отца - предъявление требований к ребенку и осуществление контроля над их выполнением. А главная функция отца - передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей.
Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как к главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных жизненных ситуациях.
Ценности и атмосфера жизни семьи определяют семейное воспитание и личностное развитие подростка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации. Идентифицируя себя с семьей, подросток воссоздает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения.
Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно-практической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной.
Воспитываясь в семье, наблюдая взаимоотношения между родителями, подросток начинает осознавать семейные роли, которые он будет выполнять в жизни, а также определяет свои позиции в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола. В семье начинается социальное взросление подростка, связанное с гражданским самоопределением: осознанием своей позиции как члена общества, формированием определенного отношения к необходимости выполнять гражданские долг и обязанности. Формируется духовно-практическая сфера его жизнедеятельности, связанная с осознанием им смысла своей жизни, определением ведущих жизненных целей и ценностей; с поиском ценностных оснований человеческого общения; с самоопределением в сфере искусства, в характере и способах организации досуга.
Подводя итог, необходимо отметить, что необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты всех уровней образования на принципах семьецентрирования, так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи. Пока наука не обратит серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье. Педагогическая наука должна проявить инициативу и начать исследование вопросов, связанных с семьей и семейным воспитанием, оценивая их как приоритетные научные проблемы.



1.1. Декларация прав ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents /decl_conv/declarations/childdec/
1.2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/1901902/
1.3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
1.4. План действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901902/
1.5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.
1.6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
1.7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. 2012. 31 декабря.
1.8. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»// Российская газета. 2010. 31 декабря.
1.9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об опеке и попечительстве»// Российская газета. 2008. 30 апреля.
1.10. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Российская газета. 1998. 5 августа.
II. Литература
2.1. Антонов А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М.: NotaBene, 2016. 201 с.
2.2. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. М.: Аверс, 2016. 190 с.
2.3. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова. Казань: изд-во КФУ, 2014. 156 с.
2.4. Боева А.В., Лещенко А.Я. Характеристика брачно-семейных и репродуктивных ориентаций населения// Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2011. №№. 287 с.
2.5. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Мир семьи, 2016. 211 с.
2.6. Демченко В.И. Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. №6. С.51-56..
2.7. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 2014. 189 с.
2.8. Иванова С.А. Судебные споры о праве на воспитание. M.: Проспект, 2012. 287 с.
2.9. Информация о семейных формах воспитания детей [Электронный
ресурс] // Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/
activity/statistic/sirotstvo.php/
2.10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. А.И.Пискунова. 6-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2015.301 с.
2.11. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. М.: Норма, 2014. 311 с.
2.12. Кольцова В. А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. М.: Гардарики, 2014. 234 с.
2.13. Комментарий к Семейному кодексу РФ/ Под ред. Ю.А. Королева. М.: Норма, 2013. 356 с.
2.14. Кондакова Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми// Проблемы развития территории. 2016. Вып.3. С.72-76.
2.15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 179 с.
2.16. Куренкова Ш.В. Русская культурная модель нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. 2016. № 5. С. 168-170.
2.17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка» (ч. I и II, 5-е изд. 1906; ч. III, 1911). Репринтное издание. СПб.: Питер, 2009. 187 с.
2.18. Макаров А. О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка. М.: Институт социальной работы, 2017. 319 с.
2.19. Мальцев Д.И. История воспитания и образования в России XVIII-XIX в.в. М.: Гуманитарная книга, 2007. 267 с.
2.20. Матушкина М. В. Представления современной молодежи о браке и семье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/predstavleniya-sovremennoy-molodezhi-o-brake-i- semie/
2.21. Миннегалиев М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков// Вестник Томского государственного университета. 2012. Выпуск 7 (111). С.210-218.
2.22. Мишота В.А. К вопросу о защите прав и законных интересов несовершеннолетних// Вестник РГГУ. 2014. №4. С. 114-116.
2.23. Нечаева A.M. Правовая охрана семьи// Закон. 2014. № 4.С.9-13.
2.24. О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности: опрос населения «ФОМнибус» 6-7 сентября 2016 г. // Официальный сайт Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/posts/11748/
2.25. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populatio n/demography/
2.26. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 2015. №4. С.49-52.
2.27. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО Горбунок, 2002. 190 с.
2.28. Попова Ю.А. Совершенствование судебной системы защиты прав человека // Вестник Саратовской государственной академии права. 2012. №2. С.80-83.
2.29. Право и защита семьи государством / отв. ред. В.П. Мозолин, В.А. Рясенцев. М.: Юристъ, 2014. 267 с.
2.30. Предеина И.В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России. СПб.: Лань, 2014. 301 с.
2.31. Прокошкина Н.И. Ювенальная юстиция как гарантия защиты прав несовершеннолетних// Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. №4. С.125-129.
2.32. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты. СПб.: Лань, 2011. 328 с.
2.33. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества// Вопросы статистики. 2017. №1. С.65-69.
2.34. Соснина Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей// Человек и образование. 2016.№12. С.41-45.
2.35. Тачина С.В. Молодежная девиация как субкультура // Культура и цивилизация: Материалы Всерос. науч. конф. (14 марта 2016 г.). М.: изд-во МГПИ, 2016. С.78-80.
2.36. Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 167 с.
2.37. Филина А.И. Особенности воспитания в дворянских семьях в XVIII-XIX вв.// Гуманитарные научные исследования. 2017.№2. С.56-59.
2.38. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Изд-во Российского открытого университета , 2014. 117 с.
2.39. Цепкова Т.М.Проблемы судебной защиты прав и интересов детей в делах, возникающих из семейных правоотношений // Актуальные проблемы процессуальной цивилистической науки: материалы научно¬практической конференции. Саратов, 2013. С. 12-15.
2.40. Шелгунов Н.В. Сочинения в 3 тт. Репринтное издание. М.: Паргус, 2011. 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ