ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты использования муниципальной земельной собственности 6
1.1 Понятие муниципальной земельной собственности 6
1.2 Управление муниципальной земельной собственностью 10
1.3 Зарубежный опыт использования муниципальной земельной собственности 16
2 Анализ использования муниципальной земельной собственности МО г. Набережные Челны 24
2.1 Общая характеристика МО г. Набережные Челны 24
2.2 Краткая характеристика деятельности Управления земельных и
имущественных отношений Исполнительного комитета город Набережные Челны 29
2.3 Анализ использования земельной собственности муниципального
образования г. Набережные Челны 34
3. Пути повышения эффективности использования муниципальной земельной собственности МО г. Набережные Челны 39
3.1 Проблемы эффективного использования муниципальной земельной
собственности МО г. Набережные Челны 39
3.2 Пути решения проблем использования муниципальной земельной
собственности МО г. Набережные Челны 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основополагающим признаком муниципального образования выступает муниципальная собственность. Она играет важную роль в механизме регулирования социально-экономических отношений на территории муниципальных образований и в современных условиях становится основным внутренним ресурсом городского развития. От уровня развития и эффективности использования муниципального имущества, во многом зависит качество и уровень жизни местного населения муниципального образования. Это и определяет актуальность темы исследования.
Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы местных жителей. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов.
Проблемы формирования и рационального использования муниципальной земельной собственности в новых институциональных условиях нашли отражение в работах Т. Т. Авдеевой, Г Н. Алимурзаева, О. В. Богачевой, С. А. Зинченко, Т. В. Игнатовой, А. Г. Игудина, И. Н. Карнилина, В. А. Кирпичникова, Н. В. Львова, A. A. Простова, И. П. Склярова, В. И. Фадеева, И. С. Харченко, Е. Г. Шаломенцевой и др.Но, несмотря на повышенный интерес ученых к названной предметной области, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с диагностикой ключевых проблем в управление муниципальной земельной собственностью и обоснованием направлений его совершенствования.
Актуальность названных проблем, возрастающая потребность их практического решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач данной работы.
Целью исследования является определение проблем управления муниципальной земельной собственностью и пути их решения на примере МО г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты управления муниципальной земельной собственностью;
- Провести анализ проблем управления муниципальной земельной собственностью МО г. Набережные Челны;
- Определить пути решения проблем управления муниципальной земельной собственностью МО г. Набережные Челны.
Объектом исследования в работе выступает - МО г. Набережные Челны; предмет исследования - система управления муниципальной земельной собственностью МО г. Набережные Челны.
При проведении исследования были применены общенаучные методы: анализ, наблюдение, синтез, сравнение и обобщение.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления муниципальной земельной собственностью: здесь даны основные определения и теоретические положения по теме, а также приводится зарубежный опыт.
Вторая глава посвящена анализу использования муниципальной земельной собственностью МО г. Набережные Челны.
В третьей главе проводится анализ проблем управления муниципальной земельной собственностью МО г. Набережные Челны, а также разрабатываются пути их решения.
При написании работы были использованы материалы специальной литературы, статьи периодической печати, а также интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации, адресованные органам государственной власти МО г. Набережные Челны, могут быть использованы при разработке муниципальной социально-экономической политики, целевых программ развития экономической основы местного самоуправления.
Муниципальная земельная собственность - это имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти, местных органов управления. Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Однако это обстоятельство не делает их собственником. Муниципальной собственностью владеет население, передавая право распоряжения и пользования в части издания нормативных актов исключительно представительному органу местного самоуправления.
Направления деятельности муниципалитетов, в той или иной мере реализующих функцию управления в сфере собственности включают: организацию содержания муниципальных учреждений образования и здравоохранения; жилищного фонда; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства и др.
В мировой практике управления земельной собственностью накоплен значительный опыт. Практически во всех цивилизованных государствах фундаментальной основой организации управления земельными ресурсами является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.
Управлением муниципальной собственностью г. Набережные Челны занимается Управление земельных и имущественных отношений. Основными видами деятельности рассматриваемой структуры являются: обеспечение функционирования системы учета, доходности муниципальной собственности и земли, обеспечение приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами.На сегодняшний день здесь применяются новые технологические возможности, положительно влияющие на деятельность Управления.
Согласно динамике по государственной и муниципальной собственности г. Набережные Челны на 2017 год в государственной и муниципальной собственности находится 74% городских земель. По итогам деятельности по управлению муниципальной собственностью, в том числе земельными ресурсами, г. Набережные Челны отметился рост финансовых поступлений в городской бюджет. Базовая часть доходов определяется арендными платежами именно за земельные участки.
Проведенный анализ позволил определить основные проблемы управления муниципальной земельной собственностью в г. Набережные Челны:
- имеется значительный дефицит земельных участков для выделения многодетным семьям;
- распространена проблема использования земельных участков не по целевому использованию и пользование юридическими и физическими лицами муниципальным имуществом без заключения договоров аренды (либо с договором с истекшим сроком);
- имеется значительная задолженность по арендным платежам за земельные участки и объекты недвижимости.
Выявленные проблемы оказывают существенное влияние на эффективное использование муниципальной земельной собственности, что в свою очередь воздействует на экономическое положение муниципального образования.
Основные пути решения указанных проблем:
- организация в правительстве координирующего центра по обеспечению многодетных семей земельными участками и замена выдачи земельных участков денежной компенсацией;
- увеличение штрафов за нецелевое использование земельных участков и пользование землей без договора аренды;
- списание части долгов по аренде за земельные участки для предприятий социальной направленности и предоставление целевых кредитов совместно с банковскими структурами для других должников; расторжение договоров с недобросовестными предпринимателями-арендаторами земли.
Обоснование выбранных путей решения проблем доказывает их актуальность и целесообразность.
Таким образом, формирование системы управления муниципальным имуществом, которая способна решать все возникающие проблемные вопросы и обеспечивать непрерывное, систематическое поступление доходов от использования имущества муниципалитета в местный бюджет путём создания новых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества, является главной задачей местных органов власти. Ее решение не представляется возможным без применения самых современных методов и инструментов, а также адаптации традиционных способов управления муниципальным имуществом, новым, меняющимся условиям окружающей среды. Все это, в свою очередь возможно при условии детального мониторинга и оценки результатов управления муниципальной собственностью.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 29.12.2017) // СПП «КонсультантПлюс», Ст. 126, 214, 215, 217.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2011 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПП «КонсультантПлюс», Ст. 19.
II. Учебники и учебные пособия
3. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.М.: Юнити-Дана, 2017. 687 c.
4. Белоножко М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская. СПб: Интермедия, 2014. 208 с.
5. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. М.: ДиС, 2014. 352 c.
6. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. Люберцы: Юрайт, 2016. 238 c.
7. Ерошкин А. К. Понятие муниципальной собственности // Молодой ученый. 2016. №11. С. 727-730.
8. Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый. 2016. №11. С. 733-736.
9. Завьялов А. Земельные отношения в системе местного самоуправления / А. Завьялов, Э. Маркварт. М.: Статут, 2016. 256 с.
10. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2013. 383 c.
11. Игнатов В. Г., Рудова В. В. Местное самоуправление. Ростов н/Д., М.: Феникс, 2014. 480 с.
12. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальная власть. 2015. № 9. С. 58.
13. Лушникова Т. Ю., Ахатова А. М. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1. С. 22-30.
14. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М. С. Трофимова. М.: ЮНИТИ, 2016. 553 c.
15. Моттаева А.Б. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью на современном этапе. М.: МГСУ, 2015. 164 c.
16. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. М.: Дашков и К, 2016. 556 c.
17. Немов Н.М. Пути повышения эффективности упралвения муниципальным имуществом // Экономика и социум. 2016. №11. С.30.
18. Парахина В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л. Н. Ганшина. М.: КноРус, 2013. 494 c.
19. Пескова А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Муниципальная экономика. 2013. №1(49). С.48-54.
III. Интернет-ресурсы
20. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М.: МГУ, 2014. 176 с.
21. В 2017 году от использования имущества и земли в бюджет Челнов поступило более миллиарда рублей. URL: https://realnoevremya.ru/news/87432-v-2017-godu-ot-ispolzovaniya-municipalnogo-imuschestva-i-zemli-v-byudzhet-chelnov-postupilo-bolee-milliarda-rubley (дата обращения: 20.03.2018).
22. Зарубежный опыт управления городскими землями. URL: http://center-yf.ru/data/nedvizhimost/zarubezhnyy-opyt-upravleniya-gorodskimi- zemlyami.php(дата обращения: 20.04.2018).
23. Зарубежный опыт управления земельными ресурсами.
URL: http://selcoop.ru/cooperation/international/zarubezhnyy-opyt-upravleniya-
zemelnymi-resursami/ (дата обращения: 20.04.2018).
24. Информация о деятельности муниципальных образований Республики Татарстан в сфере земельных и имущественных отношений по итогам 2017 года. URL: http://mzio.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1259478.pdf (дата обращения: 22.03.2018).
25. Откуда зашли 853 млн. рублей в казну Челнов? // Безформата.ру.
2016. URL: http://nabchelni.bezformata.ru/listnews/mln-rublej-v-kaznu-
chelnov/54237295/ (дата обращения: 21.03.2018).
26. Официальный сайт г. Набережные Челны URL: http://nabchelny.ru(дата обращения: 21.03.2018).
27. Управление земимущества Челнов с начала года предъявило арендаторам претензий на 638 млн рублей // kazanfirst.ruURL: https://kazanfirst.ru/articles/324361 (дата обращения: 20.04.2018).