УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ АО «РЕМДИЗЕЛЬ» И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности
предприятия 7
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3 Основные подходы к повышению уровня конкурентоспособности
предприятия 24
2 Исследование конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 30
2.1 Технико-экономические показатели деятельности предприятия 30
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 36
2.3 Основные проблемы конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 47
3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности
предприятия АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 55
3.1 Обоснование необходимости внедрения мероприятий по повышению
конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 55
3.2 Оценка эффективности мероприятий по повышению
конкурентоспособности предприятия 63
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложение А 77
Приложение Б 78
Приложение В 79
1 Теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности
предприятия 7
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3 Основные подходы к повышению уровня конкурентоспособности
предприятия 24
2 Исследование конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 30
2.1 Технико-экономические показатели деятельности предприятия 30
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 36
2.3 Основные проблемы конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 47
3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности
предприятия АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 55
3.1 Обоснование необходимости внедрения мероприятий по повышению
конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 55
3.2 Оценка эффективности мероприятий по повышению
конкурентоспособности предприятия 63
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложение А 77
Приложение Б 78
Приложение В 79
Современные рыночные отношения характеризуются сложными хозяйственными, информационными и другими видами отношений. Это ведет к необходимости рассмотрения любой фирмы, которая осуществляет свою деятельность на рынке, не отдельно - по ряду показателей, характеризующих ограниченную часть деятельности фирмы, а с учетом всех отношений и информационных связей данной фирмы, так как они показывают ее отношения с другими субъектами рынка. В условиях рынка успешность деятельности любого предприятия значительно зависит от того, насколько конкурентоспособна его продукция, товар или услуга, и какие действия фирма принимает для её поддержания в изменяющихся рыночных условиях. Таким образом, обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности является главной стратегической задачей любого предприятия, особенно, на быстроменяющемся рынке. Конкуренция является одним из наиболее важных элементов рыночной экономики, обеспечивает ее эффективное функционирование. Предприятия, имеющие целью занять конкретный сегмент рынка должны быть обеспечены не только продукцией, но и релевантной информацией, в частности о внутреннем потенциале предприятия, о конкурентах и особенно о рынке. Конечно, было бы уместным, заранее получать информацию об уровне конкуренции на определенном рынке, и о том, какие конкурентные стратегии следует применить. Для этого предприятие должно обладать соответствующей информацией, собрать и обработать которую в практической деятельности достаточно сложно. Указанные обстоятельства определили необходимость разработки и реализации подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия.
Особая роль в системе управления предприятием отводится обеспечению поддержки его конкурентоспособности на заданном уровне. Предприятие является конкурентоспособным, если реализуется его многоуровневый потенциал (информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.д.), что позволяет сформировать устойчивое рыночное преимущество. Достижения приоритетов по каждому направлению обеспечивает неоспоримое преимущество предприятия в конкурентной борьбе, возможно только при постоянном мониторинге ситуации на потребительском рынка и внутри предприятия, анализе действий конкурентов, прогнозировании их развития.
Последнее осуществляется путем сбора, обработки и использовании информации. Информационная инфраструктура предприятия, по своей природе, относится к обеспечивающих подсистем, оказывает существенное влияние на его конкурентоспособность. Поэтому комплексные исследования конкурентоспособности предприятий, управления ею с использованием современных информационных технологий является актуальной задачей.
В современных экономических условиях, где хозяйствующие субъекты постоянно находятся в условиях жесткой конкуренции, конкурентоспособность приобретает для них крайне важное, а то и ключевое значение для успешного функционирования на рынке аналогичной продукции и услуг. Поэтому начиная с составления направлений развития предприятия крайне важно уделить пристальное внимание вопросу конкурентоспособности выполняемой деятельности. Организация управления конкурентоспособностью должна способствовать как росту финансово-хозяйственной деятельности предприятия, стимулированию экономии всех видов ресурсов на основе их эффективного использования, так и все большему удовлетворению растущих потребностей потребителей продукции. Согласно анализу последних исследований, в которых начато решение проблемы, вопросы внедрения и реализации информационных систем управления предприятиями рассматривались многими отечественными и зарубежными авторами, среди которых Дремина М., Ефимов В., Зайнитдинова Я.Р., Квасникова В.В., Жучкевич О.Н., Кононенко Т.П., Куимов В.В. Вместе с тем, несмотря на значительные достижения в теоретических исследованиях и методических разработках по формированию и использованию подходов к повышению уровня конкурентоспособности предприятия, не получили своего разрешения ряд вопросов как концептуального, так и методического характера. Необходимость и значимость дополнительных исследований проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий определяется практической востребованностью методологически выверенных и обоснованных методов управления в современных условиях экономики.
Цель работы: исследование путей повышения конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Задачи работы:
1. Выявить теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
2. Исследовать конкурентоспособность АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Объектом исследования является АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Предмет исследования - конкурентоспособность АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Методы исследования: дедукция, синтез, классификация, наблюдение, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия, изучено общее понятие конкурентоспособности предприятия, исследовать методы оценки конкурентоспособности предприятия, описать основные подходы к повышению уровня конкурентоспособности предприятия. Во втором разделе работы проведен анализ конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ», рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности предприятия. В третьем разделе работы даны рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Особая роль в системе управления предприятием отводится обеспечению поддержки его конкурентоспособности на заданном уровне. Предприятие является конкурентоспособным, если реализуется его многоуровневый потенциал (информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.д.), что позволяет сформировать устойчивое рыночное преимущество. Достижения приоритетов по каждому направлению обеспечивает неоспоримое преимущество предприятия в конкурентной борьбе, возможно только при постоянном мониторинге ситуации на потребительском рынка и внутри предприятия, анализе действий конкурентов, прогнозировании их развития.
Последнее осуществляется путем сбора, обработки и использовании информации. Информационная инфраструктура предприятия, по своей природе, относится к обеспечивающих подсистем, оказывает существенное влияние на его конкурентоспособность. Поэтому комплексные исследования конкурентоспособности предприятий, управления ею с использованием современных информационных технологий является актуальной задачей.
В современных экономических условиях, где хозяйствующие субъекты постоянно находятся в условиях жесткой конкуренции, конкурентоспособность приобретает для них крайне важное, а то и ключевое значение для успешного функционирования на рынке аналогичной продукции и услуг. Поэтому начиная с составления направлений развития предприятия крайне важно уделить пристальное внимание вопросу конкурентоспособности выполняемой деятельности. Организация управления конкурентоспособностью должна способствовать как росту финансово-хозяйственной деятельности предприятия, стимулированию экономии всех видов ресурсов на основе их эффективного использования, так и все большему удовлетворению растущих потребностей потребителей продукции. Согласно анализу последних исследований, в которых начато решение проблемы, вопросы внедрения и реализации информационных систем управления предприятиями рассматривались многими отечественными и зарубежными авторами, среди которых Дремина М., Ефимов В., Зайнитдинова Я.Р., Квасникова В.В., Жучкевич О.Н., Кононенко Т.П., Куимов В.В. Вместе с тем, несмотря на значительные достижения в теоретических исследованиях и методических разработках по формированию и использованию подходов к повышению уровня конкурентоспособности предприятия, не получили своего разрешения ряд вопросов как концептуального, так и методического характера. Необходимость и значимость дополнительных исследований проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий определяется практической востребованностью методологически выверенных и обоснованных методов управления в современных условиях экономики.
Цель работы: исследование путей повышения конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Задачи работы:
1. Выявить теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
2. Исследовать конкурентоспособность АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Объектом исследования является АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Предмет исследования - конкурентоспособность АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Методы исследования: дедукция, синтез, классификация, наблюдение, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия, изучено общее понятие конкурентоспособности предприятия, исследовать методы оценки конкурентоспособности предприятия, описать основные подходы к повышению уровня конкурентоспособности предприятия. Во втором разделе работы проведен анализ конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ», рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности предприятия. В третьем разделе работы даны рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Конкурентоспособность предприятия зависит от таких факторов, как: конкурентоспособность товаров на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции конкурентов; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны. Особенностью современных условий планирования для предприятия является поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. При подготовке плана необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели. Разработав и внедрив данные факторы, хозяйствующие субъекты могут рассчитывать на успешность и конкурентоспособность предприятия.
Уровень конкурентоспособности предприятия определяется на основании комплексного подхода, содержащего системы определенных показателей, по которым анализируется деятельность предприятия как по сравнению с предыдущим периодом, так и на текущий период, а также в обязательном порядке проводится сравнение с предприятием-лидером. Только при таком подходе можно получить наиболее точные и объективные результаты.
Одной из главных целей каждого предприятия является достижение такого уровня эффективности своей деятельности, при котором предприятие занимает более высокие позиции по сравнению с конкурентами. Достижение данной цели зависит, прежде всего, от уровня конкурентоспособности фирмы. В связи с этим обоснование подходов к определению уровня конкурентоспособности с целью дальнейшей разработки системы управления конкурентоспособности предприятий является актуальным для деятельности любого предприятия.
АО «РЕМДИЗЕЛЬ» функционирует на рынке капитального ремонта автомобилей, узлов и агрегатов, обладает высоким техническим потенциалом, является промышленным предприятием с положительными технико-экономическими показателями деятельности, однако наблюдается отрицательный прирост по основным экономическим показателям. Организация имеет четкую организационную структуру, большое количество поставщиков и партнеров, что позволяет предприятию стабильно развиваться на рынке. Однако наблюдается снижение численности персонала за три прошедших года, отмечается уменьшение по всем категориям трудовых ресурсов.
Исходя из оценки общей хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ АО «РЕМДИЗЕЛЬ», получены следующие выводы. Основой конкурентных преимуществ предприятия является качество предоставляемой рынку продукции, новые разработки. За анализируемый период предприятие АО «РЕМДИЗЕЛЬ» не выполнило запланированный план по проданной продукции в отчетном периоде, реализация как продукции, так и услуг предприятия имеет тенденцию к снижению, наибольший удельный вес по в структуре товарооборота принадлежит сегменту модернизированных автомобилей. Наблюдается рост фондоемкости, увеличение показателя фондовооруженности, основные фонды на предприятии используются эффективно. Однако производительность труда снизилась, несмотря на рост заработной платы сотрудников, фонд оплаты труда также снизился. Экономическая рентабельность имеет положительное значение, показатель является низким, что свидетельствует о снижении эффективности использования всего имущества организации. Предприятие АО «РЕМДИЗЕЛЬ» сильно зависит от предприятий, занятых производством автокомпонентов, особенно от заместителей импортных комплектующих. Для развития собственного производственного потенциала руководство АО «РЕМДИЗЕЛЬ» инвестирует в новые производства. Показатели ликвидности предприятия в большинстве своем находятся в пределах нормы, что говорит о возможности покрытия долговых обязательств. Также наблюдается рост фиксирования активов за счёт устойчивых источников, предприятие обеспечено собственными оборотным средствами, характеризуется высокой финансовой устойчивостью. Однако оценка конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» затруднена как внешними, так и внутренними факторами, следует более детально рассмотреть недостатки данного процесса.
Основные проблемы и преимущества конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» включают следующие:
- Негибкая ценовая политика,
- Неразвитость сервисных услуг,
- Снижение финансовых показателей деятельности предприятия,
- Высокий процент текучести кадров,
- Рост затрат по всем направлениям деятельности,
- Низкий уровень логистических услуг,
- Отсутствие ответственных по управлению конкурентоспособностью.
Предложенные мероприятия в области формирования и укрепления конкурентных преимуществ включают разработку плана мероприятий по повышению конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ»; формирование ценовой политики организации; разработку бонусной программы по категориям клиентов. Реализация предложенных мероприятий несет как социальный, так и экономический эффект посредством привлечения внимания к бренду, повышения уровня лояльности потребителей, привлечения новых потенциальных клиентов, продажи услуг в совокупности как базовых, так и дополнительных, что позволит увеличить объем продаж и предполагает повышение финансовых показателей компании АО «РЕМДИЗЕЛЬ». Предприятие сможет достигнуть главной цели предприятия - увеличение объёмов продаж продукции и услуг, реализации конкурентоспособных пакетов услуг, а также увеличение доли рынка. Разработанная программа позволит снизить издержки, увеличить объемы сбыта, расширить границы рынка, а также укрепить уже занимаемую позицию.
Уровень конкурентоспособности предприятия определяется на основании комплексного подхода, содержащего системы определенных показателей, по которым анализируется деятельность предприятия как по сравнению с предыдущим периодом, так и на текущий период, а также в обязательном порядке проводится сравнение с предприятием-лидером. Только при таком подходе можно получить наиболее точные и объективные результаты.
Одной из главных целей каждого предприятия является достижение такого уровня эффективности своей деятельности, при котором предприятие занимает более высокие позиции по сравнению с конкурентами. Достижение данной цели зависит, прежде всего, от уровня конкурентоспособности фирмы. В связи с этим обоснование подходов к определению уровня конкурентоспособности с целью дальнейшей разработки системы управления конкурентоспособности предприятий является актуальным для деятельности любого предприятия.
АО «РЕМДИЗЕЛЬ» функционирует на рынке капитального ремонта автомобилей, узлов и агрегатов, обладает высоким техническим потенциалом, является промышленным предприятием с положительными технико-экономическими показателями деятельности, однако наблюдается отрицательный прирост по основным экономическим показателям. Организация имеет четкую организационную структуру, большое количество поставщиков и партнеров, что позволяет предприятию стабильно развиваться на рынке. Однако наблюдается снижение численности персонала за три прошедших года, отмечается уменьшение по всем категориям трудовых ресурсов.
Исходя из оценки общей хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ АО «РЕМДИЗЕЛЬ», получены следующие выводы. Основой конкурентных преимуществ предприятия является качество предоставляемой рынку продукции, новые разработки. За анализируемый период предприятие АО «РЕМДИЗЕЛЬ» не выполнило запланированный план по проданной продукции в отчетном периоде, реализация как продукции, так и услуг предприятия имеет тенденцию к снижению, наибольший удельный вес по в структуре товарооборота принадлежит сегменту модернизированных автомобилей. Наблюдается рост фондоемкости, увеличение показателя фондовооруженности, основные фонды на предприятии используются эффективно. Однако производительность труда снизилась, несмотря на рост заработной платы сотрудников, фонд оплаты труда также снизился. Экономическая рентабельность имеет положительное значение, показатель является низким, что свидетельствует о снижении эффективности использования всего имущества организации. Предприятие АО «РЕМДИЗЕЛЬ» сильно зависит от предприятий, занятых производством автокомпонентов, особенно от заместителей импортных комплектующих. Для развития собственного производственного потенциала руководство АО «РЕМДИЗЕЛЬ» инвестирует в новые производства. Показатели ликвидности предприятия в большинстве своем находятся в пределах нормы, что говорит о возможности покрытия долговых обязательств. Также наблюдается рост фиксирования активов за счёт устойчивых источников, предприятие обеспечено собственными оборотным средствами, характеризуется высокой финансовой устойчивостью. Однако оценка конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» затруднена как внешними, так и внутренними факторами, следует более детально рассмотреть недостатки данного процесса.
Основные проблемы и преимущества конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ» включают следующие:
- Негибкая ценовая политика,
- Неразвитость сервисных услуг,
- Снижение финансовых показателей деятельности предприятия,
- Высокий процент текучести кадров,
- Рост затрат по всем направлениям деятельности,
- Низкий уровень логистических услуг,
- Отсутствие ответственных по управлению конкурентоспособностью.
Предложенные мероприятия в области формирования и укрепления конкурентных преимуществ включают разработку плана мероприятий по повышению конкурентоспособности АО «РЕМДИЗЕЛЬ»; формирование ценовой политики организации; разработку бонусной программы по категориям клиентов. Реализация предложенных мероприятий несет как социальный, так и экономический эффект посредством привлечения внимания к бренду, повышения уровня лояльности потребителей, привлечения новых потенциальных клиентов, продажи услуг в совокупности как базовых, так и дополнительных, что позволит увеличить объем продаж и предполагает повышение финансовых показателей компании АО «РЕМДИЗЕЛЬ». Предприятие сможет достигнуть главной цели предприятия - увеличение объёмов продаж продукции и услуг, реализации конкурентоспособных пакетов услуг, а также увеличение доли рынка. Разработанная программа позволит снизить издержки, увеличить объемы сбыта, расширить границы рынка, а также укрепить уже занимаемую позицию.
Подобные работы
- СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В АО «РЕМДИЗЕЛЬ», ЕЁ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка и пути повышения инвестиционной привлекательности компании
(на примере АО «Ремдизель»)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Разработка технологии и участка по ремонту маховика автомобиля КАМАЗ с образованием дополнительных ремонтных поверхностей пазов на АО «Ремдизель
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление качеством продукции в системе "Бережливое производство"
Магистерская диссертация, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



