ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Кинематограф как феномен культуры: эволюция интерпретаций.. 9
1.1 Теоретические подходы к сущности кинематографа 9
1.2. Кинематограф как средство конструирования социальной реальности 22
Глава 2. Роль кинематографа в трансформации социальных процессов: взгляды В. Беньямина 33
2.1 Этапы формирования научных взглядов В. Беньямина на природу кинематографа 33
2.2 Значение кинематографа в формировании социокультурного пространства 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованных источников и литературы
Актуальность. На современном этапе своего развития человечество невозможно представить без кинематографа и экранной культуры в целом. Появившись более века назад кинематограф представил собой решительный новый, до этого неизвестный вид художественного и философского самовыражения с помощью техники. Начав своё развитие как техническая новинка и ярморочное развлечение кинематограф превратился часть повседневной жизни миллиардов людей. Превратился в масштабное зрелище, новое искусство и феномен культуры.
Кинематограф в век глобального распространения массовой культуры, становится самым распространённым её носителем, благодаря чему является огромным источником информации. Технологии нашего мира развиваются стремительно быстро, из-за чего печатное дело теряет свою актуальность, кинематограф же получает решающую роль в формировании мировоззрения современного поколения.
Актуальность данного исследования заключается в том, что кинематограф как новое искусство вобрал в себя все качества классической художественной культуры, унаследовав опыт изобразительного искусства, традиции культуры и театра, стал симбиозом вышеперечисленных видов искусства и транслирует их с помощью экрана. Такое внутреннее богатство позволяет кинематографу воздействовать на подсознание зрителя создавая образы, представления и идеалы . Исходя из этого, можно сделать вывод, что в арсенале кинематографа достаточно средств для трансформации социальных процессов.
Актуальность феномена кинематографа как фактор формирования социокультурного пространства была и ранее. Так немецкий философ Вальтер Беньямин говорил о возможностях киноискусства ещё в 30-40х годах XX века. Он не безосновательно полагал, что именно появление кинематографа является переломным моментом в общественном сознании человечества. Так в 1936 году он написал своё знаменитое эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». В нём автор говорит о возможностях кинематографа как инструмента пропаганды, так и о будущем великом влиянии кино на коммуникацию и мироощущение людей.
В пример подобного влияния можно поставить художественный фильм режиссёра Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» снятый им по государственному заказу в преддверии 25-летия революции. Сюжет фильма основан на реальных событиях, он рассказывает о событиях, которые происходили на броненосце «Князь Потёмкин Таврический», в июне 1905 года, команда корабля подняла бунт и захватила корабль. Но на подавление восстание тут же была отправлена Черноморская эскадра, однако моряки отказались открывать огонь по своим сослуживцам. Узнав о случившимся, моряков вышли поддержать жители Одессы, что привело к массовому расстрелу митингующих.
Фильм изобилует наличием пропагандистских фраз и сцен, но мне хотелось бы выделить один фрагмент киноленты:
Во время драки на палубе один из моряков сталкивается со священником, который прикрываясь крестом приказывает моряку того не трогать. (фразой «убирайся, халдей!»), спустя недолгие раздумья моряк вступает в драку со священником, и побеждает его, так как тот прикрывался лишь распятием. После зрителю показывают упавший на палубу крест ещё несколько раз. Так, по-моему, мнению, советская пропаганда вселяла в народ мысль о ненадобности религии, ведь она не спасла священника в опасный момент.
Также, можно предположить, что советская власть неким образом оправдывает свой приход кровью. Ведь, в фильме показано какую боль и неоправданные жертвы вела за собой Российская монархия.
Ещё одним подобным примером влияния хочется выделить уже более близкие к нашим дням киноленты Люка Бессона «Ямакаси» (2001 год) и «13 район»(2004 год). Благодаря двум этим фильмам на территории постсоветского пространства резко начинает набирать широкую популярность такое направление экстремального спорта как «паркур».
Таким образом, можно уверено сказать, что кинематограф оказывает огромное влияние на социокультурное пространство, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Феномен кинематографа далеко не нов в культурологической науке. Кинематограф - это очень интересный, в то же время и противоречивый культурный феномен. Предметом научного исследования он рассматривался в работах Ю.М.Лотмана. Отдельными и важными для нашего изучения являются высказывания В. Беньямина.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются уникальный феномен кинематографа в контексте культурологического знания и философского осмысления В. Беньямином.
Объектом исследования выступает особенность влияния кинематографа на формирование социокультурного пространства. Характеристика источников и литературы. В данной работе используются преимущественно письменные источники. Наш выбор литературы обусловлен преимущественным интересом к Вальтеру Беньямину, его творчеству и критики его работ, а также тем исследованиям, которые помогают интерпретировать его творческое наследие в контексте изучаемой нами проблемы. Так в пример критики творчества немецкого философа берётся работа В.Г Арсланова.
Таким образом, в использованной литературе можно выделить несколько групп.
Первая группа - это научные статьи, раскрывающие проблему кинематографа в контексте влияния на социокультурные процессы, а также работы, которые помогают нам интерпретировать данный вид искусства, к ним относятся: статья К. Ю. Мелконян в ней рассматриваются взаимоотношения кинематографа и социума, работа Н.И. Лубашовой , которая помогает нам понять место кинематографа в искусстве, статья С.Ю. Штейна даёт понимание внутреннего устройства кинематографа.
Вторая группа - источники, позволяющие изучить исследования В. Беньямина на природу кинематографа. Таким предстаёт Эссе немецкого философа , описание работы приводилось выше, в критическом понимании Беньямина нам помогает книг В.Г.Арсланов , в которой искусствовед критикует исследования эстетики представителей Франкфуртской школы, большой пласт нашей работы опирается на статью Ажимовой в ней автор анализирует взгляды немецкого философа на сущность и возможности кинематографа.
Методы исследования. В работе были использованы как общие гуманитарные методы: биографический, описательный,
семиотический, сравнительный и сравнительно-сопоставительный методы, так и синтетические культурологические методы, в частности анализ и синтез историко-культурных феноменов.
Цель данной работы состоит в исследовании специфики кинематографа как фактора в трансформации социокультурного пространства на примере творчества В.Беньямина. Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия кинематограф и основные составляющие данного вида искусства;
2) Представить культурно-исторические истоки кинематографа;
3) Рассмотреть содержание работ В. Беньямина на предмет рассуждений о роли кинематографа в его влиянии на социокультурное пространство.
4) Рассмотреть эволюцию теоретических интерпретаций кинематографа как способа конструирования социальной реальности.
5) Проанализировать факторы, повлиявшие на формирование взглядов В.Беньямина на сущность кинематографа.
Обоснование структуры работы. Структура состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграф, заключения. Первая глава «Кинематограф как феномен культуры: эволюция интерпретаций». Вторая глава «Роль кинематографа в трансформации социальных процессов: взгляды В. Беньямина» представляет анализ творческого пути, поисков немецкого философа, и его основные мысли, и концепции. В заключении представлены выводы исследования.
Подводя итог работы, можно уверено утверждать, что кинематограф в современном мире играет колоссальное значение в трансформации социальных процессов. Превратившись из обычного ярморочного развлечения в целую экранную культуру, включающую в себя: компьютерные игры, мультипликацию, видео и телевидение. Благодаря своеобразному синтезу существовавших до появления кинематографу видов искусств (изобразительное искусство, музыка, театр, литература) и широкому спектру функций (от развлекательно до познавательной) занял большую часть в повседневной жизни социума.
Кинематограф в представлении Вальтера Беньямина является достаточно противоречивым видом искусства, с одной стороны это техническая культура, где результат произведения во много зависит от развития технологий, вследствии чего, по мнению немецкого философа утрачивает такой прежний аспект искусства как ауру, с другой стороны это совершенно новый и могущественный вид влияния на социум. Он полагал, что благодаря своей доступности, массовости и уникальным воздействием на кинозрителя кинематограф способен менять ход истории, социальной жизни и в конце концов политического образования.
Также, можно сделать вывод, что в понимании Беньямина прежние функции искусства (сакральная и культовая) более не необходимы и имеют смысл быть отброшенными. Он считал, что «новому поколению людей, нужно исключительно развлекательное искусство, которое будет развеивать опасность нынешнего времени и придавать мнимое спокойствие» . Подобные взгляды философа критиковал В.Г. Арсланов.
По-моему, утверждением, что искусство утратило свою ауру неверно. Так как киноискусство обладает огромным количеством лент, которые продолжают тематику вековую художественной культуры, такую как, например, борьба добра и зла.
Мы должны отметить, что В.Беньямин провидчески определил кинематограф как значимый фактор трансформации социальной жизни человека. И сегодня в условиях развития массовой культуры мы можем говорить о том, что многие модели социальной жизни формируются под влиянием кинематографа, что подчёркивает важность и перспективность продолжения исследовательского поиска данной темы.
1) Адорно Т. Диалектика просвещения / Т. Адорно, М. Хорхаймер. — Санкт-Петербург.: Медиум, Ювента, 1997. — 312 с.
2) Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. / Арсланов В.Г. — Москва.: Искусство, 1983. —326 с.
3) Базен А. Что такое кино? / Под пер. с фр. В. Божовича, Я. Эпштейна. - Москва.: Искусство, 1972. — 382 с.
4) Беньямин В. Московский дневник. / пер. с нем. С.А. Ромашко. — Москва.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. —264 с.
5) Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под ред. Ю. А. Здорового. - Москва.: Медиум, 1996. -239 с.
6) Гриценко В. П. Культура как знаково-семиотическая система / В. П. Гриценко. — Краснодар, 2000. — 338 с.
7) Губман Б. Л. Искусство // Культурология. ХХ в. Словарь / Губман Б.Л. — Санкт-Петербург: Университетская книга. — 1997. — 447 с.
8) Давыдов Ю.Н. Критика Франкфуртской школы. / Давыдов Ю.Н. — Москва.: Наука, 1977. — 320 с.
9) Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Лотман Ю.М. — Таллинн.: Ээсти Раамат,1973. - 92 с.
10) Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. — Санкт-Петербург., 1999. — 101 c.
11) Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. / Хоруженко К.М — Ростов-н-Дону.: Феникс, 1997. — 182 c.
12) Эйзенштейн С. Избранные статьи. / Эйзенштейн С - Москва.: Искусство, 1956. — 456 c.
Аудио - визуальные источники
1) Броненосец Потёмкин. Фильм. /Реж. С.Эйзенштейн. - СССР, Киностудия «Мосфильм», 1925
2) Ямакаси: Новые самураи (фр. Yamakasi - Les samourais des temps modernes). Фильм. / реж. Л. Бессон. - Франция, Кинокомпания «Europa Corp» «Leeloo Productions» «Canal+», 2001
3) 13 район (фр. Banlieue 13). Фильм. / реж. Л.Бессон - Франция,
Кинокомпания «Europa Corp» «Canal+», 2004
Литература
1) Ажимова Л.В. Философское осмысление феномена кино В.
Беньямином / Л.В. Ажимова // Вопросы философии. — 2013. — № 1. — С. 92. Режим доступа:
http: //platona. net/load/zhurnaly po_ filosofii/vopro sy _filosofii/vopro sy
f'ilosolii 2013 g 1/78-1-0-3942/ дата обращения 26.05.2018
2) Ватолина Ю.В. Коммуникация как проблема существования (на основе опыта М. Виттиг, В. Беньямина, Ж. Бодрийара) / Ватолина Ю.В. // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2008. — Т. XI. — № 1. — С.122.
Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/33375617/?eng=0/ дата обращения 30.05.2018
3) Мелконян К.Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества / К. Ю. Мелконян. — 2010. — № 1.
Режим доступа:https://research-journal.org/social/kinematograf-kak-socialnyj-institut-i-kanal-translyacii-obraza-nacionalnoj-idei// дата обращения 29.05.2018
4) Николаева К.А. Кинематограф в контексте социологического знания. Воззрения представителей Франкфуртской школы / К.А. Николаева // Международный научно-исследовательский журнал.
— 2016. — № 4 (46) Часть 7. — С. 141
Режим доступа: https://research-journal.org/social/kinematograf-v- kontekste-sociologicheskogo-znaniya-vozzreniya-predstavitelej- frankfurtskoj-shkoly// дата обращения: 21.05.2018
5) Хилько Н.Ф. Художественно-эстетические возможности
аудиовизуального творчества // Транснациональные проблемы культуры XXI в./ Хилько Н.Ф. — Краснодар, 2002. — С.76. Режим доступа: http: //cvberleninka.ru/article/n/kinemato grafiva-kak-
kategoriya-teorii-i-istorii-kulturv.pdf /дата обращения 28.05.2018
6) Худякова Л.А. Кинематограф и эволюция егоинтерпретаций // Серия “Symposium”,Эстетика сегодня: состояние,перспективы. , Выпуск 1 / Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 1999. C.89-91.
Режим доступа :http: //anthropol o gv .ru/ru/text/hudvakova-la/kinematograf-i-evolvuciva-ego-interpretaciv/ дата обращения: 24.05.2018
7) Штейн С.Ю. Онтология кино: выход на метод-медиа [Электронный ресурс] // Артикульт. / Штейн С.Ю. — 2013. — 9(1). C.20-31. Режим доступа: http://schtein.ru/content/schtein/SCHTEIN_Ontologv_of_cinema.pdf/дата обращения 24.05.2018
Интернет ресурсы
1) Паркур в России. Новая глава истории? [Электронный ресурс] / Интернет журнал RedBull / ред. Ежи Рудь. — режим доступа: https://www.redbull.com/ru-ru/parkour-in-russia /дата обращения: 1.06.2018
2) Броненосец «Потемкин» (“1905 год”). [Электронный ресурс] /
режим доступа: http://cinema. mosfilm.ru/films/film/1920-
1929/bronenosets-potemkin-1905-god// дата обращения: 2.06.2018
3) Беньямин, Вальтер - это... Что такое Беньямин, Вальтер? [Электронный ресурс]. — режим доступа: https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/140476/ дата обращения : 3.06.2018